Жак Оффенбах (настоящие имя Якоб Эбершт) родился 20 июня 1819 года в Кёльне (Германия), в семье кантора синагоги. Стал седьмым ребенком из десяти. Он являл собою причудливый сплав разных национальностей и нескольких талантов. Еврей по происхождению, немец по рождению и француз по духу. Виолончелист, режиссер и композитор. Но странности и противоречия его натуры и судьбы глубже, острее и сложнее. Сама жизнь Оффенбаха, полная взлетов и падений, напоминает сюжет авантюрного романа. Фамилия композитора, которую знает весь мир, не была настоящей. Отец Жака изменил фамилию в 1808 году, когда связал себя узами брака с Марианной Ридскопф. Исаак решил увековечить в своих инициалах название родного города, Оффенбах-на-Майне. В шесть лет Якоб начал обучаться игре на скрипке, в восемь лет он уже писал музыку. Когда ему исполнилось девять лет, он стал играть на виолончели.
В 11 лет он вместе с братом и сестрой выступал в гостиницах, трактирах и на фестивалях, и даже давал уроки музыки, зарабатывая таким образом деньги. В 13 лет впервые выступил на сцене концертного зала в Кельне, исполнив собственные произведения. В возрасте 14 лет Жак вместе с отцом уезжает в Париж, чтобы поступить в консерваторию. Юному дарованию повезло. Иностранцев в Парижскую консерваторию не допускали, даже Ференца Листа не приняли. Но когда Якоб взял виолончель и заиграл, почтенный директор Луиджи Керубини был поражен, и Оффенбах стал студентом. Он зарабатывает игрой в маленьких оркестрах и перепиской нот, но денег вечно не хватает. Не проучившись в консерватории и года, Якоб пустился в свободное плаванье. Бегает по издательствам и театрам, зарабатывает перепиской нот, музыкальными переложениями, пением в церковном хоре. Новый друг, композитор и пианист Фридрих Флотов, вводит его в парижские салоны. Осенью 1838 года они впервые выступили дуэтом — виолончель и рояль — у графини де Вое. Флотов произнес краткое вступительное слово, несколько раз прерываемое остроумными и уместными репликами Оффенбаха, потом началось музицирование. Чувствительный романс сменялся бравурной пьесой, затем следовали звукоподражания на виолончели: колокольчик, трещотка, шорох крыльев. Дуэт скоро стал «гвоздем» домашних музыкальных вечеров, и от приглашений уже не было отбоя.
Теперь Оффенбах — желанный гость в аристократических домах. В одном из них он встретил и полюбил Эрминию д'Алькен, дочь испанского генерала. Для свадьбы необходимы деньги — он едет в концертное турне по Англии, где ему довелось играть при королевском дворе. 15 июня 1855 года Наполеон III предполагал открыть в только что отстроенном Дворце индустрии на Елисейских полях всемирную выставку. Неподалеку сдавалось помещение крошечного деревянного театрика. Такой случай нельзя было упустить, и Оффенбах мобилизует все свои дремавшие до времени организаторские способности. Он добивается разрешения на наем помещения, организует рекламу и продажу билетов. И вот — свершилось. 5 июля 1855 года считается днем рождения оперетты, ибо в этот день на Елисейских полях открылся оффенбаховский театр «Буфф-Паризьен».
У композитора всегда была склонность к озорству и гротеску. И в 1858 году был поставлен спектакль «Орфей в аду». Это был гром среди ясного неба — в острой сатире на современное общество Оффенбах высмеивал Наполеона III и его приближенных.
Offenbach Orpheus in der Unterwelt in German 1971 Spanish Subtitles = Оффенбах Орфей в аду на немецком языке 1971 испанские субтитры
Зрелище казалось на редкость дерзким — в мире нет авторитетов! Газеты негодовали, делая рекламу оперетте, а публика хохотала и скупала билеты на спектакль. С «Орфея» начинается собственно театр Оффенбаха, не похожий ни на один из предшествующи Оффенбах превратился в примету при жизни. Суеверные люди воспринимали композитора как недоброе предзнаменование. В кулуарах Жака именовали «Jettatore», что в переводе с итальянского означает «сглаз», в более вольном толковании это слово можно интерпретировать как «заклинатель». Г. Флобер отмечал в своём сатирическом сборнике афоризмов «Лексикон прописных истин», что в обществе, когда упоминалось имя Оффенбаха, было принято прикрывать два пальца правой руки, чтобы не навлечь недоброе на себя. Композитор был обладателем незаурядной внешности, поэтому часто становился героем карикатурных изображений.
Худощавая фигура, нос «крючком», узкое лицо в окаймлении внушительных светлых баков — всё это в совокупности являлось частью узнаваемого образа. Специфичность внешности Жак старался компенсировать созданием элегантного внешнего облика. Оффенбах обладал противоречивым характером, что придавало его личности особый флёр мистичности и загадочности. Как и любой талантливый человек, он был склонен к скептицизму и перепадам настроения. В кругу друзей композитор зачастую становился душой компании, весёлым рассказчиком и внимательным, благодарным слушателем. Будучи наблюдательным и проницательным, Оффенбах с завидной точностью подмечал черты нрава собеседника, которые впоследствии получали отражение в персонажах его оперетт. Маэстро был страстным игроком. Он обожал азартные игры, при возможности не упускал шанса испытать Фортуну. Однажды, в разгар лета 1869 г, во время премьерного показа оперетты «Трапезундская принцесса» автор воспользовался перерывом между действиями для того, чтобы сыграть в рулетку. В 1870 году разразилась Франко-прусская война. Театр Буфф-Паризьен закрыт и отведен под лазарет. Немцы обвиняли Оффенбаха в предательстве, французы — в подрыве устоев и насаждении аморализма. Друзья отвернулись. Оставшись в одиночестве, композитор на год покидает Францию, путешествует по Европе. Он начал серьезно страдать от ревматизма. Верная Эрминия была рядом, и Жак старался не замечать слез в ее глазах. Как никогда им властно овладевает давняя мечта: написать настоящую лирическую оперу, и он обращается к сказкам Гофмана, грустным и светлым. Он успел написать только клавир… Наиболее известные оперетты Оффенбаха, которые и сегодня с успехом идут на многих сценах мира: «Орфей в аду» (1858), «Прекрасная Елена» (1864), «Парижская жизнь» (1866), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869). Оперетты Оффенбаха очень веселые, полны остроумия и сатирических намеков. В 1877 году после поездки в США Оффенбах выпустил книгу «Заметки путешествующего музыканта». Жак Оффенбах умер от удушья 5 октября 1880 года. Иоганн Штраус отменил свои гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Отец мировой оперетты похоронен на парижском кладбище Монмартр. «Сказки Гофмана» после его смерти завершил и оркестровал французский композитор Э. Гиро. Как сегодня пишут историки музыки, «эта опера подтвердила бессмертную славу Жака Оффенбаха». https://yandex.ru/video/preview/1499399323644261888 https://yandex.ru/video/preview/6595034571228567818
ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ
:Лариса Обибок
МУЗЫКА.
КОМПОЗИТОРЫ.
ЖАН ОФФЕНБАХ
Он являл собою причудливый сплав разных национальностей и нескольких талантов. Еврей по происхождению, немец по рождению и француз по духу. Виолончелист, режиссер и композитор. Но странности и противоречия его натуры и судьбы глубже, острее и сложнее. Сама жизнь Оффенбаха, полная взлетов и падений, напоминает сюжет авантюрного романа.
Фамилия композитора, которую знает весь мир, не была настоящей. Отец Жака изменил фамилию в 1808 году, когда связал себя узами брака с Марианной Ридскопф.
Исаак решил увековечить в своих инициалах название родного города, Оффенбах-на-Майне.
В шесть лет Якоб начал обучаться игре на скрипке, в восемь лет он уже писал музыку. Когда ему исполнилось девять лет, он стал играть на виолончели.
В возрасте 14 лет Жак вместе с отцом уезжает в Париж, чтобы поступить в консерваторию. Юному дарованию повезло. Иностранцев в Парижскую консерваторию не допускали, даже Ференца Листа не приняли. Но когда Якоб взял виолончель и заиграл, почтенный директор Луиджи Керубини был поражен, и Оффенбах стал студентом. Он зарабатывает игрой в маленьких оркестрах и перепиской нот, но денег вечно не хватает. Не проучившись в консерватории и года, Якоб пустился в свободное плаванье.
Бегает по издательствам и театрам, зарабатывает перепиской нот, музыкальными переложениями, пением в церковном хоре. Новый друг, композитор и пианист Фридрих Флотов, вводит его в парижские салоны. Осенью 1838 года они впервые выступили дуэтом — виолончель и рояль — у графини де Вое. Флотов произнес краткое вступительное слово, несколько раз прерываемое остроумными и уместными репликами Оффенбаха, потом началось музицирование.
Чувствительный романс сменялся бравурной пьесой, затем следовали звукоподражания на виолончели: колокольчик, трещотка, шорох крыльев. Дуэт скоро стал «гвоздем» домашних музыкальных вечеров, и от приглашений уже не было отбоя.
15 июня 1855 года Наполеон III предполагал открыть в только что отстроенном Дворце индустрии на Елисейских полях всемирную выставку. Неподалеку сдавалось помещение крошечного деревянного театрика. Такой случай нельзя было упустить, и Оффенбах мобилизует все свои дремавшие до времени организаторские способности. Он добивается разрешения на наем помещения, организует рекламу и продажу билетов. И вот — свершилось. 5 июля 1855 года считается днем рождения оперетты, ибо в этот день на Елисейских полях открылся оффенбаховский театр «Буфф-Паризьен».
Оффенбах превратился в примету при жизни. Суеверные люди воспринимали композитора как недоброе предзнаменование. В кулуарах Жака именовали «Jettatore», что в переводе с итальянского означает «сглаз», в более вольном толковании это слово можно интерпретировать как «заклинатель».
Г. Флобер отмечал в своём сатирическом сборнике афоризмов «Лексикон прописных истин», что в обществе, когда упоминалось имя Оффенбаха, было принято прикрывать два пальца правой руки, чтобы не навлечь недоброе на себя.
Композитор был обладателем незаурядной внешности, поэтому часто становился героем карикатурных изображений.
Оффенбах обладал противоречивым характером, что придавало его личности особый флёр мистичности и загадочности. Как и любой талантливый человек, он был склонен к скептицизму и перепадам настроения. В кругу друзей композитор зачастую становился душой компании, весёлым рассказчиком и внимательным, благодарным слушателем.
Будучи наблюдательным и проницательным, Оффенбах с завидной точностью подмечал черты нрава собеседника, которые впоследствии получали отражение в персонажах его оперетт.
Маэстро был страстным игроком. Он обожал азартные игры, при возможности не упускал шанса испытать Фортуну. Однажды, в разгар лета 1869 г, во время премьерного показа оперетты «Трапезундская принцесса» автор воспользовался перерывом между действиями для того, чтобы сыграть в рулетку.
В 1870 году разразилась Франко-прусская война. Театр Буфф-Паризьен закрыт и отведен под лазарет. Немцы обвиняли Оффенбаха в предательстве, французы — в подрыве устоев и насаждении аморализма. Друзья отвернулись. Оставшись в одиночестве, композитор на год покидает Францию, путешествует по Европе. Он начал серьезно страдать от ревматизма. Верная Эрминия была рядом, и Жак старался не замечать слез в ее глазах.
Как никогда им властно овладевает давняя мечта: написать настоящую лирическую оперу, и он обращается к сказкам Гофмана, грустным и светлым. Он успел написать только клавир…
Наиболее известные оперетты Оффенбаха, которые и сегодня с успехом идут на многих сценах мира: «Орфей в аду» (1858), «Прекрасная Елена» (1864), «Парижская жизнь» (1866), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869). Оперетты Оффенбаха очень веселые, полны остроумия и сатирических намеков.
В 1877 году после поездки в США Оффенбах выпустил книгу «Заметки путешествующего музыканта».
Жак Оффенбах умер от удушья 5 октября 1880 года. Иоганн Штраус отменил свои гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Отец мировой оперетты похоронен на парижском кладбище Монмартр. «Сказки Гофмана» после его смерти завершил и оркестровал французский композитор Э. Гиро. Как сегодня пишут историки музыки, «эта опера подтвердила бессмертную славу Жака Оффенбаха».
https://yandex.ru/video/preview/1499399323644261888
https://yandex.ru/video/preview/6595034571228567818