Индийский политический деятель, бывший премьер-министр страны Джавахарлал Неру говорил: «Когда вы смотрите на картины Рериха, из которых многие изображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих грандиозных гор… Картины художника так много напоминают нам из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, так много не только о прошлом Индии, но и чем-то постоянном и вечном, что мы не можем не чувствовать большого долга перед Николаем Рерихом, запечатлевшим этот дух в своих изумительных произведениях».
Николай Рерих. «Жемчуг исканий». 1924 год Путь Николая Рериха к гималайским вершинам, высотам духа, начинался на севере России. Будущий художник, философ-мистик, писатель и путешественник родился 27 сентября (9 октября по новому стилю) 1874 года в Петербурге, в семье владельца нотариальной конторы.
Его отец, Константин Федорович, мечтал о том, что сын станет юристом, сделает хорошую карьеру. Однако судьба распорядилась иначе. Николай увлекся охотой и полюбил природу. Затем появилось еще одно увлечение — археология.
Однажды рисунки юного художника и любителя старины увидел друг семьи Рерихов скульптор Михаил Осипович Микешин.
Михаил Осипович Микешин. Он сказал Константину Рериху, что Николаю следует заниматься искусством. После этого Николай Константинович стал частым гостем в мастерской Микешина. Неудивительно, что, окончив гимназию, он поступил в Академию художеств, где познакомился со своим наставником не только в живописи, но и по жизни — Архипом Ивановичем Куинджи. Тогда молодой художник написал несколько картин на тему истории Древней Руси. Вот где пригодились познания в археологии! Куинджи поддержал и развил индивидуальность, оригинальный стиль ученика. В 1900 году Рерих продолжил обучение под руководством француза Кормона в Париже. Вскоре картины Рериха получили известность. Уже в 1901 году его избрали членом комитета и секретарем Общества поощрения художеств. В то же время он усиленно изучал историю родной страны, проводил археологические раскопки, путешествовал.
Николай Рерих. «Гонец (Восстал род на род)». 1897 год Археология была для него «живой наукой»: извлеченные из земли древности, тексты на старинных грамотах словно «оживали» на его полотнах.
«Город строят», 1902 Причем художник неустанно работал над собственным стилем, огромное внимание уделял философии, как европейской, русской, так и восточной, в особенности индийской. Он считал, что искусство, красота спасет человечество.
Картина «И узрим», Никлай Рерих Своими учителями Рерих считал Репина, Стасова и Куинджи. На ранних работах Рериха ещё видны параллели с наставниками, однако особая изящная рисовка и своя, ни на кого не похожая цветовая гамма уже отделяют его от старших мастеров. В 1899 году художник встретился с Еленой Ивановной Шапошниковой — дочерью именитого петербургского архитектора, праправнучкой полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Спустя два года молодые люди, с первого взгляда полюбившие друг друга, поженились.
В 1902 году родился их старший сын Юрий, будущий востоковед и этнограф. В 1904 году на свет появился Святослав, который выбрал путь художника и историка искусства.
Семья Рерихов Брак Николая и Елены Рерихов стал необычайно плодотворным союзом для русской культуры. Жена не просто разделяла, но и отчасти направляла интересы мужа, принимая участие во всех его экспедициях по России и Азии. Елена Ивановна организовывала выставки и встречи Николая Рериха по всему миру, вела его записи, писала собственные книги о духовном преображении. Художник утверждал, что созданные им произведения должны быть подписаны двумя именами — мужским и женским.
Писал стихи и сказки
В 1898 году Николай Рерих создал сказку «Певец», где странствующий певец сватается к высокородной невесте, предлагая ей вместо титула и богатства веру в себя, в свое творчество. Это произведение было написано незадолго до того, как художник встретил свою будущую жену Елену. 1914 году в издательстве Сытина вышел в свет первый литературный сборник Рериха, одна из трех его частей так и называется — «Сказки». Стихи Рериха появлялись так же — как предчувствия, предсказания, несущие в себе нечто пророческое. Книгу «Цветы Мории» открывает трёхстишие «Заклятие», появившееся в 1911 году. Характерно, что именно этот год Николай Константинович в своих трудах отмечал как знаменательную веху, имевшую значение и для него, и для событий планетарного масштаба. В этом стихотворении, загадочном и наполненном сложной символикой, слышатся отзвуки древних заклинаний, звучит вызов на бой. Особенно интересна последняя часть. На битву с лихими силами выступают Четверо, несущие Камень:
Камень знай. Камень храни. Огнь сокрой. Огнём зажгися. Красным смелым. Синим спокойным. Зелёным мудрым. Знай один. Камень храни. Фу, Ло, Хо, Камень несите. Воздайте сильным. Отдайте верным. Иенно Гуйо Дья — прямо иди! Его стихи даже переводились на английский язык. Максим Горький называл их «письменами», а Леонид Андреев — «северным сиянием». Рерих много лет сотрудничал с театрами, создавал эскизы костюмов и декораций, оформлял и оперы, и балеты, и современные ему постановки. Позже, оказавшись в эмиграции, он готовил сценографию для «Русских сезонов» Дягилева.
Эскиз декорации к опере А. А. Давидова «Сестра Беатриса» по пьесе М. Метерлинка Рерих ценил символистские драмы Метерлинка, который был близок ему мировоззренчески. Религиозные взгляды Метерлинка, как и самого Рериха, можно охарактеризовать как гибрид между христианской духовностью и мистицизмом с акцентом на личное познание и внутреннюю трансформацию. Пьеса «Сестра Беатриса» не так знаменита, как другие произведения бельгийского драматурга, однако Рериху она была дорога. История о молодой монахине, сбежавшей из монастыря и вернувшейся туда лишь в конце жизни, переплетается с общеевропейскими апокрифами о Богоматери, которая защищала и поддерживала Беатрису на протяжении её нелёгкого пути. Нежные пастельные тона, детально выписанные элементы декора отличают многие декорации, выполненные Рерихом. Рерих и работал в области архитектуры, особенно религиозной, и успешно пробовал силы в монументальной живописи. Художник сотрудничал с молодым архитектором Владимиром Покровским, делал эскизы мозаик и росписей для храма Покрова Богородицы в Пархомовке Киевской губернии, работал над иконами к алтарной преграде фамильной церкви Каменских в Успенском женском монастыре Перми, вел художественные работы для Троицкого собора в Почаевской лавре, храма Святого Духа в Талашкине, часовни Святой Анастасии Римлянки в Пскове…
Рерих Печерский монастырь К сожалению, не все заказчики смогли по достоинству оценить его труды. Один из двух братьев Голубевых, заказчиков храма в Пархомовке, решил, что в живописи художника «церковного ничего нет», что не позволило Рериху закончить эту работу. Путешествовал по древнему водному торговому пути Такое поручение он получил от Археологического общества в 1899 году — надлежало исследовать современное состояние объектов археологии. А в 1903–1904 годах он, будучи секретарем Императорского Общества поощрения художеств (ИОПХ), отправился в командировку по городам Центральной и Западной России, чтобы изучать и зарисовывать памятники русской старины. Так появилась его архитектурная серия.
«В 1903-м — большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам, от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Сенно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, имения со старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! Ужасно подумать, что, может быть, большей части его уже не существует. Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных». Николай Рерих
Этюд «Ростов Великий. Большая надвратная церковь», 1903 год. В этих поездках он также рисовал открытки русских городов Такой заказ Рерих получил от Общины Святой Евгении — благотворительной организации, созданной Санкт-Петербургским комитетом попечения о сестрах милосердия Красного Креста. Община зарабатывала, помимо прочего, и при помощи собственного издательства, «открытые письма» которого с эмблемой Красного Креста пользовались большой популярностью. Эскизы для них делали такие известные художники, как Виктор Васнецов, Илья Репин, Иван Билибин и др. Рериху же поручили не только этюды городов, но и их фотографии.
Сотрудники больницы Общины Святой Евгении
Ростов Великий. 1903 До революции он расписывал церкви, восстанавливал храмовые фрески, был знатоком иконописи. С 1906 года он стал главой Школы Общества поощрения художеств, где тоже установил классы иконописи.
«Святой Николай» На этой картине Рерих создал узнаваемый образ любимого многими православными святого Николая Чудотворца. Рерих, вероятнее всего, видел его своим небесным покровителем, неслучайно он носил такое же имя. Никола Угодник в народном сознании зачастую предстаёт скромным стариком-богомольцем с палочкой, помогающим простым людям. Существует несколько работ Рериха, посвящённых святому.
В 1916–1918 годах Рерих жил в Карелии. После революционных потрясений ему было сложно вернуться в Петербург.
Но, несмотря ни на что, художник помнил и любил родную сторону: проводя выставки в Швеции, Англии, Америке, он неустанно рассказывал о русской культуре, оказывал материальную помощь голодающим рабочим и крестьянам молодой Страны Советов.
«Сокровище ангелов», 1905 год
Работа, принесшая Рериху международную славу. Она экспонировалась на выставках 1906–1914 годов в Вене, Париже, Лондоне, Мальмё и долгое время хранилась в Нью-Йорке. Написана в 1905 году под сильным впечатлением от путешествия по Русскому Северу, предпринятого двумя годами ранее.
Николай Рерих «Сокровище ангелов» 1905 г Полотно отсылает к Еллингскому камню — монолиту с изображениями, установленному королем Харальдом I Синезубым в знак принятия Данией христианства в X веке, на котором символически изображено распятие Христа вместе с рунами. Именно его охраняет архангел на переднем плане картины. Связь Руси и Скандинавии глубоко волновала молодого художника.
«Небесный бой», 1912 год
Пейзаж, большую часть которого занимает небо во время грозы. Причудливые и подчеркнуто графичные силуэты облаков, подсвеченных золотом, заставляют искать в них образы вечных воинов тьмы и света из мифов и легенд. Работа стала отражением мистицизма Рериха, во многом разделявшего философию русского космизма.
В 1918 году из-за проблем со здоровьем (у художника была хроническая пневмония) Николай Константинович с женой и двумя сыновьями переехал в Карелию на лечение. Но когда Финляндия вышла из состава России и закрыла границы, семья Рерих неожиданно оказалась за рубежом и не смогла вернуться на родину. Сначала художник проводил персональные выставки в столицах Скандинавских стран. В 1919 году Рерихи перебрались в Лондон. Спустя год отправились в США.
Николай Рерих в США Выставки работ художника в течение трех лет прошли в 29 городах всех американских штатов. Это позволило Николаю Константиновичу заработать достаточно средств, для того чтобы отправиться в Индию и на Тибет. Восток, и особенно Индия, давно манили художника. Уже в молодые годы Рерих изучал мифологию этой страны, ее фольклор, иллюстрации буддийской настенной живописи. В 1923 году он отправился в Индию в составе Центрально-Азиатской экспедиции с супругой и сыном Юрием. Они изучали манускрипты, общались с местным населением, подробно описывали обычаи и традиции. Юрий, владевший более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, изучал местные языки. Результатом поездки стали более пятисот полотен удивительной красоты, а также книги: "Алтай – Гималаи" и "Сердце Азии".
Картина "Путь на Тибет", В 1934—1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая. С 1936 года постоянно жил и работал в Индии.
Николай Рерих с семьей в Индии. В 1935 они купили землю в индийском Ногаре в долине Кулу и поселились в собственном доме. Там Николай Константинович скончался в 1947 году, так и не получив разрешения вернуться. «Тело Великого Святого (Махариши) Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30-го Магхар 2004 года Викрам эры, отвечающей 15-му декабря 1947 года. Ом Рам», — гласит надпись на камне, установленном на месте кремации. Николая Рериха объявляли духовным водителем человечества, Антихристом, советским шпионом, руководителем мирового масонства и даже перевоплощением одного из индийских божеств… А он всегда оставался патриотом России и её гражданином, имея при себе лишь один российский паспорт. Мысль о возвращении на Родину не покидала его никогда. В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».
Наследие и наследники
В 1957 году в Россию вернулся старший сын художника Юрий Рерих, которых привез около 500 работ «гималайского» периода творчества отца, ранее не выставлявшихся. В 1960 году в Эрмитаже состоялась первая выставка Николая Рериха в СССР, ставшая большим событием в культурной жизни страны. Младший сын художника Святослав, часто приезжавший в Россию с 1970-х, помимо полотен и рисунков передал советскому правительству письма, документы, личные вещи и артефакты из экспедиций родителей и брата.
Благодаря усилиям Святослава Рериха в Ленинградской области в 1984 году появился Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре, ставший первым государственным музеем художника в России. В 1989 году появился музей под эгидой Международного центра Рерихов в здании бывшей усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке. В 2016 году в павильоне № 13 на ВДНХ открылся Музей Рерихов в статусе филиала Государственного музея Востока. #Времялюдисудьбы
ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ
ВРЕМЯ: ЛЮДИ и СУДЬБЫ.
НИКОЛАЙ РЕРИХ.
Путь Николая Рериха к гималайским вершинам, высотам духа, начинался на севере России. Будущий художник, философ-мистик, писатель и путешественник родился 27 сентября (9 октября по новому стилю) 1874 года в Петербурге, в семье владельца нотариальной конторы.
Он сказал Константину Рериху, что Николаю следует заниматься искусством. После этого Николай Константинович стал частым гостем в мастерской Микешина.
Неудивительно, что, окончив гимназию, он поступил в Академию художеств, где познакомился со своим наставником не только в живописи, но и по жизни — Архипом Ивановичем Куинджи. Тогда молодой художник написал несколько картин на тему истории Древней Руси. Вот где пригодились познания в археологии!
Куинджи поддержал и развил индивидуальность, оригинальный стиль ученика. В 1900 году Рерих продолжил обучение под руководством француза Кормона в Париже.
Вскоре картины Рериха получили известность. Уже в 1901 году его избрали членом комитета и секретарем Общества поощрения художеств. В то же время он усиленно изучал историю родной страны, проводил археологические раскопки, путешествовал.
Археология была для него «живой наукой»: извлеченные из земли древности, тексты на старинных грамотах словно «оживали» на его полотнах.
Причем художник неустанно работал над собственным стилем, огромное внимание уделял философии, как европейской, русской, так и восточной, в особенности индийской. Он считал, что искусство, красота спасет человечество.
Своими учителями Рерих считал Репина, Стасова и Куинджи. На ранних работах Рериха ещё видны параллели с наставниками, однако особая изящная рисовка и своя, ни на кого не похожая цветовая гамма уже отделяют его от старших мастеров.
В 1899 году художник встретился с Еленой Ивановной Шапошниковой — дочерью именитого петербургского архитектора, праправнучкой полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Спустя два года молодые люди, с первого взгляда полюбившие друг друга, поженились.
Брак Николая и Елены Рерихов стал необычайно плодотворным союзом для русской культуры. Жена не просто разделяла, но и отчасти направляла интересы мужа, принимая участие во всех его экспедициях по России и Азии. Елена Ивановна организовывала выставки и встречи Николая Рериха по всему миру, вела его записи, писала собственные книги о духовном преображении. Художник утверждал, что созданные им произведения должны быть подписаны двумя именами — мужским и женским.
Писал стихи и сказки
В 1898 году Николай Рерих создал сказку «Певец», где странствующий певец сватается к высокородной невесте, предлагая ей вместо титула и богатства веру в себя, в свое творчество. Это произведение было написано незадолго до того, как художник встретил свою будущую жену Елену. 1914 году в издательстве Сытина вышел в свет первый литературный сборник Рериха, одна из трех его частей так и называется — «Сказки».Стихи Рериха появлялись так же — как предчувствия, предсказания, несущие в себе нечто пророческое.
Книгу «Цветы Мории» открывает трёхстишие «Заклятие», появившееся в 1911 году. Характерно, что именно этот год Николай Константинович в своих трудах отмечал как знаменательную веху, имевшую значение и для него, и для событий планетарного масштаба.
В этом стихотворении, загадочном и наполненном сложной символикой, слышатся отзвуки древних заклинаний, звучит вызов на бой. Особенно интересна последняя часть. На битву с лихими силами выступают Четверо, несущие Камень:
Камень знай. Камень храни.
Огнь сокрой. Огнём зажгися.
Красным смелым.
Синим спокойным.
Зелёным мудрым.
Знай один. Камень храни.
Фу, Ло, Хо, Камень несите.
Воздайте сильным.
Отдайте верным.
Иенно Гуйо Дья —
прямо иди!
Его стихи даже переводились на английский язык. Максим Горький называл их «письменами», а Леонид Андреев — «северным сиянием».
Рерих много лет сотрудничал с театрами, создавал эскизы костюмов и декораций, оформлял и оперы, и балеты, и современные ему постановки. Позже, оказавшись в эмиграции, он готовил сценографию для «Русских сезонов» Дягилева.
Рерих ценил символистские драмы Метерлинка, который был близок ему мировоззренчески. Религиозные взгляды Метерлинка, как и самого Рериха, можно охарактеризовать как гибрид между христианской духовностью и мистицизмом с акцентом на личное познание и внутреннюю трансформацию.
Пьеса «Сестра Беатриса» не так знаменита, как другие произведения бельгийского драматурга, однако Рериху она была дорога. История о молодой монахине, сбежавшей из монастыря и вернувшейся туда лишь в конце жизни, переплетается с общеевропейскими апокрифами о Богоматери, которая защищала и поддерживала Беатрису на протяжении её нелёгкого пути. Нежные пастельные тона, детально выписанные элементы декора отличают многие декорации, выполненные Рерихом.
Рерих и работал в области архитектуры, особенно религиозной, и успешно пробовал силы в монументальной живописи.
Художник сотрудничал с молодым архитектором Владимиром Покровским, делал эскизы мозаик и росписей для храма Покрова Богородицы в Пархомовке Киевской губернии, работал над иконами к алтарной преграде фамильной церкви Каменских в Успенском женском монастыре Перми, вел художественные работы для Троицкого собора в Почаевской лавре, храма Святого Духа в Талашкине, часовни Святой Анастасии Римлянки в Пскове…
К сожалению, не все заказчики смогли по достоинству оценить его труды. Один из двух братьев Голубевых, заказчиков храма в Пархомовке, решил, что в живописи художника «церковного ничего нет», что не позволило Рериху закончить эту работу.
Путешествовал по древнему водному торговому пути
Такое поручение он получил от Археологического общества в 1899 году — надлежало исследовать современное состояние объектов археологии. А в 1903–1904 годах он, будучи секретарем Императорского Общества поощрения художеств (ИОПХ), отправился в командировку по городам Центральной и Западной России, чтобы изучать и зарисовывать памятники русской старины. Так появилась его архитектурная серия.
Николай Рерих
В этих поездках он также рисовал открытки русских городов
Такой заказ Рерих получил от Общины Святой Евгении — благотворительной организации, созданной Санкт-Петербургским комитетом попечения о сестрах милосердия Красного Креста. Община зарабатывала, помимо прочего, и при помощи собственного издательства, «открытые письма» которого с эмблемой Красного Креста пользовались большой популярностью. Эскизы для них делали такие известные художники, как Виктор Васнецов, Илья Репин, Иван Билибин и др. Рериху же поручили не только этюды городов, но и их фотографии.
До революции он расписывал церкви, восстанавливал храмовые фрески, был знатоком иконописи. С 1906 года он стал главой Школы Общества поощрения художеств, где тоже установил классы иконописи.
На этой картине Рерих создал узнаваемый образ любимого многими православными святого Николая Чудотворца. Рерих, вероятнее всего, видел его своим небесным покровителем, неслучайно он носил такое же имя. Никола Угодник в народном сознании зачастую предстаёт скромным стариком-богомольцем с палочкой, помогающим простым людям. Существует несколько работ Рериха, посвящённых святому.
«Сокровище ангелов», 1905 год
Работа, принесшая Рериху международную славу. Она экспонировалась на выставках 1906–1914 годов в Вене, Париже, Лондоне, Мальмё и долгое время хранилась в Нью-Йорке. Написана в 1905 году под сильным впечатлением от путешествия по Русскому Северу, предпринятого двумя годами ранее.Полотно отсылает к Еллингскому камню — монолиту с изображениями, установленному королем Харальдом I Синезубым в знак принятия Данией христианства в X веке, на котором символически изображено распятие Христа вместе с рунами. Именно его охраняет архангел на переднем плане картины. Связь Руси и Скандинавии глубоко волновала молодого художника.
«Небесный бой», 1912 год
Пейзаж, большую часть которого занимает небо во время грозы. Причудливые и подчеркнуто графичные силуэты облаков, подсвеченных золотом, заставляют искать в них образы вечных воинов тьмы и света из мифов и легенд. Работа стала отражением мистицизма Рериха, во многом разделявшего философию русского космизма.Сначала художник проводил персональные выставки в столицах Скандинавских стран. В 1919 году Рерихи перебрались в Лондон. Спустя год отправились в США.
Выставки работ художника в течение трех лет прошли в 29 городах всех американских штатов. Это позволило Николаю Константиновичу заработать достаточно средств, для того чтобы отправиться в Индию и на Тибет.
Восток, и особенно Индия, давно манили художника. Уже в молодые годы Рерих изучал мифологию этой страны, ее фольклор, иллюстрации буддийской настенной живописи.
В 1923 году он отправился в Индию в составе Центрально-Азиатской экспедиции с супругой и сыном Юрием. Они изучали манускрипты, общались с местным населением, подробно описывали обычаи и традиции.
Юрий, владевший более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, изучал местные языки.
Результатом поездки стали более пятисот полотен удивительной красоты, а также книги: "Алтай – Гималаи" и "Сердце Азии".
В 1934—1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая. С 1936 года постоянно жил и работал в Индии.
В 1935 они купили землю в индийском Ногаре в долине Кулу и поселились в собственном доме. Там Николай Константинович скончался в 1947 году, так и не получив разрешения вернуться.
«Тело Великого Святого (Махариши) Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30-го Магхар 2004 года Викрам эры, отвечающей 15-му декабря 1947 года. Ом Рам», — гласит надпись на камне, установленном на месте кремации.
Николая Рериха объявляли духовным водителем человечества, Антихристом, советским шпионом, руководителем мирового масонства и даже перевоплощением одного из индийских божеств…
А он всегда оставался патриотом России и её гражданином, имея при себе лишь один российский паспорт. Мысль о возвращении на Родину не покидала его никогда.
В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».
Наследие и наследники
В 1957 году в Россию вернулся старший сын художника Юрий Рерих, которых привез около 500 работ «гималайского» периода творчества отца, ранее не выставлявшихся. В 1960 году в Эрмитаже состоялась первая выставка Николая Рериха в СССР, ставшая большим событием в культурной жизни страны.Младший сын художника Святослав, часто приезжавший в Россию с 1970-х, помимо полотен и рисунков передал советскому правительству письма, документы, личные вещи и артефакты из экспедиций родителей и брата.
В 1989 году появился музей под эгидой Международного центра Рерихов в здании бывшей усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке. В 2016 году в павильоне № 13 на ВДНХ открылся Музей Рерихов в статусе филиала Государственного музея Востока.
#Времялюдисудьбы