Цепкая зима: Выбираем шипы или всесезонку для зимних поездок

Всем салют, СБАС на связи! Пока большинство байкеров мирно спят, для курьеров, всесезонных энтузиастов и просто сумасшедших зимой начинается главный экзамен на прочность. Основа этого экзамена — два типа резины, которые делят мотоциклистов на два непримиримых лагеря: шипы против всесезонки. Я протестировал оба варианта в реальных зимних условиях и готов расставить все точки над i.

Цепкая зима: Выбираем шипы или всесезонку для зимних поездок - 5377660984706
Сравнение эффективности: Физика против химии
Это не вопрос вкуса, это вопрос физики сцепления в разных условиях.

ШИПОВАННАЯ РЕЗИНА
Принцип работы: Металлические шипы вгрызаются в лед и утрамбованный снег, создавая механическое сцепление.
Плюсы:
Лед. На льду, особенно на первом, прозрачном (так называемом «черном»), это единственный вариант, который дает хоть какую-то уверенность. Разница с всесезонкой — как между ходьбой и ползанием.
Утрамбованный снег. Позволяет трогаться и тормозить относительно predictably.
Минусы:
Чистый асфальт. Сцепление ХУЖЕ, чем у всесезонки! Шипы скользят по асфальту, как бильярдные шары. Тормозной путь увеличивается. Динамика в поворотах непредсказуема.
Шум и вибрация. Езда сопровождается постоянным гулом и вибрацией руля.
Износ. Шипы быстро вылетают на асфальте, а сама резина «лысеет» моментально.
ВСЕСЕЗОННАЯ РЕЗИНА (Зимняя, без шипов)
Принцип работы: Мягкая резиновая смесь, которая не дубеет на морозе, и агрессивный рисунок протектора, который цепляется за снежную кашу.
Плюсы:
Мокрый и чистый асфальт. Сцепление намного лучше, чем у шипов. Тормозной путь короче, поведение в поворотах предсказуемо.
Снежная каша, мокрый снег. Отлично отводит грязь и цепляется за неравномерную поверхность.
Комфорт. Езда тихая и плавная.
Минусы:
Лед. Практически бесполезна. На льду вы — пассажир.
Обледеневший утрамбованный снег. Сцепление очень слабое.
Вердикт по эффективности:

Если ваш маршрут — это город с преимущественно чищеным асфальтом, иногда с участками снежной каши — ваш выбор ВСЕСЕЗОНКА.
Если вы ездите по заснеженным пригородам, лесным дорогам, или в вашем городе дороги покрыты настом и утрамбованным снегом — ваш выбор ШИПЫ.
Юридические нюансы: Можно ли вообще ездить на шипах?
В ПДД нет прямого запрета на использование шипованной резины на мотоциклах. Однако есть важные ограничения:

Запрет на летнюю резину. С 1 июня по 31 августа запрещено использовать шипованные шины. Штраф — 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП).
Отсутствие знака «Шипы». На мотоцикле невозможно установить знак «Ш». Формально это нарушение (ч. 1 ст. 12.5 КоАП). На практике инспекторы редко цепляются к этому, но знать о риске стоит.
ОСАГО. Обязательно уведомите свою страховую компанию об установке шипованной резины! Это изменение конструкции. Если не уведомить, в случае ДТП страховая может предъявить вам регрессное требование.
Тест-драйв на зимней дороге: Личный опыт
Я протестировал оба варианта на одном и том же мотоцикле (Yamaha Tracer 700) в одинаковых условиях: городской трафик, пригородные нечищеные дороги, температура -5°C.

Упражнение 1: Экстренное торможение на льду (с ABS)

Шипы: Занос есть, но управляемый. ABS срабатывает, но мотоцикл сохраняет примерную траекторию. Тормозной путь — около 15 метров.
Всесезонка: Полная блокировка колеса, ABS не справляется. Мотоцикл уходит в неуправляемое скольжение. Тормозной путь — более 25 метров.
Упражнение 2: Прохождение поворота на заснеженной дороге

Шипы: Чувствуется напряжение, но шипы держат. Нужно избегать резких движений.
Всесезонка: Вход в поворот более уверенный, но на дуге начинает сносить заднее колесо. Требуется ювелирная работа газом.
Упражнение 3: Трогание в горку с уклоном 10%

Шипы: Слегка пробуксовка, но мотоцикл уверенно ползет вверх.
Всесезонка: Постоянная пробуксовка. Тронуться удалось только с раскачки.
Окончательный вердикт СБАСа
Выбор между шипами и всесезонкой — это выбор между двумя компромиссами.

Выбирайте ШИПЫ, если: Ваша безопасность на обледенелых участках для вас важнее комфорта и сцепления на асфальте. Вы готовы к грохоту, вибрациям и постоянному чувству «плавающей» задней части.
Выбирайте ВСЕСЕЗОНКУ, если: Вы в основном ездите по асфальту, который хоть как-то чистят, и готовы в дни гололеда отказаться от поездки или ехать с предельной осторожностью.
Третий, самый разумный вариант для большинства: Не ездить зимой вообще. Никакая резина не даст вам того уровня безопасности, который есть у вас на сухом асфальте. Любая зимняя езда — это повышенный, а часто и запредельный риск.

Но если выхода нет — выбирайте с умом, исходя из ваших реальных дорожных условий. И помните: никакая резина не отменяет законов физики.

Крепче руль, цепкой резины и трезвой оценки обстановки!

Ваш СБАС.

P.S. А на чем ездите зимой вы? Шипы, всесезонка или классический вариант «на летней, пока не упаду»? Делитесь опытом в комментариях!

Комментарии

Комментариев нет.