События 2022 года доказали, что современная война отличается от операций прошлого века и действительно полагается на технологии. Лазерных пушек, роботов и продвинутого искусственного интеллекта пока нет, но появление дронов в значительной степени изменило тактику сражения. Например, ранее было крайне сложно получить достоверные данные о перемещении противника, тогда как сейчас достаточно поднять небольшой беспилотник, узнав о дислокации противника даже больше, чем требовалось. Активно применяются дроны-камикадзе, а также ударные БПЛА, способные выводить из строя не только живую силу, но и бронированную технику. Словом, парк подобных устройств большой, а доступ ко всему этому имеют не только русские бойцы, но и украинцы.
Первыми в освоении этой техники, к сожалению, оказались националисты. Профильные паблики регулярно пополняются кадрами использования FPV-машин по технике и военнослужащим. Результативность в большинстве случаев непросто оценить, но картинки всегда получаются очень эффектными. Образно говоря, FPV – это не только оружие, но и инструмент эффективной пропаганды.
Одной из причин появление FPV-беспилотников на фронте стала хроническая нехватка боеприпасов на украинской стороне. Помимо этого, не самым лучшим образом зарекомендовал себя барражирующий боеприпас Switchblade 300. Националистам этой техники поставили совершенно недостаточно – около 700 одноразовых изделий на тысячекилометровый фронт. В итоге, по ту сторону линии боевого соприкосновения выбрали альтернативный вариант постройки камикадзе собственной конструкции. И не только камикадзе.
FPV (First Person View или «вид от первого лица») – это квадрокоптеры с управлением через видеоочки и пульт, обычно лишенные автопилота. Возможности подобной техники хорошо иллюстрирует дрон-рейсинг, ставший популярным несколько лет назад. Хорошие FPV-машины могут набирать 100 км/ч и более буквально за считанные секунды. Рано или поздно они бы нашли свое применение в военном деле. Это время наступило в ходе спецоперации.
В первую очередь FPV – это отличные разведчики. В отличие от классических квадрокоптеров типа DJI Mavik, дроны с управлением через видеоочки гораздо более маневренные и обеспечивают лучшую ситуационную осведомленность. Опытные операторы могут залетать буквально в окна зданий – на данный момент это самые эффективные инструменты разведки позиций противника.
Справедливости ради обычные БПЛА также можно подключить с видеоочкам и превратить в FPV-дрон, хотя и не такой динамичный и «зоркий».
На первом месте по популярности стоят коптеры китайского производителя DJI. Конечно, пользуются спросом и другие мультикоптеры, например американской компании Autel Robotics, немецкой XDynamics, еще одной китайской компании – Yuneec International, и других фирм. Но судя по кадрам, которые снимали сами бойцы и военкоры, а так же по информации из телеграм-каналов можно предположить, что все-таки коптеры DJI наиболее ходовые.
По открытой информации, волонтеры, активисты, блогеры и военкоры активно закупают и передают на передовую мультикоптеры следующих марок и моделей:
Mavic 2 Zoom Fly More Combo DJI Mavic 3 Fly More Combo DJI Matrice 30T Autel EVO II DJI Phantom 4 Pro DJI Matrice 30T DJI Matrice 300RTK Xiaomi Fimi X8. Именно квадрокоптеры Mavic 2 и 3, а также Matrice 30T чаще всего наши бойцы просят закупить и привезти. Например, коптер Matrice 30T оснащен тепловизионной камерой. Так же он позволяет оснастить его устройством сбрасывания груза.
Чаще всего дроны используют в целях разведки, поскольку наиболее продвинутые варианты обладают не только мощными камерами, но и способны видеть в темноте за счёт наличия ИК-сенсоров, а также фиксировать передвижения живой силы благодаря тепловизорам. Повторимся, что всё это есть у обеих сторон, ведь поставки техники из Китая не прекращались ни на минуту. Но бывает и так, что беспилотники задействуют в специфических целях. Например, изготавливают на 3D-принтере держатели гранат, после чего БПЛА может пролететь 40 минут в сторону скопления живой силы или техники потенциального противника. Используются гранаты РГД-5, ВОГ-17 и другие, результатом удара которых становится поражение живой силы в радиусе 5 метров. Если на фронт попадают большие дроны, то к ним привешивают снаряды от гранатомётов и даже миномётные мины калибра 82-мм и 120-мм.
Прилёт такого дрона на позиции противника может привести к значительному преимуществу, создавая возможности для точечного прорыва. Так, кумулятивная граната на 66-мм от М72 способна прошить даже 355-мм гомогенную броню. Более увесистая 82-мм мина поражает живые цели на площади до 30 метров, ну а 120-мм мина считается наиболее опасной. Обычно взрыватель срабатывает не сразу, что позволяет снаряду в 16 килограмм проникнуть в грунт. Взрыв создаёт воронку глубиной до 1 метра и диаметром 3 метра, а значит не только поражает живую силу на площади 60 метров, но и выводит из строя бронированную технику. Высоким спросом пользуется DJI Matrice 30T. Стоит такой коптер от 14 тысяч долларов, но полностью оправдывает вложения. Он способен дать высокоточные разведывательные данные группировки противника и может работать даже при сильном ветре. Matrice 30T может похвастать лазерным дальномером и камерой с тепловизором, перемещаясь над позициями потенциального противника со скоростью 82 км/ч.
Однако уже сейчас ясно, что лучше всего в рамках СВО показали себя дроны-камикадзе типа "Герань", "Куб-БЛА" и "Ланцет". По своим характеристикам, к примеру, "Ланцет" оказался вообще одним из лучших в мире.
Наиболее эффективно они работают в связке с такими разведывательными аппаратами, как "Орион", "Форпост-Р", "Орлан-10", "Элерон", и аналогичными им. Полученная видеоинформация передается в пункт управления дронов-разведчиков, где принимается окончательное решение по обнаруженным целям. Их координаты могут быть отправлены наземным ракетно-артиллерийским подразделениям или дрону-камикадзе. Беспилотник-наблюдатель подведет "Куб" или "Ланцет" в точку удара, дальше начнет работать система наведения самого дрона-камикадзе, и вражеский объект, как бы он хорошо ни маскировался, будет уничтожен.
Такая тандемная работа беспилотников уже дает видимые результаты. Причем видимые в прямом смысле. И на телевидении, и в Сети все чаще появляются кадры, снятые с беспилотных разведчиков, перемежающиеся с видео телевизионной головки самонаведения дронов-камикадзе. И мы наблюдаем, как тот же "Ланцет" влетает в окно, за которым идет какое-то совещание боевиков-националистов или находится склад с вооружением.
Стоит отдельно сказать о барражирующих беспилотниках типа "Ланцет", которые специалисты относят к новому поколению дронов-камикадзе. Существует две их версии - "Ланцет-1" и "Ланцет-3". Они имеют одинаковую конструкцию, отличаются лишь продолжительностью полета и массой боевой части. Аппараты оснащены электромоторами, летают почти бесшумно. Двигатель помещается в хвосте фюзеляжа и соединяется с толкающим винтом.
"Ланцеты" запускаются при помощи наземной катапульты. В полете способны развивать скорость 80-110 км/ч и находиться в воздухе от 30 минут до часа.
Впервые в мире на подобной технике применена аэродинамическая схема двойного X-образного оперения. Это наше ноу-хау. Такая схема сделала дрон более маневренным, устойчивым в полете и при пикировании на цель, что значительно повысило точность наведения. Кроме того, аппараты с Х-образным оперением, удивительное дело, на радарах зачастую идентифицируются как птицы, что затрудняет их уничтожение средствами ПВО противника.
Тяжелые высотные БЛА
Ни у Украины, ни у России сейчас нет систем БЛА стратегического класса, к которым относят высотные аппараты большой продолжительности полета. Но такие машины есть на вооружении у стран коллективного Запада, поддерживающих Киев.
Американские БЛА Global Hawk и производные от них БЛА RQ-4D Phoenix, входящие в состав натовской системы AGS (Alliance Ground Surveillance), используются для разведывательных полетов возле Крыма. Аппаратура таких беспилотников, как оптико-, так и радиоэлектронная, позволяет, даже находясь на отдалении от нашей границы, заглядывать довольно глубоко за нее, предоставляя потом украинской стороне данные о перемещениях войск, подвозе техники, боеприпасов и т. д.
Аналогичных аппаратов у России, к сожалению, пока еще нет. Причем такие БЛА, если их оснастить дополнительными радиолокационными средствами, позволили бы наблюдать за ситуацией не только на земле, но и в воздухе. Конечно, речь не идет о замене самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50, а о более дешевом дополнении к их немногочисленному флоту. Отдельно стоит отметить, что такой функционал был бы востребован не только в рамках СВО, но и в последующий период.
Заключение
По некоторым сообщениям с передовой можно сделать вывод, что противостояние между квадрокоптерами и радиоэлектронными средствами борьбы с ними усиливается. Военным Украины НАТО поставляет самые современные средства РЭБ, частотные глушители, системы перехвата и подмены навигационных данных. Участились случаи угонов и потерь коптеров. Есть информация, что с нашей стороны применяются своеобразные «противоугонные» средства. То есть, попросту говоря, дроны запускают на леске. Это страхует его от угона, и облегчает поиски при вынужденной посадке. Привязные дроны уже используются в пограничной службе и на стационарных охраняемых объектах. По тросику, соединяющему дрон со станцией, проходит канал электропитания двигателей, бортовой аппаратуры, и канал передачи информации. Возможно, этот опыт будет полезен и на СВО. https://dzen.ru/id/5f0b608ffb44ae545469ac98
ПОЛИМАТ. Универсальный человек
:Николай Степаненко
Самые популярные дроны на СВО
События 2022 года доказали, что современная война отличается от операций прошлого века и действительно полагается на технологии. Лазерных пушек, роботов и продвинутого искусственного интеллекта пока нет, но появление дронов в значительной степени изменило тактику сражения. Например, ранее было крайне сложно получить достоверные данные о перемещении противника, тогда как сейчас достаточно поднять небольшой беспилотник, узнав о дислокации противника даже больше, чем требовалось. Активно применяются дроны-камикадзе, а также ударные БПЛА, способные выводить из строя не только живую силу, но и бронированную технику. Словом, парк подобных устройств большой, а доступ ко всему этому имеют не только русские бойцы, но и украинцы.
Первыми в освоении этой техники, к сожалению, оказались националисты. Профильные паблики регулярно пополняются кадрами использования FPV-машин по технике и военнослужащим. Результативность в большинстве случаев непросто оценить, но картинки всегда получаются очень эффектными. Образно говоря, FPV – это не только оружие, но и инструмент эффективной пропаганды.
Одной из причин появление FPV-беспилотников на фронте стала хроническая нехватка боеприпасов на украинской стороне. Помимо этого, не самым лучшим образом зарекомендовал себя барражирующий боеприпас Switchblade 300. Националистам этой техники поставили совершенно недостаточно – около 700 одноразовых изделий на тысячекилометровый фронт. В итоге, по ту сторону линии боевого соприкосновения выбрали альтернативный вариант постройки камикадзе собственной конструкции. И не только камикадзе.
FPV (First Person View или «вид от первого лица») – это квадрокоптеры с управлением через видеоочки и пульт, обычно лишенные автопилота. Возможности подобной техники хорошо иллюстрирует дрон-рейсинг, ставший популярным несколько лет назад. Хорошие FPV-машины могут набирать 100 км/ч и более буквально за считанные секунды. Рано или поздно они бы нашли свое применение в военном деле. Это время наступило в ходе спецоперации.
В первую очередь FPV – это отличные разведчики. В отличие от классических квадрокоптеров типа DJI Mavik, дроны с управлением через видеоочки гораздо более маневренные и обеспечивают лучшую ситуационную осведомленность. Опытные операторы могут залетать буквально в окна зданий – на данный момент это самые эффективные инструменты разведки позиций противника.
Справедливости ради обычные БПЛА также можно подключить с видеоочкам и превратить в FPV-дрон, хотя и не такой динамичный и «зоркий».
На первом месте по популярности стоят коптеры китайского производителя DJI. Конечно, пользуются спросом и другие мультикоптеры, например американской компании Autel Robotics, немецкой XDynamics, еще одной китайской компании – Yuneec International, и других фирм. Но судя по кадрам, которые снимали сами бойцы и военкоры, а так же по информации из телеграм-каналов можно предположить, что все-таки коптеры DJI наиболее ходовые.
По открытой информации, волонтеры, активисты, блогеры и военкоры активно закупают и передают на передовую мультикоптеры следующих марок и моделей:
Mavic 2 Zoom Fly More Combo
DJI Mavic 3 Fly More Combo
DJI Matrice 30T
Autel EVO II
DJI Phantom 4 Pro
DJI Matrice 30T
DJI Matrice 300RTK
Xiaomi Fimi X8.
Именно квадрокоптеры Mavic 2 и 3, а также Matrice 30T чаще всего наши бойцы просят закупить и привезти. Например, коптер Matrice 30T оснащен тепловизионной камерой. Так же он позволяет оснастить его устройством сбрасывания груза.
Чаще всего дроны используют в целях разведки, поскольку наиболее продвинутые варианты обладают не только мощными камерами, но и способны видеть в темноте за счёт наличия ИК-сенсоров, а также фиксировать передвижения живой силы благодаря тепловизорам. Повторимся, что всё это есть у обеих сторон, ведь поставки техники из Китая не прекращались ни на минуту. Но бывает и так, что беспилотники задействуют в специфических целях. Например, изготавливают на 3D-принтере держатели гранат, после чего БПЛА может пролететь 40 минут в сторону скопления живой силы или техники потенциального противника. Используются гранаты РГД-5, ВОГ-17 и другие, результатом удара которых становится поражение живой силы в радиусе 5 метров. Если на фронт попадают большие дроны, то к ним привешивают снаряды от гранатомётов и даже миномётные мины калибра 82-мм и 120-мм.
Прилёт такого дрона на позиции противника может привести к значительному преимуществу, создавая возможности для точечного прорыва. Так, кумулятивная граната на 66-мм от М72 способна прошить даже 355-мм гомогенную броню. Более увесистая 82-мм мина поражает живые цели на площади до 30 метров, ну а 120-мм мина считается наиболее опасной. Обычно взрыватель срабатывает не сразу, что позволяет снаряду в 16 килограмм проникнуть в грунт. Взрыв создаёт воронку глубиной до 1 метра и диаметром 3 метра, а значит не только поражает живую силу на площади 60 метров, но и выводит из строя бронированную технику. Высоким спросом пользуется DJI Matrice 30T. Стоит такой коптер от 14 тысяч долларов, но полностью оправдывает вложения. Он способен дать высокоточные разведывательные данные группировки противника и может работать даже при сильном ветре. Matrice 30T может похвастать лазерным дальномером и камерой с тепловизором, перемещаясь над позициями потенциального противника со скоростью 82 км/ч.
Однако уже сейчас ясно, что лучше всего в рамках СВО показали себя дроны-камикадзе типа "Герань", "Куб-БЛА" и "Ланцет". По своим характеристикам, к примеру, "Ланцет" оказался вообще одним из лучших в мире.
Наиболее эффективно они работают в связке с такими разведывательными аппаратами, как "Орион", "Форпост-Р", "Орлан-10", "Элерон", и аналогичными им. Полученная видеоинформация передается в пункт управления дронов-разведчиков, где принимается окончательное решение по обнаруженным целям. Их координаты могут быть отправлены наземным ракетно-артиллерийским подразделениям или дрону-камикадзе. Беспилотник-наблюдатель подведет "Куб" или "Ланцет" в точку удара, дальше начнет работать система наведения самого дрона-камикадзе, и вражеский объект, как бы он хорошо ни маскировался, будет уничтожен.
Такая тандемная работа беспилотников уже дает видимые результаты. Причем видимые в прямом смысле. И на телевидении, и в Сети все чаще появляются кадры, снятые с беспилотных разведчиков, перемежающиеся с видео телевизионной головки самонаведения дронов-камикадзе. И мы наблюдаем, как тот же "Ланцет" влетает в окно, за которым идет какое-то совещание боевиков-националистов или находится склад с вооружением.
Стоит отдельно сказать о барражирующих беспилотниках типа "Ланцет", которые специалисты относят к новому поколению дронов-камикадзе. Существует две их версии - "Ланцет-1" и "Ланцет-3". Они имеют одинаковую конструкцию, отличаются лишь продолжительностью полета и массой боевой части. Аппараты оснащены электромоторами, летают почти бесшумно. Двигатель помещается в хвосте фюзеляжа и соединяется с толкающим винтом.
"Ланцеты" запускаются при помощи наземной катапульты. В полете способны развивать скорость 80-110 км/ч и находиться в воздухе от 30 минут до часа.
Впервые в мире на подобной технике применена аэродинамическая схема двойного X-образного оперения. Это наше ноу-хау. Такая схема сделала дрон более маневренным, устойчивым в полете и при пикировании на цель, что значительно повысило точность наведения. Кроме того, аппараты с Х-образным оперением, удивительное дело, на радарах зачастую идентифицируются как птицы, что затрудняет их уничтожение средствами ПВО противника.
Тяжелые высотные БЛА
Ни у Украины, ни у России сейчас нет систем БЛА стратегического класса, к которым относят высотные аппараты большой продолжительности полета. Но такие машины есть на вооружении у стран коллективного Запада, поддерживающих Киев.
Американские БЛА Global Hawk и производные от них БЛА RQ-4D Phoenix, входящие в состав натовской системы AGS (Alliance Ground Surveillance), используются для разведывательных полетов возле Крыма. Аппаратура таких беспилотников, как оптико-, так и радиоэлектронная, позволяет, даже находясь на отдалении от нашей границы, заглядывать довольно глубоко за нее, предоставляя потом украинской стороне данные о перемещениях войск, подвозе техники, боеприпасов и т. д.
Аналогичных аппаратов у России, к сожалению, пока еще нет. Причем такие БЛА, если их оснастить дополнительными радиолокационными средствами, позволили бы наблюдать за ситуацией не только на земле, но и в воздухе. Конечно, речь не идет о замене самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50, а о более дешевом дополнении к их немногочисленному флоту. Отдельно стоит отметить, что такой функционал был бы востребован не только в рамках СВО, но и в последующий период.
Заключение
По некоторым сообщениям с передовой можно сделать вывод, что противостояние между квадрокоптерами и радиоэлектронными средствами борьбы с ними усиливается. Военным Украины НАТО поставляет самые современные средства РЭБ, частотные глушители, системы перехвата и подмены навигационных данных. Участились случаи угонов и потерь коптеров. Есть информация, что с нашей стороны применяются своеобразные «противоугонные» средства. То есть, попросту говоря, дроны запускают на леске. Это страхует его от угона, и облегчает поиски при вынужденной посадке. Привязные дроны уже используются в пограничной службе и на стационарных охраняемых объектах. По тросику, соединяющему дрон со станцией, проходит канал электропитания двигателей, бортовой аппаратуры, и канал передачи информации. Возможно, этот опыт будет полезен и на СВО.
https://dzen.ru/id/5f0b608ffb44ae545469ac98