ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ.

КОНСТАНТИН БОГОМОЛОВ

ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973636621956
Константин Богомолов — фигура, которая давно перестала существовать лишь в плоскости театра и кино. Он давно превратился в многогранное культурное явление, в котором отражаются и преломляются тенденции современной российской действительности. Режиссер, художественный руководитель, актер, сценарист, писатель — за каждой из этих ролей скрывается противоречивая натура человека, вызывающего в обществе диаметрально противоположные чувства. Сегодня, 23 июля, Константину Богомолову исполнилось 50 лет.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973636628868
Гремучая смесь: литературовед стал режиссером
Константин родился 23 июля 1975 года в семье кинокритиков Юрия Богомолова и Ольги Ульяновой и с детства был погружен в московскую интеллектуальную тусовку.
Подростковое увлечение поэзией и публикации в литературных журналах стали логичным продолжением родительского влияния.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973636777860
В 1997 году Богомолов окончил филфак МГУ, где сначала изучал мотивы волшебной сказки на материале «Капитанской дочки», а затем — русское масонство XVIII века.
Обе темы позже, нашли свое отражение в его любви к деконструкции классики с точки зрения мифа, символизму и многослойности в постановках.
Проучившись еще год в аспирантуре, он все же остался недоволен полученными знаниями и продолжил образование на режиссерским факультете ГИТИСа в мастерской Андрея Гончарова.
Уже через полгода юноша стал старостой курса, а от замкнутого, закрытого в себе, в некоторой степени асоциального типа, которым Константин пришел в институт, не осталось и следа. Это произошло во многом благодаря Гончарову, человеку очень сильному и харизматичному, со сложной и очень интересной судьбой. Он был безжалостен к студентам и при этом щедро делился с ними своим бесценным опытом и уникальной энергетикой, за четыре года сделав из них фанатиков, бесконечно преданных театру.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973637400196
Уже его студенческая работа «Лекция о пользе убийств, или Шесть трупов в поисках действия» (отсылка к пьесе Луиджи Пиранделло и драматургии Мишеля де Гельдерода — Прим. ред.) обозначила особенность будущего режиссера — намеренную провокационность.
Начиная с первых профессиональных шагов в театре имени Гоголя и заканчивая постановками в престижных столичных театрах, Богомолов методично выстраивал репутацию нарушителя спокойствия.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973637402244
Уже на раннем этапе карьеры его имя стало ассоциироваться с нестандартными режиссерскими решениями и новаторским подходом.
В 2003 году Богомолов представил на суд публики спектакль «Что тот солдат, что этот», а впоследствии поставил ряд авторских постановок на сценах различных московских театров. Среди его работ того периода выделяется детская сказка «Муми-Тролль и комета», в которой он адаптировал творчество Туве Янссон для театральной сцены.
Первое признание пришло к нему уже в 2007-м с постановкой «Много шума из ничего» в Театре на Малой Бронной.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973640078724
Сцена из спектакля Константина Богомолова «Много шума из ничего»
Критики отметили нестандартный подход к классике, а зрители сразу резко разделились на поклонников и непримиримых противников творческого видения молодого режиссера.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973637046148
«Много шума из ничего»
За эту постановку он получил престижную премию «Чайка», а критики и зрители отметили его свежий взгляд на классические произведения, интерпретированные сквозь призму современности.
К середине 2010-х годов Богомолов окончательно утвердился в статусе режиссера, который радикально переосмысляет каноническую драматургию.
В 2012 году в Театре Олега Табакова он представил спектакль «Год, когда я не родился», но его творческий метод вызывал жесткую критику со стороны как зрителей, так и театрального сообщества.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973640607620
Спектакль Константина Богомолова «Год, когда я не родился»
Причиной была его склонность к кардинальному изменению смыслового содержания классических пьес, а также провокационный стиль постановки.
Особенно плодотворным для него стал период работы штатным режиссером в МХТ имени Чехова с 2012 по 2018 год, буквально на подхвате у самого Олега Табакова.
Несмотря на некоторые возникавшие между ними противоречия, мэтр высоко ценил талант молодого режиссера, отметил его постановку «Старшего сына» по Вампилову как «пронзительное повествование», а спектакли «Волки и овцы» Островского и «Wonderland-80» по Довлатову назвал «несомненным театральным успехом».
Волки и овцы (Константин Богомолов) 2012, Комедия, SATRip] Театр-студия под руководством О.П. Табакова 1

Режиссер-деконструктор: принципы драматургии по Богомолову

«Если в компании из четырех человек трое говорят одинаково, я буду говорить в другую сторону и спорить. И не потому, что я так считаю, а потому, что в эту секунду остаться одному против нескольких людей и есть экзистенциально правильный выбор», — так сам Богомолов характеризует свое жизненное и творческое кредо. Отсюда и основной принцип его драматургии — радикальное переосмысление классических произведений, о которых, казалось бы, уже давно всё сказано сотни раз. Правда, Богомолов не просто осовременивает классику, он препарирует ее, обнажая скрытые нервы текста. В его постановках Островский, Достоевский и Чехов звучат на новом языке, часто с элементами современной лексики, актуальных отсылок и даже провокационного визуального ряда.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973637199236
В своих спектаклях Богомолов охотно использует приемы, заставляющие зрителя чувствовать дискомфорт, — настолько он активно доламывает «четвертую стену» с помощью мультимедийных вставок, натуралистичности, обсценной лексики, неоднозначных шуток, элементов сценического насилия.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973638026116
Однако, вопреки сложившемуся мнению, режиссер избегает пресловутой «обнаженки»: как сам он отмечал в интервью ТАСС, «лишь раз мой артист раздевался перед зрителями. Было это в незапамятном 2013 году». Правда, речь тогда шла о театре, а не о кино.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973638119300
Еще одна важная черта его творческого почерка — смешение жанров и эпох в одной постановке. Богомолов может легко объединить несколько произведений разных авторов в один спектакль, создавая тем самым неожиданные параллели.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973638175876
В 2014 году Богомолов поставил спектакль «Гаргантюа и Пантагрюэль» по произведению Франсуа Рабле. В этой работе режиссер сосредоточился на идее первичности телесного над социальным и политическим аспектами, что принесло ему премию имени Олега Янковского на фестивале «Черешневый лес».
Спектакли «Гаргантюа и Пантагрюэль» в Театре Наций, «ТурандотТ» в московском Театре имени Пушкина, «Борис Годунов» в «Ленкоме»,
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973637527684
Спектакль «Гаргантюа и Пантагрюэль
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973640852612
Спектакль «Борис Годунов»
Сам режиссер подчеркивает, что его театр «не судит, не пропагандирует, не агитирует. Он описывает. Рассказывает. Провоцирует». По его мнению, в этом и заключается фокус творческого мировоззрения: искусство должно усложнять реальность, а не примитивизировать ее
Театр Олега Табакова, спектакль 'Чайка' (новая версия)

Киноработы Богомолова

Дебют Богомолова в кинематографе состоялся еще в детстве — в 12 лет он сыграл эпизодическую роль Эрнеста в «Гобсеке» Александра Орлова. Однако настоящее вхождение в мир кино произошло более 30 лет спустя, когда в 2019 году он снял сериал «Содержанки» для онлайн-кинотеатра.
Сериал «Содержанки» Богомолова также можно считать провокационным, он построен на темах секса, насилия, денег и коррупции, в нем много сцен секса. Главная героиня, следователь в исполнении актрисы и бывшей жены Константина Дарьи Мороз, большую часть экранного времени появляется в кадре обнаженной, интимная жизнь персонажей весьма разнообразна.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973637725572
Откровенные сцены, эстетская визуальная стилистика и неоднозначные персонажи создали Богомолову репутацию режиссера, который не боится затрагивать темные стороны человеческой натуры
В 2020-м последовали «Безопасные связи» и «Хороший человек» — сериал, основанный на реальной истории расследования дела «ангарского маньяка» Попкова. В этом проекте Богомолов проявил себя как режиссер, умеющий работать не только с провокацией, но и с обрисовкой нюансов психологии поступка — как следователей, так и неуловимого душегуба.
Как актер Богомолов сыграл главную роль в сериале Федора Бондарчука «Псих» (2020), где предстал в образе успешного психотерапевта с собственными внутренними демонами.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973637778564
Константин Богомолов в сериале «Псих».
А в 2023 году в сериале «Кеша должен умереть» он выступил в качестве и режиссера, и исполнителя главной, но весьма специфической роли архитектора, оказавшегося в центре женских интриг. По словам режиссера, совмещение актерской и постановочной работы стало для него настоящей авантюрой, и он надеялся, что зрители оценят эксперимент.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973637795460
«Кеша должен умереть»
Летом 2023 года Богомолов принял участие в шоу Татьяны Навки «Команда», вышедшем на платформе KION.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973641246596
В проекте также снялись Григорий Лепс, Андрей Аршавин и другие знаменитости.
В декабре того же года он был назначен режиссером церемонии вручения Российской национальной премии в сфере креативных индустрий Russian Creative Awards, состоявшейся в концертном зале «Зарядье». Богомолов подошел к мероприятию нестандартно, превратив его в театральное представление с манифестами известных деятелей искусства.

Руководство Театром на Малой Бронной

В 2019 году Константин Богомолов был назначен художественным руководителем Театра на Малой Бронной. Под его управлением театр претерпел значительные изменения: было закуплено новое оборудование, регулярно обновлялся актерский состав. В одном из интервью Богомолов отметил, что столкнулся с нехваткой востребованных артистов в возрастной категории 35–40 лет.
В качестве руководителя он оптимизировал расходы, в частности, уменьшив количество бессрочных контрактов, но при этом обеспечил рост зарплат сотрудников. Его стиль управления отличался дипломатичностью — он предпочитал лично обсуждать условия работы с каждым членом труппы.
Среди постановок, вышедших в театре при Богомолове, можно выделить «Без вины виноватые» и «Незнайку». Весной 2023 года состоялась премьера спектакля «Турандот». Режиссер также раскрыл бюджеты своих постановок, которые составляли порядка 10–12 миллионов рублей.
Каждая постановка Богомолова строится на основе классического произведения, которое он радикально трансформирует. В ряде спектаклей он сочетает элементы сразу нескольких пьес, создавая неожиданные смысловые коллизии. Этот авторский метод делает его одним из самых дискуссионных и новаторских режиссеров современной театральной сцены.

Политические взгляды и общественная позиция Богомолова

В начале 2010-х Богомолов ходил на митинги оппозиции и был вхож в либеральные круги.
В феврале 2021 года Богомолов опубликовал манифест «Похищение Европы 2.0», который вызвал ожесточенные споры в близкой ему интеллектуальной среде. Режиссер призвал россиян не ориентироваться на современные европейские ценности, назвав Европу «новым этическим рейхом», существующего под диктовку нетрадиционных личностей.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973638343044
Богомолов призвал россиян к созданию «новой правовой идеологии», основанной на традиционных моральных принципах. Этот манифест вызвал широкий резонанс и разделил общество: одни поддержали режиссера, усмотрев в его словах отражение современного кризиса западных ценностей, другие обвинили его в консерватизме и идеологической провокации. Критики из числа культурологов и политологов отметили, что предложенная концепция не столько представляет собой цельное мировоззрение, сколько выступает в качестве художественного заявления, свойственного эпатажному стилю Богомолова.
После начала специальной военной операции РФ в Украине имя Богомолова неоднократно оказывалось в центре обсуждений, но не в контексте его собственной деятельности, а из-за его супруги, Ксении Собчак. Журналистка подвергалась обвинениям в попытках сменить место жительства, а также в недостаточной лояльности российским властям.
Сам режиссер долгое время воздерживался от публичных комментариев на эту тему, однако в сентябре 2022 года в своем блоге он заявил, что не собирается покидать Россию, равно как и его близкие. Он подчеркнул, что продолжает свою работу в театре и имеет конкретные планы по развитию отечественной сцены.
В числе будущих проектов Богомолов упомянул пьесу собственного сочинения — «Новая оптимистическая трагедия», основанную на произведении Всеволода Вишневского.
Кроме того, он рассказал об изменениях в своем спектакле «Идеальный муж», который за десятилетие существования неоднократно подвергался критике, в том числе из-за использования религиозных символов в контексте, который мог оскорбить чувства верующих. В 2022 году режиссер принял решение скорректировать постановку, исключив спорные элементы.
А в 2023-м, в статье «Диетическое горе» для РИА «Новости», Богомолов раскритиковал «особых русских» — обеспеченных и менее состоятельных, но интеллектуально «богатых».
Он описал их как людей, считающих себя «европейцами и просвещенными либералами», но презирающих «недостаточно успешных, недостаточно «продвинутых», «темных» соплеменников».
В статье Богомолов утверждал, что после начала СВО эти люди скорбят не о человеческих жертвах, а о потере комфортной жизни.
Есть в нашем Отечестве особый мир. Страна внутри страны. Сообщество внутри общества. Мир "особых русских". Назовем его "особняк". Этот особняк виртуален. Но в то же время он совершенно реален. Там обитают особые люди. Они не умнее прочих. Хотя многие — да. Они точно не красивее других. Просто ухоженнее. Они стопроцентно не порядочнее. Они часто богаче или образованнее. Но не это делает их особыми. Таковыми их делает осознание себя особыми.
Темные! Вот обычное слово, коим эта "высшая каста" любит именовать народ. Специфически русская форма социального расизма, наследующая крепостной привычке, — о "темных" русских людях говорить. О русской хтони.
Недавно на форуме «Территория смыслов» в Солнечногорске Богомолов назвал СВО «удачей поколения».
«Думаю, то, что произошло три года назад, радикально поменяло среду, в которой мы живем, и поставило каждого перед необходимостью ответить, а не уйти от ответа. Можно же прожить жизнь и не ответить ни на один вопрос.
ВРЕМЯ, ЛЮДИ и СУДЬБЫ. - 973642111620
Это в определенной степени удача нашего поколения, что мы находимся в этом историческом периоде, который заставляет нас говорить о сущностном. Ценность мишуры, как бы она ни сверкала, резко упала. Глянец весь скукожился», — сказал режиссер.
После этого худрук Театра на Малой Бронной был внесен в базу данных украинского сайта «Миротворец» из-за поддержки России.
В июле 2025 года Богомолову присвоили звание заслуженного деятеля искусств РФ. Государственная награда стала признанием его вклада в развитие российского театрального искусства.
#ВремяЛюдиСудьбы

Комментарии