Светлана Парамонова: «Главное – чтобы было интересно жить» 💫
Заслуженная артистка РФ, солистка Российского национального оркестра, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, обладательница медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – это только часть регалий замечательной арфистки. Светлана Владимировна – успешный преподаватель, ее выпускники преподают и играют в оркестрах по всему миру: в Китае, Испании, Великобритании и, конечно, в разных городах России. 🎶 Делимся с вами интервью Светланы Парамоновой для «Путеводителя по оркестру» – в нем она рассказывает, как счастливый случай привел ее в Российский национальный оркестр и почему она гордится тем, что работает в нашем коллективе (а мы гордимся тем, что в РНО есть такие выдающиеся музыканты!)
Светлана Парамонова
Как вы пришли в РНО?
Можно сказать, что случайно… Я работала в оркестре Геннадия Рождественского – почти 10 лет проработала с ним. И потом Геннадий Николаевич покинул коллектив. А в это же время в РНО арфистка, которая играла здесь с момента создания оркестра, уехала работать по контракту в Афины. И мне позвонили и предложили сыграть программу вместе с РНО. Я сразу же согласилась, потому что очень интересовалась этим коллективом – мы ведь все друг друга знаем и с большим интересом следим за перемещениями коллег. Попала я сразу на программу с Михаилом Васильевичем Плетневым. И то, что я увидела, услышала и ощутила, попав в РНО, меня очень впечатлило. Видимо, это было взаимно (улыбается), поскольку после двух совместных концертов я получила предложение остаться в РНО. Вот такая счастливая случайность! Вакансии арфисток появляются нечасто – мы ведь не струнники и не духовики… И хотя я получила тогда ещё одно приглашение – в светлановский (так тогда называли Госоркестр), – но выбрала РНО и не жалею об этом.
Расскажите о самом запомнившемся выступлении.
Пожалуй, это было исполнение на первом Большом фестивале РНО моцартовского Концерта для флейты и арфы с оркестром. Когда в программе фестиваля возникла «Волшебная флейта», Михаил Васильевич как-то на репетиции спросил меня: «А вот у Моцарта есть Концерт для флейты с арфой – не хотите сыграть?» А это как раз было моей давней мечтой! В репертуаре арфистов эта вещь – как оселок; но сыграть ее как-то всё не складывалось… И тут такая удача! Всё сошлось: первый Большой фестиваль РНО, Моцарт, Плетнёв за пультом – концерт получился просто замечательный! Для меня это было очень яркое и волнующее переживание, которое хочется когда-нибудь повторить – может быть, с какой-нибудь другой программой. Прекрасно, что у нас теперь есть Фестиваль РНО, он как раз и предоставляет музыкантам такую возможность – воплотить свои мечты, проявить себя шире, ярче.
Чем, по-вашему, РНО отличается от других коллективов?
Нам часто доводится играть с другими дирижерами – дирижерами самыми прославленными, и практически все они признавались потом, что играть с РНО им было невероятно интересно и удобно. Не думаю, что кто-либо из них лукавил. Чем РНО пленяет всех этих мэтров? Я думаю, тем, что наш оркестр, если так можно выразиться, «сенсорный». Когда работа огромного оркестра основана на принципах камерного музицирования – вот тогда легко играть такое piano, как это делаем мы: по струнам души, на уровне душевного шепота, который зачаровывает, завораживает. Это не всякому коллективу по плечу. Играть громко всегда проще…
Мы вместе проходим путь творчества, и ты максимально свободен в своем творческом поиске. При этом каждое твое движение мгновенно передается всему коллективу; знаете, это как стайка рыб в океане: они ловят малейшие вибрации друг друга – и они единое целое. Подчас это непередаваемые ощущения, когда получаешь от работы не просто удовольствие, а испытываешь настоящий восторг – от того, что ты делаешь, от осознания, какую музыку ты играешь и как.
И что ещё отличает РНО от многих других оркестров – у нас совершенно замечательные взаимоотношения внутри коллектива, хорошая творческая дружба. У нас много молодежи, и есть когорта «ветеранов» РНО, весьма и весьма известных музыкантов, но все вместе мы – единое целое. Нет никакого конфликта поколений – наоборот, это скорее некая цепь с изумительно крепкой сцепкой. Я могу понять восторги приглашенных дирижеров, музыкальных экспертов и, конечно, публики, которые отзываются о нашем оркестре очень высоко. Я очень горжусь, что работаю в Российском национальном.
Хотя, должна признаться, играть со своим оркестром в определенном смысле даже труднее – здесь тебя все знают, знают, чего ты стоишь, и тут ни в коем случае нельзя опустить планку, наоборот – нужно с каждым разом поднимать её всё выше и выше.
Но вы ведь востребованы не только как солистка РНО?
Да, я преподаю в Московской консерватории, а также в колледже при консерватории и в Детской музыкальной школе имени Шопена. Получаются все три уровня преподавания – и замечательно, что я могу готовить себе детей с самого начала и вести их, это приносит результаты. Среди моих учеников – лауреаты престижных конкурсов.
Ваше хобби?
В свободное время, если оно выпадает, играю в большой теннис. И очень люблю рыбалку.
Какую музыку вы слушаете?
Кроме классической? В мире много прекрасной музыки – и джазовой, и эстрадной. Всего не перечислишь… РНО как-то довелось играть концерт со Стингом и его музыкантами – «отожгли», как сейчас говорят. Было здорово!
Что для вас музыка?
Это огромная часть меня. И это образ жизни: репетиции, концерты, подготовка к ним дома, занятия с учениками, гастроли… Конечно, это большой труд, и иногда наваливается усталость… Но, в моем представлении, главное – чтобы было интересно жить. А мне жить очень интересно!
Российский национальный оркестр (РНО)
Светлана Парамонова: «Главное – чтобы было интересно жить» 💫
Заслуженная артистка РФ, солистка Российского национального оркестра, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, обладательница медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – это только часть регалий замечательной арфистки. Светлана Владимировна – успешный преподаватель, ее выпускники преподают и играют в оркестрах по всему миру: в Китае, Испании, Великобритании и, конечно, в разных городах России.
🎶 Делимся с вами интервью Светланы Парамоновой для «Путеводителя по оркестру» – в нем она рассказывает, как счастливый случай привел ее в Российский национальный оркестр и почему она гордится тем, что работает в нашем коллективе (а мы гордимся тем, что в РНО есть такие выдающиеся музыканты!)
Как вы пришли в РНО?
Можно сказать, что случайно… Я работала в оркестре Геннадия Рождественского – почти 10 лет проработала с ним. И потом Геннадий Николаевич покинул коллектив. А в это же время в РНО арфистка, которая играла здесь с момента создания оркестра, уехала работать по контракту в Афины. И мне позвонили и предложили сыграть программу вместе с РНО. Я сразу же согласилась, потому что очень интересовалась этим коллективом – мы ведь все друг друга знаем и с большим интересом следим за перемещениями коллег. Попала я сразу на программу с Михаилом Васильевичем Плетневым. И то, что я увидела, услышала и ощутила, попав в РНО, меня очень впечатлило. Видимо, это было взаимно (улыбается), поскольку после двух совместных концертов я получила предложение остаться в РНО. Вот такая счастливая случайность! Вакансии арфисток появляются нечасто – мы ведь не струнники и не духовики… И хотя я получила тогда ещё одно приглашение – в светлановский (так тогда называли Госоркестр), – но выбрала РНО и не жалею об этом.
Пожалуй, это было исполнение на первом Большом фестивале РНО моцартовского Концерта для флейты и арфы с оркестром. Когда в программе фестиваля возникла «Волшебная флейта», Михаил Васильевич как-то на репетиции спросил меня: «А вот у Моцарта есть Концерт для флейты с арфой – не хотите сыграть?» А это как раз было моей давней мечтой! В репертуаре арфистов эта вещь – как оселок; но сыграть ее как-то всё не складывалось… И тут такая удача! Всё сошлось: первый Большой фестиваль РНО, Моцарт, Плетнёв за пультом – концерт получился просто замечательный! Для меня это было очень яркое и волнующее переживание, которое хочется когда-нибудь повторить – может быть, с какой-нибудь другой программой. Прекрасно, что у нас теперь есть Фестиваль РНО, он как раз и предоставляет музыкантам такую возможность – воплотить свои мечты, проявить себя шире, ярче.
Нам часто доводится играть с другими дирижерами – дирижерами самыми прославленными, и практически все они признавались потом, что играть с РНО им было невероятно интересно и удобно. Не думаю, что кто-либо из них лукавил. Чем РНО пленяет всех этих мэтров? Я думаю, тем, что наш оркестр, если так можно выразиться, «сенсорный». Когда работа огромного оркестра основана на принципах камерного музицирования – вот тогда легко играть такое piano, как это делаем мы: по струнам души, на уровне душевного шепота, который зачаровывает, завораживает. Это не всякому коллективу по плечу. Играть громко всегда проще…
Мы вместе проходим путь творчества, и ты максимально свободен в своем творческом поиске. При этом каждое твое движение мгновенно передается всему коллективу; знаете, это как стайка рыб в океане: они ловят малейшие вибрации друг друга – и они единое целое. Подчас это непередаваемые ощущения, когда получаешь от работы не просто удовольствие, а испытываешь настоящий восторг – от того, что ты делаешь, от осознания, какую музыку ты играешь и как.
И что ещё отличает РНО от многих других оркестров – у нас совершенно замечательные взаимоотношения внутри коллектива, хорошая творческая дружба. У нас много молодежи, и есть когорта «ветеранов» РНО, весьма и весьма известных музыкантов, но все вместе мы – единое целое. Нет никакого конфликта поколений – наоборот, это скорее некая цепь с изумительно крепкой сцепкой. Я могу понять восторги приглашенных дирижеров, музыкальных экспертов и, конечно, публики, которые отзываются о нашем оркестре очень высоко. Я очень горжусь, что работаю в Российском национальном.
Хотя, должна признаться, играть со своим оркестром в определенном смысле даже труднее – здесь тебя все знают, знают, чего ты стоишь, и тут ни в коем случае нельзя опустить планку, наоборот – нужно с каждым разом поднимать её всё выше и выше.
Да, я преподаю в Московской консерватории, а также в колледже при консерватории и в Детской музыкальной школе имени Шопена. Получаются все три уровня преподавания – и замечательно, что я могу готовить себе детей с самого начала и вести их, это приносит результаты. Среди моих учеников – лауреаты престижных конкурсов.
Ваше хобби?
В свободное время, если оно выпадает, играю в большой теннис. И очень люблю рыбалку.
Какую музыку вы слушаете?
Кроме классической? В мире много прекрасной музыки – и джазовой, и эстрадной. Всего не перечислишь… РНО как-то довелось играть концерт со Стингом и его музыкантами – «отожгли», как сейчас говорят. Было здорово!
Что для вас музыка?
Это огромная часть меня. И это образ жизни: репетиции, концерты, подготовка к ним дома, занятия с учениками, гастроли… Конечно, это большой труд, и иногда наваливается усталость… Но, в моем представлении, главное – чтобы было интересно жить. А мне жить очень интересно!