Из книги «История старейшего театра кукол…», ч.1. Продолжение, начало по хэштегу #иркутский_театр_кукол ) СПЕКТАКЛИ ДЛЯ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ. В конце 1950-х годов в жизни Иркутян появилось телевидение. Более 10 лет вещание велось по единственному каналу и длилось несколько часов в день. Телезрителям предлагалось посмотреть фильмы, концерты, новости, которые присылали на киноплёнке из Москвы, а также иркутские передачи. Местные телевизионщики очень старались разнообразить свое эфирное время, в том числе, и трансляциями театральных постановок. Таким образом, в начале 60-х годов наш театр кукол начал показывать спектакли не только для зрителей, сидящих в зале, но и для тех, кто приобрёл телевизор. Первое время у иркутского телерадиоцентра не было ни записывающего оборудования, не передвижных станций. Спектакли актёры играли в прямом эфире, поэтому приезжали в студию вместе с реквизитом. В начале кукольники привозили постановки, с которыми гастролировали по области. А затем, когда у операторов появилась техника для записи, артисты снимали «отработанные» спектакли, исключённые из репертуара. «Легенда о Воле» стала одной из первых постановок, которую увидели зрители. Это сказка о том, как против алчного, деспотичного царя и его хитроумной свиты восстали простые, добрые люди. Пьесу написал будущий главной режиссёр театра Пантелеймон Владимирович Хороших, создавший также художественное оформление для спектакля… Телеспектакли театра кукол оказались большим подарком для Иркутян. Ведь именно Иркутске зрители реже остальных жителей региона могли попасть на постановки иркутских актёров-кукловодов. До того, как у артистов появилось свое здание, в родном городе они выступали, в основном, с новогодними сказками. Обо всех показах телеспектаклей зрители узнавали из программы передач, которую публиковали в местных газетах. ПОСТАНОВКИ ШЕСТИДЕСЯТЫХ С 1960-го по 1969-й годы иркутский театр кукол поставил 29 спектаклей, каждый из которых был сыгран десятки, а то из сотни раз. К примеру постановку «Поросёнок Чок» актёры показали около 500 раз для более чем 150 000 зрителей! И это ещё без учёта трансляции по телевидению. Стоит отметить, что этот спектакль стал единственным долгожителем из тех работ, что иркутские кукольники поставили в 60-е годы. С небольшими перерывами он продержался в репертуаре в общей сложности 10 лет. Обычно же жизнь постановок была не долгой – один или два сезона: показали спектакль в разных уголках области, а в следующем году повезли новый. Такая судьба касалось даже самых необычных, экспериментальных работ, например, - постановки «Зелёная лисица», созданной в формате «открытой руки». У кукол этого формата необычный вид – длинная перчатка, к который пришита только голова персонажа. Оживить такого героя намного сложнее, чем обычного Петрушку. Однако иркутские кукольники отлично справлялись с задачей, и спектакль зрителям понравился… Кукольники не смогли обойти стороной и одно из главных событий ХХ-го века – первый полёт человека в космос. Вдохновившись грандиозным достижением и пьесой известного детского писателя Виталия Губарева «Встреча на далёкой планете», коллектив поставил одноимённую фантастическую сказку о путешествии учёных на космическом корабле. В то же время внимание артистов привлёк писатель Юрий Елисеев. Сегодня его пьесы признаны классикой советского театра кукол, а в 60-е годы они выделялись оригинальностью, свежестью характеров, выразительностью языка и юмором. В работу иркутяне взяли произведения «Сэмбо» и «Неразменный рубль». Обе постановки хоть и недолго пробыли в репертуаре, но очень полюбились зрителям. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ АРТИСТОВ. В середине 60-х годов Театр кукол отметил свое 30-летие. За это время труппа побывала во всех населённых пунктах области, ежегодно проезжая по 10 и более тысяч километров. На долю кукольников выпадали разные испытания, и больше их часть была связано с дорогой. Аварии, поломки транспорта, непроходимости опасной дороги – со всем этим приходилось сталкиваться практически каждому работнику театра. И без любви не только к творчеству и зрителям, но и к путешествиям и приключениям, обойтись было невозможно. «Честно говоря, я не могу дождаться конца отпуска. За 20 лет работы в театре мы так привыкли путешествовать, что не сидится на одном месте», – признался в интервью артист Василий Николаевич Кузнецов. Бывали даже случаи, когда люди, не сумевшие попасть на спектакли, вредили коллективу. Например, могли разбить у автобуса фары, и артистом приходилось добираться до ночлега в кромешной темноте. Однако трудности не пугали кукольников и текучки кадров в театре не наблюдалось. За 30 лет в трупе собралось три поколения актёров: мастера, которые пришли в театр в довоенное время, опытные кукольники, проработавшие 10-15 лет, и молодые артисты, только начинавшие постигать профессию. Среди последних были те, кто в будущем оставил след в истории театра – Юрий Фёдорович Граник, Орест Иванович Когодовский, Людмила Фёдоровна Когодовская, Галина Григорьевна Хорошавцева, Валерий Дмитриевич Кирюнин, Станислав Никитич Шиповалов. Новое поколение отличалось тем, что в Кукольники теперь шли не только любители, но и профессиональные артисты, окончившие иркутское театральное училище. В 1969-м году актрисе Елене Константиновне Болотовой было присвоено звание заслуженный артистки РСФСР. Званием заслуженного работника культуры был отмечен директор театра Сергей Маркович Олейников. ПРОФЕССИЯ «АКТЁР ТЕАТРА КУКОЛ». В 1964-м году в иркутском театральном училище открылась новая специализация «Актёр театра кукол». Руководителем первого курса стал Владимир Никифорович Почекунин, который к тому времени был не только опытным актёром-кукловодом, но и получил режиссёрское образование. На обучение отводилось 4 года. За это время начинающие артисты должны были освоить программу «драматического отделения», научиться управлять разными видами кукол, а также самостоятельно изготавливать их. С 1967 г. прием на специальность «Актёр театра кукол» стали объявлять каждые два года. ГДЕ ЖИВУТ ВОЛШЕБНИКИ. «Не спутайте с дверью в подвал», – предупреждал студент политехнического института Е. Варламов, написавший в газету материал о том, в каких условиях трудятся иркутские кукольники. В 60-е артисты работали в старом каменном здании на ул.Карла Маркса, 20. Автор статьи сожалел не только о том, в каком помещении приходилось репетировать и изготавливать реквизит, но и о том, что у иркутского зрителя нет возможности попасть на спектакли театра кукол. Вопрос о том, что театру необходимо свое комфортное помещение для создания и показа спектаклей, поднимался в прессе каждый год. Об этом писали сотрудники СМИ, неравнодушные люди, а также сами артисты. «Можно насчитать сотни населённых пунктов, где бывает театр и где его знают, любят и ценят. А об Иркутске этого сказать нельзя», – писал главный режиссёр Пантелеймон Владимирович Хороших. Почему региональные власти не смогли подарить кукольника дом – остается загадкой. Однако в сентябре 1967 г. в газете «Восточно-Сибирская Правда» вышла публикация о будущих застройках города. «В планах у архитекторов корпуса кинотехникума, театра кукол, центральной библиотеки, музыкального театра и киноконцертного зала». Со временем, практически всё из этого списка в Иркутске появилось. А здание, построенное специально для театра кукол, так и остается проектом до сегодняшнего дня…» Продолжение следует. #покажи_мне_сказку #кукольный_театр
Частный музей советских игрушек КУМИР ДЕТСТВА
#иркутский_театр_кукол в 1960-е годы.
Из книги «История старейшего театра кукол…», ч.1.
Продолжение, начало по хэштегу #иркутский_театр_кукол )
СПЕКТАКЛИ ДЛЯ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ.
В конце 1950-х годов в жизни Иркутян появилось телевидение. Более 10 лет вещание велось по единственному каналу и длилось несколько часов в день. Телезрителям предлагалось посмотреть фильмы, концерты, новости, которые присылали на киноплёнке из Москвы, а также иркутские передачи.
Местные телевизионщики очень старались разнообразить свое эфирное время, в том числе, и трансляциями театральных постановок. Таким образом, в начале 60-х годов наш театр кукол начал показывать спектакли не только для зрителей, сидящих в зале, но и для тех, кто приобрёл телевизор.
Первое время у иркутского телерадиоцентра не было ни записывающего оборудования, не передвижных станций. Спектакли актёры играли в прямом эфире, поэтому приезжали в студию вместе с реквизитом. В начале кукольники привозили постановки, с которыми гастролировали по области. А затем, когда у операторов появилась техника для записи, артисты снимали «отработанные» спектакли, исключённые из репертуара.
«Легенда о Воле» стала одной из первых постановок, которую увидели зрители. Это сказка о том, как против алчного, деспотичного царя и его хитроумной свиты восстали простые, добрые люди.
Пьесу написал будущий главной режиссёр театра Пантелеймон Владимирович Хороших, создавший также художественное оформление для спектакля…
Телеспектакли театра кукол оказались большим подарком для Иркутян. Ведь именно Иркутске зрители реже остальных жителей региона могли попасть на постановки иркутских актёров-кукловодов. До того, как у артистов появилось свое здание, в родном городе они выступали, в основном, с новогодними сказками. Обо всех показах телеспектаклей зрители узнавали из программы передач, которую публиковали в местных газетах.
ПОСТАНОВКИ ШЕСТИДЕСЯТЫХ
С 1960-го по 1969-й годы иркутский театр кукол поставил 29 спектаклей, каждый из которых был сыгран десятки, а то из сотни раз. К примеру постановку «Поросёнок Чок» актёры показали около 500 раз для более чем 150 000 зрителей! И это ещё без учёта трансляции по телевидению. Стоит отметить, что этот спектакль стал единственным долгожителем из тех работ, что иркутские кукольники поставили в 60-е годы. С небольшими перерывами он продержался в репертуаре в общей сложности 10 лет.
Обычно же жизнь постановок была не долгой – один или два сезона: показали спектакль в разных уголках области, а в следующем году повезли новый. Такая судьба касалось даже самых необычных, экспериментальных работ, например, - постановки «Зелёная лисица», созданной в формате «открытой руки». У кукол этого формата необычный вид – длинная перчатка, к который пришита только голова персонажа. Оживить такого героя намного сложнее, чем обычного Петрушку. Однако иркутские кукольники отлично справлялись с задачей, и спектакль зрителям понравился…
Кукольники не смогли обойти стороной и одно из главных событий ХХ-го века – первый полёт человека в космос. Вдохновившись грандиозным достижением и пьесой известного детского писателя Виталия Губарева «Встреча на далёкой планете», коллектив поставил одноимённую фантастическую сказку о путешествии учёных на космическом корабле.
В то же время внимание артистов привлёк писатель Юрий Елисеев. Сегодня его пьесы признаны классикой советского театра кукол, а в 60-е годы они выделялись оригинальностью, свежестью характеров, выразительностью языка и юмором. В работу иркутяне взяли произведения «Сэмбо» и «Неразменный рубль». Обе постановки хоть и недолго пробыли в репертуаре, но очень полюбились зрителям.
ТРИ ПОКОЛЕНИЯ АРТИСТОВ.
В середине 60-х годов Театр кукол отметил свое 30-летие. За это время труппа побывала во всех населённых пунктах области, ежегодно проезжая по 10 и более тысяч километров.
На долю кукольников выпадали разные испытания, и больше их часть была связано с дорогой. Аварии, поломки транспорта, непроходимости опасной дороги – со всем этим приходилось сталкиваться практически каждому работнику театра. И без любви не только к творчеству и зрителям, но и к путешествиям и приключениям, обойтись было невозможно.
«Честно говоря, я не могу дождаться конца отпуска. За 20 лет работы в театре мы так привыкли путешествовать, что не сидится на одном месте», – признался в интервью артист Василий Николаевич Кузнецов.
Бывали даже случаи, когда люди, не сумевшие попасть на спектакли, вредили коллективу. Например, могли разбить у автобуса фары, и артистом приходилось добираться до ночлега в кромешной темноте.
Однако трудности не пугали кукольников и текучки кадров в театре не наблюдалось. За 30 лет в трупе собралось три поколения актёров: мастера, которые пришли в театр в довоенное время, опытные кукольники, проработавшие 10-15 лет, и молодые артисты, только начинавшие постигать профессию. Среди последних были те, кто в будущем оставил след в истории театра – Юрий Фёдорович Граник, Орест Иванович Когодовский, Людмила Фёдоровна Когодовская, Галина Григорьевна Хорошавцева, Валерий Дмитриевич Кирюнин, Станислав Никитич Шиповалов.
Новое поколение отличалось тем, что в Кукольники теперь шли не только любители, но и профессиональные артисты, окончившие иркутское театральное училище.
В 1969-м году актрисе Елене Константиновне Болотовой было присвоено звание заслуженный артистки РСФСР. Званием заслуженного работника культуры был отмечен директор театра Сергей Маркович Олейников.
ПРОФЕССИЯ «АКТЁР ТЕАТРА КУКОЛ».
В 1964-м году в иркутском театральном училище открылась новая специализация «Актёр театра кукол». Руководителем первого курса стал Владимир Никифорович Почекунин, который к тому времени был не только опытным актёром-кукловодом, но и получил режиссёрское образование.
На обучение отводилось 4 года. За это время начинающие артисты должны были освоить программу «драматического отделения», научиться управлять разными видами кукол, а также самостоятельно изготавливать их.
С 1967 г. прием на специальность «Актёр театра кукол» стали объявлять каждые два года.
ГДЕ ЖИВУТ ВОЛШЕБНИКИ.
«Не спутайте с дверью в подвал», – предупреждал студент политехнического института Е. Варламов, написавший в газету материал о том, в каких условиях трудятся иркутские кукольники. В 60-е артисты работали в старом каменном здании на ул.Карла Маркса, 20.
Автор статьи сожалел не только о том, в каком помещении приходилось репетировать и изготавливать реквизит, но и о том, что у иркутского зрителя нет возможности попасть на спектакли театра кукол.
Вопрос о том, что театру необходимо свое комфортное помещение для создания и показа спектаклей, поднимался в прессе каждый год. Об этом писали сотрудники СМИ, неравнодушные люди, а также сами артисты.
«Можно насчитать сотни населённых пунктов, где бывает театр и где его знают, любят и ценят. А об Иркутске этого сказать нельзя», – писал главный режиссёр Пантелеймон Владимирович Хороших.
Почему региональные власти не смогли подарить кукольника дом – остается загадкой. Однако в сентябре 1967 г. в газете «Восточно-Сибирская Правда» вышла публикация о будущих застройках города. «В планах у архитекторов корпуса кинотехникума, театра кукол, центральной библиотеки, музыкального театра и киноконцертного зала». Со временем, практически всё из этого списка в Иркутске появилось. А здание, построенное специально для театра кукол, так и остается проектом до сегодняшнего дня…»
Продолжение следует.
#покажи_мне_сказку
#кукольный_театр