Автопортрет М.Ю. Лермонтова. 211 лет назад, 15 октября 1814 года, родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Он жил как поэт, ученый и воин, в 26 лет погиб на дуэли, а в истории остался как «первый после Пушкина» Он родился в семье отставного пехотного капитана Юрия Лермонтова и урожденной Марии Арсеньевой, состоятельной помещицы.
Род Лермонтовых, по легенде, восходит к Томасу Лермонту, Томасу Рифмачу – шотландскому барду XIII века. Более достоверно другое – предок Лермонтова, поручик польской армии, шотландец Джордж Лермонт, в 1613 году попал в плен к войскам князя Дмитрия Пожарского, освобождавшего от интервентов Бельскую крепость под Тверью. Пленник поступил на службу к царю Михаилу Федоровичу, перешел в православие и стал родоначальником дворянской фамилии – Юрием Андреевичем Лермонтовым.
Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, была властной дамой с сильным и прямым характером. Может быть, именно поэтому со своим мужем в браке счастлива была только в первые годы.
Елизавета Алексеевна Арсеньева Не задалась семейная жизнь и у родителей Мишеньки, Марии Михайловны и Юрия Петровича. Между ними слишком скоро произошло охлаждение, а учитывая нелюбовь тёщи, отношения сошли на нет. Мише не было и трёх лет, когда его молодая мама умерла от чахотки, а отец вынужден был покинуть поместье тёщи и вернуться в своё родовое село. Миша рос болезненным и впечатлительным ребёнком, и потерявшей мужа и единственную дочь бабушке на долгие годы стал единственной любовью и отрадой.
Михаил Лермонтов Пейзаж с озером (1825) Теперь и до конца жизни она будет обожать своего внука. К сожалению, переживёт и его. Но будет делать всё, чтобы Мишель получил прекрасное образование и воспитание. Будет трепетно следить за его здоровьем и вывозить на Кавказ, к родственникам, где климат должен был служить оздоровлению.
Морской вид с парусной лодкой (1828–1831) «Мишенька» считался ее любимцем. «Он один свет очей моих, всё моё блаженство в нём» – это слова Елизаветы Алексеевны. Она составила завещание, по которому внук стал ее единственным наследником при условии, что он до совершеннолетия останется у нее на попечении. Его встречи с отцом случались все реже. Детские переживания, безусловно, повлияли на раннее взросление Лермонтова и удивительно быстрое становление его поэтического таланта.
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби (1837–1838). Картина изображает панораму, которая открывается от начала подъема на Крестовую Он писал: «В ребячестве моём тоску любови знойной // Уж стал я понимать душою беспокойной». В 1828 году, когда Мише исполнилось 14, его образование продолжилось в Москве, в «Благородном Университетском пансионе», где обучались молодые люди из знатных родов.
Находилось заведение на Тверской улице, в нём было 6 классов. Пансион имел неразрывную связь с Московским университетом и дал России многих видных людей того времени. Здесь преподавали языки, русскую литературу. В то время опирались на традиции живого преподавания, ученики часто собирались на совместные чтения древних и современных писателей, представляли преподавателям свои первые литературные творения и рисунки. Во время обучения преподаватели обратили внимание на дикцию и таланты юного Лермонтова; кроме того, он хорошо рисовал и декламировал, прекрасно играл на скрипке и фортепиано.
Картина Лермонтова вид Пятигорска Михаил мог бы жить вместе с другими молодыми людьми, но бабушка не хотела так рано отрывать от себя любимого внука, и Михаил учился на полупансионе. Каждый вечер он возвращался домой, — бабушка для этого перебралась в Москву, наняв квартиру на Поварской улице.В это время у юного Лермонтов появился воспитатель, Капэ, — офицер Он больше времени проводил в раздумьях, нежели в играх, и удивительно быстро развивался – читал, с легкостью постигал науки. Он как будто от рождения обладал литературным вкусом и знал законы поэзии и писал стихи, совсем не ученические. Поэзия и судьба Лермонтова – из области необъяснимого. К нему в большей степени, чем к любому поэту, подходит слово «чудо». Даже научные исследования о Лермонтове часто напоминали захватывающий приключенческий роман, объяснение в любви или исповедь. Вивисекции он не поддаётся, риторике сопротивляется. В 16 лет Лермонтов написал:
По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел, И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов, О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. И почти никто не узнал этих удивительных стихов, потому что юный автор – взыскательный ко всему, что писал – не торопился публиковаться и вращаться в литературном обществе. Только в 1840 году, за год до гибели, он обнародовал это юношеское стихотворение. Часто оставался непонятым среди сверстников и родственников – это развивало в Лермонтове мнительность. Талантом дружить он не обладал...
Рисуок Лермонтова «Герцог Лерма» .В это время у юного Лермонтов появился воспитатель, Капэ, — офицер аполеоновской армии. Когда-то он попал в плен, да так и остался жить в России, Миша его очень любил. И именно от него он услышал первые истории о войне 1812 года, о Наполеоне, о настоящей воинской доблести, чести и славе. Любовь к Наполеону и интерес к Франции поэт сохранит всю жизнь. Через два года наступал «тот самый» возраст Лермонтова, которого до трепета боялась Елизавета Алексеевна. Отец согласился когда-то оставить у неё сына до 16 лет, и она чрезвычайно боялась, что теперь он того и гляди нагрянет и увезёт Мишеля.
Отец часто бывал в Москве, они виделись, и сердце юного Миши разрывалось от любви к нему и уважения к бабушке. Юрий Петрович настаивал на том, чтобы сын переехал жить к нему, но бабушка, показывая суммы счетов, которые идут на обучение, подчёркивала, что он не сможет обеспечить сыну достойную жизнь. Неизвестно, что произошло между ними, однако отношения были навсегда испорчены, отец уехал, и больше они не встречались. Эта семейная драма нашла отражение уже в первых произведениях поэта. В это время Лермонтов пробует переводить и писать; речь идет о подражаниях и переработках произведений других авторов, однако уже чётко прослеживается русская душа его поэтического дара. Одним из первых он переписал в свою тетрадь стихи Пушкина и Жуковского.
М. Ю Лермонтов «Эльбрус» (масло)
В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В то время отделений было четыре, и Лермонтов впоследствии перевёлся на словесное. Осенью того же года в Москве началась холера, Университет прекратил занятия, ходили недобрые слухи о бунтах «черни» по всей России. Да ещё пришло известие о гибели брата Елизаветы Алексеевны: Николая Алексеевича Столыпина растерзала толпа… Обучение продолжилось лишь в январе 1831 года. Об университетских годах Лермонтова известно немного: он держался отстранённо, ни в какие кружки не вступал, был подчёркнуто вежлив со всеми и всегда один. В 1832 году поэт получил справку о том, что прошел курс в Московском университете и поступил в Санкт-Петербургский университет, поселившись с бабушкой в доме на берегу Мойки, у Синего моста. Затем он перевелся в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, после которой стал офицером. Через два года Михаил станет штатным военным. А ещё будут шалости с немногочисленными друзьями, и жизнь в нелюбимом Петербурге, и нелюбимое светское общество, и первая ссылка на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» (1837 г.). Пушкина Михаил Юрьевич боготворил, и незадолго до печальной трагедии они познакомились. Пушкин высоко оценил талант Лермонтова. Известность к Лермонтову пришла внезапно и трагически. В 1837 году, после гибели Александра Пушкина на дуэли, он написал гневное стихотворение «Смерть поэта». Смерть поэта Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример. Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… Он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?.. издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. И он убит — и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. И прежний сняв венок — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! 1837 г. В нем он прямо обвинял в трагедии высшее общество. Стихотворение разошлось по всему Петербургу, Лермонтова арестовали и сослали на Кавказ, на войну.
Кавказ, как ни странно, пошёл поэту на пользу: здесь стал выкристаллизовываться его характер, его поэтическое дарование, поэт много переделывает старые стихотворения и работает над новыми.
Постоянная опасность обостряет все мысли и чувства, заставляет ярче чувствовать и острее проживать жизнь. Здесь поэт задумывает и пишет «Героя нашего времени», переносит действие «Демона» на Кавказ, а многие встреченные герои становятся прототипами его литературных героев.
Ю.М Лермонтов крестовая гора Осенью 1837 года Лермонтову разрешили вернуться в Петербург, он был прощён. Но в нём произошли огромные перемены, и он не желает вести прежнюю жизнь с кутежами; он знакомится с поэтическими кружками, становится известным, но… не находит себе места в обществе. В 1838 году он почти ничего не пишет, кроме обличающего общество стихотворения «Дума». Лермонтов становился популярным, даже модным. Но светская жизнь была ему не по вкусу.
Позже, в 1840 году, на балу у графини де Ламбаль, Лермонтова вызовет на дуэль молодой сын французского посланника при дворе, де Барант. Во время дуэли поэт будет легко ранен, а её последствия приведут ко второй высылке на Кавказ, в Пятигорск. Лермонтов так радовался, что едет в Пятигорск! Знал бы он, чем эта поездка обернётся… Говорить о «последних годах жизни» в случае с Михаилом Лермонтовым немного странно. Ведь это был молодой, — если не сказать «юный» человек, получивший прекрасное воспитание и образование, уже известный, офицер. Он много писал, и здесь, на Кавказе, постоянно работал над своими произведениями.
Лермонтов - Портрет Андрея Николаевича Муравьева Немного портил впечатление о Михаиле Юрьевиче его характер. Он держался довольно замкнуто в обществе, и лишь близкие друзья знали, какая у него тонкая, поистине поэтическая натура.
Именно вторая ссылка оказалась роковой для поэта. Он уехал на Кавказ, откуда уже не вернулся. Дуэль с Мартыновым произошла из-за мелкой ссоры, из-за постоянных насмешек и карикатур, которые Михаил Юрьевич рисовал в присутствии дам. Мартынов нервничал и несколько раз просил прекратить, но шутить Лермонтов не перестал. Дуэль назначена, и в положенный день и час она состоялась у подножия Машука. Дуэль, в трагический исход которой никто не верил, обернулась трагедией не только для друзей и близких, любивших поэта, но и для всей России. В высшем обществе гибель поэта встретили презрительно. «Собаке собачья смерть» – такое высказыванье императора Николая I сохранилось в записных книжках Петра Вяземского. Но это была первая реакция царя – видимо, связанная с обстоятельствами дуэли, не первой в жизни Лермонтова... Когда сестра, Мария Павловна, поклонница словесности, пристыдила его, Николай Павлович вышел к обществу собравшихся после воскресной литургии вельмож со словами: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит». После гибели многие взглянули на его стихи куда серьезнее, чем прежде. Читатели заметили удивительное сходство между автором и его героем – Печориным (хотя для последнего дуэль закончилась не гибелью). Аналогия добавляла к образу поэта романтические черты героя, обреченного на гибель. Это притягивало. При жизни поэта был издан лишь один небольшой сборник стихотворений и поэм, да ещё «Герой нашего времени». Надёжных друзей в литературном мире у него не было. Всё изменилось после гибели поэта: выход в 1847 году сочинений Лермонтова, выдержавших несколько переизданий, превратил «талантливого офицера» в классика. Иван Панаев писал: «Его мировоззрение уже гораздо шире и глубже Пушкина — в этом почти все согласны». https://vk.com/video-60958526_456254259
ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ
ПОЭЗИЯ.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ.
211 лет назад, 15 октября 1814 года, родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Он жил как поэт, ученый и воин, в 26 лет погиб на дуэли, а в истории остался как «первый после Пушкина»
Он родился в семье отставного пехотного капитана Юрия Лермонтова и урожденной Марии Арсеньевой, состоятельной помещицы.
Пленник поступил на службу к царю Михаилу Федоровичу, перешел в православие и стал родоначальником дворянской фамилии – Юрием Андреевичем Лермонтовым.
Не задалась семейная жизнь и у родителей Мишеньки, Марии Михайловны и Юрия Петровича. Между ними слишком скоро произошло охлаждение, а учитывая нелюбовь тёщи, отношения сошли на нет. Мише не было и трёх лет, когда его молодая мама умерла от чахотки, а отец вынужден был покинуть поместье тёщи и вернуться в своё родовое село.
Миша рос болезненным и впечатлительным ребёнком, и потерявшей мужа и единственную дочь бабушке на долгие годы стал единственной любовью и отрадой.
Теперь и до конца жизни она будет обожать своего внука. К сожалению, переживёт и его. Но будет делать всё, чтобы Мишель получил прекрасное образование и воспитание. Будет трепетно следить за его здоровьем и вывозить на Кавказ, к родственникам, где климат должен был служить оздоровлению.
«Мишенька» считался ее любимцем. «Он один свет очей моих, всё моё блаженство в нём» – это слова Елизаветы Алексеевны.
Она составила завещание, по которому внук стал ее единственным наследником при условии, что он до совершеннолетия останется у нее на попечении. Его встречи с отцом случались все реже.
Детские переживания, безусловно, повлияли на раннее взросление Лермонтова и удивительно быстрое становление его поэтического таланта.
Он писал: «В ребячестве моём тоску любови знойной // Уж стал я понимать душою беспокойной».
В 1828 году, когда Мише исполнилось 14, его образование продолжилось в Москве, в «Благородном Университетском пансионе», где обучались молодые люди из знатных родов.
Во время обучения преподаватели обратили внимание на дикцию и таланты юного Лермонтова; кроме того, он хорошо рисовал и декламировал, прекрасно играл на скрипке и фортепиано.
Михаил мог бы жить вместе с другими молодыми людьми, но бабушка не хотела так рано отрывать от себя любимого внука, и Михаил учился на полупансионе. Каждый вечер он возвращался домой, — бабушка для этого перебралась в Москву, наняв квартиру на Поварской улице.В это время у юного Лермонтов появился воспитатель, Капэ, — офицер
Он больше времени проводил в раздумьях, нежели в играх, и удивительно быстро развивался – читал, с легкостью постигал науки. Он как будто от рождения обладал литературным вкусом и знал законы поэзии и писал стихи, совсем не ученические.
Поэзия и судьба Лермонтова – из области необъяснимого. К нему в большей степени, чем к любому поэту, подходит слово «чудо».
Даже научные исследования о Лермонтове часто напоминали захватывающий приключенческий роман, объяснение в любви или исповедь. Вивисекции он не поддаётся, риторике сопротивляется. В 16 лет Лермонтов написал:
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
И почти никто не узнал этих удивительных стихов, потому что юный автор – взыскательный ко всему, что писал – не торопился публиковаться и вращаться в литературном обществе. Только в 1840 году, за год до гибели, он обнародовал это юношеское стихотворение.
Часто оставался непонятым среди сверстников и родственников – это развивало в Лермонтове мнительность. Талантом дружить он не обладал...
.В это время у юного Лермонтов появился воспитатель, Капэ, — офицер
аполеоновской армии. Когда-то он попал в плен, да так и остался жить в России, Миша его очень любил. И именно от него он услышал первые истории о войне 1812 года, о Наполеоне, о настоящей воинской доблести, чести и славе. Любовь к Наполеону и интерес к Франции поэт сохранит всю жизнь.
Через два года наступал «тот самый» возраст Лермонтова, которого до трепета боялась Елизавета Алексеевна. Отец согласился когда-то оставить у неё сына до 16 лет, и она чрезвычайно боялась, что теперь он того и гляди нагрянет и увезёт Мишеля.
В это время Лермонтов пробует переводить и писать; речь идет о подражаниях и переработках произведений других авторов, однако уже чётко прослеживается русская душа его поэтического дара. Одним из первых он переписал в свою тетрадь стихи Пушкина и Жуковского.
В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В то время отделений было четыре, и Лермонтов впоследствии перевёлся на словесное.
Осенью того же года в Москве началась холера, Университет прекратил занятия, ходили недобрые слухи о бунтах «черни» по всей России.
Да ещё пришло известие о гибели брата Елизаветы Алексеевны: Николая Алексеевича Столыпина растерзала толпа…
Обучение продолжилось лишь в январе 1831 года. Об университетских годах Лермонтова известно немного: он держался отстранённо, ни в какие кружки не вступал, был подчёркнуто вежлив со всеми и всегда один.
В 1832 году поэт получил справку о том, что прошел курс в Московском университете и поступил в Санкт-Петербургский университет, поселившись с бабушкой в доме на берегу Мойки, у Синего моста.
Затем он перевелся в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, после которой стал офицером.
Через два года Михаил станет штатным военным. А ещё будут шалости с немногочисленными друзьями, и жизнь в нелюбимом Петербурге, и нелюбимое светское общество, и первая ссылка на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» (1837 г.). Пушкина Михаил Юрьевич боготворил, и незадолго до печальной трагедии они познакомились. Пушкин высоко оценил талант Лермонтова.
Известность к Лермонтову пришла внезапно и трагически. В 1837 году, после гибели Александра Пушкина на дуэли, он написал гневное стихотворение «Смерть поэта».
Смерть поэта
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
1837 г.
В нем он прямо обвинял в трагедии высшее общество. Стихотворение разошлось по всему Петербургу, Лермонтова арестовали и сослали на Кавказ, на войну.
Осенью 1837 года Лермонтову разрешили вернуться в Петербург, он был прощён. Но в нём произошли огромные перемены, и он не желает вести прежнюю жизнь с кутежами; он знакомится с поэтическими кружками, становится известным, но… не находит себе места в обществе. В 1838 году он почти ничего не пишет, кроме обличающего общество стихотворения «Дума». Лермонтов становился популярным, даже модным. Но светская жизнь была ему не по вкусу.
Говорить о «последних годах жизни» в случае с Михаилом Лермонтовым немного странно. Ведь это был молодой, — если не сказать «юный» человек, получивший прекрасное воспитание и образование, уже известный, офицер. Он много писал, и здесь, на Кавказе, постоянно работал над своими произведениями.
Немного портил впечатление о Михаиле Юрьевиче его характер. Он держался довольно замкнуто в обществе, и лишь близкие друзья знали, какая у него тонкая, поистине поэтическая натура.
Дуэль назначена, и в положенный день и час она состоялась у подножия Машука. Дуэль, в трагический исход которой никто не верил, обернулась трагедией не только для друзей и близких, любивших поэта, но и для всей России.
В высшем обществе гибель поэта встретили презрительно. «Собаке собачья смерть» – такое высказыванье императора Николая I сохранилось в записных книжках Петра Вяземского. Но это была первая реакция царя – видимо, связанная с обстоятельствами дуэли, не первой в жизни Лермонтова... Когда сестра, Мария Павловна, поклонница словесности, пристыдила его, Николай Павлович вышел к обществу собравшихся после воскресной литургии вельмож со словами: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
После гибели многие взглянули на его стихи куда серьезнее, чем прежде. Читатели заметили удивительное сходство между автором и его героем – Печориным (хотя для последнего дуэль закончилась не гибелью). Аналогия добавляла к образу поэта романтические черты героя, обреченного на гибель. Это притягивало. При жизни поэта был издан лишь один небольшой сборник стихотворений и поэм, да ещё «Герой нашего времени». Надёжных друзей в литературном мире у него не было. Всё изменилось после гибели поэта: выход в 1847 году сочинений Лермонтова, выдержавших несколько переизданий, превратил «талантливого офицера» в классика. Иван Панаев писал: «Его мировоззрение уже гораздо шире и глубже Пушкина — в этом почти все согласны».
https://vk.com/video-60958526_456254259