Татьяна Ивановна Пельтцер – легендарная советская актриса, всенародная любимица, вошедшая в историю как «главная бабушка страны» (именно в таком амплуа она чаще всего появлялась на экране). Фразы ее героинь – тетушек, мамаш, нянек – становились крылатыми. «Отбить! Непременно отбить!», – повторяли вслед за ней зрители, посмотревшие ироническую комедию Марка Захарова «Формула счастья». «Счастливая старуха», как актриса себя называла, прожила яркую жизнь. Почти восемь десятилетий в ней были театр и кино, сценический успех, овации и неудачи, международный брачный союз, профессиональное признание (Сталинская премия, звание Народной артистки, кавалера ордена Ленина) и одиночество на склоне дней.
Татьяна Ивановна Пельтцер родилась в Москве (24 мая) 6 июня 1904 года. Её отцом был немец, Иоганн Робертович Пельтцер, который работал портным (шил шубы – «пельтцы» – так что их дело дало им фамилию). Матерью была еврейка, дочь главного раввина. В семье до начала Первой мировой войны говорили только на немецком.
Отец впервые вывел дочь на сцену, когда она училась в первом классе гимназии. Таня сыграла роль Авдия, брата главной героини Литии, в постановке «Камо грядеши» («Куда идешь») по историческому роману Генрика Сенкевича. Они с отцом ее играли в Екатеринославе в труппе украинского театрального деятеля, харьковчанина Николая Николаевича Синельникова. В 10 лет маленькой артистке доверили в постановке «Анна Каренина» роль Серёжи (сын Карениной, саму Анну играла Вера Юренева). Папина дочка, прекрасно усвоившая его уроки актерского мастерства, была настолько убедительна в сцене прощания сынишки с мамой, что впечатлительные зрительницы почти лишались чувств. Их приходилось выводить из зала. После спектакля они утирали слезы, а Таня получала похвалу антрепренера Синельникова и заслуженные три рубля.
Детское фото Татьяны Пельтцер Нередко она выходила на сцену вместе с братом (к примеру, в спектакле «Нора» по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом») или вместо него (когда надо было играть Волка на утреннике, а Шурик не мог удержаться от смеха). В 12 лет девочка стала «актрисой по найму» у того же Синельникова, державшего антрепризу в Киеве и Харькове. Из-за революции в гимназии она не доучилась. В 16, несмотря на отсутствие профильного образования, ее приняли в труппу столичного передвижного театра Политуправления. В дальнейшем артистка три года колесила по городам и весям новой Советской страны, поработав в Ейске, в Нахичевани, в Пензе.
В 1923 девушка вернулась домой и примкнула к Театру Московского губернского совета профсоюзов (МГСПС, ныне – театр им. Моссовета). Там ей довелось сыграть сразу две роли (беременной женщины и Параши) в спектакле «Шторм» по пьесе В. Билль-Белоцерковского Однако без актёрского образования ей приходилось нелегко. В 1927 она выходит замуж за немца Ганса Тейблера. С ним она уезжает в Берлин, где устраивается работать машинисткой. Но такая жизнь была не для неё. И вскоре она возвращается в Россию, чтобы продолжать играть в театре.
В 1940 она поступила на службу в только что открывший свои двери Театр эстрады и миниатюр (ныне – театр «Эрмитаж»). Новые подмостки принесли актрисе удачу. Она вела концерты, играла скетчи, создавала небольшие, но меткие образы: управдомов, банщиц, молочниц. Это стало ее основным амплуа. Рядом с отечественными звездами – Александром Менакером, Риной Зеленой, Марией Мироновой – ей было сложно сделать карьеру. Но со временем зрители начали приходить на спектакли и исключительно ради нее.
В начале войны граждан немецкой национальности как потенциальных врагов высылали в спецпоселения и трудлагеря Сибири и Казахстана. Избежать подобной участи Татьяне Ивановне и ее отцу, 70-летнему лауреату Сталинской премии, помогли коллеги: Мария Миронова, Петр Алейников, Борис Андреев, Рина Зеленая. Они отправились в Моссовет и добились для семьи Пельтцер «охранной грамоты».
Иван и Татьяна Пельтцер В первой половине 40-х характерную бытовую актрису заметили кинорежиссеры. В 1943 году она дебютировала в кино с небольшой ролью колхозницы в драме «Она защищает Родину», где снялся и ее отец Иван Романович. Спустя год сыграла жену доктора в комедии «Свадьба», где был собран уникальный актерский ансамбль, включая Фаину Раневскую, Алексея Грибова, Эраста Гарина. Первой значительной киноролью Пельтцер стала Плаксина в картине «Простые люди», вышедшей на экраны в 1945. Правда, на экраны лента вышла лишь 11 лет спустя.
Кадр из фильма «Простые люди» Вскоре на нее обращает внимание режиссер Марк Захаров, и в 1947 году Татьяна Пельтцер переходит в Театр сатиры, где для нее начался новый этап в творчестве.
Настоящая слава пришла к Татьяне Ивановне в 1953, после выхода на экраны киноверсии спектакля о молодых коммунистах и борьбе за урожай «Свадьба с приданым». Она настолько реалистично воплотила образ тунеядки Лукерьи Похлебкиной, которая по сюжету была не прочь пропустить стаканчик-другой, что зрители начали слать своей любимице письма с советами по избавлению от алкоголизма.
Актриса стала примой Театра сатиры и в 1954 получила звание заслуженной артистки РСФСР. Закрепил ее успех комедийный фильм «Солдат Иван Бровкин», выпущенный на экраны в следующем году. Она предстала в образе матери главного персонажа в исполнении Леонида Харитонова, и ее тут же окрестили «матерью русского солдата». Для продолжения картины «Иван Бровкин на целине» роль «колхозной мамаши», как она сама ее называла, была переписана так, чтобы стать одной из ключевых. К слову, у актрисы сложились очень теплые отношения с ее киношным сыном актером Харитоновым. Когда он умер от инсульта в 1987, на его могилу возложили венок с надписью «от мамы». Это всех удивило, ведь матери Леонида давно не было в живых. Оказалось, венок прислала Пельтцер.
В актерских кругах прямолинейную Татьяну Ивановну не всегда воспринимали благосклонно. Она строго судила и коллег, и режиссеров, не стесняясь в выражениях. Но те, кому она покровительствовала, не чаяли в ней души. В частности, ее любимчиком был Андрей Миронов.
70-е стали временем расцвета карьеры Пельтцер. У нее было много ролей: Мамаша Кураж в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети», Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро». Когда в театр пришел молодой режиссер Марк Захаров и собрался ставить «Доходное место», Пельтцер встретила его словами: «Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру». Но потом она блистала в центральных ролях во всех его пяти постановках в Театре сатиры. https://yandex.ru/video/preview/8070392840802917487
Особенно знаменитым стал их фееричный спектакль «Проснись и пой!», поставленный Захаровым вместе с Александром Ширвиндтом, где она играла роль активной и жизнерадостной старушки тети Тони. Природная живость актрисы, ее стремительные проходы по сцене, взлеты по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, танцы и песни создавали в зале удивительную атмосферу праздника. В 1972 году она была удостоена звания народной артистки СССР.
Проснись и пой. Спектакль. (Театр Сатиры) 1973 год
Прослужив в Театре сатиры 30 лет, Пельтцер поскандалила на репетиции «Горе от ума» с главным режиссером Валентином Плучеком и в 1977 перешла к Марку Захарову в «Ленком». На новой сцене ее ждали замечательные роли в спектаклях «Иванов», «Хория», «Мои надежды». По словам режиссера, она олицетворяла старшее поколение, эмоциональное, душевное, неутомимое, полное оптимизма и жизнелюбия.
Особенно потрясала ее игра в «Поминальной молитве» с незабываемым выходом в финале спектакля и коленопреклоненной сценой. Она играла старую еврейку Берту, которую бережно выводил ее сын Манахем в исполнении Александра Абдулова. Зал встречал ее долгими овациями со слезами в глазах.
Г.Горин "Поминальная молитва" Театр Ленком (1993)
Пельтцер не только блистала на театральных подмостках. Рассказ о ней был бы неполным без упоминания ее работ в кино. Ее персонажи были изюминками, благодаря которым фильмы становились лучше. В частности, в музыкальной комедии «Приключения желтого чемоданчика» (1970) 66-летняя артистка в образе отчаянной бабушки Анны Петровны ездила, стоя на крыше троллейбуса, перелазила через забор, спускалась по водосточной трубе.
Татьяна Пельтцер в образе Анны Петровны из к/ф «Приключения жёлтого чемоданчика» Среди ролей, прославивших ее на десятилетия была мать жениха в фильме-сказке Александра Роу «Морозко» (1964), миссис Поппитс в ленте Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» (1979), бабушка Ромы в драме Ильи Фрэза «Вам и не снилось...» (1980), а также теща Воробьянинова в «12 стульях» (1976) и тетушка Алексея в фантасмагории «Формула любви» (1984) Марка Захарова.
Кадр из фильма «12 стульев» Зрители любили ее и за сказочные образы Бабы-Яги из «Там, на неведомых дорожках», Гравиданы из «Ослиной шкуры», за участие в сюжетах «Ералаша» и в Кабачке «13 стульев».
Личная жизнь Татьяны Пельтцер
Первая любовь в жизни Татьяны Ивановны случилась в 1921 году. В 17 лет она «потеряла голову» от коллеги-актера, Александра Яковлева, с которым встретилась в Ейске. Их роман был бурным и, как большинство подобных историй, продлился недолго. В конце 1920-х на демонстрации в центре Москвы девушка встретила немецкого коммуниста, инженера и философа Ганса Тейблера, приехавшего учиться в Школе Коминтерна. Молодые люди полюбили друг друга, в 1927 году поженились и вскоре уехали в Берлин. В тот период врачи поставили актрисе печальный диагноз – бесплодие. Но ее суженый по этому поводу не сильно грустил. Он помог ей устроиться на работу машинисткой в Советское торговое представительство, познакомил с друзьями и соратниками. По его ходатайству она вступила в Компартию Германии.
Ганс Тейблер и Татьяна Пельтцер Муж получил хорошую должность в автомобильной фирме «Опель», жили они безбедно. Татьяна общалась с берлинской театральной богемой, наслаждалась прогулками по ухоженным берлинским аллеям, но очень тосковала по своим родным и столичной сцене. Однажды по приглашению известного режиссера, друга мужа и члена КПГ Эрвина Пискатора она сыграла в его спектакле «Инга» по пьесе Анатолия Глебова. Но этим дело и ограничилось – драматург по политическим мотивам покинул страну. Не улучшило настроение девушки, уже получившей гражданство Германии, и наблюдение за пылким выступлением стремительно набиравшего популярность Адольфа Гитлера. Она случайно оказалась в одном из баров Берлина, где проходило собрание его сторонников, и была неприятно поражена восторженной реакцией общественности на антисемитскую риторику фюрера.
В 1931 она вернулась в СССР. Без мужа. О причине расставания с любимым не распространялась. Ходили слухи, что ее сподвигла вернуться не только напряженная политическая ситуация в Германии и тоска по родине, но и роман с неким советским инженером, о котором стало известно Гансу. Больше актриса замуж не выходила, а с Гансом они всю жизнь поддерживали дружеские отношения. Он навещал ее в Москве даже после того, как снова женился. Вторая супруга ревновала его к Татьяне Ивановне, выражала недовольство их перепиской, но оборвать их отношения не смогла. В период Великой Отечественной войны актриса служила в Московском театре миниатюр, с которым уехала в эвакуацию в город Фрунзе (ныне – Бишкек), столицу Киргизии. Туда же были эвакуированы курсанты Одесской военно-авиационной школы. С одним из ее инструкторов, майором Андреем Мельниковым, у Пельтцер завязались романтические отношения. В 1943 он добился отправки на фронт, где вскоре погиб. Когда спустя два года после победы в ВОВ актриса устроилась в московский Театр сатиры, у нее начался следующий роман с коллегой Иваном Бодровым, причем, с женатым.
Они расстались друзьями только в середине 1950-х. Позже у нее не было длительных отношений с мужчинами, но обязательно случались курортные интрижки, являвшиеся «практически непременной составляющей ее отдыха», как отметил Андрей Шляхов, описавший ее амурные секреты в книге «Главная бабушка Советского Союза».
До преклонных лет Татьяна Ивановна курила, смачно выражалась, заразительно хохотала и обожала преферанс. Ее партнерами в карточной игре обычно выступали Валентина Токарская и Леонид Броневой, закадычными подругами были Фаина Раневская и Ольга Аросева, а самыми близкими людьми – отец и брат. Когда молодая жена ее отца выставила тяжело болевшего мужчину за дверь, заботы о нем легли на плечи актрисы. Потом она ухаживала и за братом Александром, после аварии ставшим инвалидом – у него отказали ноги. Его тоже бросила жена. В 1959 ушел из жизни папа Татьяны Ивановны, в 1975 – брат. Она осталась совсем одна. До преклонных лет Татьяна Ивановна курила, смачно выражалась, заразительно хохотала и обожала преферанс. Ее партнерами в карточной игре обычно выступали Валентина Токарская и Леонид Броневой, закадычными подругами были Фаина Раневская и Ольга Аросева, а самыми близкими людьми – отец и брат. Когда молодая жена ее отца выставила тяжело болевшего мужчину за дверь, заботы о нем легли на плечи актрисы. Потом она ухаживала и за братом Александром, после аварии ставшим инвалидом – у него отказали ноги. Его тоже бросила жена. В 1959 ушел из жизни папа Татьяны Ивановны, в 1975 – брат. Она осталась совсем одна. В 1992 актрисе вновь пришлось лечь в больницу. Она сломала шейку бедра при падении, больше не могла вставать и стремительно теряла связь с внешним миром. За день до смерти сознание к ней вернулось, и она вновь была веселой, много шутила. 16 июля ее не стало. Похоронили самую знаменитую бабушку Советского Союза, внесшую значимый след в историю театра, на Введенском кладбище, рядом с отцом и братом. Проститься с ней пришли всего несколько человек.
Лиана Жвания, Татьяна Пельтцер и Леонид Куравлёв в фильме-сказке «Двенадцать Месяцев». СССР. 1972 HD — Видео.mp4
Приключения желтого чемоданчика (1970) Комедия, сказка, детский, (HD-720p) Татьяна Пельтцер, Евгений Лебедев, Андрей Громов, Наталья Селезнёва, Вика Чернакова, Евгений Весник
ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ
:Лариса Обибок
МАСТЕРА КИНО И ТЕАТРА.
ТАТЬЯНА ПЕЛЬТЦЕР
«Счастливая старуха», как актриса себя называла, прожила яркую жизнь. Почти восемь десятилетий в ней были театр и кино, сценический успех, овации и неудачи, международный брачный союз, профессиональное признание (Сталинская премия, звание Народной артистки, кавалера ордена Ленина) и одиночество на склоне дней.
В 10 лет маленькой артистке доверили в постановке «Анна Каренина» роль Серёжи (сын Карениной, саму Анну играла Вера Юренева). Папина дочка, прекрасно усвоившая его уроки актерского мастерства, была настолько убедительна в сцене прощания сынишки с мамой, что впечатлительные зрительницы почти лишались чувств. Их приходилось выводить из зала. После спектакля они утирали слезы, а Таня получала похвалу антрепренера Синельникова и заслуженные три рубля.
Нередко она выходила на сцену вместе с братом (к примеру, в спектакле «Нора» по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом») или вместо него (когда надо было играть Волка на утреннике, а Шурик не мог удержаться от смеха).
В 12 лет девочка стала «актрисой по найму» у того же Синельникова, державшего антрепризу в Киеве и Харькове. Из-за революции в гимназии она не доучилась.
В 16, несмотря на отсутствие профильного образования, ее приняли в труппу столичного передвижного театра Политуправления. В дальнейшем артистка три года колесила по городам и весям новой Советской страны, поработав в Ейске, в Нахичевани, в Пензе.
Однако без актёрского образования ей приходилось нелегко. В 1927 она выходит замуж за немца Ганса Тейблера. С ним она уезжает в Берлин, где устраивается работать машинисткой. Но такая жизнь была не для неё. И вскоре она возвращается в Россию, чтобы продолжать играть в театре.
Это стало ее основным амплуа. Рядом с отечественными звездами – Александром Менакером, Риной Зеленой, Марией Мироновой – ей было сложно сделать карьеру. Но со временем зрители начали приходить на спектакли и исключительно ради нее.
В первой половине 40-х характерную бытовую актрису заметили кинорежиссеры. В 1943 году она дебютировала в кино с небольшой ролью колхозницы в драме «Она защищает Родину», где снялся и ее отец Иван Романович. Спустя год сыграла жену доктора в комедии «Свадьба», где был собран уникальный актерский ансамбль, включая Фаину Раневскую, Алексея Грибова, Эраста Гарина.
Первой значительной киноролью Пельтцер стала Плаксина в картине «Простые люди», вышедшей на экраны в 1945. Правда, на экраны лента вышла лишь 11 лет спустя.
Вскоре на нее обращает внимание режиссер Марк Захаров, и в 1947 году Татьяна Пельтцер переходит в Театр сатиры, где для нее начался новый этап в творчестве.
Она настолько реалистично воплотила образ тунеядки Лукерьи Похлебкиной, которая по сюжету была не прочь пропустить стаканчик-другой, что зрители начали слать своей любимице письма с советами по избавлению от алкоголизма.
Она предстала в образе матери главного персонажа в исполнении Леонида Харитонова, и ее тут же окрестили «матерью русского солдата». Для продолжения картины «Иван Бровкин на целине» роль «колхозной мамаши», как она сама ее называла, была переписана так, чтобы стать одной из ключевых.
К слову, у актрисы сложились очень теплые отношения с ее киношным сыном актером Харитоновым. Когда он умер от инсульта в 1987, на его могилу возложили венок с надписью «от мамы». Это всех удивило, ведь матери Леонида давно не было в живых. Оказалось, венок прислала Пельтцер.
https://yandex.ru/video/preview/8070392840802917487
На новой сцене ее ждали замечательные роли в спектаклях «Иванов», «Хория», «Мои надежды». По словам режиссера, она олицетворяла старшее поколение, эмоциональное, душевное, неутомимое, полное оптимизма и жизнелюбия.
Среди ролей, прославивших ее на десятилетия была мать жениха в фильме-сказке Александра Роу «Морозко» (1964), миссис Поппитс в ленте Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» (1979), бабушка Ромы в драме Ильи Фрэза «Вам и не снилось...» (1980), а также теща Воробьянинова в «12 стульях» (1976) и тетушка Алексея в фантасмагории «Формула любви» (1984) Марка Захарова.
Зрители любили ее и за сказочные образы Бабы-Яги из «Там, на неведомых дорожках», Гравиданы из «Ослиной шкуры», за участие в сюжетах «Ералаша» и в Кабачке «13 стульев».
Личная жизнь Татьяны Пельтцер
Первая любовь в жизни Татьяны Ивановны случилась в 1921 году. В 17 лет она «потеряла голову» от коллеги-актера, Александра Яковлева, с которым встретилась в Ейске. Их роман был бурным и, как большинство подобных историй, продлился недолго.
В конце 1920-х на демонстрации в центре Москвы девушка встретила немецкого коммуниста, инженера и философа Ганса Тейблера, приехавшего учиться в Школе Коминтерна. Молодые люди полюбили друг друга, в 1927 году поженились и вскоре уехали в Берлин. В тот период врачи поставили актрисе печальный диагноз – бесплодие. Но ее суженый по этому поводу не сильно грустил. Он помог ей устроиться на работу машинисткой в Советское торговое представительство, познакомил с друзьями и соратниками. По его ходатайству она вступила в Компартию Германии.
Муж получил хорошую должность в автомобильной фирме «Опель», жили они безбедно. Татьяна общалась с берлинской театральной богемой, наслаждалась прогулками по ухоженным берлинским аллеям, но очень тосковала по своим родным и столичной сцене. Однажды по приглашению известного режиссера, друга мужа и члена КПГ Эрвина Пискатора она сыграла в его спектакле «Инга» по пьесе Анатолия Глебова. Но этим дело и ограничилось – драматург по политическим мотивам покинул страну.
Не улучшило настроение девушки, уже получившей гражданство Германии, и наблюдение за пылким выступлением стремительно набиравшего популярность Адольфа Гитлера. Она случайно оказалась в одном из баров Берлина, где проходило собрание его сторонников, и была неприятно поражена восторженной реакцией общественности на антисемитскую риторику фюрера.
Вторая супруга ревновала его к Татьяне Ивановне, выражала недовольство их перепиской, но оборвать их отношения не смогла.
В период Великой Отечественной войны актриса служила в Московском театре миниатюр, с которым уехала в эвакуацию в город Фрунзе (ныне – Бишкек), столицу Киргизии.
Туда же были эвакуированы курсанты Одесской военно-авиационной школы. С одним из ее инструкторов, майором Андреем Мельниковым, у Пельтцер завязались романтические отношения.
В 1943 он добился отправки на фронт, где вскоре погиб.
Когда спустя два года после победы в ВОВ актриса устроилась в московский Театр сатиры, у нее начался следующий роман с коллегой Иваном Бодровым, причем, с женатым.
До преклонных лет Татьяна Ивановна курила, смачно выражалась, заразительно хохотала и обожала преферанс. Ее партнерами в карточной игре обычно выступали Валентина Токарская и Леонид Броневой, закадычными подругами были Фаина Раневская и Ольга Аросева, а самыми близкими людьми – отец и брат. Когда молодая жена ее отца выставила тяжело болевшего мужчину за дверь, заботы о нем легли на плечи актрисы. Потом она ухаживала и за братом Александром, после аварии ставшим инвалидом – у него отказали ноги. Его тоже бросила жена. В 1959 ушел из жизни папа Татьяны Ивановны, в 1975 – брат. Она осталась совсем одна.
В 1992 актрисе вновь пришлось лечь в больницу. Она сломала шейку бедра при падении, больше не могла вставать и стремительно теряла связь с внешним миром. За день до смерти сознание к ней вернулось, и она вновь была веселой, много шутила.
16 июля ее не стало. Похоронили самую знаменитую бабушку Советского Союза, внесшую значимый след в историю театра, на Введенском кладбище, рядом с отцом и братом. Проститься с ней пришли всего несколько человек.