Охота Дианы Дзампьери Доменикино (1581-1641), болонский художник эпохи барокко, известный своими масштабными фресками, историческими картинами и алтарями, стал ведущим классическим художником Италии в первой половине XVII века.
Фридрих Вильгельм Боллингер (1777-1825). Портрет Доменикино. Гебредерс Шуман, печать Zwickau, Берлин, 1818-1832 гг. Принт. 17,5 х 12,2 см.
Учился в Академии Карраччи в своем родном городе Болонье, в 1602 году приехал в Рим, чтобы работать под руководством Аннибале Карраччи во дворце Фарнезе. В Риме на него также оказали влияние работы Рафаэля, как можно видеть на его знаменитых фресках из жизни святой Цецилии в Сан-Луиджи-деи-Франчези. Он вернулся в Болонью и в 1616-1618 гг. создал серию фресок для виллы Альдобрандини во Фраскати, а в 1620-х годах снова активно работал в Риме, прежде чем переехал в Неаполь. Произведения Доменикино долгое время сравнивали с шедеврами Леонардо да Винчи и Рафаэля. При жизни художника считали «вторым римским живописцем» после братьев Карраччи. О лёгкости его кисти сочиняли стихи, монархи ссорились из-за приобретения его картин. Его композиции и изысканная техника исполнения напоминают панорамные пейзажи фламандских художников, таких как Поль Бриль, который поселился в Риме поколением ранее, и предвосхищают классические пейзажи Клода Лоррена и Никола Пуссена.
Будущий живописец родился 21 октября 1581 года в Болонье в небогатой семье башмачника Джованни Пьетро Дзампьери (Giovan Pietro Zampieri) и его жены Валерии. Доминико был небольшого роста, из-за чего его называли Доменикино (Маленький Доменико); однако более вероятно, что это прозвище относилось к его наивности и болезненной застенчивости характера. Он обучался грамматике и риторике, но уже в раннем возрасте проявил художественные способности. Отец позволил ему учиться в мастерской, проживавшего в Болонье фламандского живописца Дениза Калверта, вместе со старшим братом, который вскоре бросил живопись, чтобы вернуться в сапожную мастерскую отца. Соучениками Доменико в мастерской Калверта были Гвидо Рени и Франческо Альбани, с которыми он дружил потом долгие годы. Когда Калварт поймал Доминника за копированием гравюр Агостино Карраччи, он выгнал его из мастерской.
Аннибале Карраччи (1560-1609), Доменикино (1581-1641). Пейзаж с бегством в Египет. 1603 г. Холст, масло. 122 x 230 см. Галерея Дориа Памфили, Рим. В 1595 году Доменикино вместе с Альбани и Гвидо Рени был принят в болонскую «Академию вступивших на правильный путь», основанную братьями Карраччи. Лодовико Карраччи привлек Доменикино и его друзей для оформления оратория Сан-Коломбано близ Болоньи.
Доменикино (1581-1641). Положение во гроб. Ок.1600 г. Оратория Сан-Коломбвно, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Авраам ведет Исаака на жертвоприношение. 1602 г. Медь, масло. 32,5 х 44,3 см. Художественный музей Кимбелла, Форт Уэрт, штат Техас.
Лесной пейзаж со сценой охоты. 1601-1603 гг. Холст, масло. 35 х 55,8 см. Национальная Пинакотека, Болонья.
Пейзаж с рекой и лодками. 1601-1603 гг. Холст, масло. 35 х 55 см. Национальная Пинакотека, Болонья.
Христос у колонны. 1603 г. (датирован MDCIII). Холст, масло. 201 х 105,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2022 г. Лот продан за GBP 250.000 фунтов.
Святая Магдалина. 1600-1650 гг. Холст, масло. 76 х 66 см. Лувр, Париж.
Святое семейство со Святым Иоанном. 1600-1641 гг. Медь, масло. 50 х 38 см. Коллекция Бруно Скардеони, Лугано, Швейцария.
Пьета. 1603 г. Медь, масло. 53 х 37,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Пейзаж с крещением Христа. 1603 г. Холст, масло. 122 x 170 см. Кунстхаус, Цюрих.
Пейзаж с крещением Христа. Фрагмент. 1603 г. Холст, масло. 122 x 170 см. Кунстхаус, Цюрих.
Портрет художника Гвидо Рени (1575-1642). 1603-1604 гг. Холст, масло. 65 x 52 см. Частное собрание. WGA06402
Портрет монсеньора Джованни Баттиста Агуччи. 1603-1604 гг. Холст, масло. 60 x 46 см. Йоркская художественная галерея, Йорк, Англия.
Портрет молодого человека. 1603 г. Холст, масло. 69 x 56 см. Гессенский государственный музей, Дармштадт, Германия. В 1601 году Доменико переехал в Рим, где стал одним из самых талантливых учеников известного в то время художника Рима – Аннибале Карраччи. Доменикино считал себя учеником Аннибале до самой смерти мастера в 1609 году. Под его руководством он участвовал в росписях Палаццо Фарнезе. Вместе с Гвидо Рени трудился в церкви Святого Григория. Аннибале Карраччи, посмотрев там фреску «Бичевание Святого Андрея», сказал, что теперь может сам учиться у «Маленького Доменико». В это время Доменикино приобретает влиятельных друзей и покровителей. Благодаря поддержке Джованни Агуччи, который служил секретарем Пьетро Альдобрандини – «кардинала-племянника» папы Климента VIII и был братом кардинала Джироламо Агуччи, Доменикино написал фреску «Освобождение святого Петра» в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Портрет кардинала Джилорамо Агуччи в «стиле рафаэлевской традиции» находится в Галерее Уффици.
Портрет кардинала Джироламо Агуччи (1555-1605). 1604-1605 гг. Холст, масло. 141 x 111 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Фрагмент В Риме Доменико работал бок о бок с Джованни Ланфранко, который позже станет его главным конкурентом.
Пейзаж с бегством в Египет. Фрагмент. 1605 г. Медь, масло. Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин, штат Огайо.
Отдых на пути в Египет. 1605 г. Холст, масло. 36 х 48 см. Музей Манде, Риом, Франция.
Пейзаж с отшельником. 1605-1606 гг. Дерево, масло. 30 х 37 см. Лувр, Париж.
Богоматерь с Младенцем Иисусом и Святым Иоанном, также известная как «Молчание» или «Молчание Карраччи». 1605 г. Холст, масло. 38 х 47 см. Лувр, Париж.
Пробатический бассейн. 1605-1606 гг. Медь, масло. 39 х 51 см. Капитолийские музеи, Рим. Пробатический бассейн, также известный как бассейн Вифезды, является целебным бассейном в Иерусалиме (упоминается в Евангелии от Иоанна 5:2), в который погружаются те, кто страдает от всех видов болезней. Христос (стоит слева) встретил там человека, слишком слабого, чтобы погрузить в воду, и исцелил его на месте.
Побитие камнями Святого Стефана. 1605-1607 гг. Медь, масло. 55 х 40 см. Музей Конде, замок Шантийи, Франция.
Пейзаж с Моисеем и горящим кустом. 1610-1616 гг. Медь, масло. 45,1 x 34 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В 1614 году Доменикино завершил огромное полотно «Последнее причастие Святого Иеронима» для церкви Святого Иеронима Милосердия, которое сегодня находится в Музеях Ватикана.
Последнее причастие святого Иеронима. 1614 г. Холст, масло. 419 x 256 см. Пинакотека Ватикана.
Выполненная для главного алтаря, картина показывает очевидные ссылки на холст, выполненный Агостино Карраччи для церкви Сан-Джироламо-Алла-Чертоза в Болонье, возвращая его изысканный колоризм и внимание к психологическим эффектам персонажей. По сравнению с картиной Агостино Доменикино меняет композицию и уменьшает количество персонажей. Соперник художника Ланфранко будет использовать эти сравнения, чтобы дискредитировать Доменикино позже, в 1621 году, по случаю оспаривания фресок в Церкви Сант-Андреа-Делла-Валле, утверждая, что его коллега воспользовался плагиат
Сивилла. 1616-1617 гг. Холст, масло. 123 x 89 см. Галерея Боргезе, Рим.
Святая Цецилия играет на виолончели. 1617-1618 гг. Холст, масло. 160 x 120 см. Лувр, Париж.
Взятие Марии Магдалины на небо. 1617-1621 гг. Холст, масло. 129 х 110 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Картину Доменикино «Взятие Марии Магдалины на небо» приобрел для коллекции Екатерины II в Эрмитаже в 1772 году российский посол во Франции Дмитрий Голицын из собрания барона Л.А. Кроза де Тьера в Париже. Вторая картина – «Евангелист Иоанн» (Кон.1620-х гг.) была куплена Николаем I у Д.А. Нарышкина.
Святой Иоанн Евангелист. 1624 г. Холст, масло. 259 x 199,4 см. Национальная галерея, Лондон. При поддержке Джованни Баттиста Агуччи в 1616 году Доменикино получил заказ на выполнение серии фресковых пейзажей на вилле Альдобрандини (Villa Aldobrandini) во Фраскати. К концу 1616 года Доменикино уже спроектировал кессонный потолок с изображением «Успения Пресвятой Богородицы» в Санта-Мария-ин-Трастевере и начал цикл из десяти фресок, изображающих «Жизнь Аполлона» в Садовом павильоне виллы Альдобрандини (1616-1618), в том числе несколько повторных копий историй Аполлона, некоторые из которых сегодня хранятся в Национальной галерее в Лондоне. В работе над фресками ему помогал Джованни Баттиста Виола, болонский художник, который, как и сам Доменикино, был пионером в развитии классической пейзажной живописи.
Святой Иоанн Евангелист. 1624 г. Холст, масло. 259 x 199,4 см. Национальная галерея, Лондон. Изгнание Адама и Евы из Рая. 1626 г. Холст, масло. 121,9 x 172,1 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Слава Доменикино как живописца в Риме привела к тому, что в 1629 году он был избран принцепсом (президентом) Академии Святого Луки. В июне, он переехал в Неаполь. Он также писал фрески в соборе Святого Януария. 3 апреля 1641 года он составил завещание и умер через три дня. #Живопись
ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ
ЖИВОПИСЬ.
ДОМЕНИКИНО
Дзампьери Доменикино (1581-1641), болонский художник эпохи барокко, известный своими масштабными фресками, историческими картинами и алтарями, стал ведущим классическим художником Италии в первой половине XVII века.
Гебредерс Шуман, печать Zwickau, Берлин, 1818-1832 гг. Принт. 17,5 х 12,2 см.
Учился в Академии Карраччи в своем родном городе Болонье, в 1602 году приехал в Рим, чтобы работать под руководством Аннибале Карраччи во дворце Фарнезе.
В Риме на него также оказали влияние работы Рафаэля, как можно видеть на его знаменитых фресках из жизни святой Цецилии в Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Он вернулся в Болонью и в 1616-1618 гг. создал серию фресок для виллы Альдобрандини во Фраскати, а в 1620-х годах снова активно работал в Риме, прежде чем переехал в Неаполь.
Произведения Доменикино долгое время сравнивали с шедеврами Леонардо да Винчи и Рафаэля. При жизни художника считали «вторым римским живописцем» после братьев Карраччи.
О лёгкости его кисти сочиняли стихи, монархи ссорились из-за приобретения его картин. Его композиции и изысканная техника исполнения напоминают панорамные пейзажи фламандских художников, таких как Поль Бриль, который поселился в Риме поколением ранее, и предвосхищают классические пейзажи Клода Лоррена и Никола Пуссена.
Будущий живописец родился 21 октября 1581 года в Болонье в небогатой семье башмачника Джованни Пьетро Дзампьери (Giovan Pietro Zampieri) и его жены Валерии.
Доминико был небольшого роста, из-за чего его называли Доменикино (Маленький Доменико); однако более вероятно, что это прозвище относилось к его наивности и болезненной застенчивости характера.
Он обучался грамматике и риторике, но уже в раннем возрасте проявил художественные способности. Отец позволил ему учиться в мастерской, проживавшего в Болонье фламандского живописца Дениза Калверта, вместе со старшим братом, который вскоре бросил живопись, чтобы вернуться в сапожную мастерскую отца.
Соучениками Доменико в мастерской Калверта были Гвидо Рени и Франческо Альбани, с которыми он дружил потом долгие годы.
Когда Калварт поймал Доминника за копированием гравюр Агостино Карраччи, он выгнал его из мастерской.
Холст, масло. 122 x 230 см. Галерея Дориа Памфили, Рим.
В 1595 году Доменикино вместе с Альбани и Гвидо Рени был принят в болонскую «Академию вступивших на правильный путь», основанную братьями Карраччи.
Лодовико Карраччи привлек Доменикино и его друзей для оформления оратория Сан-Коломбано близ Болоньи.
Художественный музей Кимбелла, Форт Уэрт, штат Техас.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Холст, масло. 201 х 105,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2022 г.
Лот продан за GBP 250.000 фунтов.
Лувр, Париж.
Медь, масло. 50 х 38 см. Коллекция Бруно Скардеони, Лугано, Швейцария.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Кунстхаус, Цюрих.
Холст, масло. 65 x 52 см. Частное собрание. WGA06402
Холст, масло. 60 x 46 см. Йоркская художественная галерея, Йорк, Англия.
Гессенский государственный музей, Дармштадт, Германия.
В 1601 году Доменико переехал в Рим, где стал одним из самых талантливых учеников известного в то время художника Рима – Аннибале Карраччи.
Доменикино считал себя учеником Аннибале до самой смерти мастера в 1609 году. Под его руководством он участвовал в росписях Палаццо Фарнезе. Вместе с Гвидо Рени трудился в церкви Святого Григория. Аннибале Карраччи, посмотрев там фреску «Бичевание Святого Андрея», сказал, что теперь может сам учиться у «Маленького Доменико».
В это время Доменикино приобретает влиятельных друзей и покровителей. Благодаря поддержке Джованни Агуччи, который служил секретарем Пьетро Альдобрандини – «кардинала-племянника» папы Климента VIII и был братом кардинала Джироламо Агуччи, Доменикино написал фреску «Освобождение святого Петра» в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Портрет кардинала Джилорамо Агуччи в «стиле рафаэлевской традиции» находится в Галерее Уффици.
1604-1605 гг. Холст, масло. 141 x 111 см. Галерея Уффици, Флоренция.
В Риме Доменико работал бок о бок с Джованни Ланфранко, который позже станет его главным конкурентом.
Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин, штат Огайо.
Музей Манде, Риом, Франция.
Капитолийские музеи, Рим.
Пробатический бассейн, также известный как бассейн Вифезды, является целебным бассейном в Иерусалиме (упоминается в Евангелии от Иоанна 5:2), в который погружаются те, кто страдает от всех видов болезней. Христос (стоит слева) встретил там человека, слишком слабого, чтобы погрузить в воду, и исцелил его на месте.
Медь, масло. 55 х 40 см. Музей Конде, замок Шантийи, Франция.
Медь, масло. 45,1 x 34 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
В 1614 году Доменикино завершил огромное полотно «Последнее причастие Святого Иеронима» для церкви Святого Иеронима Милосердия, которое сегодня находится в Музеях Ватикана.
Холст, масло. 419 x 256 см. Пинакотека Ватикана.
Выполненная для главного алтаря, картина показывает очевидные ссылки на холст, выполненный Агостино Карраччи для церкви Сан-Джироламо-Алла-Чертоза в Болонье, возвращая его изысканный колоризм и внимание к психологическим эффектам персонажей. По сравнению с картиной Агостино Доменикино меняет композицию и уменьшает количество персонажей. Соперник художника Ланфранко будет использовать эти сравнения, чтобы дискредитировать Доменикино позже, в 1621 году, по случаю оспаривания фресок в Церкви Сант-Андреа-Делла-Валле, утверждая, что его коллега воспользовался плагиат
Галерея Боргезе, Рим.
Холст, масло. 160 x 120 см. Лувр, Париж.
Холст, масло. 129 х 110 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картину Доменикино «Взятие Марии Магдалины на небо» приобрел для коллекции Екатерины II в Эрмитаже в 1772 году российский посол во Франции Дмитрий Голицын из собрания барона Л.А. Кроза де Тьера в Париже.
Вторая картина – «Евангелист Иоанн» (Кон.1620-х гг.) была куплена Николаем I у Д.А. Нарышкина.
Национальная галерея, Лондон.
При поддержке Джованни Баттиста Агуччи в 1616 году Доменикино получил заказ на выполнение серии фресковых пейзажей на вилле Альдобрандини (Villa Aldobrandini) во Фраскати. К концу 1616 года Доменикино уже спроектировал кессонный потолок с изображением «Успения Пресвятой Богородицы» в Санта-Мария-ин-Трастевере и начал цикл из десяти фресок, изображающих «Жизнь Аполлона» в Садовом павильоне виллы Альдобрандини (1616-1618), в том числе несколько повторных копий историй Аполлона, некоторые из которых сегодня хранятся в Национальной галерее в Лондоне.
В работе над фресками ему помогал Джованни Баттиста Виола, болонский художник, который, как и сам Доменикино, был пионером в развитии классической пейзажной живописи.
Национальная галерея, Лондон.
Изгнание Адама и Евы из Рая. 1626 г. Холст, масло. 121,9 x 172,1 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Слава Доменикино как живописца в Риме привела к тому, что в 1629 году он был избран принцепсом (президентом) Академии Святого Луки. В июне, он переехал в Неаполь. Он также писал фрески в соборе Святого Януария.
3 апреля 1641 года он составил завещание и умер через три дня.
#Живопись