Причины почему исчез танк Т-14 "Армата"

Причины почему исчез танк Т-14 "Армата" - 966279652924
Конструкторы

В 1988 году в УКБТМ закипела работа над секретным проектом "Совершенствование-88". Коллектив завода планировал создать принципиально новую боевую машину, способную уничтожать всё живое не только на расстоянии прямой видимости, но и за её пределами. Сил на создание машины было достаточно — деньги у завода имелись, поэтому, пережив непростое начало 90-х, инженеры продолжили работу над уникальным танком. На исследования и первые решения потребовалось несколько лет, и уже в нулевых результаты показали новому руководству страны.

В 2000 году на работы по перспективному танку выделили первые государственные деньги. Создание машины шло не без трудностей, но перспективный танк с индексом "объект-195" в рекордные сроки — всего за три года — достроили и вывели на заводские испытания.

От традиционной боевой машины он отличался не только высоким профилем, но и орудием — огромной 152-миллиметровой пушкой 2А83, больше похожей на рельсотрон из мультика про трансформеров. Полигонные стрельбы показали, что одного снаряда достаточно для обрушения части здания, а подкалиберные боеприпасы "Грифель" могут пробивать больше метра танковой брони с расстояния в два с половиной километра. Этого было достаточно, чтобы "с запасом" прошивать любые зарубежные танки — от немецких Leopard 2 до американских М1 Abrams.

Уже в 2015 году по брусчатке Красной площади в Москве впервые прошли танки Т-14 "Армата". В них все причастные к работам над "объектом-195" увидели машину, которую им так и не дали довести до ума. Специалисты отмечают, что принцип, по которому построили "Армату", полностью повторяет идею создания машины с цифрой 195: необитаемая башня, опциональное дооснащение орудием повышенной мощности, огромное количество датчиков, бронекапсула для экипажа и даже РЛС комплекса активной защиты "Афганит"

Шасси — характерная не только для "Арматы" семикатковая "тележка" применялась как на "объекте-195", так и на другом танке с газотурбинной силовой установкой — "объекте-640", прозванном "Чёрным орлом" за низкий силуэт башни и реактивный вой во время движения. Работы над этой машиной закрыли почти параллельно с "объектом-195", а все решения, включая многослойное модульное бронирование, отдали другим проектам. Споры вокруг конструкции этих танков продолжаются до сих пор.

Для информации

7 мая 2015г., на генеральной репетиции парада Победы «Армата» заглохла прямо напротив Мавзолея. Диктор попытался списать все на плановую остановку — якобы целью заминки было продемонстрировать возможности эвакуации новой машины. Потом правда, когда за штурвал сел водитель-испытатель «Уралвагонзавода», он ее завел, и машина ушла своим ходом. Это говорит о том, что сработал в худшую сторону человеческий фактор». Увезти машину с Красной площади удалось только водителю-испытателю «Уралвагонзавода».

Танк «Армата» дважды срывал репетиции парада, которые проводились на подмосковном полигоне в Алабино. В отчетах значился отказ органов управления агрегатами трансмиссии — теми самыми, которые отвечают за движение танка. При этом официальные представители УВЗ эту информацию опровергали. Не исключено, что отказ элементов управления трансмиссией случился и во время генеральной репетиции.

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков считает, что слова диктора о запланированной остановке «Арматы» с целью продемонстрировать возможности по эвакуации этой машины — «не более чем попытка скрыть инцидент».

«Если бы хотели продемонстрировать возможности по эвакуации техники, то поставили бы в ряд две или три машины эвакуации, прицепили бы к ним по танку и проехали бы в колонне. А здесь — просто недостаточная подготовка техники к параду», — пояснил Сивков.

"Это может быть вина и Минобороны, и промышленности. Может быть, некачественная деталь, а может — неправильные действия личного состава".

Все люди разные, проход по Красной площади — это волнующий момент, особенно для молодых срочников, которые мало что в жизни видели, а тут попадают на такое ответственное мероприятие. У многих трясутся поджилочки, могут что-то не так нажать или включить.

Характеристики:

Характеристики танка Т-14 "Армата":

Боевая масса: до 55 т

Экипаж: 3 человека

Клиренс: 500 мм

Калибр и марка пушки: 125-мм 2А82-1М

Мощность двигателя: 1500 л.с.

Максимальная скорость по шоссе: до 75 км/ч

Дальность обнаружения цели: свыше 5000 м

Дальность поражения цели: 7000-8000 м

Запас хода: свыше 500 км

Стойкость брони: свыше 900 мм.

Проблемы

1. Все эти хитрые и не совсем понятные коробочки, к которым подключены экранчики – с этим огромные проблемы. Как оказалось у России очень ограниченные возможности по производству компонентов микроэлектроники. Не то чтобы страна совсем не могла производить микропроцессоры, модули памяти и матрицы, но делается это всё явно не в тех количествах, чтобы не вставал вопрос, а куда их лучше применить. И танк — в сущности, массовое оружие с коротким жизненным циклом — с аппетитами как у истребителя явно не выглядит приоритетным кандидатом на получение электронных мозгов.

Есть требование к начинке, согласно которому внутри не должно быть компонентов иностранного производства. Судя по всему, решить этот вопрос так и не удалось. Мало того, «Армата» получилась излишне технологичной, поскольку одним из условий было создание машины, которая способна выполнять все задачи в автономном режиме.

2. Второй проблемой, стал перспективный двигатель А-85-3. Х-образный 12-цилиндровый монстр должен давать на нормальном режиме работы 1500 л.с., а на форсаже — и вовсе 1800 л.с. Проблема двигателя, однако, состоит в том, что он не отработан, то есть не так надёжен, как В-92, который ставится на семейство Т-72. Иными словами, "Армата" либо поедет на своём "иксе", либо не поедет вовсе.

Подробнее история с этим двигателем развивалась очень интересно и вызывает много подозрений. Изначально, еще в 2017 году для «Арматы» было решено ставить двигатель А-85−3А, разработки ГСКБ «Трансдизель». Его внедрили в конструкцию «Арматы» и первые образцы (которые ехали по Красной площади) пошли на нём. Считалось, что это лучший из существующих двигателей в России. Однако кто-​то начал продвигать идею, что данный двигатель уступает зарубежным образцам по расходу ГСМ и теплоотдаче, и в итоге сошлись на том, что его надо срочно менять и обратили внимание на двигатель 12ТВ373Ч («Чайка»), который разрабатывался параллельно еще с 2015 года. Потом неожиданно выяснилось, что «Чайка» еще хуже, чем А-85−3А. Далее панируется адаптировать под армату двигатель ЯМЗ-880 мощностью 1800 л.с.

В Минобороны РФ утверждают, что проблема с двигателем улажена, и в ближайшие десять лет будут построены десятки современных танков.

3. "Армата" оказалась слишком сложным танком для нашей промышленности в её нынешнем виде. Отсюда и возникает феномен "дороговизны".

Это часто встречающаяся в истории ситуация: военные хотят крутое оружие, а учёные и инженеры могут его создать. Но конечная стоимость и сложность изделия таковы, что применять его в войне уже нет никакого желания.

Например, к Первой мировой немцы построили дредноутный флот с орудиями-монстрами. Но корабли эти оказались слишком дорогими, чтобы ими можно было рисковать в бою. В результате немецкие линкоры приняли участие лишь в одном сражении, после чего до конца конфликта стояли на базах, а после поражения были затоплены англичанами.

То есть если смотреть глобально, в ситуации с "Арматой" нет ничего нового: очередной танк предельных параметров, который оказался не под силу экономике. В СССР в похожем амплуа выступил Т-64, при попытках дополнить, а затем и переделать который были запущены в производство Т-72 и Т-80.

4. Прошедшие испытания, в том числе и в реальной боевой обстановке, помогли вскрыть ряд недостатков, нуждающихся в устранении. К массовому производству «Армата» не готова в первую очередь из-за повышенной технической сложности. Например, для того, чтобы сметить у Т-14 гусеницу, нужно осуществить едва ли не полную разборку целого борта, причем в специальной мастерской…Танк нуждается в беспилотниках, в планшетах для управления боевыми действиями - это интеллектуальный танк. Над устранением такого рода недостатков тоже надо работать российским специалистам.

5. Кроме того, есть еще один фактор, почему Минобороны в положении, что делать с Т-14 - человеческий. В данном случае, это означает, что если танками предыдущих поколений могли управлять призывники, прошедшие первичную подготовку, то экипаж высокотехнологичной «Арматы» должен состоять из профессионалов — контрактников с большим опытом работы с такой техникой.
Построить условную тысячу «Армат» бессмысленно еще и потому, что для них не найдется такого количества танкистов.

Таких командиров и прочих членов экипажа для «Арматы» сейчас просто неоткуда взять — ведь сам этот танк только что поступил на вооружение. То есть придется ждать несколько лет, прежде чем в войсках будет достаточное число танкистов, умеющих этой машиной управлять. И имеющихся образцов достаточно, чтобы тренировать на них экипажи. Это настоящие командиры инженеры электронщики.

6. Есть сложности с интеграцией различных вооружений и систем на платформе Армата. Разработка новейших ракетных комплексов и других вооружений требовала значительных усилий и времени. Это замедляло процесс производства танка и увеличивало его стоимость, что приводило к переносу сроков и снижению финансирования проекта. Кроме того, организация единого вооруженного комплекса существенно усложняла эксплуатацию и ремонт техники.

7. При массе в 65 тонн эта машина имеет бронирование вдвое тоньше, чем у Т-72 (Т-90, Т-80, Т-64). У Т-14 высота корпуса больше, площадь лобовой в двое больше, чем у Т-72, следовательно толщина лобовой бронеплиты у Т-14 в два раза меньше – 160-мм. Этого не достаточно для защиты от 105-мм танковой пушки, распространённой в танковых войсках. Тем более этого мало для защиты от 120-мм орудий «Абрамса» и «Леопарда». Проект Т-14 "Армата" был запущен как раз под лозунгом повышения защиты экипажа, но именно этот параметр ухудшился вдвое по сравнению с Т-72.

8. «Ростех» объяснил отсутствие танка «Армата». Генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов рассказал, что лучше тратить больше средств на разработку новых вооружений, в том числе менее дорогих, поэтому можно воспользоваться возможностью применять более дешевую технику. Также, упомянутые Чемезовым танки Т-90 — самая продаваемая модель в мире. По словам главы «Ростеха», армии проще будет купить и использовать танки Т-90. Он является основным боевым танком армии РФ.

Стоимость «Арматы» была названа в 510 миллионов рублей с оговоркой, что при массовом производстве она снизится до 250 миллионов. Дрон-камикадзе который может уничтожить танк стоит около 1000 долларов, что нибудь на подобие нашего «Упыря» или "Бабы Яги".

9. Все секреты «Арматы» в России знают, пожалуй, лишь несколько человек. Даже на сборочном конвейере «Уралвагонзавода» эта машина скрыта от посторонних глаз. Работать с танком могут только те, кто имеет соответствующий допуск. В числе сотрудников, допущенных к данному «изделию», – военный представитель на предприятии Олег Зозуля. Естественно, что раскрывать секреты Т-14 – не в его компетенции, однако он подтверждает: на «Армате» применены самые свежие технические новинки, современные решения.

Если применять данный танк на СВО то захват Т-14 "Армата" дал бы «союзникам» Украины беспрецедентный доступ к российским военным технологиям. Это может включать подробную информацию о составе брони "Арматы", ее интегрированных системах защиты, функциональности беспилотной башни, а также о передовых системах связи и наведения, которые использованы в танке..

Такая информация могла бы значительно подорвать технологическое преимущество России в производстве бронетехники. Более того, потенциальный захват «Арматы» нанес бы существенный репутационный ущерб России. Даже больший, чем потеря новейшего танка.

Таким образом, решение не применять Т-14 в зоне СВО вызвано требованием защиты технологических секретов, заложенных в "Армату", и поддержанием престижа российской военной мощи на мировой арене.

Чтобы сделали бы американцы с нашим танком? - привезли танк на полигон для всесторонних исследований, ознакомления с ним американских военных и разобрали бы по винтику, возможно и испытаний - включая обстрел брони машины имеющимися на вооружении армии США снарядами.

Если подумать, тогда где можно использовать такие секретные танки? Получается Т-14 - это сырой проект, лишь перспективы на будущее, однако и сама «Армата» находится в начале своего «танкоопасного» пути и со временем будет доведена «до ума» и ещё себя покажет не только на параде.

Британская разведка и западные издания назвала причину отказа российских войск от использования танков «Армата».

«Российские войска не хотели принимать первый транш Т-14, выделенный им, потому что танки были в очень плохом состоянии. Точно неизвестно, с какими именно особенностями танков это связано, но за последние три года российские официальные лица публично сообщали о проблемах с двигателем и тепловизионными системами Т-14», - отмечается в сообщении.

Некоторые западные издания сочли танк Т-14 менее защищенным обычной броней, чем танки Леопард и Абрамс. Комплекс активной защиты “Афганит” не может уничтожить ПТУР Javelin и других некоторых ПТРК, если она пущена сверху. Динамическая защита в этом случае также будет неэффективна. Поэтому верхняя броня может быть легко пробита.

На сегодняшний день есть всего три танка, которые можно в целом считать «иностранной Арматой»:

Первый в списке: японский Тип 10. Это ОБТ нового поколения от 2010 года.

Один из самых современных и дорогих танков.

Так вот, их по официальным данным произведено всего 117 штук.

Вторая подобная машина – южнокорейский К2 «Черная пантера».

Тираж этого ОБТ составляет от 250 до 300 штук, хотя в 2023 году.

И с большой натяжкой «французской Арматой» можно считать ОБТ «Leclerc».

Однако, эта машина скорее является переходным вариантом. На свет «француз» появился в 1990 году и выпущен в количестве 876 штук.

Заключение

Танки аналогичного поколения пока мало используются «на широкую ногу» какой нибудь армией мира. В Соединенных Штатах собственная «Армата» и вовсе все еще находится в разработке. Так что танк обязательно появится, но в свое время.
https://dzen.ru/a/aB225tVoZD8KEk26

Комментарии

Комментариев нет.