УРОК №13. Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». Первое действие.
СЛАЙД 1. В прошлом посте вы начали знакомиться с оперой «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки. На уроке ребята вспомнят – где родился композитор, какую музыку он слышал в детстве и на каких инструментах сам учился играть.
Так в моей программе «Уроки музыки» дети постепенно начинают понимать – откуда берут истоки те или другие музыкальные произведения (имеется в виду народное творчество, духовная музыка и т.д.)
СЛАЙД 2. А затем мы вернёмся к опере, которую во времена Глинки назвали «Жизнь за царя», так как в названии отражен подвиг крестьянина, отдавшего свою жизнь за Михаила Фёдоровича Романова, ставшего первым царём из семьи Романовых. Так через программу ученики обогащают и свои знания истории.
СЛАЙД 3. В прошлый раз вы слушали увертюру, настраивающую на музыку спектакля. Но вот занавес открывается и начинается первое действие оперы. Вы видите улицу села Домнина. Вдали течёт река.
В село входят русские воины, которые составляли народное ополчение против литовских и польских захватчиков. Их радостно встречают крестьяне, среди которых Иван Сусанин, его дочь Антонида и приёмный сын Ваня.
Опера начинается с интродукции. «Интродукция» переводится с латинского языка, как «введение». В опере интродукцией называют первую ансамблевую сцену, следующую непосредственно за увертюрой».
СЛАЙД 4. Интродукция состоит из трёх разделов. Первый раздел исполняет мужской хор. Певцы будут петь о своей Родине, над которой мчатся бури. Сама мелодия хора напоминает широкое раздолье русских просторов и очень похожа на народную песню.
Во втором разделе вы услышите голоса крестьянок, встречающих своих мужей, сыновей, отцов хлебом и солью.
В третьем разделе интродукции два хора объединяются вместе. Здесь вспоминаются сражения русских воинов на Чудском озере с тевтонскими рыцарями, Куликовская битва с ханской ордой. Голоса звучат то переплетаясь между собой, то исполняя мощные созвучия, подчеркивающие слова: «Беда неминучая врагам, беда всем незваным злым гостям»!
Так русский народ поёт о том, что враг никогда не поработит нашу землю и найдет здесь свою гибель.
На уроке мы обсудим, почему в декорационном оформлении спектакля видны образы Богородицы, Иисуса Христа… В этой опере простые русские люди встали на защиту своего Отечества, понимая, что только с Божьей помощью можно одолеть сильного и коварного врага!
СЛАЙД 5. Но вот крестьяне постепенно расходятся. На сцене остаётся Антонида. Она ждёт возвращения своего суженого, Богдана Собинина, который с дружиной ушёл воевать с польской шляхтой.
Звучит «Каватина и рондо Антониды». «Каватина» - ария, которая впервые знакомит нас с оперным героем или героиней». Каватина раскрывает искренность, простоту, верность чувств девушки. Это медленная часть арии. Но Антонида не может долго грустить. Она предаётся мечтам о счастливой семейной жизни.
СЛАЙД 6. Наступает второй раздел арии, который называется «рондо».
Определение этого термина вы видите на слайде. Музыка рондо выражает радостный образ молодой невесты, поэтому мелодия звучит очень подвижно и светло.
СЛАЙД 7. К концу номера крестьяне вновь заполняют сцену.
Входит Сусанин, возвратившийся из города. Свадьбе, которую так ждёт Антонида, не бывать. Сусанин начинает свою речь словами: «Что гадать о свадьбе? Горю нет конца. Затоптан хлеб в полях, рыдает мать-земля». На уроке мы прослушаем фрагмент диалога Сусанина и крестьян и сделаем важное открытие!
В этой опере одним из главных действующих лиц является народ, чутко реагирующий на каждое событие. Такую традицию переймут дальнейшие русские композиторы.
СЛАЙД 8. Но вот на реке появляется лодка; из неё выходит Богдан Собинин. С горячим приветствием он обращается к Антониде, но Сусанин охлаждает пыл жениха вопросами о польских панах – удалось ли их побить? ...
О том, какие новости привёз жених Антониды, вы узнаете в следующий раз.
Уроки музыки
:Дарья Мамонова
УРОКИ МУЗЫКИ 3 КЛАСС.
УРОК №13. Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». Первое действие.
www.уроки-музыки.рф
Так в моей программе «Уроки музыки» дети постепенно начинают понимать – откуда берут истоки те или другие музыкальные произведения (имеется в виду народное творчество, духовная музыка и т.д.)
В село входят русские воины, которые составляли народное ополчение против литовских и польских захватчиков. Их радостно встречают крестьяне, среди которых Иван Сусанин, его дочь Антонида и приёмный сын Ваня.
Опера начинается с интродукции. «Интродукция» переводится с латинского языка, как «введение». В опере интродукцией называют первую ансамблевую сцену, следующую непосредственно за увертюрой».
Во втором разделе вы услышите голоса крестьянок, встречающих своих мужей, сыновей, отцов хлебом и солью.
В третьем разделе интродукции два хора объединяются вместе. Здесь вспоминаются сражения русских воинов на Чудском озере с тевтонскими рыцарями, Куликовская битва с ханской ордой. Голоса звучат то переплетаясь между собой, то исполняя мощные созвучия, подчеркивающие слова: «Беда неминучая врагам, беда всем незваным злым гостям»!
Так русский народ поёт о том, что враг никогда не поработит нашу землю и найдет здесь свою гибель.
https://vkvideo.ru/video-156226716_456239055
На уроке мы обсудим, почему в декорационном оформлении спектакля видны образы Богородицы, Иисуса Христа… В этой опере простые русские люди встали на защиту своего Отечества, понимая, что только с Божьей помощью можно одолеть сильного и коварного врага!
Звучит «Каватина и рондо Антониды». «Каватина» - ария, которая впервые знакомит нас с оперным героем или героиней». Каватина раскрывает искренность, простоту, верность чувств девушки.
Это медленная часть арии. Но Антонида не может долго грустить. Она предаётся мечтам о счастливой семейной жизни.
Определение этого термина вы видите на слайде. Музыка рондо выражает радостный образ молодой невесты, поэтому мелодия звучит очень подвижно и светло.
https://vkvideo.ru/video134936905_456239101
Входит Сусанин, возвратившийся из города. Свадьбе, которую так ждёт Антонида, не бывать. Сусанин начинает свою речь словами: «Что гадать о свадьбе? Горю нет конца. Затоптан хлеб в полях, рыдает мать-земля».
На уроке мы прослушаем фрагмент диалога Сусанина и крестьян и сделаем важное открытие!
В этой опере одним из главных действующих лиц является народ, чутко реагирующий на каждое событие. Такую традицию переймут дальнейшие русские композиторы.
О том, какие новости привёз жених Антониды, вы узнаете в следующий раз.
#музыкальноеобразование #дополнительноеобразование #урокимузыки #семейноеобучение #домашнееобучение #образовательнаяпрограммаобучения #урокимузыки1класс #урокимузыки2класс #урокимузыки3класс #урокимузыки4класс #урокимузыкидома #урокимузыкионлайн #урокимузыкидляшкол #урокимузыкидляшкольников #урокимузыкидляпедагогов #урокимузыкидляшкольников#.