ЖИВОПИСЬ.

МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ.

ЖИВОПИСЬ. - 970472685444
Михаил Александрович Врубель - художник-символист, великолепный и самобытный мастер, способный живописать и прекрасную сказку и воплощение зла. Русский модернист, "мирискуссник" с трагической судьбой, познавший и огромную любовь, и страшные потери.
Он прожил 54 года и оставил после себя больше 250 работ.
Создавая портреты, миниатюры и другие работы, он неизменно возвращался к теме демонов.
В судьбе художника-модерниста Михаила Врубеля трагизма и мистики было не меньше, чем в его демонических картинах. Злой рок преследовал творца всюду: он познал несчастную любовь, перенес смерть единственного сына, стал заложником собственного помешательства рассудка и в конце концов остался слепым.
ЖИВОПИСЬ. - 970472750980
Автопортрет
Михаил Александрович родился в Омске, в марте 1856г., в семье военного юриста. Александр Михайлович был председателем казанского военно-окружного суда, генералом-лейтенантом. Мать Анна Григорьевна была родственницей декабриста Николая Басаргина.
После рождения четвертого ребенка мать будущего художника скончалась, и через два года отец повторно женился на Елизавете Вессель. Вторая супруга была талантливой пианисткой и доброй души женщиной. Благодаря ей оставшийся в трехлетнем возрасте без матери Михаил был окружен заботой и лаской. Елизавета Христиановна привила мальчику любовь к музыке и другим видам искусства, что предопределило его творческую биографию.
ЖИВОПИСЬ. - 970472876164
Портрет Михаила Врубеля в детстве
ЖИВОПИСЬ. - 970473037956
Осиротевший Миша со временем поступил и окончил с золотой медалью Одесскую ришельевскую гимназию. Уже в детстве проявлял таланты к музыке и живописи, но, желая продолжить династию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Изучал историю, философию, французский латынь.
ЖИВОПИСЬ. - 970472975748
Один из юношеских автопортретов Врубеля
Но тяга к искусству не ушла и молодой Михаил одновременно стал посещать вечерние классы Академии художеств, с 1880 года в которой стал учиться полноправным студентом. Изучение истории только помогло будущему художнику больше вникать в нужную тему, способствовало вдохновению и укрепляло его.
ЖИВОПИСЬ. - 970472978052
Здание Академии художеств в наши дни
Несомненно, талант сына радовал отца. Однако это никак не влияло на его планы относительно будущего отпрыска: с детства Александр Михайлович прочил Михаилу блестящую карьеру юриста. Самого же юношу такая перспектива не радовала, но спорить с родителем он не осмелился и в 1874 году поступил в петербургский университет на юридическое отделение.
ЖИВОПИСЬ. - 970473003396
Автопортрет 1882 год.
Учёба в Петербургском университете юноше не нравилась. Вместо занятий он подрабатывал гувернёром и рисовал иллюстрации к книгам. Одна из ярких работ того времени – «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненное тушью и сепией.
ЖИВОПИСЬ. - 970473078404
Михаил Врубель, «Свидание Анны Карениной с сыном», 1878 год.
Благодаря репетиторству Врубель попал в семью сахарозаводчиков Папмелей, которые познакомили его со студентами Академии художеств. Он поступит туда в 1880-м и учился у именитых мастеров. В том числе, Ильи Репина и Валентина Серова. Они оценили способности живописца: по словам современников, в 24 года он и сам ощущал себя гением.
Юриспруденцию Михаил забросил, получив низшую учёную степень «действительный студент». А после года в Академии переехал в Киев реставрировать старые фрески и расписывать стены храмов. Туда малоизвестного, но талантливого Врубеля пригласил историк искусств Адриан Прахов – хотел сэкономить. Он не знал, к какому скандалу приведёт этот шаг.
Глядя на храмовые росписи Врубеля, многие замечают, что в ликах святых и Богоматери прослеживается схожие черты. Дело в том, что пылкий юноша влюбился в жену своего покровителя – Эмилию Прахову. Он всюду вплетал её образ.
ЖИВОПИСЬ. - 970473162628
Уехав на год в Венецию, творец вернулся, умоляя любимую бросить мужа. Получив отказ, попытался унять боль самоповреждением. По словам современников, на груди художника остались шрамы.
ЖИВОПИСЬ. - 970474296964
Сирень. 1900.
Работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды». Может быть, поэтому слишком зыбкой становится черта между добром и злом в киевских работах Врубеля, слишком двоятся образы земного и небесного в его иконах.
Для изображения апостолов художнику позировали душевнобольные из расположенной рядом психиатрической больницы.
В ликах его ангелов и святых мало святости. Куда больше походят они на духов, грозных и тревожных.
ЖИВОПИСЬ. - 970474478468
Иконостас Врубеля в Кирилловской церкви.
Реставрационные работы Михаила Александровича в тот период пополнились картинами «Оплакивание», «Вход Господень в Иерусалим» и
«Сошествие Святого Духа на апостолов».
ЖИВОПИСЬ. - 970474669700
«Оплакивание»,
ЖИВОПИСЬ. - 970474633860
Реставрационные работы Михаила Александровича в тот период пополнились картинами «Оплакивание», «Вход Господень в Иерусалим» и «Сошествие Святого Духа на апостолов».
В 1886 году Врубель представил полотна «Восточная сказка» и «Девочка на фоне персидского ковра».
ЖИВОПИСЬ. - 970474768772
«Восточная сказка»
ЖИВОПИСЬ. - 970474743172
«Девочка на фоне персидского ковра».
Эти картины излучали саму жизнь: в них создатель наконец смог выразить всю свою любовь к игре цвета и точной передаче каждой детали.
«В 1889 году Михаил Врубель перебрался в Москву. Биографы говорят, что он увлёкся рыжеволосой цирковой наездницей и всюду следовал за труппой», – объясняет искусствовед Наталья Леванова.
Как мы помним, с детства Врубеля влекло не только изобразительное искусство, но и музыка.
В 1889 году, когда художник поселился в Москве, судьба подарила ему возможность соединить эти два прекрасных вида искусства.
Он познакомился с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который пригласил его в свою оперу, чтобы оформить постановки «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане».
ЖИВОПИСЬ. - 970473186436
Декорации Врубеля к "Царской невесте"
ЖИВОПИСЬ. - 970473249924
Декорации Врубеля к "Царской невесте"
Некоторое время Врубель даже жил в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской улице, где по его эскизам был построен и оформлен дворовый флигель. Также занимался оформлением интерьеров самого дома Мамонтовых и ряда других московских особняков.
Осев в столице, Михаил поселился в мастерской художника Константина Коровина. Тот начал замечать странности. Например, вместо еды Врубель мог купить флакон дорогих духов, вылить его на себя и продолжать питаться только хлебом и варёными яйцами.
«Но ещё большие странности стали происходить, когда художник получил предложение сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, – рассказывает Леванова. – В 1891 году Врубель написал гениальный эскиз распятия.
Нр когда получает заказ — выполнить иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, в том числе к «Демону»,.изрезал набросок на куски и поверх нарисовал “Демона”»

Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой...

Врубель часто цитировал Лермонтова наизусть. Слушал оперу «Демон» Рубинштейна. Но ему важно было найти образ своего демона. Как будто он знал его мысли и желания. И уже не по заказу в Мамонтовском особняке на Садово-Спасской, Врубель рисует «Демона сидящего».
ЖИВОПИСЬ. - 970474829956
Демон сидящий. 1890
На полотне — не злобный дух и не лукавый искуситель. Врубель рисовал тоску. Надмирную тоску и одиночество. Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей. Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж. Сине-лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор. Сумеречные цветовые гармонии создают особую изобразительную силу образа.
«В лиловом цвете нет улыбки», — заметил Гёте.
Мамонтов развивал искусство и ремесла, создал соответствующий кружок в Абрамцево, в который входил Врубель и руководил гончарной мастерской.
В керамике Врубель открыл для себя люстр (блеск), переливающийся всеми цветами радуги. Эту технику он стал часто использовать в своих работах.
С 1885 по 1902 год главной темой в искусстве художника и в живописи, и в скульптуре стали образы Демона – «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и т.д. В 1891 году Врубель осуществил серию иллюстраций к произведениям М.Ю. Лермонтова.
ЖИВОПИСЬ. - 970475067780
«Демон летящий»,
Кроме того, художник стал автором иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон», написав картины «Свидание Тамары и Демона», «Голова пророка», «Тамара и Демон», «Демон у ворот монастыря»
ЖИВОПИСЬ. - 970475163524
«Свидание Тамары и Демона»,
ЖИВОПИСЬ. - 970475212676
«Тамара и Демон»,
В конце 1891 года художник с семьей Мамонтовых уехал в Италию.
ЖИВОПИСЬ. - 970475385988
Разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». В 1896 году Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. «Принцесса Грёза» — вечная мечта художников о прекрасном. И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Критики утверждали: «декадентское уродство»! Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.
«Я не мог разгадать, но что-то звериное в сердце зрителей чувствовалось, — вспоминал Коровин. — Я слушал, какие проклятия несли они, глядя на эти панно. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни».
В 1900 году на Парижской выставке его работы были отмечены золотой медалью.
На одной из репетиций русской частной оперы познакомился с певицей Надеждой Ивановной Забелой, которую художник полюбил и чей образ с тех пор так часто встречается на его работах.
ЖИВОПИСЬ. - 970476007812
В 1896 году в Женеве состоялась их свадьба. Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества.
ЖИВОПИСЬ. - 970476075140
В браке родился мальчик Савва, к сожалению, с некоторым природным дефектом - "заячьей губой". Но главная беда была впереди - малыш заболел и умер, повергнув семью в бесконечную скорбь.
После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак.
ЖИВОПИСЬ. - 970476030340
Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому — легче.
Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться. Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела.
ЖИВОПИСЬ. - 970476059524
Она стала музой композитора Римского-Корсакова и исполняла партии Снегурочки, Царевны Лебеди, Волховы.
И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах.
90 раз Забела пела Морскую Царевну, и 90 раз Врубель присутствовал на спектакле.
Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм.
То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия.
ЖИВОПИСЬ. - 970476126852
«Снегурочка»,
Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко».
ЖИВОПИСЬ. - 970476161924
«Морская царевна,
ЖИВОПИСЬ. - 970476257668
«Тридцать три богатыря»
ЖИВОПИСЬ. - 970476329348
«Купава»,
ЖИВОПИСЬ. - 970476405636
Михаил Врубель. Блюдо «Садко
В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли.
ЖИВОПИСЬ. - 970476605828
«Богатырь»
ЖИВОПИСЬ. - 970476708484
Царевна лебедь
После смерти сына появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело.Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной.
ЖИВОПИСЬ. - 970477527172
«Демон поверженный
Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона.
В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение.
После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения.
В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам, и, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона
В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность. Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «...а сам бедный Миша теперь весь в прыщах, красных пятнах, без зубов».
Это внешне. А внутри — мукой купленное просветление. Врубель окончательно расстается со своими демонами.
В больнице Михаил Александрович рисует портрет своего врача, доктор Усольцева, человека очень религиозного.
ЖИВОПИСЬ. - 970477679236
доктор Усольцев,
«За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», — пишет Врубель на обороте этой картины.
Начинается духовный перелом в исканиях Врубеля.
Теперь основные его работы посвящены теме пророка: «Шестикрылый Серафим», «Голова Пророка», «Видение Иезекииля».
ЖИВОПИСЬ. - 970477720452
«Шестикрылый Серафим»,
ЖИВОПИСЬ. - 970477737604
«Голова Пророка»,
ЖИВОПИСЬ. - 970477855364
«Видение Иезекииля».
«Шестикрылый серафим» — ангел, приближенный к престолу Бога. Ангел, уничтожающий всякое помрачение:

Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы.
ЖИВОПИСЬ. - 970477974404
Пророк. Поздняя работа Врубеля
Много личного для Врубеля в картине «Голова пророка». Здесь так очевидно портретное сходство. Как много перестрадал этот человек. Взгляд, исполненный боли, но и просветленный, возвышенный. Он смотрит на мир не с ненавистью и презрением, как некогда «Демон поверженный», а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. Поистине мукой купленное просветление.
Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует.
Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова.
ЖИВОПИСЬ. - 970478418308
Портрет поэта Брюсова.
Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь и что в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены.
“Это дьявол делает с моими картинами. Ему дана власть за то, что я, будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил”».
Неделями художник находился в бреду, а улучшения длились всего по несколько часов. В эти моменты Михаил просил врачей позволить ему рисовать, ведь только так он мог успокоить израненную душу. Доктора разрешали, но с условием – никаких демонов и другой фантастики.
Последние четыре года Врубель, слепой и безумный, доживал в петербургских психиатрических клиниках. Его жена приходила к нему и пела, пела только для него. Михаил Александрович это очень любил.
В апреле 1910 года мастер скончался после перенесенного в тяжелой форме воспаления легких. Похоронили Михаила Александровича на Новодевичьем кладбище, куда в день прощания пришло множество деятелей искусств и простые горожане. Многим запомнилась вдохновенная речь Александра Блока, который назвал Врубеля «Вестником иных миров».
Надежда пережила своего мужа всего на три года и была похоронена рядом с ним.
#Хивопись

Комментарии

Комментариев нет.