🏛 В Центре Грабаря состоялось возвращение сразу трёх памятников Новочеркасскому музею истории донского казачества.
В фонды исторических тканей музея вернулись три отреставрированных предмета: - Войсковое знамя Войска Донского, пожалованное Екатериной II в 1775 году «за многочисленные подвиги, оказанные донцами в продолжение войны с Турцией 1767–1774 гг.». Двустороннее вышитое знамя сохранилось фрагментарно: шелковая основа полотнищ практически полностью обветшала и утрачена, что привело к потере формы и размеров знамени. Обе стороны знамени выполнены в технике золотного шитья и аппликации, при этом сохранились лишь центральные вышивки и элементы орнаментальной каймы. Сторона с изображением орла, держащим в лапах державу и скипетр, сохранилась чуть лучше, чем сторона с изображением вензеля Екатерины II в медальоне, окружённого пальмовыми и лавровыми ветвями. Первоначальной задачей было выполнение реконструкции полотнищ с восстановлением формы и размеров знамени из подобранных реставрационных тканей, максимально приближенных к утраченным подлинным. Затем отдельно были очищены и укреплены сохранившиеся фрагменты золотной вышивки. Все отреставрированные фрагменты шитья, подлинных тканей и декора были укреплены на полотнищах согласно восстановленному рисунку. В результате проведенной реставрации в экспозицию музея возвращен памятник, выполненный в уникальной для изготовления знамен технике вышивки. - Штандарт атамана Войска Донского 1918 года, на котором изображены регалии войсковой власти атамана — булава, пернач, насека и два бунчука, а также печать атамана, пожалованная Петром I в 1704 году. Сложность реставрации обуславливалась тем, что живописное двусторонне знамя было выполнено на одной шелковой основе. Состояние полотнища было крайне тяжёлым: многочисленные сквозные разрывы и утраты, заломы с расползанием шёлка, затёки, загрязнения и выгорание ткани. Живопись с обеих сторон была сильно деформирована, красочный слой пересушен, по всей поверхности присутствовали потертости, многочисленные осыпи краски, утраты до обнажения ткани и грунта. Благодаря консультациям с реставраторами отделов масляной живописи и графики была освоена и успешно применена методика соединения «встык» шелковой основы под двусторонней живописью в местах сквозных разрывов. Реставраторы провели масштабную работу по очистке, укреплению и стабилизации состояния ткани и красочного слоя и выполнили необходимые тонировки по восстановлению целостности живописной композиции. - Генеральские погоны атамана А. М. Каледина, созданные в 1915–1917 гг. Это многослойные предметы — золотный галун нашит на основу из шелковой ткани, прокладка выполнена из льняной ткани, выпувка выполнена из сукна черного цвета. На каждом погоне пришито по позолоченной латунной пуговице с изображением двуглавого орла. Погоны были деформированы как из-за носки, так и из-за особенностей производства; густая проклейка инвентарного номера также поспособствовала деформации. На ткани присутствовали разрывы, сечения и утраты, ослабления и отставания нитей. На пуговице имелись потёртости и следы коррозии. Реставраторы укрепили основу, швы и отстающие нити, очистили и законсервировали пуговицы, закрепили их на погонах, восполнили утраты ткани и вернули предметам экспозиционный вид. Над памятниками работал коллектив специалистов из реставрационной мастерской тканей: Галина Безрукова-Евсеенко, Анастасия Лобанова, Екатерина Горохова, Валентина Букреева, Ксения Бочкова, Юлия Демидова и Мария Анохина. 🖼 На фото — момент передачи памятников Виктории Науменко, главному хранителю Новочеркасского музея истории донского казачества.
Реставрационный центр имени Грабаря
🏛 В Центре Грабаря состоялось возвращение сразу трёх памятников Новочеркасскому музею истории донского казачества.
В фонды исторических тканей музея вернулись три отреставрированных предмета:
- Войсковое знамя Войска Донского, пожалованное Екатериной II в 1775 году «за многочисленные подвиги, оказанные донцами в продолжение войны с Турцией 1767–1774 гг.». Двустороннее вышитое знамя сохранилось фрагментарно: шелковая основа полотнищ практически полностью обветшала и утрачена, что привело к потере формы и размеров знамени. Обе стороны знамени выполнены в технике золотного шитья и аппликации, при этом сохранились лишь центральные вышивки и элементы орнаментальной каймы. Сторона с изображением орла, держащим в лапах державу и скипетр, сохранилась чуть лучше, чем сторона с изображением вензеля Екатерины II в медальоне, окружённого пальмовыми и лавровыми ветвями. Первоначальной задачей было выполнение реконструкции полотнищ с восстановлением формы и размеров знамени из подобранных реставрационных тканей, максимально приближенных к утраченным подлинным. Затем отдельно были очищены и укреплены сохранившиеся фрагменты золотной вышивки. Все отреставрированные фрагменты шитья, подлинных тканей и декора были укреплены на полотнищах согласно восстановленному рисунку. В результате проведенной реставрации в экспозицию музея возвращен памятник, выполненный в уникальной для изготовления знамен технике вышивки.
- Штандарт атамана Войска Донского 1918 года, на котором изображены регалии войсковой власти атамана — булава, пернач, насека и два бунчука, а также печать атамана, пожалованная Петром I в 1704 году. Сложность реставрации обуславливалась тем, что живописное двусторонне знамя было выполнено на одной шелковой основе. Состояние полотнища было крайне тяжёлым: многочисленные сквозные разрывы и утраты, заломы с расползанием шёлка, затёки, загрязнения и выгорание ткани. Живопись с обеих сторон была сильно деформирована, красочный слой пересушен, по всей поверхности присутствовали потертости, многочисленные осыпи краски, утраты до обнажения ткани и грунта. Благодаря консультациям с реставраторами отделов масляной живописи и графики была освоена и успешно применена методика соединения «встык» шелковой основы под двусторонней живописью в местах сквозных разрывов. Реставраторы провели масштабную работу по очистке, укреплению и стабилизации состояния ткани и красочного слоя и выполнили необходимые тонировки по восстановлению целостности живописной композиции.
- Генеральские погоны атамана А. М. Каледина, созданные в 1915–1917 гг. Это многослойные предметы — золотный галун нашит на основу из шелковой ткани, прокладка выполнена из льняной ткани, выпувка выполнена из сукна черного цвета. На каждом погоне пришито по позолоченной латунной пуговице с изображением двуглавого орла. Погоны были деформированы как из-за носки, так и из-за особенностей производства; густая проклейка инвентарного номера также поспособствовала деформации. На ткани присутствовали разрывы, сечения и утраты, ослабления и отставания нитей. На пуговице имелись потёртости и следы коррозии. Реставраторы укрепили основу, швы и отстающие нити, очистили и законсервировали пуговицы, закрепили их на погонах, восполнили утраты ткани и вернули предметам экспозиционный вид.
Над памятниками работал коллектив специалистов из реставрационной мастерской тканей: Галина Безрукова-Евсеенко, Анастасия Лобанова, Екатерина Горохова, Валентина Букреева, Ксения Бочкова, Юлия Демидова и Мария Анохина.
🖼 На фото — момент передачи памятников Виктории Науменко, главному хранителю Новочеркасского музея истории донского казачества.