ЖИВОПИСЬ.

ЭЛИЗАБЕТ ЛУИЗА ВИЖЕ ЛЕБРЕН.
Почему подруга французской королевы эмигрировала в Россию?

ЖИВОПИСЬ. - 5373757961860
Автор: Vigée Le Brun, Louise Élisabeth Элизабет Луиза Виже Лебрен
Ей была предопределена интереснейшая судьба: дружба с монархами, восхищение поклонников и многолетние странствия. Во многом благодаря её талантливой кисти мы знаем в лицо тех, кто вершил на рубеже XVIII и XIX веков историю и в бурлящей революциями Европе, и в далекой России.
А началось все 16 апреля 1755 года, когда в семье скромного парижского художника Луи Виже родилась дочь, получившая красивое имя Луиза-Элизабет. Она была первой из двух детей Луи Виже (1715-1767) и его жены Жанны Мейсен, дочери торговца-фермера из провинции Люксембург.
До шести лет девочка росла в деревне неподалёку от французской столицы, куда её отдали родители на воспитание родственникам-крестьянам.
ЖИВОПИСЬ. - 5373757737860
Автопортрет в шестнадцать лет, 1771, пастель.
Хотя её отец был уважаемым светским портретистом, клиентура которого состояла, по большей части, из высших слоев буржуазии и, имея лицензию от гильдии художников Академии Святого Луки, Луи мог регулярно выставлять свои работы в парижском Салоне, он совершенно не видел, по началу, в дочери художницу.
Как и положено, отправили учиться — в монастырскую школу в Сент-Антуанском предместье Парижа. По программе принятой среди буржуазии для своих дочерей, в которую входили: чтение, письмо, катехизис, музыка и т.д.
Учиться было не очень интересно и юная Лизетта (как называли её домашние) начала разрисовывать учебные тетради маленькими фигурками людей.
У неё было обычное детство девочки из обеспеченной, но не богатой городской семьи. Правда, была одна особенность: кукол ей заменяли карандаши, краски и кисти, вызывая недовольство монахинь монастыря, в котором она воспитывалась с десяти лет. Но отец потакал увлечению дочери. Мог ли Луи предполагать, что его имя останется в истории только благодаря таланту девочки, которую он всячески баловал.
Общительный Луи Виже приглашал художников и писателей в свои дома в Париже и в деревне Нейи. Среди постоянных посетителей были художники Габриэль-Франсуа Дуайен и Пьер-Жюст Давен и, знаменитый либреттист Антуан-Александр-Анри Пуансине.
Элизабет-Луиза на всю жизнь приобрела вкус к таким развлечениям — в конце монархии Бурбонов её салон был одним из самых престижных в Париже.
В 13 лет для Луизы началась новая жизнь. После трагической смерти отца, его друзья определили девочку в мастерскую исторического живописца Г. Бриара.
Об этом периоде своей жизни Луиза всегда вспоминала с умилением: она была окружена заботой талантливых художников, относившихся к ней, как к дочери.
ЖИВОПИСЬ. - 5373757985156
Портрет брата, 1773 год.
Отчимом художницы стал Жак Франсуа ле Севр, ювелир и лавочник, у которого был магазин напротив Пале-Рояля на улице Сент-Оноре, где жили Виже.
Элизабет-Луиза его ненавидела, он казался ей отталкивающим. И чтобы смягчить напряжение в доме и отвлечь дочь от потери отца, мадам Ле Севр решила, что ей следует серьезно заняться живописью.
Мадемуазель Виже стала посещать небольшую академию рисования, которой руководила Мари Розали Халле, жена Блеза Боке, художника-любителя и торговца антиквариатом на улице Сен-Дени.
ЖИВОПИСЬ. - 5373758014084
Портрет юной музыкантки, 1777 год
Элизабет-Луиза подружилась с их дочерью Анной Розали. Вместе два подростка копировали рисунки и гипсовые бюсты в Лувре, работая в мастерской художника-историка Габриэля Бриара.
Виже также брала уроки масляной живописи у друзей отца художников, захаживавших к ним в гости.
Мадам Ле Севр выделила своей дочери комнату под мастерскую, перенеся туда все из мастерской покойного мужа и докупив все необходимое.
Тем временем Элизабет Луиза превращалась в красивую молодую женщину.
По настоянию матери Луизу в 1776 году выдали замуж за посредственного художника и торговца картинами Ж. Лебрена.
Семейная жизнь, к сожалению, не сложилась. Муж оказался посредственностью не только в живописи, живя за счет жены, чьи портреты стали пользоваться популярностью.
ЖИВОПИСЬ. - 5373758562436
Портрет Каролины фон Мандершайд-Бланкенхайм. 1793 год. Художница просила натурщиков принимать позы ее собственного изобретения или «подсмотренные» у античных статуй. Виже-Лебрен придумывала для своих работ необычные образы из разных исторических эпох и сама рисовала эскизы для костюмов.
Состоятельные клиенты рекой стекались в ее студию и пребывали в абсолютном восторге от затей Виже-Лебрен
Правда, в личную жизнь супруги он не вникал, поговаривали даже, что и отцом дочери Жюли, родившейся у Луизы, был совсем не он.
ЖИВОПИСЬ. - 5373757837188
Автопортрет
ЖИВОПИСЬ. - 5373758556036
Мария-Антуанетта Лоррейн-Хабсбург, Королева Франции, и её дети.
В 1779 году в жизни Луизы произошло событие, круто изменившее её жизнь. Художницу пригласили в Версаль написать портрет королевы Марии-Антуанетты.
ЖИВОПИСЬ. - 5373758579076
Нет ничего удивительного, что две талантливые женщины, да к тому же ровесницы, сдружились.
Кроме того, Мария-Антуанетта вообще оказала художнице множество любезностей – она приблизила ее к себе, и, кроме титула первой портретистки,
ЖИВОПИСЬ. - 5373758595460
Луиза проводила много времени с королевой – пела с ней дуэты, выходила на прогулки.Луиза стала придворной художницей, на неё буквально «посыпались» заказы.
В среде французской аристократии стало престижно иметь портреты, написанные Луизой Виже-Лебрен. Стоит отметить, что кисть её была легка, а портреты изящны и эффектны.
ЖИВОПИСЬ. - 5373757870980
(Мария-Антуанетта Австрии (1783).)
Любопытно, что Академия художеств приняла её в свои члены только в 1783 году, причем не за портреты сановников и дам высшего света, а за автопортрет, с которого так и брызжет молодость и лукавство.
ЖИВОПИСЬ. - 5373757963396
Автопортрет с палитрой, 1790 Галерея Уффици, Флоренция
12 февраля 1780 года Виже-Лебрен родила дочь, которую назвали Жанна Джули Луис (Jeanne Julie Louise), сама Луиза называла дочку Джулией.
Все изменилось летом 1789 года. Восставший Париж штурмом взял Бастилию, на площадях столицы под восторженные вопли толпы начали свою кровавую работу гильотины.
Друзья умоляли Элизабет Виже-Лебрен покинуть Францию. Наконец, она приняла решение уезжать: поспешно собрала немного денег (остальное на правах супруга забрал Жан-Батист) и, отправилась в путь, бросив в мастерской неоконченные картины.
Имея на руках меньше сотни франков и девятилетнюю дочь, художница начала долгое путешествие по Европе. За 12 лет она побывала в Риме, Неаполе, Вене, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве.
Во время пребывания в Неаполе покровителями художницы стали неаполитанский король Фердинанд IV и его супруга Мария Каролина Австрийская — сестра Марии-Антуанетты.
Слава бежала впереди прекрасной художницы и просто обворожительной женщины, которую с удовольствием принимали и в королевских дворцах, и в аристократических салонах.
ЖИВОПИСЬ. - 5373758074756
Леди Гамильтон в образе Кумской сивиллы
Объехав многие страны Европы, в 1795 году Виже-Лебрен д
обралась до Петербурга, в котором задержалась почти на 7 лет
ЖИВОПИСЬ. - 5373758748036
. Здесь вышла замуж её дочь, здесь были написаны более 50 портретов, ставших украшением лучших российских музеев, здесь она стала почетным вольным общником Императорской Академии художеств.
ЖИВОПИСЬ. - 5373758750340
дочери Павла 1
Но не все было так прекрасно, как хотелось бы.
ЖИВОПИСЬ. - 5373758718596
Графиня Скавронская Екатерина Васильев
Не сложились отношения с Екатериной II. Императрица не всегда заслуженно критиковала работы художницы, а про портрет своих внучек, великих княжон, даже сказала, что они похожи на мопсов, греющихся на солнце. Похоже, стареющая императрица просто испытывала небольшую ревность: элегантная француженка постоянно окружена толпами поклонников, а на её полотнах женщины всегда прекрасны. По-человечески Екатерину можно понять, даже волшебная кисть художницы не в состоянии вернуть молодость, а быть красивой хочется в любом возрасте, тем более, что последнему фавориту всего двадцать с небольшим лет.
ЖИВОПИСЬ. - 5373758815364
Брюзжание императрицы не сказалось на отношении к художнице столичной богемы. А с Елизаветой Алексеевной, супругой великого князя Александра Павловича, будущего императора, у Луизы отношения стали почти близкими. Она написала несколько её портретов и даже разработала для великой княгини новые модели платьев.
ЖИВОПИСЬ. - 5373758825348
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, Эрмитаж
Неспешная петербургская жизнь нравилась художнице. В конце жизни она написала любопытные мемуары «Воспоминания о моей жизни», в которых много страниц посвящено петербургскому периоду. Её наблюдения, особенно высшего света, точны, а описания подробны и правдивы, пока не касаются тех сторон жизни, которые она могла видеть только мельком. Когда их читаешь, даже кажется что Луиза немного идеализирует российскую действительность.
ЖИВОПИСЬ. - 5373758083204
Анна Ивановна Толстая, урожденная Барятинская
Её заявления, что в Петербурге не увидишь пьяных, а простой народ трудолюбив, мягок нравом и не склонен к воровству, наверное, не совсем объективны, но приятны, так как исходят из уст иностранки. Буквально восторг у неё вызывает открытость и хлебосольность русского дворянства, возможность месяцами пользоваться радушным гостеприимством, не тратя собственных средств.
ЖИВОПИСЬ. - 5373758832772
Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном, Эрмитаж
Недавно «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг.» переизданы, почитайте, не пожалеете. Воспоминания написаны изящно и увлекательно, в Европе они не менее популярны, чем её полотна. Особенно любопытен взгляд со стороны на российских императоров и императриц, высших сановников и придворных дам, великосветские балы и салоны, российских художников и прекрасный Петербург, который Луиза искренне полюбила. Тем более, что отдельные моменты, удивлявшие иностранку, наши мемуаристы не упоминают, так как для них они были заурядной обыденностью. В качестве приложения в книге опубликованы письма Виже-Лебрен к княгине Куракиной, в которых подробно отражена жизнь художницы во Франции до эмиграции.
ЖИВОПИСЬ. - 5373758843012
Портрет Элизабет Виже-Лебрен с ученицей. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
В 1802 году Луиза вернулась в Париж, но пробыла там недолго, снова отправившись путешествовать по европейским столицам. Только в 1810 году она окончательно вернулась во Францию. Виже-Лебрен еще долго писала портреты, но постепенно стала отказываться от заказов, а потом и вовсе отошла от живописи, благо средств для безбедной жизни хватало. Писала мемуары и просто наслаждалась покоем, которого ей так не хватало раньше.
Умерла Луиза-Элизабет Виже-Лебрен в Париже 30 марта 1842 года, но остались её прекрасные полотна, с которых на нас смотрят люди давно ушедшего времени, и увлекательные воспоминания, позволяющие лучше понять ту удивительную эпоху.
ЖИВОПИСЬ. - 5373758674052
портрет императрицы Марии Федоровны — второй жены императора Павла I —Элизабет Виже-Лебрен
По собственному списку Виже-Лебрен, она стала автором 662 портретов, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей.
Стиль художницы принято характеризовать как изящный и очень добротный рисунок, с приятным и очень гармоничным колоритом и свободным приемом письма.
#Живопись

Комментарии

Комментариев нет.