Сергей Прокофьев справедливо считается одним из величайших отечественных композиторов XX века. Его творчество отличается большим разнообразием: за годы жизни в Российской империи, США, Европе и СССР Прокофьев успел создать множество оркестровых произведений, концертов, балетов, опер, а также музыку к популярным фильмам. Многие его произведения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Прокофьев наряду с Дмитрием Шостаковичем стал олицетворением современной музыкальной классики. И если при жизни композитор не всегда находил понимание, то сегодня сочинения Прокофьева знают и исполняют по всему миру.
Сергей Сергеевич Прокофьев родился в апреле 1891 года в небольшом украинском селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Отец его - Сергей Алексеевич - был ученым агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Сережи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке.
Музыку он слышал в доме с самого рождения. Его мама любила играть на рояле, неплохо исполняла произведения Бетховена, Шопена, Чайковского. Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву, и он впервые попал в оперный театр. Вернувшись в Сонцовку, он начал писать оперу "Великан" на собственный сюжет.
Образованием Сережи вначале занимались его родители, которые были просвещенными, интеллигентными людьми, умными и строгими воспитателями. Они приучили его к сосредоточенному и систематическому труду. Отец учил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике. Мать - иностранным языкам (с детства Сергей Сергеевич знал два языка - французский и немецкий, позже английский). Мария Григорьевна была и его первой учительницей музыки. Увидев успехи сына, она решила показать его какому - нибудь крупному музыканту. Зимой 1902 года его привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву - выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории.
Сергей Иванович Танеев Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьезные занятия гармонией и систематическое ознакомление с музыкальной литературой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии известный советский композитор, автор балетов "Красный мак", "Медный всадник", концерта для голоса с оркестром и других сочинений.
Рейнгольд Морицевич Глиэр, Живые, интересные занятия с Глиэром оказались благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева. Под руководством учителя он стал вскоре писать симфонию и оперу "Пир во время чумы" по Пушкину. Глиэра поразило в его ученике удивительное сочетание взрослого профессионально - серьезного отношения к музыке, самостоятельности суждений и совершенно детских черт. Так, на пюпитре у двенадцатилетнего Сережи Прокофьева, сочинявшего оперу или симфонию, стояла резиновая кукла по имени Господин, которая должна была слушать новое сочинение. Сильнейшим увлечением будущего автора прославленных опер и балетов был театр. Со своими друзьями - сонцовскими мальчиками и девочками - он постоянно придумывал и разыгрывал представления, на которых присутствовали обитатели дома в Сонцовке. Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов (литература, театр, шахматы). Одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он передаст свое новое ощущение жизни, ее молодости, ее движения. В 13 лет юноша поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у великих наставников: Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова, Николая Черепнина. Под их руководством он стал дипломированным композитором, пианистом и дирижером, а также освоил игру на органе.
В консерваторские годы обогатились и развились его музыкальные вкусы. К любимым с детства Бетховену и Чайковскому прибавились Григ, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов. Он познакомился с сочинениями современных западноевропейских композиторов - Р. Штрауса, Дебюсси. В 1914 году Сергей Прокофьев окончил консерваторию с золотой медалью и премией имени Антона Рубинштейна. Уже в молодые годы Прокофьев заслужил репутацию композитора, создающего авангардную музыку, которая часто шокировала слушателей. Он отвергал каноны романтизма, а во время учебы в консерватории не показывал некоторые свои произведения преподавателям, опасаясь, что эти смелые эксперименты приведут к его исключению. Постепенно он всё же начал публично исполнять свои сочинения. Окончив консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист во Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе и во многих европейских странах. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира. В 1911–1912 гг. году Прокофьев написал Первый концерт для фортепиано с оркестром, а затем на свет появился Второй концерт.
С. Прокофьев Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Затем появились Первая симфония («Классическая»), опера «Игрок» и «Скифская сюита», представлявшая собой переработанную версию неоконченного балета «Ала и Лоллий», над которым Прокофьев работал по заказу Сергея Дягилева. Эти произведения вызвали неоднозначную реакцию, но именно исполнение Первого концерта принесло композитору премию за учебу в Петербургской консерватории. Несмотря на неоднозначную реакцию публики в предреволюционные годы Прокофьев получил известность, его произведения обсуждала интеллектуальная элита России. Да и после событий 1917 года композитор остался в фокусе внимания ценителей высокого искусства. Горячими поклонниками его творчества были Владимир Маяковский и Максим Горький. ------------------------- Кстати, Прокофьева занимала не только музыка. Он великолепно играл в шахматы, неоднократно встречался с лучшими шахматистами своего времени. Ему принадлежала новаторская идея заменить стандартную шахматную доску на шестиугольную. Сергей Сергеевич с детства и почти до 40 лет вёл дневник, стиль которого можно назвать «чеховским» за ясность и простоту. Прочтя дневники Прокофьева, американский дирижёр и музыкальный критик Роберт Крафт написал: «…это несомненно лучшая из известных мне подобных книг, написанных композитором… Прокофьев является писателем-прозаиком удивительного мастерства», чья книга «может выдержать сравнение с Набоковской «Speak, Memory». Не без юмора Прокофьев описывает своё отбытие из Одессы: «Перед самым отъездом произошёл забавный инцидент. Оказывается, какой-то тип уже второй день внизу ресторана ел, пил и заказывал дорогие блюда, говоря, что он приехал с Прокофьевым чуть ли не в качестве его секретаря. Параллельно с этим он красно рассказывал про заграницу и про разные случаи из жизни Прокофьева, а хозяин и прислуга слушали и записывали съеденное и выпитое на мой счёт. Когда в момент моего отъезда выяснилось, что означенный тип никакого ко мне отношения не имеет, в отеле поднялась тревога. Метр д' отель кричал: - Подождите, я его найду! Он от меня не уйдёт! Впрочем нам препятствий не чинили и отпустили нас с поклонами» ---------------------- Затем появились Первая симфония («Классическая»), опера «Игрок» и «Скифская сюита», представлявшая собой переработанную версию неоконченного балета «Ала и Лоллий», над которым Прокофьев работал по заказу Сергея Дягилева. В 1917 году Прокофьев принял решение уехать из охваченной огнем революции России. Летом 1918-го он прибыл в Токио, а спустя несколько месяцев получил разрешение въехать в США. В Соединенных Штатах композитор написал первое заграничное произведение — цикл фортепианных пьес «Сказки старой бабушки». В 1919-м Прокофьев завершил работу над оперой «Любовь к трем апельсинам» — ее премьера состоялась в Чикаго в декабре 1921 года с оглушительным успехом. За границей Прокофьев встречался со многими выдающимися деятелями искусства (композиторами Равелем, Стравинским, Рахманиновым, дирижерами Стоковским и Тосканини, киноартистом Чарли Чаплином и многими другими). Но атмосфера лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х годов не удовлетворяла его. Впрочем, настоящей славы у консервативной в целом американской публики композитор так и не снискал, зато был удостоен звания «музыкального большевика». В США Прокофьев познакомился со своей будущей супругой. Молодая испанская певица Каролина (Лина) Коди́на покорила его сердце — в 1923 году они поженились в городе Этталь (Германия).
В 1920-х Прокофьев с семьей перебрался во Францию и обосновался в Париже, где активно сотрудничал с Сергеем Дягилевым: композитор написал для антрепренера балеты «Стальной скок», «Блудный сын» и «На Днепре».
В этот период Прокофьев также создал оперу «Огненный ангел» и три концерта для фортепиано с оркестром. Но атмосфера лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х годов не удовлетворяла его. "Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли... В ушах должна звучать русская речь... Здесь я лишаюсь сил". На родную землю композитор вернулся в 1936-м. Любопытный факт: приглашение для него выписал сам Иосиф Сталин. Генсек обещал Прокофьеву, что тот до конца своих дней ни в чем не будет нуждаться, и, справедливости ради, обещание все же сдержал. И, наконец, он снова дома. Прокофьев вновь встречается со своими друзьями Мясковским и Асафьевым. Начинает работать вместе с советскими режиссерами, балетмейстерами, писателями. Его увлекают задача воплощения высоких идей, человечности, возможность обращения не к узкому кругу "ценителей", а к огромным массам народа. Композитор много и увлеченно работает, создавая одно прекрасное произведение за другим. Они различны по темам, времени действия, характерам героев. Но во всех них есть нечто общее. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу светлые образы и образы жестокости и насилия. И всегда утверждает победу высоких человеческих идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех этих сочинениях. В 1934-м он написал музыку для советского фильма
«Поручик Киже», снятого по рассказу Юрия Тынянова. Это сочинение Прокофьева часто исполняется на концертах в виде оркестровой сюиты и является одним из самых известных произведений композитора Одним из его первых заказов стала симфоническая сказка «Петя и волк»: ее премьера состоялась тогда же, в 1936 году. Согласно задумке Натальи Сац, работавшей режиссером в детском театре, произведение должно было рассказывать юным зрителям о том, что из себя представляет симфонический оркестр. Каждый из героев сказки — от протагониста до главных злодеев — символизирует собой какой-либо инструмент. Исполнение пьесы сопровождается прозаическим текстом, который написал сам Прокофьев. Он сам, правда, в постановках не появлялся: роль рассказчицы исполняла Наталья Сац.
Сергей Прокофьев. Петя и волк. 1976 год.
Впоследствии сказку перевели на другие языки. В Нью-Йорке ее читал известный дирижер Леонард Бернстайн, в Вене — австрийский актер Карлхайнц Бем, в Лондоне — немецкая артистка Роми Шнайдер.
Сергей Прокофьев. Ромео и Джульетта (фильм, 2019)
В 1935 году создан балет "Ромео и Джульетта" (по трагедии Шекспира). Герои его отстаивают свою любовь в борьбе с кровавыми средневековыми предрассудками, повелевающими им ненавидеть друг друга. Трагическая смерть Ромео и Джульетты заставляет примириться враждующие издавна семьи Монтекки и Капулетти. До Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение, проникнутое духом Шекспира. Поэтичная, глубокая, содержащая реалистические, психологически точные портреты действующих лиц "Ромео и Джульетты" музыка дала возможность балетмейстеру Л. Лавровскому поставить балет, который приобрел мировую славу (премьера балета состоялась в 1940 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова). Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, Александр Невский (1938 г.). Вместе с кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную земля от тевтонских завоевателей.
Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый драматизм и победный исход битвы советского народа с фашизмом. На этом работа композитора не остановилась. К примеру, в 1941-м ему заказали балет «Золушка»: впоследствии его поставили на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Также ему предложили поработать над саундтреками для кино (хотя тогда это так не называлось).
Прокофьев. Золушка (балет, 2003)
Его музыка звучит в картинах «Поручик Киже» (1934), «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1942). Сам Сталин шесть раз присуждал композитору премию собственного имени, притом в 1946-м — трижды.
Аудиозапись недоступна
Сергей Прокофьев - Пушкинский вальс №2
Сергей Прокофьев - Танец рыцарей
Сергей Прокофьев - Вальс Золушки. Полночь
Сергей Прокофьев - 06 - Arise, People of Russia
Сергей Прокофьев - Скрипичный концерт №2
Сергей Прокофьев - Вальс Золушки
В 1947-м Прокофьеву присвоили звание народного артиста РСФСР. Однако уже в следующем году композитор был подвергнут критике за формализм, некоторые его работы, согласно секретному приказу Комитета по делам искусств, были запрещены к исполнению. Понадобилось личное вмешательство Сталина, чтобы приказ был отменен, хотя, по мнению музыковедов, царившая в СССР атмосфера явно ограничивала Прокофьева в творчестве. ----------------- Помимо писательства, музыкант увлекался и шахматами, которые он называл «музыкой мысли». Любовь к этой игре проснулась ещё в детстве — за этим занятием мальчик проводил часы в компании своего учителя музыки Р. М. Глиэра. Прокофьев имел первую категорию и не пропускал ни одного турнира. Однажды противником Сергея был сам Х. Р. Капабланка, кубинский шахматист-виртуоз, 3-й чемпион мира по шахматам. Прокофьев, разумеется, проиграл, но поставил шахматиста в трудное положение. Капабланка почти три минуты не мог принять решение, чему Прокофьев был несказанно рад и потом отметил это в своем дневнике. Кроме вышеперечисленных увлечений, Сергей Сергеевич создал альбом автографов, оставленных его выдающимися современниками. «Деревянная книга» — так назывался этот альбом, который был изготовлен специально по заказу музыканта.
Автограф Достоевской Прокофьев посчитал, что «книга» ни в коем случае не может быть «альбомом институтки», но «в переплете из двух простых досок, с краешком из грубой кожи, пробитой простыми гвоздями, и с железной застежкой, такой, чтобы при прикосновении к ней руки непременно пахли металлом». Обыкновенные автографы показались композитору неинтересными, поэтому он решил каждому расписывавшемуся задавать вопрос: «Что вы думаете о солнце?» Среди «отвечающих» были К. Бальмонт, В. Маяковский, А. Ремизов, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, И. Стравинский, Наталья Гончарова, Х. Капабланка и А. Алехин.
Поэт Константин Бальмонт написал в «деревянной книге» небольшой сонет:
Ребенку богов, Прокофьеву Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат. Твое вино — рассвет. Твои созвучья, в хоре, Торопятся принять в спешащем разговоре, Цветов загрезивших невнятный аромат. Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад, Там где-то далеко рассыпчатые зори, Как нитка жемчугов, и в световом их споре Темнеющий растет с угрозным гулом сад. И ты, забыв себя, но сохранивши светы Степного ковыля, вспоенного весной, В мерцаниях мечты, все новой, все иной, — С травинкой поиграл в вопросы и ответы, И, в звук свой, заронив поющие приметы, В ночи играешь в мяч с серебряной Луной.
Достоевская Анна Григорьевна, жена Достоевского, написала: «Солнце моей жизни — Федор Достоевский». Композитор Игорь Стравинский оставил острый комментарий: «Очень глупо, что по-немецки солнце женского, а не мужского рода».
Автограф Маяковского. Пианист Артур Рубинштейн написал: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым. Король-солнце сказал: «Государство — это я!» Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце — это я!» Маяковский без лишней скромности в альбоме оставил цитату из поэмы «Облако в штанах»: «От вас, которые влюбленностью мокли, от которых в столетия слеза лилась, уйду я, солнце моноклем Шахматист и близкий друг Прокофьева Капабланка высказался так: «Солнце — это жизнь», а его «коллега», шахматист Алексей Алехин написал: «Когда вижу Его, мир мятен». Художница Наталья Гончарова также оставила свой автограф в альбоме: «Очень хорошее ласковое слово: солнышко ясное, кажется, есть только по-русски. И люди солнечные в Европе есть, кажется, только русские». «Деревянная книга» является историческим памятником и по сей день хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. --------------------------------- Что касается личной жизни Прокофьева, то в конце 1930-х он завел роман со студенткой Мирой Мендельсон и вскоре ушел из семьи. Поговаривают, что именно поэтому Сталин подыскал Прокофьеву новую музу как раз к моменту его триумфального переезда обратно. В январе 1948 года они поженились, но брак с Линой Сергей Прокофьев официально не расторгал, поскольку ранее советское правительство объявило недействительными браки граждан страны с иностранцами. Лина Прокофьева была арестована в феврале 1948-го — по обвинению в шпионаже первую жену композитора приговорили к 20 годам заключения. Она вышла на свободу только в 1956 году, уже после смерти Сергея Прокофьева. Вторая супруга оставалась с Прокофьевым до конца его жизни. Она выхаживала композитора после инсульта. Последние годы жизни Сергей Прокофьев провёл в московской квартире в Камергерском переулке, где и скончался 5 марта 1953 года от гипертонического криза. Из-за того, что композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, родственники столкнулись с рядом трудностей в организации похорон. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.
ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ
:Лариса Обибок
МУЗЫКА.
КОМПОЗИТОРЫ.
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ.
Многие его произведения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Прокофьев наряду с Дмитрием Шостаковичем стал олицетворением современной музыкальной классики.
И если при жизни композитор не всегда находил понимание, то сегодня сочинения Прокофьева знают и исполняют по всему миру.
Отец его - Сергей Алексеевич - был ученым агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Сережи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке.
Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву, и он впервые попал в оперный театр. Вернувшись в Сонцовку, он начал писать оперу "Великан" на собственный сюжет.
Зимой 1902 года его привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву - выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории.
Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьезные занятия гармонией и систематическое ознакомление с музыкальной литературой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью.
Это был Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии известный советский композитор, автор балетов "Красный мак", "Медный всадник", концерта для голоса с оркестром и других сочинений.
Живые, интересные занятия с Глиэром оказались благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева. Под руководством учителя он стал вскоре писать симфонию и оперу "Пир во время чумы" по Пушкину. Глиэра поразило в его ученике удивительное сочетание взрослого профессионально - серьезного отношения к музыке, самостоятельности суждений и совершенно детских черт.
Так, на пюпитре у двенадцатилетнего Сережи Прокофьева, сочинявшего оперу или симфонию, стояла резиновая кукла по имени Господин, которая должна была слушать новое сочинение.
Сильнейшим увлечением будущего автора прославленных опер и балетов был театр. Со своими друзьями - сонцовскими мальчиками и девочками - он постоянно придумывал и разыгрывал представления, на которых присутствовали обитатели дома в Сонцовке.
Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов (литература, театр, шахматы).
Одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он передаст свое новое ощущение жизни, ее молодости, ее движения.
В 13 лет юноша поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у великих наставников: Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова, Николая Черепнина. Под их руководством он стал дипломированным композитором, пианистом и дирижером, а также освоил игру на органе.
Он познакомился с сочинениями современных западноевропейских композиторов - Р. Штрауса, Дебюсси.
В 1914 году Сергей Прокофьев окончил консерваторию с золотой медалью и премией имени Антона Рубинштейна.
Уже в молодые годы Прокофьев заслужил репутацию композитора, создающего авангардную музыку, которая часто шокировала слушателей. Он отвергал каноны романтизма, а во время учебы в консерватории не показывал некоторые свои произведения преподавателям, опасаясь, что эти смелые эксперименты приведут к его исключению. Постепенно он всё же начал публично исполнять свои сочинения.
Окончив консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист во Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе и во многих европейских странах. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира.
В 1911–1912 гг. году Прокофьев написал Первый концерт для фортепиано с оркестром, а затем на свет появился Второй концерт.
Эти произведения вызвали неоднозначную реакцию, но именно исполнение Первого концерта принесло композитору премию за учебу в Петербургской консерватории.
Несмотря на неоднозначную реакцию публики в предреволюционные годы Прокофьев получил известность, его произведения обсуждала интеллектуальная элита России.
Да и после событий 1917 года композитор остался в фокусе внимания ценителей высокого искусства. Горячими поклонниками его творчества были Владимир Маяковский и Максим Горький.
-------------------------
Кстати, Прокофьева занимала не только музыка. Он великолепно играл в шахматы, неоднократно встречался с лучшими шахматистами своего времени. Ему принадлежала новаторская идея заменить стандартную шахматную доску на шестиугольную.
Сергей Сергеевич с детства и почти до 40 лет вёл дневник, стиль которого можно назвать «чеховским» за ясность и простоту. Прочтя дневники Прокофьева, американский дирижёр и музыкальный критик Роберт Крафт написал: «…это несомненно лучшая из известных мне подобных книг, написанных композитором… Прокофьев является писателем-прозаиком удивительного мастерства», чья книга «может выдержать сравнение с Набоковской «Speak, Memory».
Не без юмора Прокофьев описывает своё отбытие из Одессы: «Перед самым отъездом произошёл забавный инцидент. Оказывается, какой-то тип уже второй день внизу ресторана ел, пил и заказывал дорогие блюда, говоря, что он приехал с Прокофьевым чуть ли не в качестве его секретаря. Параллельно с этим он красно рассказывал про заграницу и про разные случаи из жизни Прокофьева, а хозяин и прислуга слушали и записывали съеденное и выпитое на мой счёт. Когда в момент моего отъезда выяснилось, что означенный тип никакого ко мне отношения не имеет, в отеле поднялась тревога. Метр д' отель кричал:
- Подождите, я его найду! Он от меня не уйдёт!
Впрочем нам препятствий не чинили и отпустили нас с поклонами»
----------------------
Затем появились Первая симфония («Классическая»), опера «Игрок» и «Скифская сюита», представлявшая собой переработанную версию неоконченного балета «Ала и Лоллий», над которым Прокофьев работал по заказу Сергея Дягилева.
В 1917 году Прокофьев принял решение уехать из охваченной огнем революции России. Летом 1918-го он прибыл в Токио, а спустя несколько месяцев получил разрешение въехать в США.
В Соединенных Штатах композитор написал первое заграничное произведение — цикл фортепианных пьес «Сказки старой бабушки».
В 1919-м Прокофьев завершил работу над оперой «Любовь к трем апельсинам» — ее премьера состоялась в Чикаго в декабре 1921 года с оглушительным успехом.
За границей Прокофьев встречался со многими выдающимися деятелями искусства (композиторами Равелем, Стравинским, Рахманиновым, дирижерами Стоковским и Тосканини, киноартистом Чарли Чаплином и многими другими). Но атмосфера лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х годов не удовлетворяла его.
Впрочем, настоящей славы у консервативной в целом американской публики композитор так и не снискал, зато был удостоен звания «музыкального большевика».
В США Прокофьев познакомился со своей будущей супругой. Молодая испанская певица Каролина (Лина) Коди́на покорила его сердце — в 1923 году они поженились в городе Этталь (Германия).
Но атмосфера лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х годов не удовлетворяла его.
"Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли... В ушах должна звучать русская речь... Здесь я лишаюсь сил".
На родную землю композитор вернулся в 1936-м. Любопытный факт: приглашение для него выписал сам Иосиф Сталин.
Генсек обещал Прокофьеву, что тот до конца своих дней ни в чем не будет нуждаться, и, справедливости ради, обещание все же сдержал.
И, наконец, он снова дома. Прокофьев вновь встречается со своими друзьями Мясковским и Асафьевым. Начинает работать вместе с советскими режиссерами, балетмейстерами, писателями.
Его увлекают задача воплощения высоких идей, человечности, возможность обращения не к узкому кругу "ценителей", а к огромным массам народа.
Композитор много и увлеченно работает, создавая одно прекрасное произведение за другим. Они различны по темам, времени действия, характерам героев. Но во всех них есть нечто общее. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу светлые образы и образы жестокости и насилия. И всегда утверждает победу высоких человеческих идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех этих сочинениях.
В 1934-м он написал музыку для советского фильма
Одним из его первых заказов стала симфоническая сказка «Петя и волк»: ее премьера состоялась тогда же, в 1936 году. Согласно задумке Натальи Сац, работавшей режиссером в детском театре, произведение должно было рассказывать юным зрителям о том, что из себя представляет симфонический оркестр. Каждый из героев сказки — от протагониста до главных злодеев — символизирует собой какой-либо инструмент. Исполнение пьесы сопровождается прозаическим текстом, который написал сам Прокофьев. Он сам, правда, в постановках не появлялся: роль рассказчицы исполняла Наталья Сац.
До Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение, проникнутое духом Шекспира. Поэтичная, глубокая, содержащая реалистические, психологически точные портреты действующих лиц "Ромео и Джульетты" музыка дала возможность балетмейстеру Л. Лавровскому поставить балет, который приобрел мировую славу (премьера балета состоялась в 1940 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова).
Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, Александр Невский (1938 г.). Вместе с кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную земля от тевтонских завоевателей.
На этом работа композитора не остановилась. К примеру, в 1941-м ему заказали балет «Золушка»: впоследствии его поставили на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Также ему предложили поработать над саундтреками для кино (хотя тогда это так не называлось).
-----------------
Помимо писательства, музыкант увлекался и шахматами, которые он называл «музыкой мысли». Любовь к этой игре проснулась ещё в детстве — за этим занятием мальчик проводил часы в компании своего учителя музыки Р. М. Глиэра. Прокофьев имел первую категорию и не пропускал ни одного турнира. Однажды противником Сергея был сам Х. Р. Капабланка, кубинский шахматист-виртуоз, 3-й чемпион мира по шахматам. Прокофьев, разумеется, проиграл, но поставил шахматиста в трудное положение. Капабланка почти три минуты не мог принять решение, чему Прокофьев был несказанно рад и потом отметил это в своем дневнике.
Кроме вышеперечисленных увлечений, Сергей Сергеевич создал альбом автографов, оставленных его выдающимися современниками. «Деревянная книга» — так назывался этот альбом, который был изготовлен специально по заказу музыканта.
Прокофьев посчитал, что «книга» ни в коем случае не может быть «альбомом институтки», но «в переплете из двух простых досок, с краешком из грубой кожи, пробитой простыми гвоздями, и с железной застежкой, такой, чтобы при прикосновении к ней руки непременно пахли металлом». Обыкновенные автографы показались композитору неинтересными, поэтому он решил каждому расписывавшемуся задавать вопрос: «Что вы думаете о солнце?»
Среди «отвечающих» были К. Бальмонт, В. Маяковский, А. Ремизов, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, И. Стравинский, Наталья Гончарова, Х. Капабланка и А. Алехин.
Поэт Константин Бальмонт написал в «деревянной книге» небольшой сонет:
Ребенку богов, Прокофьеву
Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат.
Твое вино — рассвет. Твои созвучья, в хоре,
Торопятся принять в спешащем разговоре,
Цветов загрезивших невнятный аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад,
Там где-то далеко рассыпчатые зори,
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растет с угрозным гулом сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши светы
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной, —
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И, в звук свой, заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной Луной.
Достоевская Анна Григорьевна, жена Достоевского, написала: «Солнце моей жизни — Федор Достоевский». Композитор Игорь Стравинский оставил острый комментарий: «Очень глупо, что по-немецки солнце женского, а не мужского рода».
Пианист Артур Рубинштейн написал: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым. Король-солнце сказал: «Государство — это я!» Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце — это я!»
Маяковский без лишней скромности в альбоме оставил цитату из поэмы «Облако в штанах»:
«От вас,
которые влюбленностью мокли,
от которых
в столетия слеза лилась,
уйду я,
солнце моноклем
Шахматист и близкий друг Прокофьева Капабланка высказался так: «Солнце — это жизнь», а его «коллега», шахматист Алексей Алехин написал: «Когда вижу Его, мир мятен». Художница Наталья Гончарова также оставила свой автограф в альбоме: «Очень хорошее ласковое слово: солнышко ясное, кажется, есть только по-русски. И люди солнечные в Европе есть, кажется, только русские».
«Деревянная книга» является историческим памятником и по сей день хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства.
---------------------------------
Что касается личной жизни Прокофьева, то в конце 1930-х он завел роман со студенткой Мирой Мендельсон и вскоре ушел из семьи. Поговаривают, что именно поэтому Сталин подыскал Прокофьеву новую музу как раз к моменту его триумфального переезда обратно.
В январе 1948 года они поженились, но брак с Линой Сергей Прокофьев официально не расторгал, поскольку ранее советское правительство объявило недействительными браки граждан страны с иностранцами. Лина Прокофьева была арестована в феврале 1948-го — по обвинению в шпионаже первую жену композитора приговорили к 20 годам заключения. Она вышла на свободу только в 1956 году, уже после смерти Сергея Прокофьева.
Вторая супруга оставалась с Прокофьевым до конца его жизни. Она выхаживала композитора после инсульта.
Последние годы жизни Сергей Прокофьев провёл в московской квартире в Камергерском переулке, где и скончался 5 марта 1953 года от гипертонического криза. Из-за того, что композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, родственники столкнулись с рядом трудностей в организации похорон. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.
#МузыкаКомпозиторы