СКУЛЬПТУРА.

ПЕТР КЛОДТ.

СКУЛЬПТУРА. - 972488032388
Имя Петра Карловича Клодта не слишком известно широкой публике, но его творения — узнаваемы каждым, кто бывал в Санкт-Петербурге. Могучие бронзовые кони на Аничковом мосту, величественная упряжка на Нарвских триумфальных воротах, скульптурные группы в Исаакиевском соборе и, конечно, памятник Николаю I на Исаакиевской площади — все это дело его рук.
А вот памятник самому Клодту появился в Петербурге лишь в начале XXI века — почти через 130 лет после его смерти. И его история достойна отдельного рассказа.
СКУЛЬПТУРА. - 972488038276
Памятник Клодту.
Необычный монумент установили в 2005 году в саду Российской академии художеств на Университетской набережной. Автор памятника — скульптор и преподаватель Академии Владимир Эмильевич Горевой. Он не просто разработал проект — он оплатил отливку бронзовой фигуры на собственные средства, а затем — без всякого согласования с городскими властями или руководством Академии — поставил скульптуру на территории учебного заведения.
Будущий скульптор родился в дворянской семье (24 мая) 5 июня1805 года
Он принадлежал к древнему баронскому роду Клодт фон Юргенсбург, славу которому составили потомственные военные, среди которых были настоящие таланты воинской науки. Дед скульптора был участником Северной войны.
Особо отмечен отец скульптора Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург, участвовавший в русско-турецких войнах и Отечественной войне 1812 года.
СКУЛЬПТУРА. - 972491725444
Клодт фон Юргенсбург Константин Карлович
В 1817 году он был назначен начальником штаба отдельного Сибирского корпуса, поэтому семья переехала жить в Омск.
Дома офицеров находились на улице Штабной, там же располагался и манеж для лошадей
Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно живописно и реалистично получались.
По семейной традиции Пётр Клодт должен был стать военным. Но военное дело мальчика интересовало мало
В юности будущего скульптора не было ничего замечательного: «он рос как большинство того патриархального поколения, окружённый заботами родных, в тесном кругу семьи, любимый всеми за мягкий ровный характер.
Старшие братья с иронией прозвали Петра “лошадником” или “ямщиком” — он часами мог наблюдать за конями, рисовать их, вырезать из дерева миниатюрные фигурки. Но Пётр не обращал внимания на насмешки: он мечтал не о блеске мундира, а о точности движения лошадиных мускулов в бронзе.
СКУЛЬПТУРА. - 972489230980
Пётр Карлович Клодт "Кони"
В течение двух лет он учился самостоятельно, копировал современные и античные произведения искусства и работал с натуры. Получив отставку, Клодт был принят в число пенсионеров Общества поощрения художников. По высочайшему повелению Государя Императора в 1829 году профессорам Академии были показаны три первых рисунка, выполненных Пётром Клодтом.
СКУЛЬПТУРА. - 972489258372
С 1830 года он становится вольнослушателем Академии художеств и полностью посвящает себя скульптуре. Ещё находясь на военной службе, Клодт делал графические силуэты животных из чёрной бумаги, вырезал из дерева и раскрашивал небольшие фигурки лошадей, с безукоризненной точностью выполнял все детали, имитируя глаза вставками из стекла, делая из волос хвост и гриву.
В период обучения он жил в полуподвале на Выборгской стороне. Резные фигурки, выставленные в низком окошке, продавались слабо, хватало только на еду. Его образ жизни удивлял окружающих, так как не соответствовал его титулу барона
СКУЛЬПТУРА. - 972489233028
С начала 1830 годов большим успехом стали пользоваться его статуэтки, изображающие лошадей.
Нарвские триумфальные ворота
В 1827 году Клодт начал работу над скульптурным оформлением Нарвских ворот совместно со скульпторами Степаном Пименовым и Василием Демут-Малиновским.
СКУЛЬПТУРА. - 972489324676
В 1833 году Клодт выполнил модель шестёрки коней, несущую колесницу богини Славы. Скульптура, выполненная по его модели, установлена на аттике арки Нарвских ворот.
СКУЛЬПТУРА. - 972489330820
Сама работа признана современниками одной из вершин изобразительного искусства. В короткое время приобрела европейскую известность и покровительство Николая.
СКУЛЬПТУРА. - 972489318276
За свой шедевр Пётр Клодт получил профессорское звание и весомую ежегодную пенсию. Казалось бы, теперь он мог не беспокоиться о безбедном будущем, однако скульптор был неутомим.
Аничков мост
Клодт обратил внимание на проект перестройки Аничкова моста и предложил поставить скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре, а перенести их на опоры

Аничкова моста.

Скульптор потратил на эту работу около двадцати лет своей жизни и она стала одной из самых известных работ художника. После того, как Пётр Клодт признан современниками искусным мастером своего дела, выполнял другие скульптурные работы.
Однако, по мнению искусствоведов, лучшей его работой остались кони на Аничковом мосту. Кроме творческого наследства, которое мастер оставил потомкам, многое сделал и для развития скульптурного дела в России
По первоначальному проекту предполагалось, что мост будет украшен четырьмя конными группами, отлитыми с двух моделей и поставленными попарно на западной и восточной сторонах моста.
По замыслу скульптора четыре группы, в отличие от парных парижских, должны представлять четыре стадии укрощения дикого коня: от неясного исхода единоборства до полного подчинения коня человеку. Клодт, с юности увлекавшийся рисованием и лепкой лошадей, решил применить к традиционной теме «научный метод».
Он «раздобыл на бойнях лошадиные головы, ноги, плечи, собственноручно их препарировал и отливал в гипсе, чтобы затем смонтировать в скульптуру».
Натуралистический метод соединился в работе Клодта с романтическими настроениями русского академического классицизма, свойственного тому времени. Кроме этого, силуэты скульптурных групп на высоких постаментах оказались столь выразительным, что обеспечили этой работе невероятный успех.
СКУЛЬПТУРА. - 972489620612
Доработка и отливка первой группы «Конь с идущим юношей» затянулась до 1838 года. Вторую группу «Юноша, берущий коня под уздцы» Клодт создал в 1841 году, освоив мастерство бронзолитейщика.
Об этом свидетельствует надпись на плинте: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».
СКУЛЬПТУРА. - 972489748612
В 1838 году Клодт получил назначение на должность профессора скульптуры, в том же году возглавил Литейный двор Императорской Академии художеств.
СКУЛЬПТУРА. - 972489754500
На этом посту Клодту удалось добиться повышения качества художественного литья в Росси.
СКУЛЬПТУРА. - 972489758596
Работая над скульптурой Аничкова моста, Клодт одновременно занимался оформлением интерьеров Исаакиевского собора.
В это время им были созданы два горельефа для ниш северного портика — «Несение креста» и «Положение во гроб», а также скульптурная группа «Христос во славе» над Царскими вратами главного иконостаса.
СКУЛЬПТУРА. - 972490096004
СКУЛЬПТУРА. - 972490069124
Его горельефы органично сочетались с плоскостью мраморной стены собора и удачно её декорировали. В эти же годы скульптором был создан барельеф «Георгий Победоносец на коне» (1846-1847) для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца в Москве.
СКУЛЬПТУРА. - 972490125188
Помимо этого, Клодт являлся автором таких знаменитейших работ как: квадрига на здании Большого театра,
СКУЛЬПТУРА. - 972490144388
Квадрига — античная двухколёсная колесница, запряжённая в четвёрку коней. Древние римляне, падкие до пышных праздников и развлечений, использовали квадригу в триумфальных шествиях и гоночных соревнованиях. До нашего времени дошло большое количество картин и скульптурных композиций и рельефных изображений с квадригами.
Квадрига Аполлона, летящая над портиком Большого театра, считается символом этого московского театра.
Древние греки в своих мифах рассказывали про четырёх коней бога Солнца Гелиоса. Гелиосова квадрига позже стала упоминаться вкупе с солнечным богом Аполлоном.
Каждый из коней имеет свое символическое значение:
Первый конь – Эритрей, олицетворяет восход Солнца;
Второй – Эфоп, который означает - "пылающий, огненный";
Третий – Ламп, - "сияющий, сверкающий";
Четвёртый конь – Филогей, символизирует заход Солнца.
Скульптурная группа высотой 6,5 метров была создана по модели скульптора Петра Карловича Клодта.

Памятник Николаю Крылову

СКУЛЬПТУРА. - 972490674308
12 мая 1855 года состоялось открытие памятника Ивану Андреевичу Крылову. Скульптор здесь стремится передать свои живые впечатления, увековечить облик человека, которого знал и любил. Избегая какой-либо идеализации, скульптор создал правдивый, реалистически точный портретный образ. Крылов у Клодта принимает простую, естественную, даже несколько небрежную позу. Скульптор тщательно передаёт одежду своего героя, при этом не стремясь к нарочитым декоративно-пластическим эффектам.
СКУЛЬПТУРА. - 972490681732
В горельефную композицию на постаменте памятника Клодт включает персонажи наиболее известных крыловских басен. Здесь можно увидеть многочисленных животных из поэтического мира Ивана Андреевича.
В работе над изображениями, украшающими пьедестал, скульптору помогал выдающийся мастер графики А. А. Агин, создатель знаменитых рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Агин подготовил графический проект пьедестала и ряд иллюстративных композиций на сюжеты басен, а Клодт перенёс их почти без изменений, лишь тщательно сверив каждое изображение с живой натурой.

Памятник Николаю I

СКУЛЬПТУРА. - 972490533508
В самом начале 1857 года была произведена закладка памятника, на следующий год мастер уже начал отливать бронзовую конную статую царя. К сожалению, в процессе отливки появилась трещина, и в результате ряд частей фигуры оказались не наполненными.
В 1859 году произошла вторичная отливка.
СКУЛЬПТУРА. - 972490614148
Александер II в мастерской П. К. Клодта, 1855 год.
На этот раз всё прошло более чем успешно. Однако, чтобы доставить статую из мастерской на место установки, пришлось проламывать одну из стен. Больше никаких проблем уже не было. Ну а в июне того же года памятник императору был торжественно открыт. Это произведение стало не только истинным украшение площади Исаакия, но и шедевром мирового искусства.
СКУЛЬПТУРА. - 972490544516
Памятник Николаю I, 1896 год
Памятник представляет собой 6-метровую конную статую Николая I работы П. К. Клодта, стоящую на пьедестале. Император изображён в парадном мундире Лейб-гвардии Конного полка. Конной натурой послужил любимый жеребец государя — Амалатбек.
Пьедестал памятника работы Огюста Монферрана имеет эллиптическую форму и изготовлен из малинового карельского шокшинского кварцита и белого итальянского мрамора. Цоколь выполнен из серого сердобольского гранита.
Пьедестал памятника украшают четыре аллегорические женские фигуры работы Р. К. Залемана, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру».
Головы фигур являются портретными изображениями императрицы Александры Фёдоровны и дочерей Николая I — Марии, Александры и Ольги.
Между двумя первыми статуями находится бронзовый позолоченный государственный герб, под которым расположена надпись: «Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й».
Первоначально памятник не имел ограды, она была установлена позже.
Четыре барельефа (три из них работы Н. А. Рамазанова, один — Р. К. Залемана), расположенные на постаменте, рассказывают о ключевых событиях правления Николая I: подавлении восстания декабристов, усмирении холерного бунта, строительстве Николаевской железной дороги и составлении свода законов.
СКУЛЬПТУРА. - 972490580868
Памятник Николаю I, 1896 год

Памятник Владимиру-Крестителю в Киеве.

СКУЛЬПТУРА. - 972491655300
Памятник Владимиру Великому — старейший скульптурный памятник Киева, сооружённый в 1853 году. Один из неофициальных символов города. Высится на крутом берегу Днепра в парке Владимирская горка. Скульпторы и архитекторы Пётр Клодт (статуя Владимира), Александр Тон (пьедестал) и Василий Демут-Малиновский (барельефы).
СКУЛЬПТУРА. - 972490459524
С. Горюшкин - Сорокопудов Портрет П.К.Клодта.

Смерть

8 ноября 1867 скульптора не стало. Скоропостижная смерть настигла его на собственной даче в Финляндии. Говорят, в последние минуты своей жизни скульптор Клодт (его работы признаны шедеврами), как всегда, вырезал фигурки.
Похоронили Клодта на лютеранском погосте, что в Северной столице. А в 1936 году прах мастера перенесли в Некрополь мастеров искусств. Тогда же установили новое надгробие.
На лютеранском кладбище остались практически все родственники скульптора, включая его супругу. К сожалению, все могилы Клодтов оказались непоправимо разрушенными.
Семья
Отец: Карл Фёдорович, барон Клодт фон Юргенсбург.
Мать: Елизавета Яковлевна Фрейгольдт.
Брат: Владимир Карлович, барон Клодт (Woldemar Johann Adolf, 1803—1887), дослужился до чина генерала от артиллерии и должности профессора.
Брат: Константин Карлович (Johann Gustav Karl Konstantin, 1807—1879), генерал-майор, был известный гравёр по дереву.
Брат: Борис Карлович (Bernhard Johann, 1817—1863) служил в армии и в чине штабс-капитан вышел в отставку.
Брат: Михаил Карлович (Michael Georg, 1819—1874) служил в чине губернского секретаря в инженерном департаменте Военного министерства[11].
Жена: Иулиана (Ульяна) Ивановна (урождённая Спиридонова;1815—22 ноября 1859) — племянница скульптора-монументалиста, академика
Императорской Академии художеств И. П. Мартоса.
СКУЛЬПТУРА. - 972491926660
Портрет Ульяны Клодт Худ. Петр Соколов
Знаменитый скульптор-анималист Петр Клодт женился не по любви, не по расчету, а… назло. Скоропалительный и необдуманный брак, вопреки всей логике, превратился в счастливый союз двух любящих людей.
В его жизни тогда появилась еще одна страсть — 16‑летняя дочка Мартоса Катенька. Несмотря на юный возраст, она уже была богатой вдовой. Муж её, архитектор Глинка, умер от холеры, оставив молодой жене в наследство сто тысяч рублей.
Пётр Клодт жил в полуподвальной комнате на Выборгской стороне, перебивался случайными заработками, продавая своих лошадок, и, по мнению четы Мартосов, был абсолютно бесперспективным женихом. Не особо церемонясь в выражениях, Клодту указали «его место», посоветовав выбрать себе в жену ровню — к примеру, бесприданницу Ульяну.
СКУЛЬПТУРА. - 972492003716
Круглая сирота Иулиания (Ульяна) Спиридонова была племянницей Мартоса и жила в его доме на правах бедной родственницы, этакой Золушки. Оскорбленный отказом Клодт тут же пошел делать предложение Ульяне. Та, давно влюб­ленная в художника, с радостью согласилась. «Вся любовь к вдовушке Глинке мигом, словно чулок с ноги, снялась», — признался тогда Пётр Карлович.
Клодт до конца жизни считал свою жену самым бесценным сокровищем и не уставал признаваться ей в любви
СКУЛЬПТУРА. - 972492022148
Ее смерть 22 ноября 1859 года стала для него страшным ударом. Могилу на Смоленском кладбище украсила лаконичная надпись:
«Клодт фон Юргенсбург, баронесса Иулиания». Пётр Карлович остался один. Он пережил свою Уленьку на восемь лет. В ноябре 1867 года он практически безвылазно жил на даче с детьми и внуками на финском острове Халало. Клодт вырезал внучке лошадку из игральной карты, когда лицо его перекосилось. Он покачнулся и рухнул на пол. «Отец всю жизнь трудился, как вол, но умер сущим бедняком, — вспоминал потом его сын Михаил. — Не умел копить. Не умел и не хотел. К славе был равнодушен, а корыстен не был.
После него в комоде остались шестьдесят рублей и два лотерейных билета… Нам, Клодтам, пришлось хоронить отца на пособие от Академии художеств».
Сын: Михаил Петрович Клодт (1835—1914) — художник, старший сын П. К. Клодта.
Дочь: Вера Петровна (по мужу Клодт; 1843—1924) — замужем с 1864 г. за Александром Константиновичем Клодтом (ум.1871), племянником П. К. Клодта.
Дочь: Мария Петровна (по мужу Станюкович; 1836—1922) — замужем за Александром Михайловичем Станюковичем (1823—1892), журналистом, издателем, редактором развлекательных журналов, братом известного писателя К. М. Станюковича. В браке имели шестеро детей.
Дочь: Софья Петровна (по мужу Гардер; 1843—1862) — замужем за Анатолием Егоровичем Гардером, в браке один ребёнок.
Сын: Александр Петрович (1841—1902) — окончил Николаевское кавалерийское училище, служил в гусарском полку, с 1882 году в отставке с чином майора.
Дочь: Наталья Петровна (по мужу Гардер) (род. 1839) — с 1864 г. замужем за Анатолием Егоровичем Гардером (род. 1842), в браке имели пятеро детей.
Через прибалтийское семейство Альбедилей Пётр Клодт состоял в отдалённом родстве с Ганнибалами и с А. С. Пушкиным.

#Скульптура

Комментарии