УРОК №9. Заключительное занятие по сюите М.П.Мусоргского «Картинки с выставки». Друзья, сегодня мы завершаем знакомство с музыкой сюиты «Картинки с выставки». www.уроки-музыки.рф
СЛАЙД 1. Начнётся наш урок с самой первой «картинки» под названием «Гном».
К сожалению, этот рисунок В. А. Гартмана не сохранился, но известно, что это был эскиз ёлочной игрушки, изображавший щипцы для раскалывания орехов в виде карлика на кривых ножках. В музыке М. П. Мусоргского ёлочная фигурка оживает. В начале вы услышите, как гном словно перебегает с места на место и вдруг замирает, прячась от кого-то.
Здесь композитор снова использовал трёхчастную форму и в средней части мы начинаем лучше чувствовать это существо. Вы услышите напряжённое раскачивание низких нот, словно гном задумался о чём-то или просто сделал передышку. Но появление изломанных мелодических фраз говорит о том, что он всё время пугается, ожидая какой-то опасности.
Гном так и не нашёл покоя. Прислушайтесь к ярко звучащей нисходящей мелодии, выражающей всё отчаяние и боль маленького человечка. Это кульминация, то есть самый эмоциональный момент произведения.
Завершается пьеса возвращением темы первой части, но в конце мелодия словно «улетает» в быстром движении мелких нот, унося и наше впечатление от такой картинки.
Напомню, что в цикле есть ещё одна сказочная героиня - Баба Яга. В конце пьесы «Избушка на курьих ножках» композитор поставил слово attacca. «Атака» переводится с итальянского языка, как «нападать». Указание «attacca» в нотах обозначает быстрый переход к следующим разделу произведения или части цикла».
Так автор создает ярчайший контраст – от зловещего образа Бабы Яги к праздничному финалу под названием «Богатырские ворота».
СЛАЙД 2. Художник создал эскиз городских ворот в Киеве.
Такой архитектурный проект был подготовлен к конкурсу, объявиленному по случаю спасения Александра II во время неудавшегося покушения на императора в 1866 году. Но конкурс был отменен, а ворота так и не были построены.
СЛАЙД 3. Если внимательно приглядеться к эскизу, то можно увидеть настоящую звонницу, украшенную аркой в виде старинного военного шлема.
СЛАЙД 4. Центральная часть ворот напоминает кокошник и увенчана гербом Российской империи.
СЛАЙД 5. А ещё вы видите изображение ангела и святого семейства. На воротах надпись: «Благословен грядый во имя Господне».
Это слова молитвы праздника Входа Господня в Иерусалим. Посмотрите, как много образов вместил эскиз выдающегося художника.
В номере сюиты эти образы станут музыкальными темами. Весь финал пронизывают две темы. В первой слышны былинные русские мотивы и даже черты торжественного маршевого шествия.
А вот дальше появляется вторая тема, похожая на церковное песнопение. Эти темы будут варьироваться, сменяя друг друга, пока не начнется вторая часть финала.
СЛАЙД 6. Сначала вы услышите негромкий колокольный звон, который постепенно становится всё ярче и величественнее.
Композитор мастерски передаёт колокольные перезвоны с помощью разного ритма и высоты звучания нот.
И вдруг в разгар колокольного перезвона появляется знакомая вам тема «Прогулки», превратившаяся в величественное шествие самого автора сюиты.
СЛАЙД 7. Завершается весь номер грандиозной кодой. Значение слова вы видите на слайде, а нам пора услышать финальную картину цикла в оркестровом звучании.
СЛАЙД 8. Оркестровый «наряд» циклу подарил французский композитор и дирижёр Морис Равель.
Я надеюсь, что такой торжественный гимн, отразивший великую силу могучего государства, не оставил вас равнодушными.
А мне остается напомнить – если вы окажетесь на концерте, где будет звучать вся сюита «Картинки с выставки», то аплодировать можно будет только после исполнения самой последней части цикла.
Уроки музыки
:Дарья Мамонова
УРОКИ МУЗЫКИ 3 КЛАСС.
УРОК №9. Заключительное занятие по сюите М.П.Мусоргского «Картинки с выставки».
Друзья, сегодня мы завершаем знакомство с музыкой сюиты «Картинки с выставки». www.уроки-музыки.рф
К сожалению, этот рисунок В. А. Гартмана не сохранился, но известно, что это был эскиз ёлочной игрушки, изображавший щипцы для раскалывания орехов в виде карлика на кривых ножках. В музыке М. П. Мусоргского ёлочная фигурка оживает. В начале вы услышите, как гном словно перебегает с места на место и вдруг замирает, прячась от кого-то.
Здесь композитор снова использовал трёхчастную форму и в средней части мы начинаем лучше чувствовать это существо. Вы услышите напряжённое раскачивание низких нот, словно гном задумался о чём-то или просто сделал передышку. Но появление изломанных мелодических фраз говорит о том, что он всё время пугается, ожидая какой-то опасности.
Гном так и не нашёл покоя. Прислушайтесь к ярко звучащей нисходящей мелодии, выражающей всё отчаяние и боль маленького человечка. Это кульминация, то есть самый эмоциональный момент произведения.
Завершается пьеса возвращением темы первой части, но в конце мелодия словно «улетает» в быстром движении мелких нот, унося и наше впечатление от такой картинки.
https://vkvideo.ru/video-4604811_456240510
Напомню, что в цикле есть ещё одна сказочная героиня - Баба Яга. В конце пьесы «Избушка на курьих ножках» композитор поставил слово attacca. «Атака» переводится с итальянского языка, как «нападать». Указание «attacca» в нотах обозначает быстрый переход к следующим разделу произведения или части цикла».
Так автор создает ярчайший контраст – от зловещего образа Бабы Яги к праздничному финалу под названием «Богатырские ворота».
Такой архитектурный проект был подготовлен к конкурсу, объявиленному по случаю спасения Александра II во время неудавшегося покушения на императора в 1866 году. Но конкурс был отменен, а ворота так и не были построены.
Это слова молитвы праздника Входа Господня в Иерусалим. Посмотрите, как много образов вместил эскиз выдающегося художника.
В номере сюиты эти образы станут музыкальными темами. Весь финал пронизывают две темы. В первой слышны былинные русские мотивы и даже черты торжественного маршевого шествия.
А вот дальше появляется вторая тема, похожая на церковное песнопение. Эти темы будут варьироваться, сменяя друг друга, пока не начнется вторая часть финала.
Композитор мастерски передаёт колокольные перезвоны с помощью разного ритма и высоты звучания нот.
И вдруг в разгар колокольного перезвона появляется знакомая вам тема «Прогулки», превратившаяся в величественное шествие самого автора сюиты.
https://vkvideo.ru/video263999010_456239040
Я надеюсь, что такой торжественный гимн, отразивший великую силу могучего государства, не оставил вас равнодушными.
А мне остается напомнить – если вы окажетесь на концерте, где будет звучать вся сюита «Картинки с выставки», то аплодировать можно будет только после исполнения самой последней части цикла.
#музыкальноеобразование #дополнительноеобразование #урокимузыки #семейноеобучение #домашнееобучение #образовательнаяпрограммаобучения #урокимузыки1класс #урокимузыки2класс #урокимузыки3класс #урокимузыки4класс #урокимузыкидома #урокимузыкионлайн #урокимузыкидляшкол #урокимузыкидляшкольников #урокимузыкидляпедагогов #урокимузыкидляшкольников