СЛАЙД 1. В прошлый раз мы говорили об использовании народных песен в творчестве П.И.Чайковского и слушали три пьесы из «Детского альбома». Вспомнить музыку «Камаринской» вам поможет небольшой мультфильм, где после этой миниатюры прозвучит последняя пьеса цикла - «Сладкая греза». https://vkvideo.ru/video-195667985_456243017
Михаил Иванович Глинка
СЛАЙД 2. К мелодии пляски «Камаринская» ранее Чайковского обратился великий русский композитор - Михаил Иванович Глинка. Прежде, чем вы услышите музыку Глинки, немного расскажу о его детстве, напрямую связанном с миром народного творчества.
Дом в селе Новоспасском, где родился М.И.Глинка
СЛАЙД 3. Будущий композитор родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. В детстве он слушал пение крестьян, обработки народных песен и музыку европейских композиторов в исполнении оркестра крепостных музыкантов. Такой оркестр имел его дядя - Афанасий Андреевич Глинка.
Михаил Иванович оставил записки о своей жизни, где описал впечатление, которое произвела на него одна из оркестровых пьес: «У батюшки иногда собиралось много гостей и родственников, это случалось в особенности в день его ангела или когда приезжал кто-либо, кого он хотел угостить на славу. В таком случае посылали обыкновенно за музыкантами к дяде моему… За 8 верст… Однажды играли квартет Крузеля с кларнетом; эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление – я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в неизъяснимое, томительно-сладостное состояние и на другой день во время урока рисования был рассеян…И учитель, заметя, что я рисовал уже слишком небрежно, неоднократно журил меня и, наконец, однако ж, догадавшись, в чем дело, сказал мне однажды, что он замечает, что я все только думаю о музыке: что ж делать? – отвечал я. – Музыка – душа моя!»
Уже в детские годы Глинка учился игре на скрипке и фортепиано, замечательно пел и хорошо рисовал.
Михаил Иванович Глинка
СЛАЙД 4. Повзрослев, он много путешествовал по разным странам. Однажды оказавшись в Варшаве, композитор начал вспоминать русские народные мотивы. Неожиданно он нашёл сходство двух известных мелодий – свадебной песни «Из-за гор, гор, высоких гор» и плясовой мелодии «Камаринская». Так родилось одно из великих произведений классической музыки – симфоническая фантазия «Камаринская».
Первая мелодия фантазии - тема песни «Из-за гор, гор высоких», в которой поется о добром молодце Иванушке. Он выехал на дорогом коне из-за высоких гор, темного леса. Молодец вез ковер, вышитый Настасьей Ивановной при свете месяца. Предлагаю послушать оригинал свадебной песни. https://rutube.ru/video/290ba4254611da6d06e2eeac7a15f8fa/
В симфонической фантазии вы услышите несколько вариаций этой мелодии. Изменится ее характер - она станет спокойной, задумчивой. После несколько мрачного вступления тема песни прозвучит сначала у струнно-смычковых инструментов, потом у деревянных духовых. Вы услышите 6 вариаций этой мелодии, в которых, подражая народным исполнителям, композитор украшает мелодию разными узорами, а в конце торжественно проводит ее звучание у всего оркестра.
Ну а дальше свадебную песню сменит тема плясового наигрыша. Сначала бойкая, стремительная «Камаринская» прозвучит в подлинном виде, а затем композитор также начнет ее варьировать. Затем две темы начнут переплетаться между собой, образуя удивительно красивые созвучия. Предлагаю вам послушать всю фантазию целиком и постараться вслушаться в музыкальные темы и в то, как их мастерски варьирует автор. https://vkvideo.ru/video-109737305_456239857
Завершая разговор об этом выдающемся произведении, приведу цитату Петра Ильича Чайковского: «Вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб – в желуде». Так он выразил мысль о том, что творчество наших соотечественников невозможно представить без обращения к богатейшему миру русского фольклора.
Уроки музыки
УРОК №21.
Симфоническая фантазия «Камаринская» М.И. Глинки. 2 класс. www.уроки-музыки.рф С праздником Сретения Господня!
https://vkvideo.ru/video-195667985_456243017
Михаил Иванович оставил записки о своей жизни, где описал впечатление, которое произвела на него одна из оркестровых пьес: «У батюшки иногда собиралось много гостей и родственников, это случалось в особенности в день его ангела или когда приезжал кто-либо, кого он хотел угостить на славу. В таком случае посылали обыкновенно за музыкантами к дяде моему… За 8 верст…
Однажды играли квартет Крузеля с кларнетом; эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление – я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в неизъяснимое, томительно-сладостное состояние и на другой день во время урока рисования был рассеян…И учитель, заметя, что я рисовал уже слишком небрежно, неоднократно журил меня и, наконец, однако ж, догадавшись, в чем дело, сказал мне однажды, что он замечает, что я все только думаю о музыке: что ж делать? – отвечал я. – Музыка – душа моя!»
Уже в детские годы Глинка учился игре на скрипке и фортепиано, замечательно пел и хорошо рисовал.
Первая мелодия фантазии - тема песни «Из-за гор, гор высоких», в которой поется о добром молодце Иванушке. Он выехал на дорогом коне из-за высоких гор, темного леса. Молодец вез ковер, вышитый Настасьей Ивановной при свете месяца. Предлагаю послушать оригинал свадебной песни.
https://rutube.ru/video/290ba4254611da6d06e2eeac7a15f8fa/
В симфонической фантазии вы услышите несколько вариаций этой мелодии. Изменится ее характер - она станет спокойной, задумчивой.
После несколько мрачного вступления тема песни прозвучит сначала у струнно-смычковых инструментов, потом у деревянных духовых. Вы услышите 6 вариаций этой мелодии, в которых, подражая народным исполнителям, композитор украшает мелодию разными узорами, а в конце торжественно проводит ее звучание у всего оркестра.
Ну а дальше свадебную песню сменит тема плясового наигрыша. Сначала бойкая, стремительная «Камаринская» прозвучит в подлинном виде, а затем композитор также начнет ее варьировать. Затем две темы начнут переплетаться между собой, образуя удивительно красивые созвучия.
Предлагаю вам послушать всю фантазию целиком и постараться вслушаться в музыкальные темы и в то, как их мастерски варьирует автор.
https://vkvideo.ru/video-109737305_456239857
Это произведение можно также посмотреть в мультипликационном варианте.
https://vkvideo.ru/video448853674_456239057
Завершая разговор об этом выдающемся произведении, приведу цитату Петра Ильича Чайковского: «Вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб – в желуде». Так он выразил мысль о том, что творчество наших соотечественников невозможно представить без обращения к богатейшему миру русского фольклора.
#музыкальноеобразование#дополнительноеобразование#урокимузыки#семейноеобучение#домашнееобучение#образовательнаяпрограммаобучения#урокимузыки1класс#урокимузыки2класс#урокимузыки3класс#урокимузыки4класс#урокимузыкидома#урокимузыкионлайн#урокимузыкидляшкол#урокимузыкидляшкольников#урокимузыкидляпедагогов#урокимузыкидляшкольников#