Его творчество любят и знают многие любители бардовской песни. Наиболее известные песни Евгения Клячкина: «Не гляди назад...», «Песня об утреннем городе», «Псков», «Мелодия в ритме лодки», «Детский рисунок», «Возвращение», «Мокрый вальс», «Моим ровесникам»…
Евгений Исаакович Клячкин родился 23 марта 1934 года в Ленинграде (сегодня – Санкт-Петербург). Отец был помощником мастера на ткацкой фабрике, мать работала в аптеке. В апреле 1942 года мать умерла, отец был на фронте, и Женю эвакуировали из блокадного Ленинграда в Ярославскую область, где он воспитывался в детском доме. В сентябре 1945 отец забрал Женю в Ленинград. В 1957 году с отличием окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Работал инженером-проектировщиком в строительных организациях Ленинграда. В середине 1980-х годов ушел на профессиональную сцену. Выступал от Ленконцерта и Росконцерта. Летом 1957 года Клячкин участвовал в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Песни начал писать в октябре 1961 года сначала на стихи других поэтов (И.Бродского, К.Кузьминского, А.Вознесенского, Г.Горбовского и др.), затем преимущественно на собственные стихи. Поэзия Иосифа Бродского стала известна во многом благодаря песням Клячкина «Пилигримы», «Рождественский романс», «Ни страны, ни погоста...» и на стихи из поэмы «Шествие».
Олег Митяев - Ни страны, ни погоста
Всего Евгением Клячкиным написано более 300 песен, из которых около 70 – на чужие стихи.
Не гляди назад, не гляди,
Не гляди назад, не гляди, Просто имена переставь, Спят в твоих глазах, спят дожди, Ты не для меня их оставь, Перевесь подальше ключи, Адрес поменяй, поменяй» А теперь подольше молчи – Это для меня. Перевесь подальше ключи, Адрес поменяй, поменяй! А теперь подольше молчи – Это для меня. Мне – то всё равно, всё равно, Я уговорю сам себя, Будто всё за нас решено, Будто всё ворует судьба. Только ты не веришь в судьбу, Значит, просто выбрось ключи, Я к тебе в окошко войду… А теперь молчи.
Только ты не веришь в судьбу, Значит ,просто выбрось ключи, Я к тебе в окошко войду… А теперь молчи. Перевесь подальше ключи, Адрес поменяй, поменяй. А теперь подольше молчи – Это для меня.
В апреле 1990 года он с семьей эмигрировал в Израиль. Работал по специальности, выступал с концертами, был на гастролях в США. На свое 60-летие в марте 1994 года приехал в Россию, дал несколько концертов в Москве, Санкт-Петербурге и Туле. 30 июля 1994 года Евгения Клячкина не стало – остановилось сердце во время купания в Средиземном море.
Две девочки, две дочки.
Две девочки, две дочки, два сияния, Два трепетных, два призрачных крыла В награду, а скорее - в оправдание Судьба мне, непутёвому, дала.
Лечу, лечу, чужою болью мучаясь, Над красотой и скверною земной, Уверенный, что не случится худшее, А если и случится – не со мной. И невдомёк летящему, парящему, Какая сила держит на лету. И только увидав крыло горящее, Ты чуешь под собою пустоту.
И падаешь, закидывая голову, На всей земле, на всей земле – один, И бесполезно машут руки голые, И здесь уже – не до чужой беды.
Легко любить, что не тобой посеяно, Не выдохнуто с мукою вдвоём. И как легко бороться за спасение, Когда это спасенье - не твоё.
Эй, кто – нибудь! От самого от страшного Спаси шутя, как я тебя спасал. Верни мне это крылышко прозрачное, Чтоб я его опять не замечал,
Возвращение.
Осенний город погрузился в дым, И горожан как будто размело. Здесь не о чём и незачем двоим- Мне здесь и одиноко, и светло. Вот, кажется, знакомый поворот- Зачем я оказался за углом? Скрипит калитка крашеных ворот, И вот передо мною отчий дом. Я сквозь асфальт булыжник узнаю И дровяные склады над травой, Я поднимаюсь в комнату мою – Твоё лицо мерцает надо мной… Ах, ради Бога, - просьба не вставать, Не прерывать из–за меня дела… Скрипучая железная кровать– Я точно помню, где она была. Ну, здравствуй, мама. Что там наш буфет? Отец на фронте – в доме тишина. И печь как лёд, и хлеба тоже нет. Да – да, конечно, - это всё война. Ты плачешь, мама,- младший сын седой. Ну что же плакать – внучке в институт. Лишь ты одна осталась молодой, Ну а для нас, живых, года идут… Я помню год и месяц, даже день, Твоё лицо, сухое, как пустырь. Из нас в живых остаться мог один, И этот выбор совершила ты. Я должен знать, свой провожая век И черпая из твоего огня, Что прожил эту жизнь, как человек, И что тебе не стыдно за меня. Вы говорите – длинный разговор. Я понимаю – вам пора ко сну. Да –да, конечно, выходя во двор, Я непременно эту дверь замкну. Вечерний город зажигает свет. Блокадный мальчик смотрит из окна. В моей руке любительский портрет И год на нём, когда была война. ***
Грачи прилетели.
Стояли они у картины: Саврасов. «Грачи прилетели» Там было простое, родное. Никак уходить не хотели.
Случайно разговорились, Поскольку случилась причина. - Саврасов. «Грачи прилетели – Хорошая это картина.
Мужчина был плохо одетый. Видать, одинокий. Из пьющих. Она – не из больно красивых И личного счастья не ждущих.
Её проводил он до дома. На улице было морозно. Она бы его пригласила, Но в комнате хаос и поздно
Он сам напросился к ней в гости Во вторник на чашечку чая. - У нас с вами общие вкусы В картинах, как я замечаю.
Два дня она драила, тёрла Свой угол для скромного пира. Пошла, на последние деньги Сиреневый тортик купила.
Под вечер осталось одеться, А также открытку повесить – «Грачи прилетели». Оделась. Семь, восемь. И девять. И десять.
Семь, восемь, и девять, и десять. Поглядывала из – за шторки. Всплакнула. И полюбовалась Коричневой розой на торте.
Себя она не пожалела. А про неудавшийся ужин Подумала: «Бедненький тортик, Ведь вот никому ты не нужен.
Наверно, забыл. Или занят… Известное дело – мужчина…» А всё же «Грачи прилетели» Хорошая очень картина.
Евгений Клячкин - "Горы далекие..." (Ю.Кукину на 50-летие)
ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ
:Лариса Обибок
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ .
ЕВГЕНИЙ КЛЯЧКИН
В 1957 году с отличием окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Работал инженером-проектировщиком в строительных организациях Ленинграда.
В середине 1980-х годов ушел на профессиональную сцену. Выступал от Ленконцерта и Росконцерта.
Летом 1957 года Клячкин участвовал в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.
Песни начал писать в октябре 1961 года сначала на стихи других поэтов (И.Бродского, К.Кузьминского, А.Вознесенского, Г.Горбовского и др.), затем преимущественно на собственные стихи. Поэзия Иосифа Бродского стала известна во многом благодаря песням Клячкина «Пилигримы», «Рождественский романс», «Ни страны, ни погоста...» и на стихи из поэмы «Шествие».
Всего Евгением Клячкиным написано более 300 песен, из которых около 70 – на чужие стихи.
Не гляди назад, не гляди,
Не гляди назад, не гляди,Просто имена переставь,
Спят в твоих глазах, спят дожди,
Ты не для меня их оставь,
Перевесь подальше ключи,
Адрес поменяй, поменяй»
А теперь подольше молчи –
Это для меня.
Перевесь подальше ключи,
Адрес поменяй, поменяй!
А теперь подольше молчи –
Это для меня.
Мне – то всё равно, всё равно,
Я уговорю сам себя,
Будто всё за нас решено,
Будто всё ворует судьба.
Только ты не веришь в судьбу,
Значит, просто выбрось ключи,
Я к тебе в окошко войду…
А теперь молчи.
Только ты не веришь в судьбу,
Значит ,просто выбрось ключи,
Я к тебе в окошко войду…
А теперь молчи.
Перевесь подальше ключи,
Адрес поменяй, поменяй.
А теперь подольше молчи –
Это для меня.
В апреле 1990 года он с семьей эмигрировал в Израиль. Работал по специальности, выступал с концертами, был на гастролях в США. На свое 60-летие в марте 1994 года приехал в Россию, дал несколько концертов в Москве, Санкт-Петербурге и Туле.
30 июля 1994 года Евгения Клячкина не стало – остановилось сердце во время купания в Средиземном море.
Две девочки, две дочки.
Две девочки, две дочки, два сияния,Два трепетных, два призрачных крыла
В награду, а скорее - в оправдание
Судьба мне, непутёвому, дала.
Лечу, лечу, чужою болью мучаясь,
Над красотой и скверною земной,
Уверенный, что не случится худшее,
А если и случится – не со мной.
И невдомёк летящему, парящему,
Какая сила держит на лету.
И только увидав крыло горящее,
Ты чуешь под собою пустоту.
И падаешь, закидывая голову,
На всей земле, на всей земле – один,
И бесполезно машут руки голые,
И здесь уже – не до чужой беды.
Легко любить, что не тобой посеяно,
Не выдохнуто с мукою вдвоём.
И как легко бороться за спасение,
Когда это спасенье - не твоё.
Эй, кто – нибудь! От самого от страшного
Спаси шутя, как я тебя спасал.
Верни мне это крылышко прозрачное,
Чтоб я его опять не замечал,
Возвращение.
Осенний город погрузился в дым,И горожан как будто размело.
Здесь не о чём и незачем двоим-
Мне здесь и одиноко, и светло.
Вот, кажется, знакомый поворот-
Зачем я оказался за углом?
Скрипит калитка
крашеных ворот,
И вот передо мною отчий дом.
Я сквозь асфальт булыжник узнаю
И дровяные склады над травой,
Я поднимаюсь в комнату мою –
Твоё лицо мерцает надо мной…
Ах, ради Бога, -
просьба не вставать,
Не прерывать из–за меня дела…
Скрипучая железная кровать–
Я точно помню, где она была.
Ну, здравствуй, мама.
Что там наш буфет?
Отец на фронте – в доме тишина.
И печь как лёд, и хлеба тоже нет.
Да – да, конечно, - это всё война.
Ты плачешь, мама,-
младший сын седой.
Ну что же плакать –
внучке в институт.
Лишь ты одна осталась молодой,
Ну а для нас, живых, года идут…
Я помню год и месяц, даже день,
Твоё лицо, сухое, как пустырь.
Из нас в живых остаться мог один,
И этот выбор совершила ты.
Я должен знать,
свой провожая век
И черпая из твоего огня,
Что прожил эту жизнь,
как человек,
И что тебе не стыдно за меня.
Вы говорите – длинный разговор.
Я понимаю – вам пора ко сну.
Да –да, конечно, выходя во двор,
Я непременно эту дверь замкну.
Вечерний город зажигает свет.
Блокадный мальчик
смотрит из окна.
В моей руке
любительский портрет
И год на нём, когда была война.
***
Грачи прилетели.
Стояли они у картины:Саврасов. «Грачи прилетели»
Там было простое, родное.
Никак уходить не хотели.
Случайно разговорились,
Поскольку случилась причина.
- Саврасов. «Грачи прилетели –
Хорошая это картина.
Мужчина был плохо одетый.
Видать, одинокий. Из пьющих.
Она – не из больно красивых
И личного счастья не ждущих.
Её проводил он до дома.
На улице было морозно.
Она бы его пригласила,
Но в комнате хаос и поздно
Он сам напросился к ней в гости
Во вторник на чашечку чая.
- У нас с вами общие вкусы
В картинах, как я замечаю.
Два дня она драила, тёрла
Свой угол для скромного пира.
Пошла, на последние деньги
Сиреневый тортик купила.
Под вечер осталось одеться,
А также открытку повесить –
«Грачи прилетели». Оделась.
Семь, восемь. И девять. И десять.
Семь, восемь, и девять, и десять.
Поглядывала из – за шторки.
Всплакнула. И полюбовалась
Коричневой розой на торте.
Себя она не пожалела.
А про неудавшийся ужин
Подумала: «Бедненький тортик,
Ведь вот никому ты не нужен.
Наверно, забыл. Или занят…
Известное дело – мужчина…»
А всё же «Грачи прилетели»
Хорошая очень картина.