Что такое канитель и почему ее тянут? Выражение "тянуть канитель" означает заниматься бесцельной, малозначительной деятельностью или тратить время на что-либо абсолютно бессмысленное. Происхождение этого выражения связано с швейным ремеслом и историей использования канителей. Канителью называют тонкую нить или веревку (обычно из льна или хлопка), которая использовалась в ремесленных работах. Сам термин "канитель" происходит от голландского слова "kant", что означает "край" или "контур". В прошлом канитель широко применялась в швейном ремесле и вышивке для создания декоративных элементов или краев. Швеи и портные использовали канитель, чтобы создать тонкие узоры и украшения на одежде, текстильных изделиях и других предметах. Это была крайне медленная и скучная работа, поэтому выражение "тянуть канитель" позднее получило значение "терять время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать", по аналогии с долгим и медленным процессом проведения канительных работ. Таким образом, выражение "тянуть канитель" перенеслось на общий смысл занятия бесцельной и незначительной деятельностью, или траты времени на что-то малозначительное. Важно отметить, что выражение "тянуть канитель" имеет негативный оттенок и часто используется для указания на непродуктивное поведение или отсутствие смысла в чьих-либо действиях. Во времена, когда не было мишуры, а только натуральные материалы, богатые вышивки делались канителью, трунцалом или битью. Канитель - это такая спиралька. Раскаленную золотую ли серебряную проволоку сначала протаскивали клещами через форму с отверстиями. Дело это совсем не быстрое. Нить получалась не толще обычной. Ее навивали на основу, потом основу удаляли и оставалась только длинная пружинка. Она была гибкой и за счет своей извитости переливалась. На иголку с ниткой нанизывали канитель, предварительно нарезанную на кусочки нужной длины, и прикрепляли к ткани. Канителью вышивали, из нее плели металлические кружева и тесьму. Поначалу канитель делали из драгоценных металлов, но позже придумали “мишуру” - позолоченные или посеребренные нити. Такая вышивка или кружево стоило в разы дешевле, да и вес становился меньше. Всю вышивку на парадных императорских платьях и мундирах делали канителью. В 18 веке эту технику использовали в украшении парадных военных мундиров. Работа утомительная, трудоемкая, одежда становится очень тяжелой, не всякая ткань выдерживает такое украшение. Кроме платьев вышивка канителью использовалась (и продолжает) в парадном облачении священнослужителей. Эта традиция корнями уходит в Византию - именно там появились пышно украшенные и статичные одежды. В подборку я включил и современные канетельные шедевры, где эта нить порой, сочетается с очень многими другими декоративными материалами и техниками.
57 граней Прекрасного
КАНИТЕЛЬ
Что такое канитель и почему ее тянут? Выражение "тянуть канитель" означает заниматься бесцельной, малозначительной деятельностью или тратить время на что-либо абсолютно бессмысленное. Происхождение этого выражения связано с швейным ремеслом и историей использования канителей.
Канителью называют тонкую нить или веревку (обычно из льна или хлопка), которая использовалась в ремесленных работах. Сам термин "канитель" происходит от голландского слова "kant", что означает "край" или "контур".
В прошлом канитель широко применялась в швейном ремесле и вышивке для создания декоративных элементов или краев. Швеи и портные использовали канитель, чтобы создать тонкие узоры и украшения на одежде, текстильных изделиях и других предметах. Это была крайне медленная и скучная работа, поэтому выражение "тянуть канитель" позднее получило значение "терять время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать", по аналогии с долгим и медленным процессом проведения канительных работ.
Таким образом, выражение "тянуть канитель" перенеслось на общий смысл занятия бесцельной и незначительной деятельностью, или траты времени на что-то малозначительное. Важно отметить, что выражение "тянуть канитель" имеет негативный оттенок и часто используется для указания на непродуктивное поведение или отсутствие смысла в чьих-либо действиях.
Во времена, когда не было мишуры, а только натуральные материалы, богатые вышивки делались канителью, трунцалом или битью.
Канитель - это такая спиралька. Раскаленную золотую ли серебряную проволоку сначала протаскивали клещами через форму с отверстиями. Дело это совсем не быстрое.
Нить получалась не толще обычной. Ее навивали на основу, потом основу удаляли и оставалась только длинная пружинка. Она была гибкой и за счет своей извитости переливалась.
На иголку с ниткой нанизывали канитель, предварительно нарезанную на кусочки нужной длины, и прикрепляли к ткани.
Канителью вышивали, из нее плели металлические кружева и тесьму. Поначалу канитель делали из драгоценных металлов, но позже придумали “мишуру” - позолоченные или посеребренные нити. Такая вышивка или кружево стоило в разы дешевле, да и вес становился меньше.
Всю вышивку на парадных императорских платьях и мундирах делали канителью. В 18 веке эту технику использовали в украшении парадных военных мундиров. Работа утомительная, трудоемкая, одежда становится очень тяжелой, не всякая ткань выдерживает такое украшение.
Кроме платьев вышивка канителью использовалась (и продолжает) в парадном облачении священнослужителей. Эта традиция корнями уходит в Византию - именно там появились пышно украшенные и статичные одежды.
В подборку я включил и современные канетельные шедевры, где эта нить порой, сочетается с очень многими другими декоративными материалами и техниками.