С КОГО ПАСТЕРНАК СПИСЫВАЛ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ РОМАНА.
Маяковский, Цветаева и другие прототипы главных героев романа «Доктор Живаго».
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет? БОРИС ПАСТЕРНАК
Павел Антипов .ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ.
В образе Павла Антипова ( мужа Лары) Пастернак использовал некоторые черты хорошо знакомого ему Владимира Маяковского.
Антипов — Стрельников в «Докторе Живаго» также оказывается наделен «железной внутренней выправкой» и особым даром: «Неизвестно почему, сразу становилось ясно, что этот человек представляет законченное явление воли. Он до такой степени был тем, чем хотел быть, что и все на нем и в нем неизбежно казалось образцовым. И его соразмерно построенная и красиво поставленная голова, и стремительность его шага, и его длинные ноги в высоких сапогах. ..,,
В образе Павла Антипова ( мужа Лары) Пастернак использовал некоторые черты хорошо знакомого ему Владимира Маяковского.
Антипов — Стрельников в «Докторе Живаго» также оказывается наделен «железной внутренней выправкой» и особым даром: «Неизвестно почему, сразу становилось ясно, что этот человек представляет законченное явление воли. Он до такой степени был тем, чем хотел быть, что и все на нем и в нем неизбежно казалось образцовым. И его соразмерно построенная и красиво поставленная голова, и стремительность его шага, и его длинные ноги в высоких сапогах. ..,,
Кроме того, в словах Лары о ее муже можно найти описание метаморфозы, которая произошла с Маяковским после 1918 года.
«Точно что-то отвлеченное вошло в этот облик и обесцветило его. Живое человеческое лицо стало олицетворением, принципом, изображением идеи. <...> Я поняла, что это следствие тех сил, в руки которых он себя отдал, сил возвышенных, но мертвящих и безжалостных, которые и его когда-нибудь не пощадят».
«Доктор Живаго», часть XIII, глава 13
Эти «возвышенные, но мертвящие и беспощадные силы» не пощадили ни Антипова — Стрельникова, ни Маяковского. Самоубийство Антипова — еще один довод в пользу его сходства с Маяковским.
Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси....БОРИС ПАСТЕРНАК
«Точно что-то отвлеченное вошло в этот облик и обесцветило его. Живое человеческое лицо стало олицетворением, принципом, изображением идеи. <...> Я поняла, что это следствие тех сил, в руки которых он себя отдал, сил возвышенных, но мертвящих и безжалостных, которые и его когда-нибудь не пощадят».
«Доктор Живаго», часть XIII, глава 13
Эти «возвышенные, но мертвящие и беспощадные силы» не пощадили ни Антипова — Стрельникова, ни Маяковского. Самоубийство Антипова — еще один довод в пользу его сходства с Маяковским.
Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси....БОРИС ПАСТЕРНАК
ЛАРА : Ольга Ивинская , Зинаида Нейгауз-Пастернак.
Главная героиня «Доктора Живаго» сочетает в себе черты по меньшей мере двух женщин, сыгравших важную роль в биографии Пастернака: его второй жены Зинаиды Нейгауз и Ольги Ивинской, его возлюбленной последних лет.
У Лары горит в руках любая работа, она аккуратна, трудолюбива. Так же в письме своей подруге, поэту Ренате Швейцер, Пастернак описывает «стройную, яркую брюнетку» Зинаиду Нейгауз:
«Страстное трудолюбие моей жены, ее горячая ловкость во всем, в стирке, варке, уборке, воспитании детей создали домашний уют, сад, образ жизни и распорядок дня, необходимые для работы тишину и покой» (7 мая 1958 года).
В конце января 1959 года Пастернак дал интервью Энтони Брауну, корреспонденту газеты The Daily Mail, в котором так отозвался об Ольге Ивинской:
«Она — мой большой, большой друг. Она помогла мне при писании книги, в моей жизни... Она получила пять лет за дружбу со мной. В моей молодости не было одной, единственной Лары, не было женщины, напоминавшей Марию Магдалину. Лара моей молодости — это общий опыт. Но Лара моей старости вписана в мое сердце ее кровью и ее тюрьмой...»
Пройдут года, ты вступишь в брак,
Забудешь неустройства.
Быть женщиной — великий шаг,
Сводить с ума — геройство.
А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею....БОРИС ПАСТЕРНАК
Марина Щапова - МАРИНА ЦВЕТАЕВА.
... на роман повлияли личные и творческие отношения Пастернака с Цветаевой. Последняя возлюбленная Юрия Живаго, дочь дворника Маркела из бывшего дома Громеко в Сивцевом Вражке, носит имя Марина.
Интенсивная переписка, в которой ПАСТЕРНАК и ЦВЕТАЕВА состояли на протяжении нескольких лет, находит отражение не только в стихотворениях из цикла «Провода» ЦВЕТАЕВОЙ («Телеграфное: лю — ю — блю... <...> / Телеграфное: про — о — щай... <...> / Гудят моей высокой тяги / Лирические провода»), но и, возможно, в профессии Марины: она работает на телеграфе.
Особое место в представлении ЦВЕТАЕВОЙ о поэзии ПАСТЕРНАКА занимал дождь («Но страстнее трав, зорь, вьюг — возлюбил Пастернака: дождь»). Образ дождя-послания не раз привлекал внимание исследователей. Это проясняет определение, которое Живаго дает своим отношениям с Мариной, — «роман в двадцати ведрах».
Фонари, точно бабочки газовые,
Утро тронуло первою дрожью.
То, что тихо тебе я рассказываю,
Так на спящие дали похоже!
Мы охвачены тою же самою
Оробелою верностью тайне,
Как раскинувшийся панорамою
Петербург за Невою бескрайней.... БОРИС ПАСТЕРНАК
Виктор Ипполитович КОМАРОВСКИЙ - Николай Милитинский
По свидетельству Зинаиды Нейгауз-Пастернак, прототипом Виктора Ипполитовича Комаровского стал ее первый возлюбленный, Николай Милитинский. Когда ему было 45 лет, он влюбился в свою двоюродную сестру, 15-летнюю Зинаиду. Много лет спустя она рассказала об этом Пастернаку.
«Знаешь, — говорил он [Борис Пастернак], — это мой долг перед Зиной — я должен о ней написать. Я хочу написать роман... Роман об этой девушке. Прекрасной, совращенной с пути истинного... Красавица под вуалью в отдельных кабинетах ночных ресторанов. Кузен ее, гвардейский офицер, водит ее туда. Она, конечно, не в силах противиться. Она так юна, так несказанно притягательна...»
Роман Пастернака “Доктор Живаго,,– сложное, многогранное произведение, за которое автор получил Нобелевскую премию. Образ Юрия Живаго автобиографичен, его создание – титанический труд писателя длиною в десятилетие. Главный герой “Доктор Живаго” отражение жизни и внутреннего мира самого Пастернака, его поколения. В романе “Доктор Живаго” герои проживают свою жизнь параллельно жизни самой России, кто-то вместе с ней, а кто-то вдали....
- Музыка Экрана - Тема Лары из к/ф 'Доктор Живаго'
Дом, где жил главный герой, Юра Живаго, до сих пор легко найти в районе Арбата. Он находится на углу Плотниковского переулка и Сивцева Вражека (д. 38/19). Его настоящих хозяев, семейство Угримовых-Гарваки, часто посещали родители Пастернака, да и он сам.Здесь «собирали у себя общество и устраивали вечера камерной музыки». Так описывается в романе приемная семья Громеко, в доме которых прошла юность Юры, главного героя романа, и его жизнь после свадьбы с Тоней. Похожий уклад сохранялся во многих культурных семьях, в том числе и у самих Пастернаков. К художнику Леониду и его жене, пианистке Розалии Кауфман, приходили Скрябин и Рахманинов, Антон Рубинштейн, Левитан и Поленов.
Оружейный связан и с личной биографией писателя. В конце переулка, ближе к современной Тверской, находится дом, где родился Пастернак (2-я Тверская-Ямская, 2). Его родители недолго снимали в доходном доме шесть маленьких комнат.Литературоведы называют прототипом героини Лары московскую красавицу Ольгу Ивинскую, последнюю любовь Пастернака. Хотя супруга писателя Зинаида Нейгауз настаивала, что сходство лишь внешнее, а характер списан с нее.
Кроме романа, Пастернака и Ивинскую связывали литературные дела. Ольга фактически стала его секретарем: на ее личный адрес Покровка д.7/9/11 приходила его корреспонденция.
Дом, где жила Ивинская, серый, напротив «Кофемании», знают не только поклонники литературы, но и конструктивизма. Это здание, построенное по проекту Константина Аполлонова и Николая Якобсона, было экспериментальным. Сам же писатель жил по сегодняшним меркам поблизости – в Замоскворечье.
В детстве семья жила на Мясницкой (д.21): во флигеле Академии живописи, ваяния и зодчества Пастернакам выделили квартиру. Юношей Борис снимал в Лебяжьем переулке «каморку» под крышей, зато с видом на Александровский сад. Недолго жил в Нащокинском переулке (д.6), на Волхонке (дом утрачен) с первой женой Евгенией Лурье – холодно и бедно, - а со второй женой Зинаидой занимал две комнаты на Тверском бульваре (д.25), где давали квартиры литераторам.
В девятиэтажном доме рядом с Третьяковкой, который «высился, как каланча», Пастернак вновь поселился под крышей, как когда-то в юности. Квартира состояла из двух небольших комнат на разных этажах, которые соединяла лестница: чем не модная студия? Зато на одной с ним площадке жил замечательный сосед, Юрий Олеша.
В Лаврушинском писался и роман «Доктор Живаго». Чтения Пастернак устраивал у себя, часто в комнате младшего сына, и у Ардовых, живших в паре минут от него на Большой Ордынке (д.17).