МАСТЕРА КИНО.

НИКОЛАЙ ГРИНЬКО.
Не тревожься, маленькая”: последние слова Гринько, после которых стало тихо

МАСТЕРА КИНО. - 5374562695300
Он всегда казался выше остальных — не только ростом. В Гринько было что-то из старой школы интеллигентов, которых не подменишь актёрской техникой: мягкость в движении, сдержанная улыбка, голос без нажима. А ведь это человек, который прошёл войну, сидел в окопах и поднимал в воздух бомбардировщики дальнего действия.
На экране — профессор, священник, добрый отец; в жизни — комсорг полка и стрелок-радист. У него не было звёздной карьеры в привычном смысле, но была редкая, почти вымершая правда в каждом взгляде.
МАСТЕРА КИНО. - 5374562711940
Николай Григорьевич Гринько, будущий знаменитый актер, появился на свет в 1920 году в городе Херсоне,
Семья Николая была неразрывно связана со сценическим искусством: его родители были актерами рабоче-крестьянского передвижного театра, где отец занимал также пост художественного руководителя, а мать ассистировала режиссеру в Запорожском драматическом театре.
Он знал с пяти лет, что будет артистом. Играл в детских постановках, глотал запах пыли от сцены, слушал, как мать шепчет реплики перед выходом. Пластичный, музыкальный, смешливый. Из тех, кто даже на репетиции не играет вполсилы.
МАСТЕРА КИНО. - 5374562833284
Школу он окончил накануне войны. Театральный институт остался мечтой. В июне сорок первого вместо приёмных экзаменов пришла повестка. Гринько ушёл на фронт и прошёл всю войну — без громких подвигов, но с постоянным риском. Служил стрелком-радистом, комсоргом полка, потом начальником офицерского клуба. Умел держать в руках оружие и микрофон — одинаково уверенно. В редкие часы отдыха ставил сценки, устраивал концерты. Командиры хвалили за артистизм и чувство юмора — то, что потом станет его профессиональной подписью.
МАСТЕРА КИНО. - 5374562840196
Награжден медалью «За боевые заслуги», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг», «За трудовую доблесть», Орденом Отечественной войны II степени. Имел звание гвардии старшины.
В послевоенном мире он не сразу нашёл себе место. Театры только поднимались из руин, страна жила на обломках. Но Николай Гринько, вернувшийся из ада, снова вышел на сцену — в Запорожском драмтеатре имени Щорса.
Там играла его мать, и она первой сказала, что сыну тесно в обычных ролях. Он умел слушать партнёра, не перекрикивать, а проживать. Это редкое качество — особенно в театре, где каждый хочет быть центром внимания.
Там же он впервые женился. Молодая актриса, короткий роман, тихий финал. Она сказала, что больше не любит, и он лишь кивнул: «Спасибо за честность». Без сцен, без обвинений. Потом вспоминал её долго — как роль, сыгранную до конца, но без аплодисментов.
МАСТЕРА КИНО. - 5374562869892
Награжден медалью «За боевые заслуги», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг», «За трудовую доблесть», Орденом Отечественной войны II степени. Имел звание гвардии старшины.
Вернувшись с фронта, решил попробовать свои силы в качестве помощника режиссера в театре им. Щорса (г. Запорожье, УССР), где на тот момент трудилась мама. Параллельно выходил на сцену, учился в театральной студии при Запорожском театре, и вскоре стал ведущим актером.
МАСТЕРА КИНО. - 5374562983044
Николай Гринько на концертах
Позже влился в коллектив Ужгородского музыкально-драматического театра. В середине 50-х Гринько стал худруком Киевского симфонического эстрадного оркестра «Днипро». Много гастролировал по стране с интермедиями. Так как денег не хватало, выступал на эстраде с придуманными комедийными номерами и подрабатывал конферансье. Неоднократно одаренному актеру советовали пойти в клоуны, но его больше заинтересовала киноиндустрия.

Женщина со скрипкой

МАСТЕРА КИНО. - 5374563067012
Они встретились не как герои романа. Без молний, без внезапного узнавания. Просто на репетиции. Он — актёр и художественный руководитель Киевского джазово-симфонического оркестра «Днипро». Она — миниатюрная скрипачка Айше, студентка консерватории, солистка оркестра. Между ними не проскочило ничего. Ни взгляда, ни дрожи, ни фразы, которую потом повторяют всю жизнь. Только музыка — общий язык, что со временем заменит им всё.
Гринько всегда тянулся к скрипке. Говорил, что этот инструмент «ближе к человеческому голосу, чем сам человек».
Айше играла так, будто действительно разговаривала со струнами. После концертов он оставался в зале, пока все расходились. Она садилась за фортепиано, думая, что одна. И тогда случился их первый немой диалог: он подошёл, просто обнял, ничего не сказал. Так началась история, где не было громких признаний — только тишина, наполненная звуком.
МАСТЕРА КИНО. - 5374563082884
Она бросила учёбу ради него — без драмы, без расчёта. Просто не могла выносить разлуки даже на неделю. А он — двухметровый мужчина с мягкими глазами — принимал это как чудо, которое нельзя объяснить.
Их жизнь напоминала гастрольный чемодан: вечные поезда, гостиницы, сцены, залы, где они вместе создавали уют — из двух кружек, пледа и радиоприёмника.
Гринько был из тех, кто никогда не повышал голос. Даже когда уставал, просто садился рядом, гладил жену по плечу и говорил: «Сыграй что-нибудь для тишины».
С тех пор он уже не мог играть плохо. Каждый его герой имел в себе частицу этой музыки. Он стал своим в Киеве, но слава пришла не оттуда. Парадокс в том, что родная киностудия имени Довженко его не замечала. Гринько пробовался, предлагал сценарии, писал письма — без ответа.
А на «Мосфильме» вдруг поняли, что перед ними не просто актёр, а человек, из которого можно строить смысл. Так его впервые позвал Тарковский.
В кинематограф артиста привели знаменитые мастера революционно-военного кино Александр Алов и Владимир Наумов. Они приметили видного артиста во время создания киноповести «Павел Корчагин».
МАСТЕРА КИНО. - 5374563155844
в фильме «Павел Корчагин»
Гринько сыграл там эпизодическую рель. Несмотря на известность и несомненный дар, на счету тридцати восьми летнего Николая на тот момент было всего лишь несколько эпизодических ролей.
Первым истинную глубину этого артиста рассмотрел человек из иной реальности Андрей Тарковский. Мрачный гений эмоционально зацепился за актера и ставил перед ним сложнейшие задачи, с которыми артист прекрасно справился.
Гринько не был типичным любимцем режиссёров. Он не умел лгать в кадре и не терпел лжи вокруг. На съёмочной площадке не спорил, не «вёл линию» — просто растворялся в образе. Когда он появился в фильме «Мир входящему» и сыграл американского шофёра, в Венеции зрители были уверены, что перед ними настоящий иностранец.
МАСТЕРА КИНО. - 5374563095428
Кадр из фильма Мир входящему
Тарковский только улыбался: «Вот он — актёр, который не изображает, а живёт».
Айше потом говорила, что в эти годы любила обоих: мужа и режиссёра, который увидел в нём то, что другие не замечали. Для неё Тарковский стал почти членом семьи — не человеком из кино, а тем, кто подарил Гринько право быть собой.
После роли в картине Тарковского «Иваново детство» актер был нарасхват.
МАСТЕРА КИНО. - 5374563186564
В фильме «Иваново детство»
Легендарный режиссер снял талантливого актера во всех своих выдающихся экранизациях: «Андрей Рублев» (иконописец Даниил Черный), «Солярис» (Ник Кельвин), «Зеркало» (мастер Иван Гаврилович), «Сталкер» (Профессор).
МАСТЕРА КИНО. - 5374563292548
В фильме «Андрей Рублев» (иконописец Даниил Черный)
МАСТЕРА КИНО. - 5374563324804
В фильме «Солярис» (Ник Кельвин),
МАСТЕРА КИНО. - 5374563393668
«Сталкер» (Профессор).
Гринько довелось поработать с лучшими режиссерами страны. Его герои всегда отличались не только душевной теплотой, но и иронией.
Артист играл и отрицательные роли.
Злодеи в исполнении Гринько были обаятельными и отвратительными одновременно. Как, например элегантный в своей лживости и циничности начальник белоэмигрантской контрразведки граф Кабардин в приключенческом фильме «Пароль знали двое».
МАСТЕРА КИНО. - 5374563177604
Актер не просто играл, он смотрел на мир глазами своих героев. Артист исполнил более ста ролей и каждая из них по-своему уникальна.
От эксцентричного парализованного деда Симеоне в сатирической комедии «Миллион в брачной корзине» до героического интеллектуала профессора Смелкова в приключенческой драме «Пропавшая экспедиция».
МАСТЕРА КИНО. - 5374563217540
«Миллион в брачной корзине»
МАСТЕРА КИНО. - 5374563231364
«Пропавшая экспедиция».
Особой вехой в творчестве актера стала картина «Сюжет для небольшого рассказа». Воплотив образ Чехова, артист явил миру свой очаровательный шарм. Они очень изящно смотрелись вместе с французско-советской актрисой Мариной Влади.
МАСТЕРА КИНО. - 5374563238532
Всего же в творческой биографии Николая Григорьевича более 140 разножанровых картин: «Война и мир» (Десаль), «Тени забытых предков» (Ватаг), «Опасные гастроли» (виконт де Кордель), «Сюжет для небольшого рассказа» (А.П. Чехов), «Афоня» (дядя Егор), «Один из нас» (Келлер), «Пропавшая экспедиция» (Смелков), «Не болит голова у дятла» (Мухин), «Аты-баты, шли солдаты...» (полковник), «У самого Черного моря» (Чехарин), «Тимур и его команда» (полковник Александров), «Тегеран-43» (Ермолин) и др.
МАСТЕРА КИНО. - 5374563614596
Николай Гринько. Слева в фильме "Сюжет для небольшого рассказа", 1969 год, роль А. Чехова.
Справа в фильме "Приключения в городе, которого нет", 1974 год, роль Дон Кихота
Всю жизнь мечтал сыграть отважного Дон Кихота. Но в полной мере воплотить задуманное не получилось. Хотя создать печальный образ рыцаря все же удалось в картине «Приключения в городе, которого нет».
В 1988-м году вышли на экраны две последние ленты с участием прекрасного актера. Это драма «Генеральная репетиция» (директор Орлай) и мелодрама «Предлагаю руку и сердце» (пенсионер Чмутин).

Папа Карло без детей

МАСТЕРА КИНО. - 5374563715460
Когда на экраны вышли «Приключения Буратино», в стране появился новый народный архетип — добрый отец. Ласковый, слегка рассеянный, с глазами, в которых дети узнавали защиту. Папа Карло Николая Гринько стал символом домашнего тепла в эпоху, где мужчины чаще были суровыми, чем добрыми. И миллионы зрителей не знали: в жизни у этого «главного папы страны» так и не было собственных детей.
Ни первая жена, ни Айше не родили ему сына или дочь. Он никогда не жаловался, но, когда слышал детский смех за стеной, на мгновение замолкал. Айше говорила: «Он был создан для отцовства». Может быть, поэтому в кино каждый ребёнок чувствовал к нему доверие. На съёмках он никогда не повышал голос. Даже если маленький актёр забывал слова, Гринько не поправлял — просто продолжал сцену, будто так и задумано. В этом была его мягкая власть.
К этому времени он уже стал человеком, которого узнавали на улице. Без фанфар и автографов — просто с уважением. В нём не было позы. В кафе он садился к обычным людям, слушал их истории, смеялся. Айше рассказывала, что иногда муж пропадал после съёмок — не на банкете, а в тире. Любил стрелять, пока не выбьет все призы, как мальчишка, которому снова пять лет и за кулисами родительского театра пахнет пылью и гримом. Он мог позволить себе рюмку вина и немного беззлобного флирта — но всегда возвращался к жене, к их тихим вечерам и пластинкам Рахманинова.
МАСТЕРА КИНО. - 5374563725444
Его зрелость была бурлящей, как хорошее вино, но душа — юной, будто он всё ещё ищет первую роль. Он снимался без передышки: сто пятьдесят фильмов за сорок лет. Германия, Норвегия, Чехословакия, Болгария — везде ждали этого актёра с мягким лицом и умением держать паузу. И только на родной украинской киностудии ему почти не предлагали ролей. Своих, оказывается, труднее всего признать великими. Он писал сценарии, просил разрешения поставить фильм — отказывали. Под разными предлогами. «Не формат». «Не сейчас». «Давайте позже».
Он смеялся, но горечь в нём накапливалась, как снег в марте — медленно, неотвратимо. С годами Гринько стал похож на героев, которых играл: внешне спокойный, но внутри — постоянно кипящий. Только Айше умела этот пар выпускать. Она видела, как он держит боль в себе, как переворачивает каждый отказ в шутку, чтобы не ранить её.
К восьмидесятым он был уже классиком — и всё ещё человеком, который не научился быть равнодушным.

Тишина после аплодисментов»

Последние месяцы жизни Николая Гринько были как тихий спектакль без зрителей. Диагноз — лейкемия — прозвучал в конце 1988-го, когда он ещё играл и ездил на гастроли. Айше не верила врачам, звонила всем, кого знала: продюсерам, чиновникам, режиссёрам. Искала больницу, где могли бы помочь. Но болезнь шла, как поезд без тормозов. И он, уставший, но всё такой же вежливый, просил: «Не тревожься, маленькая».
МАСТЕРА КИНО. - 5374563668356
Даже лежа в палате, он оставался джентльменом. Смотрел на жену и думал, как бы не причинить ей тревоги. Последний фильм — «Предлагаю руку и сердце» со Светланой Немоляевой — вышел всего за пару месяцев до его ухода. На экране он снова был живой, ироничный, немного усталый. Никто не знал, что уже болен. Он никогда не позволил себе быть жалким.
В ту ночь Айше сидела рядом, держала его за руку. Устала, задремала. Он ушёл тихо, будто подождал, пока она уснёт — чтобы не пугать. Когда она открыла глаза и увидела, что он всё ещё в том же положении, подумала, что спит. А потом поняла. И сказала потом: «В тот момент умерла часть меня».
Дальше жизнь Айше превратилась в ритуал верности. Каждое утро она ездила на Байковое кладбище — с цветами, в старом пальто, в котором он любил её видеть. Сидела на скамейке, говорила с ним — о погоде, о фильмах, о том, как не хватает его смеха. Вернувшись домой, садилась за фортепиано и играла то, что звучало в ту самую ночь, когда он впервые её обнял.
Потом начались поиски памятника. Она продала все драгоценности, чтобы увековечить мужа так, как он того заслуживал. Скульптор Владимир Миненко создавал бронзового Гринько больше года. Айше предупреждала: «Он ускользает. Он не любит позировать». И действительно, уловить его выражение было почти невозможно. В итоге получилось — не просто сходство, а характер. В глазах — лукавинка, в улыбке — грусть.
Сегодня его имя не звучит в топах и юбилейных эфирах. Но стоит увидеть его кадр — и сразу узнаёшь ту самую правду, редкую, бесшумную, человеческую. Он не был великим в пафосном смысле, не возглавлял эпох, не строил вокруг себя легенд. Просто жил, любил, снимался, обнимал женщину со скрипкой и уходил — так же тихо, как входил в кадр.
МАСТЕРА КИНО. - 5374563687812
На могиле Гринько — бронзовый силуэт мужчины с лёгкой улыбкой. Кажется, он вот-вот шагнёт к тебе, спросит: «Ну что, сыграем?» И хочется ответить: сыграем, Николай Григорьевич. Только вы ведите.
Николай Гринько _ Острова _ Телеканал Культура
38:33
Николай Гринько _ Острова _ Телеканал Культура
ФИЛЬМ - ОДИН ИЗ НАС (1970) СССР
1:38:12
ФИЛЬМ - ОДИН ИЗ НАС (1970) СССР

Комментарии

Комментариев нет.