СКУЛЬПТУРА.

Невесомая вуаль на скульптурах.

СКУЛЬПТУРА. - 964979333508
Одной из самых сложных техник в скульптуре и одновременно вызывающая наибольшее восхищение является создание мраморных вуалей. Одно дело, обычная скульптура — там, по крайней мере, всё понятно, скульптор взял кусок мрамора, камня или дерева, отсёк всё лишнее, вот и получилась скульптура. Утрирую конечно, но на взгляд многих дилетантов, так оно и есть. А вот как изобразить в мраморе тончайшие, полупрозрачные складки вуали, да так чтобы они выглядели естественно, не тяжеловесно, и действительно напоминали лёгкую ткань? Не случайно скульптур, выполненных в такой технике очень мало, они высоко ценятся, выставляются в лучших музеях мира. Познакомимся с некоторыми из них.

Джузеппе Санмартино. «Христос под плащаницей»

Эту скульптуру заказал Раймондо де Сангро — аристократ из Неаполя, для своей родовой усыпальницы. Он был ценителем прекрасного, в том числе и скульптур, человеком для своего времени (середина XVIII века) очень образованным и интеллектуальным, и к тому же обладателем большого состояния.
Выбрал одного из лучших итальянских мастеров Антонио Коррадини, как раз и прославившегося созданием скульптур в подобной технике, открытой ещё в Древней Греции, но твёрдо забытой в Средневековье.
По большому счёту Коррадини пришлось её восстанавливать заново и он является первым мастером начавшим небезуспешно применять подобную технику для своих работ.
Одной из лучших скульптур Коррадини считается «Целомудрие», изображавшая маму того самого Раймондо, которая умерла во время родов сына.
СКУЛЬПТУРА. - 964979360644
Сын хотел в своей родовой усыпальнице увековечить память матери, а потому велел Коррадини сделать её надгробное изваяние. Тот изобразил молодую женщину в невесомой полупрозрачной ткани.
Ткань покрывает её с головы до ног, но кажется совершенно воздушной, эфемерной, словно это не мрамор, а на самом деле легчайшая вуаль.
Все особенности фигуры видны замечательно, и одновременно создаётся полное ощущение, что женщина одета. Можно отлично разглядеть и черты лица, а между тем оно тоже покрыто мраморной вуалью.
Эта работа небезосновательно призвана шедевром мировой скульптуры и сейчас выставлена в капелле Сан-Северо расположенной в Неаполе. Именно эта скульптура многими искусствоведами признана вершиной творчества Коррадини, и никто даже не пытается оценить её стоимость, просто потому, что это мировой шедевр и достояние всего человечества.
Но и в нашем отечестве есть работы Коррадини.
Это «Дама под вуалью», выставленная для всеобщего обозрения в Петергофе. Она здорово пострадала во время пожара 1837 года, но впоследствии была мастерски отреставрирована.
СКУЛЬПТУРА. - 964979385220
Скульптура «Христос под плащаницей» по замыслу должна была стать лучшей работой Коррадини, его «лебединой песней». Мастер сделал макет из глины, но, к сожалению, умер в возрасте 63 лет 12 августа 1752 года, не закончив своей работы. Пришлось искать нового скульптора и им стал Джузеппе Саммартино. Задача перед молодым и по большому счёту начинающим скульптором стояла архисложная — сделать статую в стиле прославленного мэтра, изобразить Христа только что принявшего мученическую смерть во имя искупления грехов всего человечества, снятого с креста и покрытого невесомой, полупрозрачной вуалью из мрамора.
СКУЛЬПТУРА. - 964979404420
Необходимо было передать все особенности тела Спасителя в этот драматичный момент — раны на руках и ногах, сведённую предсмертной судорогой грудную клетку, а главное — выражение бесконечного покоя на лице. Поза Спасителя напоминает обычную человеческую, и всем ясно, что бессмертный Дух его уже покинул и доказал своё превосходство над земными страданиями. Гвозди, терновый венец, гвозди расположены у ног, они были бессильны, никакие испытания не смогли сломить Иисуса.
СКУЛЬПТУРА. - 964979416708
Эта работа стала делом всей жизни для Саммартино, его лучшим творением. По большому счёту он и остался создателем одной великой скульптуры, все прочие работы были менее значимые. Зато другой знаменитый итальянский скульптор Антонио Канова заявил, что не пожалел бы и десяти лет своей жизни, чтобы только повторить работу Саммартино.

«Дева Мария» Джованни Страцца

СКУЛЬПТУРА. - 964979439492
В XIX веке появилось ещё несколько подобных скульптур, брались за них лишь итальянские мастера, владевшие особым секретом создания «невесомой вуали». Одна из известных работ в этой технике находится в канадском городе Сент-Джонс, провинции Ньюфаундленд и выставлена в местной духовной миссии Presentation Sisters.
Сделал её скульптор Джованни Страцца, на ней изображена пресвятая Дева Мария, лицо которой покрыто той самой полупрозрачной мраморной вуалью. Она усиливает эффект от банального, в общем, изображения матери Христа и вполне обоснованно переводит его в разряд величайших достижений искусства.

«The brides» Рафаэля Монти.

СКУЛЬПТУРА. - 964979452036
Ну а самым известным автором скульптур в технике «невесомой вуали» является Рафаэль Монти. Одна из его лучших работ — «The brides», 1847 года, изображающая трёх склонивших голову девушек покрытых вуалью. Сложность в групповой скульптуре — нужно изобразить вуаль на каждой девушке, то есть выполнить тройной объём работ.
Учитывая, что техника эта очень трудоёмкая, терпению и мастерству мастера можно только позавидовать.
Кстати, сам Рафаэль Монти впервые приоткрыл завесу тайны подобной техники, оказалось, применяется мрамор с разной плотностью и удельным весом. Более лёгкий слой мрамора используется для вуали, скульптор скрупулёзно обрабатывает его, создавая сеть микроскопических отверстий, для придания ей лёгкости и невесомости.
Из более плотного мрамора создаётся остальная скульптура.
За счёт разности в плотности и проявляется эффект прозрачности верхнего слоя, свет словно бы проходит сквозь него и отражается на нижнем, более тяжёлом слое мрамора.
Ну а главный секрет — безграничное терпение, мастерство и талант скульптора. Скульптур, выполненных в подобной технике очень мало, и практически каждая из них является достоянием человечества.
#Скульптура

Комментарии

Комментариев нет.