МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА.

СТАНИСЛАВ РОСТОЦКИЙ

МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971388183428
Станислав Ростоцкий – советский кинематографист, актер, режиссер, постановщик и сценарист. Автор картин «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное Ухо», «А зори здесь тихие» и др.
Работы советского режиссера Станислава Ростоцкого хорошо известны отечественным и зарубежным зрителям. Стать обладателем заветной статуэтки «Оскар» у мастера не получилось, тем не менее он обрел поистине всенародную любовь среди миллионов любителей кино.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971388208004
Станислав Ростоцкий родился в городе Рыбинске Рыбинской губернии (ныне Ярославская область России) 21 апреля 1922 года в семье врача Иосифа Болеславовича и модистки Лидии Карловны Ростоцких.
Отец происходил из польского аристократического рода; дед служил генералом в Русской императорской армии, был назначен прокурором лично государем императором.
Отец был известным врачом, занимался организацией медицины в СССР
Бабушка по матери была француженкой
В возрасте пяти лет Станислав посмотрел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» и «заболел» кинематографом.
Подростком его пригласили сняться в документальной короткометражке, посвящённой прошедшему в Кремле комсомольскому съезду. После этого молодой человек обрёл первую известность — его даже стали бесплатно пускать в кинотеатры.
А вскоре его фотография попала в руки легендарного Эйзенштейна, готовившегося снимать новый фильм «Бежин луг».
«Хорошо смеется» — эти слова написал великий Сергей Эйзенштейн на фото юного Стаса Ростоцкого.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395761540
Зарубка на память, чтобы не забыть улыбку и мальчика, выбранного среди сотен претендентов на главную роль в фильм «Бежин луг». Но тогда у них не сложилось. Родители Стаса были настроены против «синема». Ничего ему не сказали, когда пришел вызов со студии. И даже не один. Отправили сына в пионерлагерь.
— Где ты был? — спросит Эйзенштейн, когда встретит Ростоцкого осенью. Съемки фильма были в самом разгаре. — Мы так тебя искали.
Стас хмуро промолчит. А когда узна́ет, что на его роль взяли другого исполнителя, слезы сами хлынут из глаз. Видя это неподдельное горе, Эйзенштейн определит его в массовку.
Стас даже успеет получить и потратить свой первый гонорар: купит себе старенький фотоаппарат «Ария». Но однажды ему скажут, что приходить больше не надо. Съемок не будет.
В 1936 году исполнил небольшую роль в фильме Эйзенштейна «Бежин луг», который так и не вышел на экраны.
В 16 лет Ростоцкий пришёл к Эйзенштейну со своим сценарием, и Сергей Михайлович убедил его в том, что только начитанный, высокообразованный человек может стать режиссёром
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971378965380
Сергей Эйзенштейн
Под влиянием бесед с Эйзенштейном по окончании школы в 1940 году Ростоцкий поступил в Московский институт философии и литературы, планируя затем пойти во ВГИК.
В мирное время числился нестроевым из-за болезни позвоночника, однако в первые месяцы войны, марте 1942 года, его призвали в армию.
Как потом Ростоцкий узнал, фильм закрыли, весь отснятый материал уничтожили, остались только припрятанные монтажером обрезки и потрясающей красоты фото, которые Стас увидит много лет спустя, уже сам будучи маститым кинорежиссером.
Эйзенштейн и после смерти будет посылать ему свои приветы из «ниоткуда с любовью». То в Австралии ему вдруг покажут черновой четырехчасовый материал его фильма «Да здравствует Мексика!», считавшийся утраченным, то вдруг в архивах Мастера обнаружится эта его детская «улыбающаяся» фотография. Или совсем уже из области несбыточного — улицу, на которой жил Ростоцкий, из 4-го Сельскохозяйственного проезда в один прекрасный день и переименовали в улицу имени Сергея Эйзенштейна.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971379027844
Когда началась война, Станислав Ростоцкий учился в Институте философии и литературы. В 1942 г. его призвали в армию, в 1943 г. он попал на фронт. В феврале 1944 г. режиссер был тяжело ранен – он попал под танк, у него была отдавлена нога. 12 часов он пролежал в болоте, уже не надеясь на спасение. К счастью, его стоны услышали находившиеся рядом солдаты и вытащили его с поля боя. Но спасти ногу уже не удалось – в госпитале его поставили перед выбором: либо ампутация, либо смерть. Операция прошла не очень удачно, и всю жизнь Ростоцкий страдал от сильных болей. Менять протезы приходилось ежегодно, привыкать к новой конструкции – по несколько недель. Однако окружающие даже не подозревали о том, что у него был протез, – кроме небольшой хромоты, его проблему больше ничего не выдавало, а жаловаться на свои беды он не привык. Он отказывался ходить с палкой даже в конце жизни, когда испытывал особенно острые боли.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395593348
В сентябре 1944 года поступил на режиссёрский факультет ВГИКа в мастерскую Григория Козинцева. Учился семь лет, поскольку одновременно с учёбой работал на фильмах мастера на киностудии «Ленфильм». Когда учёба подошла к концу, Козинцев выделил его как режиссёра, готового сразу работать в художественном кинематографе. Тем не менее дипломный фильм «Пути-дороги» не выпустили на экраны по идейным соображениям, положив на полку.
Он вышел только после ХХ съезда КПСС, когда его посмотрел и одобрил Никита Хрущёв («фильм отвечал его настроениям»)
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395693700
Один из первых проектов сценариста – «Земля и люди» — в прокат вышел не сразу. Дело в том, что в основу фильма легла запрещенная к публикации рукопись, повествующая о реалиях сельской жизни. На худсовете было принято решение о запрете ленты к показу, а самого создателя обвинили в контрреволюционной пропаганде. Зрители увидели эту работу лишь после ХХ съезда партии.
В 1957-м увидела свет кинолента «Дело было в Пенькове», которая принесла автору третий приз Всесоюзного кинофестиваля, проходившего в Киеве.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971388420740
Кадр из фильма "Дело было в Пенькове"
Специально для этой картины была написана композиция «Огней так много золотых…» талантливо исполненная Людмилой Зыкиной и Екатериной Семенкиной.
В свое время, в год выхода, его посмотрело 30 с лишним миллионов, цифра для нашего времени фантастическая.
Дело было в Пенькове (1957)
1:34:13
Дело было в Пенькове (1957)
Вскоре режиссер представил дилогию «Герой нашего времени», ставшую популярной как в СССР, так и за границей. Экранизацию произведения Михаила Лермонтова отправили на XI кинофестиваль в Сан-Себастьян, где ее наградили почетным дипломом.
«Герой нашего времени» (1965-1966) - драма, реж. Станислав Ростоцкий
3:04:40
«Герой нашего времени» (1965-1966) - драма, реж. Станислав Ростоцкий
Одним из самых знаковых проектов мастера стал фильм «Доживем до понедельника», увидевшая свет в 1968 году.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395734148
Эта работа положила начало развития юношеского кинематографа. Времени на съемки выделили катастрофически мало, и команда приложила максимум усилий, чтобы сдать проект в срок.
Доживём до понедельника _  1968  драма,мелодрама
1:40:14
Доживём до понедельника _ 1968 драма,мелодрама
Премьеру новинки приурочили к Всесоюзному съезду педагогов, но в успех ленты почти никто не верил. Вопреки скептическим прогнозам, картина вызвала настоящий фурор среди зрителей и кинокритиков. В 1962-м проект стал обладателем Государственной премии СССР и удостоился Золотого приза на Московском международном кинофестивале.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971394240644
На съемках фильма "А зори здесь тихие"
Самой знаковой работой в творческой биографии постановщика стала военная драма «А зори здесь тихие», снятый по произведению Бориса Васильева.
История о трагических судьбах девушек во время Великой Отечественной войны пронзила сердца миллионов телезрителей. Двухсерийная лента приняла участие в ряде международных фестивалей и стала номинантом на премию «Оскар».
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971394272900
Станислав Ростоцкий на съемках фильма "А зори здесь тихие"
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971394404484
Режиссёр Станислав Ростоцкий и актриса Ольга Остроумова в лесах Карелии на съёмках фильма «А зори здесь тихие»
В основе сценария к фильму лежат личные воспоминания автора. В одном из сражений Станислава Иосифовича спасла от смерти медсестра Аня Чугунова, которая буквально на себе вынесла его с поля боя. Саму спасительницу война не пожалела – из-за полученного ранения она начала терять зрение.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395160196
Елена Драпеко, исполнившая роль Лизы Бричкиной в этой ленте, рассказывала «АиФ»: «Мы, героини, не получили за этот фильм ничего. Все призы достались только старшине Васькову — актеру Андрею Мартынову. Поначалу Ростоцкий с роли Лизы Бричкиной меня снял. У писателя Бориса Васильева в его повести было написано: румяная деревенская деваха, кровь с молоком, решительная. А я была бледная, худенькая, прозрачная девочка из интеллигентной ленинградской семьи. Играла на скрипочке, походка — в третьей позиции, как обучили в балетных кружках. Ростоцкий начал меня отодвигать на задние ряды, в массовку. Стал искать другую актрису. Пересмотрели всех. Но никто не соответствовал образу. В итоге жена сказала Ростоцкому: „Если ты режиссёр, то у тебя и швабра заиграет. А внешность у Драпеко такая, что за неё надо отдельные деньги платить“. Режиссёр стал со мной работать как с актрисой. Мне поменяли грим, сделали вологодские скулы, веснушки, выработали походку, пластику, говор. И примерно через месяц моя Лиза стала походить на то, что потом увидел зритель.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971394705028
Елена Драпеко в фильме «... А зори здесь тихие». Кадр из фильма
У Ростоцкого была шикарная команда. Очень многое во время съёмок зависит не только от режиссера, артистов, но и от бутафора, костюмера, художников, редакторов. Какие гримеры были на фильме фантастические! Художники. Они что угодно из тебя могли сделать — хочешь красавицу, хочешь кикимору. Из простушки — королеву. Это сейчас есть специальные машины для производства грима, наклейки, а они всё вручную делали.
Для натурных съёмок мы уехали в киноэкспедицию. Отъехали километров 60 от гостиницы, и помощник гримера вдруг заплакала — ящик с гримом забыла. А мы едем в лес! В магазин не сбегаешь — нужное докупить. И старый гримёр Смирнов разрисовал нас карандашами, которые нашлись в наших сумочках. Представляете, взял и отретушировал лицо. Режиссёр про это даже не узнал — мы не выдали, иначе бы девчонку-гримёра выгнали сразу. И я сейчас смотрю на артистку Ольгу Остроумову в „А зори здесь тихие...“ в этой сцене. Она там такая красавица!»
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971394764420
Ольга Остроумова в фильме «... А зори здесь тихие» (1972). Кадр из фильма
«Когда мы снимали „Зори“, было совершенно невозможно представить, что картину ждёт такой успех, — продолжает Елена Драпеко. — Помню, едем со съёмок грязные, комарами покусанные, усталые, как собаки, а Ростоцкий говорит: „Вот погодите, закончим фильм, повезут его в Париж. Представляешь, Ленка, объявляют: „Элен Драпеко, Советский Союз“. И выходишь ты в длинном платье“. Мы с девчонками-актрисами ржем, чуть не падаем от смеха — никак у нас Париж не вязался с той грязищей, в которой снимали „А зори здесь тихие“. А потом меня действительно отправили во Францию на кинофестиваль. Станислав Ростоцкий перед поездкой во Францию позвонил Николаю Трофимовичу и велел за мной приглядывать, чтобы меня там не обижали как самую молоденькую».
«Ростоцкий научил нас верить в себя, научил себя правильно вести в обществе, красиво одеваться. Он был неравнодушным человеком. Он полюбил нас, всех девчонок фильма, и до конца жизни поддерживал».
А зори здесь тихие (1972)
2:37:44
А зори здесь тихие (1972)
Советские зрители хорошо помнят пронзительную драму «Белый Бим Черное Ухо», покорившую сердца нескольких поколений.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395136388
После премьеры лента вошла в рейтинг лучших проектов 1978 года издания «Советский экран». На фестивале в Карловых Варах работа была удостоена «Хрустального глобуса», а позже ее номинировали на премию «Оскар» в категории «лучшая картина на иностранном языке».
оветские зрители хорошо помнят пронзительную драму «Белый Бим Черное Ухо», покорившую сердца нескольких поколений. После премьеры лента вошла в рейтинг лучших проектов 1978 года издания «Советский экран». На фестивале в Карловых Варах работа была удостоена «Хрустального глобуса», а позже ее номинировали на премию «Оскар» в категории «лучшая картина на иностранном языке».
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395307396
Ростоцкий знал, на съемочной площадке, как и в жизни, сеттеры правдивы и непосредственны в выражении своих эмоций. И всегда слушаются, но не режиссера, а своего хозяина. Поэтому исполнителю роли Ивана Ивановича Вячеславу Тихонову, пришлось потратить немало времени, чтобы подружиться со Стивом.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395491460
Ростоцкий знал, на съемочной площадке, как и в жизни, сеттеры правдивы и непосредственны в выражении своих эмоций. И всегда слушаются, но не режиссера, а своего хозяина. Поэтому исполнителю роли Ивана Ивановича Вячеславу Тихонову, пришлось потратить немало времени, чтобы подружиться со Стивом.
Свои последние фильмы режиссёр выпустил в 80-х. Сначала на экраны вышла историческая лента «Эскадрон гусар летучих» — Ростоцкий работал над картиной совместно с режиссёром Никитой Хубовым, а в титрах указал себя по псевдонимом Степан Степанов.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395807364
Андрей Ростоцкий Эскадрон Гусар летучих."
Затем вместе с норвежским режиссёром Кнутом Андерсеном Ростоцкий снял ленту о викингах «И на камнях растут деревья». А последней работой советского кинематографиста стала драма «Из жизни Фёдора Кузькина», которая увидела свет накануне распада страны. После этого режиссёр признавался, что современное состояние кино повергает его в ужас и ему больше нечего сказать «новому» зрителю.

Личная жизнь

Со своей единственной женой Станислав Ростоцкий познакомился во ВГИКе. Тогда за статным красавцем Стасом ухлёстывали многие девушки, а скромная Нина Маньшикова даже не надеялась, что первый парень института обратит на неё внимание. Однажды они пересеклись в трамвае, немного поговорили и разошлись каждый в своём направлении.
Всё изменилось, когда будущий режиссёр уехал в деревню писать сценарий к дипломному фильму «Пути-дороги».
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395879300
К сельской жизни он оказался не приучен, так что срочно начал разыскивать девушку, которая будет ему готовить. Почему-то он вспомнил именно про Нину, а она была рада даже роли кухарки. Меньшикова покорила Ростоцкого своей заботой и вниманием. Вернувшись в столицу, они начали жить вместе, а вскоре сыграли свадьбу и на свет появился сын Андрей.
Со своей единственной женой Станислав Ростоцкий познакомился во ВГИКе. Тогда за статным красавцем Стасом ухлёстывали многие девушки, а скромная Нина Маньшикова даже не надеялась, что первый парень института обратит на неё внимание.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395886212
Нина Меньшикова в фильме *Девчата*, 1961год
Однажды они пересеклись в трамвае, немного поговорили и разошлись каждый в своём направлении. Всё изменилось, когда будущий режиссёр уехал в деревню писать сценарий к дипломному фильму «Пути-дороги». К сельской жизни он оказался не приучен, так что срочно начал разыскивать девушку, которая будет ему готовить. Почему-то он вспомнил именно про Нину, а она была рада даже роли кухарки. Меньшикова покорила Ростоцкого своей заботой и вниманием. Вернувшись в столицу, они начали жить вместе, а вскоре сыграли свадьбу и на свет появился сын Андрей.
Режиссёрская карьера Ростоцкого шла в гору, но жену в свои фильмы он не приглашал — опасался, что будут обвинять в кумовстве. Лишь однажды Нина Меньшикова появилась в роли второго плана в ленте «Доживём до понедельника».
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395898500
Нина Меньшикова в фильме С. Ростоцкого *Доживем до понедельника*
Возможно, причина крылась и в том, что каждый новый фильм приносил режиссёру и новый роман на стороне. В Ростоцкого влюблялись почти все актрисы, а он не считал нужным себя сдерживать. Нина о похождениях мужа знала, но всегда его прощала и ждала дома. Лишь на склоне лет режиссёр осознал, как много для него сделала жена и скольким для него пожертвовала.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395907972
Нина Меньшикова признавалась, что самым счастливым моментом в ее жизни был тот день в роддоме, когда ей впервые принесли его кормить. Она старалась воспитывать его таким же, каким был его отец – сильным и мужественным. Андрей пошел по стопам родителе и выбрал для себя актерскую профессию. В фильме отца «Эскадрон гусар летучих» Андрей исполнил роль Дениса Давыдова, правда, в титрах он был указан под другим именем – Степан Степнов.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395920260
Отец не хотел, чтобы все знали, что молодой актер – сын известного режиссера, и чтобы успехи сына объясняли только их родством. Но Андрей Ростоцкий и не давал поводов для переживаний – с молодых лет он стал самостоятельной творческой единицей и быстро завоевал популярность и любовь зрителей. Его прославили роли в фильмах «Дни Турбиных», «Они сражались за Родину», «Конец императора тайги».
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395928196
Помимо актерских способностей, у Андрея Ростоцкого была хорошая спортивная подготовка – он считался одним из лучших в стране специалистов по фехтованию историческим оружием, стал кандидатом в мастера спорта по конному троеборью.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395940228
Андрей Ростоцкий в фильме *Дни Турбиных*
Все трюки на съемках актер выполнял самостоятельно, а вскоре занялся и их постановкой. Он добился немалых успехов как актер, режиссер и каскадер, а также был известен как инструктор школы выживания. Вместе с ее основателем он совершил экспедицию по пещерам крымских гор и снял об этом документальный фильм.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395943556
Кадр из фильма *Петля*, 1983
В фильме «Они сражались за Родину» Андрей исполнил свой первый каскадерский трюк, который воспроизводил ситуацию, случившуюся на войне с его отцом: его герой попадал под танк.
Андрей Ростоцкий часто сам выбирал места для постановки трюков и самостоятельно их осматривал перед началом съемочного процесса.
В мае 2002 г. он искал локацию для съемок своего фильма «Моя граница» в районе горнолыжного курорта под Сочи. Понадеявшись на свой профессионализм и хорошую спортивную подготовку, он попытался без страховки взобраться на горный склон у водопада «Девичьи слезы» и сорвался с большой высоты.
МАСТЕРА КИНО, ТЕАТРА. - 971395969412
Андрей с женой и дочерью
Станислав Ростоцкий скончался 10 августа 2001 года, находясь за рулем собственного автомобиля. Режиссер направлялся в Выборг для участия в традиционном кинофестивале «Окно в Европу» в качестве президента. Во время поездки у мастера прихватило сердце, и прибывшие медики спасти его не успели.
Жена пережила мужа на 6 лет, а сына – на 5.
Могилы режиссера и актрисы находятся на Ваганьковском кладбище Москвы. На месте их захоронения установлен мемориал, выполненный из черного гранита. Неподалеку от родителей похоронен и их талантливый сын Андрей, трагически погибший через год после кончины отца.
#Мастеракинотеатра

Комментарии