Имя Ильи Репина знакомо каждому культурному человеку любой национальности. Гениальный русский художник был настоящим реалистом, описывающим жизнь без прикрас. Его картину «Бурлаки на Волге» называют предвестником революционного движения. Художник очень тонко чувствовал настроения в обществе, умело передавал их в своих работах. Гений этого живописца не знал пределов, Репин писал на разные темы. Его интересовала история, религия, красота природы и человека. Особое место в творчестве художника всегда занимала тема социальной справедливости. Илья Ефимович был настоящим трудоголиком, написавшим сотни полотен. Даже в глубокой старости, перед самой кончиной, когда руки уже плохо действовали, Репин продолжал работать. Он считал, что еще не все успел сказать человечеству своими картинами.
Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в уездном городе Чугуеве Харьковской губернии в казачьей семье. Его отец, отставной солдат Ефим Васильевич Репин, занимался торговлей лошадьми.
Ефим Васильевич, отец художника (1879) Мать, Татьяна Степановна Бочарова, знала грамоту и учила ей не только своих детей, но и соседских крестьянских ребятишек, а иногда и взрослых. Она прививала им любовь к искусству, читала произведения классиков русской литературы – В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Татьяна Степановна, мать художника Мать была активной, деятельной, умела зарабатывать деньги шитьем. Когда семья испытывала материальные трудности, Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху. Любовь к живописи, по воспоминаниям художника, ему привил двоюродный брат Трофим. Всё началось с коробки акварели, которую Трофим однажды подарил юному родственнику: Маленький Илья, затаив дыхание, любил наблюдать, как плоские бездушные картинки под воздействием кисти и красок оживают, а когда получил их в полное распоряжение – буквально не отрывался от рисования, отказываясь даже от еды и сна, не говоря о менее насущных вещах.
«Вид на корпус военных топографов в Чугуеве» (1857). С тех пор он просто пропал для всех остальных занятий, его страстная увлеченность рисованием даже пугала родных. Когда будущему живописцу исполнилось 11 лет, родители отдали его в школу военных топографов изучать рисование и черчение. Но через два года учебное заведение закрыли, и его взял к себе в помощники иконописец Иван Бунаков. Именно здесь Илья усвоил основы живописи. Совсем скоро юный Репин стал знаменитым на всю округу. На мастерскую просто посыпались заказы, все подрядчики сразу оговаривали особые условия – у них должен работать Репин.
В 16 лет Илья устроился работать в иконописную артель. Он получал хорошее жалование – 25 рублей в месяц. Летом артельщики выезжали за пределы своей губернии, чтобы подыскивать заказы. Так Репин оказался в Воронеже, где ему рассказали историю об Иване Крамском, молодом художнике из Острогожска. В то время Крамской уже покинул родной город, был студентом петербургской академии искусств. Когда наступила осень, 19-летний Репин, по примеру Крамского, тоже отправился в северную столицу. Чтобы поступить в академию, надо было представить свои работы конференц-секретарю. Полотна молодого человека из Малороссии не впечатлили чиновника. Репин не умел рисовать тени и штрихи, по этой причине его отказались принять на учебу. Но этот юноша был очень настойчивым, он верил в свои силы. Илья решил остаться в Петербурге и стать настоящим художником. Он снял крохотную комнатушку в мансарде, стал учиться на вечернем отделении рисовальной школы. Совсем скоро педагоги этой школы назвали Репина самым способным учеником.
Через год молодой человек стал студентом академии. У него не было средств, чтобы оплатить свою учебу. Но талантливого юношу поддержал Федор Прянишников, петербургский почт-директор и известный меценат, внесший плату за этого студента.
Академия художеств и часовня на Николаевском (ныне Благовещенском) мосту. Фото: И. К. Бианки • В академических стенах он провёл в общей сложности восемь лет.
1867 год. И. Репин с матерью и младшим братом За это время творчество молодого и яркого живописца было отмечено несколькими наградами, среди которых была и Большая золотая медаль.
«Воскрешение дочери Иаира» (1871) — картина, за которую Репин получил большую золотую медаль и смог отправиться в пенсионерскую поездку в Европу. Увидеть воочию шедевры мирового искусства, познакомиться с красивыми уголками Европы, где творили великие художники прошлого, было настоящим подарком. В 1868 году студент делал этюды на берегу Невы. Именно здесь он увидел бурлаков и был поражен страшным контрастом между нарядной, праздно шатающейся публикой и тягловой рабочей силой. Он успел набросать сюжет картины, и остановился на этом.
Эскиз (1870)
«Бурлаки, идущие вброд» (вариант картины)«Бурлаки, идущие вброд» (вариант картины) Еще в студенческие годы художник познакомился с арт-критиком Владимиром Стасовым. Страстный спор Стасова и однокурсника Репина Генриха Семирадского о том, что важнее — красота или правда в искусстве, так поразил Репина, что спустя много лет он в красках описал его в своей автобиографической книге «Далекое близкое».
Портрет В.В. Стасова. Критик сыграл огромную роль в судьбе Репина, став ему не только духовным наставником и учителем, но и другом, несмотря на разницу в возрасте в двадцать лет Писать серьезное социальное полотно он не мог, время было расписано по минутам, студента ждал выпускной курс. К своей задумке художник вернется через два года, после путешествия на Волгу. На этой великой реке живописцу вновь довелось увидеть за работой ватагу бурлаков. На берегу художник встретил прообраз ватажника, которого он впоследствии изобразит в первой тройке с головой, обмотанной ветошью.
Полотно «Бурлаки на Волге» стало настоящей сенсацией не только в России, но и в Европе. Каждый из нарисованных ватажников – индивидуальность, по лицу которого можно сделать вывод об его характере и пережитой трагедии. Норберт Вольф, немецкий искусствовед, говорил, что картина Репина имеет много сходства с процессией проклятых Данте («Божественная комедия»).
Портрет В.Е. Репина.(Брат) Портрет брата Илья Репин написал в Чугуеве, когда приехал погостить из столицы. Позже Василий Репин тоже переехал в Петербург: он учился музыке у Николая Римского-Корсакова, служил в оркестре Мариинского театра. Вместе с художником путешествовал по Волге. Репин писал про него: «…на Волге, на палубе парохода, он часто уподоблялся Орфею, которого слушали все… Я немало дивился, как скоро мой Вася освоился с заправским инструментом».
Автопортрет (1878) Слава о талантливом художнике из северной столицы достигла Москвы.
"На дерновой скамье", 1876 год, Александр Пороховщиков, предприниматель и благотворитель, решил заказать молодому живописцу картину. Полотно было предназначено для размещения в концертно-лекционном зале гостиницы, которую построил меценат. Репин в тот период очень нуждался в деньгах. Картина была объемной, а гонорар скромным, но молодому художнику не приходилось выбирать. Он постарался на славу, полотно с изображением самых знаменитых славянских композиторов принесло художнику всероссийскую известность.
Славянские композиторы Творческие люди всегда нуждаются в новых впечатлениях. В 1873 году Репин отправился в долгое путешествие, которое ему оплачивала академия. Вместе с семьей он побывал во Франции, Италии, Австрии. В Париже русский художник познакомился с импрессионистами. Особенно его вдохновляли работы Эдуарда Мане. Под влиянием его картин Репин написал картину «Парижское кафе», за которую его резко раскритиковали русские коллеги.
Они видели в Илье Ефимовиче художника-реалиста, а его новое полотно, где изображена иностранная буржуазия и представители богемы заставляло думать, что Репин «сменил масть». Но это было не так, чуждая культура и импрессионизм не увлекли Илью Ефимовича. Все его помыслы и стремления были направлены в сторону России. Художник пишет новое полотно, «Садко». Былинный герой, оказавшийся в подводном царстве, с интересом рассматривает парад невест, но эти женщины не привлекают его. Многие критики считали, что в образе Садко художник изобразил самого себя – человека из народа, попавшего в чуждую ему страну и среду.
"Садко" В середине 70-х годов XIX века за картину «Садко» художнику присвоили академическое звание. Не все критики были рады успеху Репина, некоторые из них не могли удержаться от колких замечаний. Они пытались сравнивать бурлаков и «человека в аквариуме», что было, по меньшей мере, некорректно. Изображение реальной жизни и сказочной картины всегда имеют резкие отличия. После путешествия по Европе художник почти целый год провел на своей малой родине. Затем он уехал в столицу, примкнул к художникам-передвижникам, стал работать над исторической картиной «Царевна Софья».
Царица Софья Алексеевна Для полного погружения в материал, Илья Ефимович в течение года жил рядом с Новодевичьим монастырем, работал в архивах, посещал музеи, театральные мастерские. Одновременно он творил. Через год картина была выставлена на суд зрителей, перед которыми предстал образ грозной правительницы, сосланной в монастырь. Это полотно получило неоднозначную оценку критиков и коллег. И только Иван Крамской выразил безоговорочное восхищение новой работой Репина. 1870–1880-е годы стали для Репина порой расцвета его творчества.
Репин и Чуковский Как пишет Корней Чуковский, долгие годы друживший с художником и написавший о нем книгу: «На одном мольберте у него стоял “Крестный ход”, на другом — “Не ждали”, на третьем — “Иван Грозный, убивающий сына”, на четвертом — “Отказ от исповеди перед казнью”, на пятом — портрет Сютаева, на шестом — тайно ото всех “Запорожцы”; когда Крамской говорил о нем: “Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и начнет писать по холсту, словно в ярости какой-то. Никому из нас не сделать того, что делает теперь он”». Над картиной «Крестный ход в Курской губернии» Илья Ефимович работал три года. Он нуждался в ярких типажах, для этого пришлось посетить три города – Чернигов, Киев и Курск.
" Крестный ход" Картина была представлена в 1883 году, и вновь вызвала неоднозначные оценки. Некоторые критики увидели в полотне силу, мощь и красоту, другим не понравилось видимое расслоение русского общества на крепких, солидных хозяев жизни, и бедных людей, даже здесь оттертых на обочину. При этом никто из критиков не возражал против великого таланта художника, позволившего ему показать характер и чувства каждого участника религиозного действия. Церковные, библейские сюжеты всегда были близки Репину. Современники считали его не слишком верующим человеком, однако именно этот художник подарил миру свои вдохновенные полотна – «Тайную вечерю», «Искушение Христа», «Голгофу».
«Господь в терновом венце», 1894.
«Богоматерь с Младенцем», 1895–1896;
«Тайная вечеря»,
«Искушение Христа», Часто Репин обращался к историческим сюжетам. В 1885 году поклонники мастера получили возможность увидеть его новый шедевр «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Полотно было выставлено вместе с работами художников-передвижников. Трактовка сюжета возмутила Александра III, он сделал попытку запретить картину, перестать ее выставлять. Защита именитых людей заставила самодержца пересмотреть свое мнение. Через три года Репин представил свою новую картину «Не ждали».
И вновь художник выступил как мастер психологического портрета. Интерьером полотна он выбрал комнату дачи в Мартышкино, расположенной недалеко от северной столицы. В 1880 году Репин вместе со своим учеником Валентином Серовым уехал в Малороссию.
Здесь с художником случился настоящий творческий запой. Совсем как в детстве он не мог оторваться от холста и кисти, рисовал все подряд – природу, избы, людей, одежду, домашнюю утварь. Он никогда не терял связь с земляками, яркими, веселыми, озорными людьми. Результат этой творческой поездки превзошел все ожидания. Почитатели таланта Репина вскоре увидели его новую работу «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Вторую картину пришлось ждать пять лет, в 1896 году Третьяков выставил ее в своей московской галерее. Эта была картина «Дуэль».
Третье полотно Репин написал только в 1927 году. Эта была картина «Гопак. Танец запорожских казаков».
Мастерство Репина высоко ценила императорская семья. В середине 80 годов XIX века он получил заказ от Александра III, пожелавшего увидеть на картине прием волостных старшин.
Прием волостных старшин Затем последовал второй заказ от императорской семьи, после чего живописец создал картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».
Третьим полотном стал «Портрет Николая II».
В последние тридцать лет своей жизни Репин жил в Финляндии, в Куоккале, в имении «Пенаты».
Пенаты Коллеги, приезжавшие из СССР, звали его на родину. Однако Репин, сильно тосковавший по России, не желал жить в Советском Союзе. Портрет В.В. Стасова. Холст В последние годы его стала подводить правая рука, уже не желавшая работать. Мастер стал писать левой рукой, пальцы которой тоже не хотели его слушаться. Усилием воли художник сумел преодолеть недуг и творил до последних дней. В 1918 году мастер написал картину «Большевики». Сюжет этого полотна считается антисоветским. Картиной владел американский коллекционер, затем она стала собственностью Вишневской и Ростроповича. В 2000 году Алишер Усманов приобрел всю коллекцию картин, состоящую из 22 полотен. Среди них была картина «Большевики». Экспозицию можно увидеть в северной столице.
Картина Репина «Большевики» Один из самых необычных портретов в истории русской живописи поражает непарадностью и натуралистичностью. Репин изобразил великого русского композитора, страдавшего приступами белой горячки, незадолго до смерти.
Перед нами — неухоженный мужчина в старом халате и на фоне больничной стены. Автор оперы «Хованщина» выглядит уставшим, опечаленным и потерянным. Все деньги, которые Третьяков заплатил Репину за этот портрет, художник пожертвовал на установку памятника композитору.
Памятник на могиле композитора. Санкт‑Петербург, Тихвинское кладбище.
«Портрет писателя Л. Н. Андреева на яхте» (1912) Живописец скончался в 1930 году, ему было 86 лет. В последние годы он чувствовал, что силы оставляют его. Рядом с умирающим были его дети. Прах великого живописца погребен в «Пенатах». Он был счастливым человеком, сумевшим реализовать свой талант. Именно об этом он писал друзьям. Репин встретил смерть спокойно и умиротворенно, как хорошо поработавший человек, завершивший все свои дела. #Живопись
ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ
:Лариса Обибок
ЖИВОПИСЬ.
ИЛЬЯ РЕПИН.
Гений этого живописца не знал пределов, Репин писал на разные темы. Его интересовала история, религия, красота природы и человека. Особое место в творчестве художника всегда занимала тема социальной справедливости. Илья Ефимович был настоящим трудоголиком, написавшим сотни полотен. Даже в глубокой старости, перед самой кончиной, когда руки уже плохо действовали, Репин продолжал работать. Он считал, что еще не все успел сказать человечеству своими картинами.
Мать, Татьяна Степановна Бочарова, знала грамоту и учила ей не только своих детей, но и соседских крестьянских ребятишек, а иногда и взрослых. Она прививала им любовь к искусству, читала произведения классиков русской литературы – В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Мать была активной, деятельной, умела зарабатывать деньги шитьем. Когда семья испытывала материальные трудности, Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху.
Любовь к живописи, по воспоминаниям художника, ему привил двоюродный брат Трофим. Всё началось с коробки акварели, которую Трофим однажды подарил юному родственнику:
Маленький Илья, затаив дыхание, любил наблюдать, как плоские бездушные картинки под воздействием кисти и красок оживают, а когда получил их в полное распоряжение – буквально не отрывался от рисования, отказываясь даже от еды и сна, не говоря о менее насущных вещах.
С тех пор он просто пропал для всех остальных занятий, его страстная увлеченность рисованием даже пугала родных.
Когда будущему живописцу исполнилось 11 лет, родители отдали его в школу военных топографов изучать рисование и черчение.
Но через два года учебное заведение закрыли, и его взял к себе в помощники иконописец Иван Бунаков.
Именно здесь Илья усвоил основы живописи. Совсем скоро юный Репин стал знаменитым на всю округу. На мастерскую просто посыпались заказы, все подрядчики сразу оговаривали особые условия – у них должен работать Репин.
Чтобы поступить в академию, надо было представить свои работы конференц-секретарю. Полотна молодого человека из Малороссии не впечатлили чиновника. Репин не умел рисовать тени и штрихи, по этой причине его отказались принять на учебу. Но этот юноша был очень настойчивым, он верил в свои силы. Илья решил остаться в Петербурге и стать настоящим художником. Он снял крохотную комнатушку в мансарде, стал учиться на вечернем отделении рисовальной школы. Совсем скоро педагоги этой школы назвали Репина самым способным учеником.
Через год молодой человек стал студентом академии. У него не было средств, чтобы оплатить свою учебу. Но талантливого юношу поддержал Федор Прянишников, петербургский почт-директор и известный меценат, внесший плату за этого студента.
В академических стенах он провёл в общей сложности восемь лет.
За это время творчество молодого и яркого живописца было отмечено несколькими наградами, среди которых была и Большая золотая медаль.
Увидеть воочию шедевры мирового искусства, познакомиться с красивыми уголками Европы, где творили великие художники прошлого, было настоящим подарком.
В 1868 году студент делал этюды на берегу Невы. Именно здесь он увидел бурлаков и был поражен страшным контрастом между нарядной, праздно шатающейся публикой и тягловой рабочей силой. Он успел набросать сюжет картины, и остановился на этом.
Еще в студенческие годы художник познакомился с арт-критиком Владимиром Стасовым. Страстный спор Стасова и однокурсника Репина Генриха Семирадского о том, что важнее — красота или правда в искусстве, так поразил Репина, что спустя много лет он в красках описал его в своей автобиографической книге «Далекое близкое».
Критик сыграл огромную роль в судьбе Репина, став ему не только духовным наставником и учителем, но и другом, несмотря на разницу в возрасте в двадцать лет
Писать серьезное социальное полотно он не мог, время было расписано по минутам, студента ждал выпускной курс. К своей задумке художник вернется через два года, после путешествия на Волгу.
На этой великой реке живописцу вновь довелось увидеть за работой ватагу бурлаков. На берегу художник встретил прообраз ватажника, которого он впоследствии изобразит в первой тройке с головой, обмотанной ветошью.
Портрет брата Илья Репин написал в Чугуеве, когда приехал погостить из столицы. Позже Василий Репин тоже переехал в Петербург: он учился музыке у Николая Римского-Корсакова, служил в оркестре Мариинского театра. Вместе с художником путешествовал по Волге. Репин писал про него: «…на Волге, на палубе парохода, он часто уподоблялся Орфею, которого слушали все… Я немало дивился, как скоро мой Вася освоился с заправским инструментом».
Слава о талантливом художнике из северной столицы достигла Москвы.
Александр Пороховщиков, предприниматель и благотворитель, решил заказать молодому живописцу картину. Полотно было предназначено для размещения в концертно-лекционном зале гостиницы, которую построил меценат. Репин в тот период очень нуждался в деньгах. Картина была объемной, а гонорар скромным, но молодому художнику не приходилось выбирать. Он постарался на славу, полотно с изображением самых знаменитых славянских композиторов принесло художнику всероссийскую известность.
Творческие люди всегда нуждаются в новых впечатлениях. В 1873 году Репин отправился в долгое путешествие, которое ему оплачивала академия. Вместе с семьей он побывал во Франции, Италии, Австрии. В Париже русский художник познакомился с импрессионистами. Особенно его вдохновляли работы Эдуарда Мане. Под влиянием его картин Репин написал картину «Парижское кафе», за которую его резко раскритиковали русские коллеги.
Но это было не так, чуждая культура и импрессионизм не увлекли Илью Ефимовича. Все его помыслы и стремления были направлены в сторону России. Художник пишет новое полотно, «Садко».
Былинный герой, оказавшийся в подводном царстве, с интересом рассматривает парад невест, но эти женщины не привлекают его. Многие критики считали, что в образе Садко художник изобразил самого себя – человека из народа, попавшего в чуждую ему страну и среду.
В середине 70-х годов XIX века за картину «Садко» художнику присвоили академическое звание. Не все критики были рады успеху Репина, некоторые из них не могли удержаться от колких замечаний. Они пытались сравнивать бурлаков и «человека в аквариуме», что было, по меньшей мере, некорректно. Изображение реальной жизни и сказочной картины всегда имеют резкие отличия.
После путешествия по Европе художник почти целый год провел на своей малой родине. Затем он уехал в столицу, примкнул к художникам-передвижникам, стал работать над исторической картиной «Царевна Софья».
Для полного погружения в материал, Илья Ефимович в течение года жил рядом с Новодевичьим монастырем, работал в архивах, посещал музеи, театральные мастерские. Одновременно он творил.
Через год картина была выставлена на суд зрителей, перед которыми предстал образ грозной правительницы, сосланной в монастырь. Это полотно получило неоднозначную оценку критиков и коллег. И только Иван Крамской выразил безоговорочное восхищение новой работой Репина.
1870–1880-е годы стали для Репина порой расцвета его творчества.
Как пишет Корней Чуковский, долгие годы друживший с художником и написавший о нем книгу:
«На одном мольберте у него стоял “Крестный ход”, на другом — “Не ждали”, на третьем — “Иван Грозный, убивающий сына”, на четвертом — “Отказ от исповеди перед казнью”, на пятом — портрет Сютаева, на шестом — тайно ото всех “Запорожцы”; когда Крамской говорил о нем: “Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и начнет писать по холсту, словно в ярости какой-то. Никому из нас не сделать того, что делает теперь он”».
Над картиной «Крестный ход в Курской губернии» Илья Ефимович работал три года. Он нуждался в ярких типажах, для этого пришлось посетить три города – Чернигов, Киев и Курск.
Картина была представлена в 1883 году, и вновь вызвала неоднозначные оценки. Некоторые критики увидели в полотне силу, мощь и красоту, другим не понравилось видимое расслоение русского общества на крепких, солидных хозяев жизни, и бедных людей, даже здесь оттертых на обочину.
При этом никто из критиков не возражал против великого таланта художника, позволившего ему показать характер и чувства каждого участника религиозного действия.
Церковные, библейские сюжеты всегда были близки Репину. Современники считали его не слишком верующим человеком, однако именно этот художник подарил миру свои вдохновенные полотна – «Тайную вечерю», «Искушение Христа», «Голгофу».
Часто Репин обращался к историческим сюжетам. В 1885 году поклонники мастера получили возможность увидеть его новый шедевр «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Через три года Репин представил свою новую картину «Не ждали».
В 1880 году Репин вместе со своим учеником Валентином Серовым уехал в Малороссию.
Результат этой творческой поездки превзошел все ожидания. Почитатели таланта Репина вскоре увидели его новую работу «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Эта была картина «Дуэль».
Затем последовал второй заказ от императорской семьи, после чего живописец создал картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года».
Коллеги, приезжавшие из СССР, звали его на родину. Однако Репин, сильно тосковавший по России, не желал жить в Советском Союзе.
Портрет В.В. Стасова. Холст
В последние годы его стала подводить правая рука, уже не желавшая работать. Мастер стал писать левой рукой, пальцы которой тоже не хотели его слушаться. Усилием воли художник сумел преодолеть недуг и творил до последних дней.
В 1918 году мастер написал картину «Большевики». Сюжет этого полотна считается антисоветским. Картиной владел американский коллекционер, затем она стала собственностью Вишневской и Ростроповича. В 2000 году Алишер Усманов приобрел всю коллекцию картин, состоящую из 22 полотен. Среди них была картина «Большевики». Экспозицию можно увидеть в северной столице.
Один из самых необычных портретов в истории русской живописи поражает непарадностью и натуралистичностью. Репин изобразил великого русского композитора, страдавшего приступами белой горячки, незадолго до смерти.
Живописец скончался в 1930 году, ему было 86 лет. В последние годы он чувствовал, что силы оставляют его. Рядом с умирающим были его дети. Прах великого живописца погребен в «Пенатах». Он был счастливым человеком, сумевшим реализовать свой талант. Именно об этом он писал друзьям. Репин встретил смерть спокойно и умиротворенно, как хорошо поработавший человек, завершивший все свои дела.
#Живопись