Урок №12. «Музыка осени» из цикла П.И. Чайковского «Времена года». www.уроки-музыки.рф
СЛАЙД 1. Осеннее время года почти подошло к концу и сегодня я предлагаю вам услышать музыку осени, созданную Петром Ильичом Чайковским. Напомню, что Чайковский создал 12 пьес, позже объединенных в фортепианный цикл «Времена года».
Но прежде, чем зазвучит музыка, немного коснемся поэзии…
На уроке с ребятами мы обсудим образы стихотворения Афанасия Фета «Осень», а потом прозвучит эпиграф к пьесе «Октябрь».
СЛАЙД 2. Это фрагмент стихотворения Алексея Константиновича Толстого:
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят….
Как вы думаете, какой по характеру будет музыка Чайковского? Наверняка многие уловили грустные, нежные нотки в этом поэтическом отрывке. Именно такой и будет по настроению эта пьеса.
Однако вас ждет еще одно открытие. Оказывается, мы можем узнать о темпе и характере музыки, даже не исполняя ее на инструменте, так как композиторы оставляют для исполнителей подсказки, которые можно увидеть в самом начале произведения прямо над нотами…
СЛАЙД 3. Такие «подсказки» принято писать на итальянском языке. И сейчас я переведу указания Чайковского - «andante» (анданте) обозначает «не спеша»; «doloroso» (долорозо) - «скорбно, грустно»; «molto cantabile» (мольто кантабиле) -«очень певуче». Исполнителю необходимо понимать смысл таких указаний, иначе он может испортить пьесу и разрушить замысел ее автора.
Сейчас вы услышите пьесу «Октябрь». Внимательно вслушиваясь, вы заметите, что музыка будет меняться. В начале и в конце пьесы мелодии будут очень похожи между собой, а в средней части измениться лад с минорного на мажорный, словно проглянуло солнышко. А еще появятся «кружащиеся» мелодии, как будто закружился осенний листопад, то взлетающий к осеннему небу, то плавно опускающийся на землю, чтобы украсить ее ковром разноцветных листьев…
Следующая пьеса «Ноябрь» звучит несколько необычно. На уроке сначала мы прослушаем ее фрагмент и попробуем догадаться – что изображает эта музыка…
В моей программе «Уроки музыки» в каждом классе предлагаются такие музыкальные «загадки». Так дети учатся развивать творческое воображение, а заодно овладевают музыкальным «словарем» композиторов, передающих свой замысел через темпы, громкость звучания, ладовые краски и многое другое.
СЛАЙД 4. Обсудив с ребятами прозвучавший отрывок, мы узнаем, что здесь Чайковский передал звон бубенцов, украшавших тройку лошадей. На занятии ребята узнают – на чем еще могли ездить 100 лет назад и даже увидят, как выглядели брички, повозки, сани… Название пьесы нам под скажет стихотворение Андрея Белого «Тройка».
СЛАЙД 5. Однако для эпиграфа был взят отрывок из стихотворения Николая Алексеевича Некрасова:
Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!
Слушая пьесу «На тройке», обратите внимание на то, как по - разному заливаются колокольчики под дугой: сначала лихо и призывно, а потом их звон становится громче и торжественней. В средней части появятся легкие, игривые перезвоны маленьких бубенчиков, а музыкальная тема будет звучать очень изящно. В последней части мелодия, с которой все начиналось, станет еще более заливистой от беспрерывного звона быстрых и высоких нот, а в конце все стихнет, так как тройка скрылась из глаз, а звон ее бубенчиков постепенно затих…
На занятии мы услышим оркестровое звучание этих пьес и узнаем – как оно появилось. Так в программе «Уроки музыки» через разные исполнения произведений, освоения музыкального словаря, раскрытие содержания музыки через поэзию формируется культурный кругозор детей и их художественный вкус.
Уроки музыки
Уроки музыки 2 класс.
Урок №12. «Музыка осени» из цикла П.И. Чайковского «Времена года». www.уроки-музыки.рф
СЛАЙД 1. Осеннее время года почти подошло к концу и сегодня я предлагаю вам услышать музыку осени, созданную Петром Ильичом Чайковским. Напомню, что Чайковский создал 12 пьес, позже объединенных в фортепианный цикл «Времена года».
Но прежде, чем зазвучит музыка, немного коснемся поэзии…
На уроке с ребятами мы обсудим образы стихотворения Афанасия Фета «Осень», а потом прозвучит эпиграф к пьесе «Октябрь».
СЛАЙД 2. Это фрагмент стихотворения Алексея Константиновича Толстого:
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят….
Как вы думаете, какой по характеру будет музыка Чайковского? Наверняка многие уловили грустные, нежные нотки в этом поэтическом отрывке. Именно такой и будет по настроению эта пьеса.
Однако вас ждет еще одно открытие. Оказывается, мы можем узнать о темпе и характере музыки, даже не исполняя ее на инструменте, так как композиторы оставляют для исполнителей подсказки, которые можно увидеть в самом начале произведения прямо над нотами…
Сейчас вы услышите пьесу «Октябрь». Внимательно вслушиваясь, вы заметите, что музыка будет меняться. В начале и в конце пьесы мелодии будут очень похожи между собой, а в средней части измениться лад с минорного на мажорный, словно проглянуло солнышко. А еще появятся «кружащиеся» мелодии, как будто закружился осенний листопад, то взлетающий к осеннему небу, то плавно опускающийся на землю, чтобы украсить ее ковром разноцветных листьев…
https://rutube.ru/video/c95851ce3baa97dab726ad290bfc0c94/
Следующая пьеса «Ноябрь» звучит несколько необычно. На уроке сначала мы прослушаем ее фрагмент и попробуем догадаться – что изображает эта музыка…
В моей программе «Уроки музыки» в каждом классе предлагаются такие музыкальные «загадки». Так дети учатся развивать творческое воображение, а заодно овладевают музыкальным «словарем» композиторов, передающих свой замысел через темпы, громкость звучания, ладовые краски и многое другое.
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Слушая пьесу «На тройке», обратите внимание на то, как по - разному заливаются колокольчики под дугой: сначала лихо и призывно, а потом их звон становится громче и торжественней. В средней части появятся легкие, игривые перезвоны маленьких бубенчиков, а музыкальная тема будет звучать очень изящно. В последней части мелодия, с которой все начиналось, станет еще более заливистой от беспрерывного звона быстрых и высоких нот, а в конце все стихнет, так как тройка скрылась из глаз, а звон ее бубенчиков постепенно затих…
https://rutube.ru/video/d0cec2b9fde44deb4f8cc3c5f8077c14/
На занятии мы услышим оркестровое звучание этих пьес и узнаем – как оно появилось. Так в программе «Уроки музыки» через разные исполнения произведений, освоения музыкального словаря, раскрытие содержания музыки через поэзию формируется культурный кругозор детей и их художественный вкус.
#музыкальноеобразование#дополнительноеобразование#урокимузыки#семейноеобучение#домашнееобучение#образовательнаяпрограммаобучения#урокимузыки1класс#урокимузыки2класс#урокимузыки3класс#урокимузыки4класс#урокимузыкидома#урокимузыкионлайн#урокимузыкидляшкол#урокимузыкидляшкольников#урокимузыкидляпедагогов#урокимузыкидляшкольников#