Алексей Александрович Бахрушин - меценат, купец, коллекционер и создатель частного музея. Потомок древнего рода родился в Москве (31 января) 12 февраля 1865 года в семье купца-фабриканта, занимавшегося кожевенным и суконным производством. Родители дали мальчику прекрасное образование и привили любовь к искусству, что для богатого московского купечества было делом нередким. Но именно ему удалось открыть в Москве потрясающей красоты (и снаружи, и внутри) и содержания музей.
Клан Бахрушиных славился в Москве благотворительностью и страстью к коллекционированию. Его дед писал стихи, а отец свободно владел несколькими иностранными языками и много путешествовал, посещая постановки по всему миру. Неудивительно, что будущий знаток российской театральной жизни с детства и сам стал завсегдатаем московских театров, а позже даже сам пробовал играть на сцене театрального кружка в подмосковной Перловке. В самой же Москве более всего и уже с юных лет Алексей обожал посещать Большой и Малый театры.
Клан Бахрушиных Всего в семье Бахрушиных было шестеро детей. В 1888 году Алексей стал купцом, т.к. активно включился в семейное дело — «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья»И, помимо средств к весьма приятному и сытому существованию, у него появились и свободные деньги. Не в пример многим нуворишам, да и просто прожигателям жизни, Двоюродный брат Алексея, Владимир Александрович, был знаменитым фотолюбителем и почетным членом Московского художественно-фотографического общества. Его родной брат, Сергей Александрович, собирал гравюры, табакерки и картины — среди последних было немало полотен М.А.Врубеля. Алексей свою нишу нашел не сразу: сначала собирал предметы искусства Японии и Китая, потом занялся тематикой, связанной с Наполеоном. Говорят, что... «...началом коллекции стал спор Алексея Бахрушина и купца-собирателя Куприянова: кто больше соберет за год театральной старины. В дом Бахрушина потекли афиши, программы спектаклей, фотографии актеров, эскизы костюмов, личные вещи артистов. Он выиграл спор и понял, что нашел призвание». И Бахрушин продолжил заниматься этой темой до конца своих дней. Новому увлечению Алексей отдался с жаром. Дом стал наполняться фотографиями актеров, эскизами костюмов и декораций, афишами и программами спектаклей, личными вещами артистов и книгами о театральном искусстве. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы. Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX века он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Днём основания музея считается 29 октября 1894 года, когда Бахрушин впервые представил свою коллекцию для публичного осмотра В 1895 году Алексей женился на дочери купца Носова - Вере. В счастливом браке у них родилось трое детей - Юрий, Александр и Кира.
С семьей Бахрушин посвящал своему делу коллекционера больше времени и постепенно совсем отошел от семейных купеческих дел. Впрочем, после смерти старшего брата, он все же вынужден был возглавлять вплоть до Революции семейное дело. Которым, в общем, отдавался так же достойно, как и коллекционированию - за свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена святой Анны 3-й степени. Важной стороной его деятельности была также общественная: он был членом Московского биржевого общества, членом Совета Русского театрального общества, почётным членом Совета Якиманского городского попечительства о бедных, членом Совета больницы и родильного приюта имени братьев Бахрушиных. Со временем в богатой и постоянно пополнявшейся коллекции Алексея Александровича скопилось громадное количество раритетов. Это требовало систематизации: выделению трех самостоятельных направлений. Это были часто выставляемые владельцем на разных выставках экспозиции литературного, драматического и музыкального направлений.
Константин Юон. Портрет А.А, Бахрушина Вообще, Бахрушин с удовольствием представлял собранные им раритеты на различные выставки. Часть его коллекции побывала даже на легендарной Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Да и юбилейная выставка 1899 года, посвященная 150-летию российского театра, на треть состояла из раритетов, собранных Бахрушиным. Алексей Александрович в поисках экземпляров для коллекции объездил и всю страну, и весь мир.
Часто для пополнения "запасов" ему дарили костюмы, реквизит, эскизы декораций актеры, театральные деятели. Кроме прочего, были в коллекции и письма, афиши, программки, либретто, книги по литературе и театру, личные вещи выдающихся людей искусства. Сначала все это богатство хранилось в особняке Бахрушина на бывшей Лужнецкой, а ныне носящей имя самого мецената, улице. Любопытно, что уже не помещавшуюся коллекцию власти поначалу отказывались получать с условием ее размещения в городских владениях. Вспоминает сын Бахрушина Юрий (балетный историк): «Как гласный Думы он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления. Но маститые отцы города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться от этой напасти. „Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы ещё с вашим! Увольте, Христа ради!..“ Отец был в отчаянии — огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным. Сломить чиновничью косность оказалось невозможным».
Акт передачи музея Российской Академии наук. 1913. На фото на первом плане вполоборота сидит Вера Васильевна Бахрушина-Носова - хозяйка особняка, супруга А.А. Бахрушина, слева от нее вполоборота В.И. Немирович-Данченко, за ним К.С. Станиславский. За ним выглядывает В.К. Трутовский в камергерском мундире. За ним князь Н.С. Щербатов в профиль, И.А. Бунин смотрит в камеру. Третий от Бунина седой и импозантный Ф.А. Кони. Посередине снимка, и посередине стола прямо у угла камина сидит великий князь К.К. Романов, слева от него А.А. Бахрушин, за ним Салина; справа от князя Федотова (?) и в белом Ермолова. У двери мальчик в матроске, скорее всего, Юрий Бахрушин.
В итоге, откликнулась Академия наук, которой в ноябре 1913 года Бахрушин передал свою коллекцию и возглавил правление музея, ставшего носить его имя.
Театральный музей им. А. А. Бахрушина
На этом посту он остался и после революции. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней.
Отдыхать любил Бахрушин в своей усадьбе неподалеку от станции Апрелевка, в деревне Горки.
На подмосковной даче Скончался Алексей Александрович Бахрушин 7 июня 1929 года в деревне Горки Московской области. Созданный им музей плодотворно работает и в наши дни. #Персона
ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ
:Лариса Обибок
ПЕРСОНА.
АЛЕКСЕЙ БАХРУШИН.
Потомок древнего рода родился в Москве (31 января) 12 февраля 1865 года в семье купца-фабриканта, занимавшегося кожевенным и суконным производством. Родители дали мальчику прекрасное образование и привили любовь к искусству, что для богатого московского купечества было делом нередким. Но именно ему удалось открыть в Москве потрясающей красоты (и снаружи, и внутри) и содержания музей.
Неудивительно, что будущий знаток российской театральной жизни с детства и сам стал завсегдатаем московских театров, а позже даже сам пробовал играть на сцене театрального кружка в подмосковной Перловке. В самой же Москве более всего и уже с юных лет Алексей обожал посещать Большой и Малый театры.
Всего в семье Бахрушиных было шестеро детей.
В 1888 году Алексей стал купцом, т.к. активно включился в семейное дело — «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья»И, помимо средств к весьма приятному и сытому существованию, у него появились и свободные деньги.
Не в пример многим нуворишам, да и просто прожигателям жизни,
Двоюродный брат Алексея, Владимир Александрович, был знаменитым фотолюбителем и почетным членом Московского художественно-фотографического общества. Его родной брат, Сергей Александрович, собирал гравюры, табакерки и картины — среди последних было немало полотен М.А.Врубеля.
Алексей свою нишу нашел не сразу: сначала собирал предметы искусства Японии и Китая, потом занялся тематикой, связанной с Наполеоном. Говорят, что... «...началом коллекции стал спор Алексея Бахрушина и купца-собирателя Куприянова: кто больше соберет за год театральной старины.
В дом Бахрушина потекли афиши, программы спектаклей, фотографии актеров, эскизы костюмов, личные вещи артистов. Он выиграл спор и понял, что нашел призвание». И Бахрушин продолжил заниматься этой темой до конца своих дней.
Новому увлечению Алексей отдался с жаром. Дом стал наполняться фотографиями актеров, эскизами костюмов и декораций, афишами и программами спектаклей, личными вещами артистов и книгами о театральном искусстве.
В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы. Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX века он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра.
Днём основания музея считается 29 октября 1894 года, когда Бахрушин впервые представил свою коллекцию для публичного осмотра
В 1895 году Алексей женился на дочери купца Носова - Вере. В счастливом браке у них родилось трое детей - Юрий, Александр и Кира.
Бахрушин посвящал своему делу коллекционера больше времени и постепенно совсем отошел от семейных купеческих дел. Впрочем, после смерти старшего брата, он все же вынужден был возглавлять вплоть до Революции семейное дело. Которым, в общем, отдавался так же достойно, как и коллекционированию - за свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена святой Анны 3-й степени.
Важной стороной его деятельности была также общественная: он был членом Московского биржевого общества, членом Совета Русского театрального общества, почётным членом Совета Якиманского городского попечительства о бедных, членом Совета больницы и родильного приюта имени братьев Бахрушиных.
Со временем в богатой и постоянно пополнявшейся коллекции Алексея Александровича скопилось громадное количество раритетов. Это требовало систематизации: выделению трех самостоятельных направлений. Это были часто выставляемые владельцем на разных выставках экспозиции литературного, драматического и музыкального направлений.
Вообще, Бахрушин с удовольствием представлял собранные им раритеты на различные выставки. Часть его коллекции побывала даже на легендарной Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Да и юбилейная выставка 1899 года, посвященная 150-летию российского театра, на треть состояла из раритетов, собранных Бахрушиным. Алексей Александрович в поисках экземпляров для коллекции объездил и всю страну, и весь мир.
Любопытно, что уже не помещавшуюся коллекцию власти поначалу отказывались получать с условием ее размещения в городских владениях. Вспоминает сын Бахрушина Юрий (балетный историк): «Как гласный Думы он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления. Но маститые отцы города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться от этой напасти. „Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы ещё с вашим! Увольте, Христа ради!..“
Отец был в отчаянии — огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным. Сломить чиновничью косность оказалось невозможным».
На фото на первом плане вполоборота сидит Вера Васильевна Бахрушина-Носова - хозяйка особняка, супруга А.А. Бахрушина, слева от нее вполоборота В.И. Немирович-Данченко, за ним К.С. Станиславский. За ним выглядывает В.К. Трутовский в камергерском мундире. За ним князь Н.С. Щербатов в профиль, И.А. Бунин смотрит в камеру. Третий от Бунина седой и импозантный Ф.А. Кони. Посередине снимка, и посередине стола прямо у угла камина сидит великий князь К.К. Романов, слева от него А.А. Бахрушин, за ним Салина; справа от князя Федотова (?) и в белом Ермолова. У двери мальчик в матроске, скорее всего, Юрий Бахрушин.
В итоге, откликнулась Академия наук, которой в ноябре 1913 года Бахрушин передал свою коллекцию и возглавил правление музея, ставшего носить его имя.
Отдыхать любил Бахрушин в своей усадьбе неподалеку от станции Апрелевка, в деревне Горки.
Скончался Алексей Александрович Бахрушин 7 июня 1929 года в деревне Горки Московской области. Созданный им музей плодотворно работает и в наши дни.
#Персона