Что почитать?📖 Лучше готовиться ко всем трем тематическим разделам, а не к какому-то одному — тому, который легче других или просто больше нравится. Это на случай, если на экзамене не повезет с формулировкой темы в любимом разделе. Чтобы не прогадать, советую использовать универсальные произведения — те, которые подходят сразу к нескольким тематическим блокам. Среди таких текстов — «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, которая подходит к блокам 1 и 2, «Парикмахер Леонард» Л. Соболева и «Вельд» Р. Брэдбери — подходят ко всем трем блокам. 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека📕 Темы этого раздела посвящены выбору жизненного пути и рассуждениям о нравственных идеалах. Выпускникам предлагают подумать над такими философскими проблемами, как сиюминутное и вечное, свобода и ответственность, добро и зло, гордость и смирение, мечта и реальность. В этот блок входит четыре подраздела. 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. Здесь пишут об образе жизни человека, его пути, духовных ориентирах, например о выборе между смелостью и трусостью, жестокостью и великодушием и так далее. 📚 Что почитать: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» о честолюбии, благородстве, милосердии и верности долгу. Рассказ А. Грина «Зеленая лампа» о вере в мечту, трудолюбии и упорстве. Рассказ Дж. Джойса «Эвелин» о выборе жизненного пути. 1.2. Отношение человека к другому человеку. Основной мотив сочинений на такие темы — гуманные и антигуманные поступки, их причины и последствия. 📚 Что почитать: Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» об эгоизме и разрушении судеб других людей. Рассказ Л. С. Соболева «Парикмахер Леонард» о силе духа, самоотверженности и готовности вселять в других надежду. Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» о равнодушном отношении к близким. 1.3. Познание человеком самого себя. Вопросы, которые человек задает сам себе, например, в ситуации нравственного выбора, при самоанализе или в момент осмысления поступков других. 📚 Что почитать: Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» о внутренней борьбе и раскаянии преступника. Рассказ А. П. Чехова «Студент» о духовном прозрении человека и обретении смысла жизни. Стихотворение С. А. Есенина «Исповедь хулигана» — разговор с самим собой, осмысление лирическим героем собственной жизни. 1.4. Свобода человека и ее ограничения. Подраздел призывает поразмышлять над тем, где заканчивается свобода одного человека и начинается свобода другого. 📚 Что почитать: Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» о тоталитарном обществе будущего и полном контроле государства над всеми сферами жизни человека. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» о жестокости и вседозволенности власти. Рассказ А. Грина «Зеленая лампа» о попытке искусственного ограничения свободы человека и ее последствиях. 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека📘 Темы раздела посвящены человеку как представителю семьи, народа и эпохи. Здесь уместны рассуждения о взаимоотношении отцов и детей, общественном устройстве, о гражданских идеалах или народных подвигах. 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. Темы этого блока затрагивают честь семьи, роль родительского наставления и воспитания, взаимоотношения родителей и детей. 📚 Что почитать: Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» о конфликте поколений и родительской любви. Рассказ А. Цыпкина «Повесть о женщине из другого времени» о любви близкого человека. Рассказ Р. Брэдбери «Вельд» о последствиях равнодушного отношения родителей к детям. 2.2 Человек и общество. Здесь предлагают порассуждать о взаимосвязи личного и общественного, отношениях героя и толпы, о вкладе отдельного человека в общественный прогресс. 📚 Что почитать: Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» о противостоянии личности и общества, в котором процветают взяточничество, лицемерие и чинопочитание. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» о связи личного и общественного, о неприятии насилия. Рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница» о самопожертвовании ради служения обществу. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека. Темы сочинений этого блока посвящены роли личности в истории, гражданским идеалам и героизму, исторической памяти общества. 📚 Что почитать: Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» о пугачевском восстании, верности долгу и присяге, героизме и благородстве. Рассказ В. Катаева «Флаг» о коллективном подвиге и бесстрашии моряков. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» об Отечественной войне 1812 года. 3. Природа и культура в жизни человека📙 Сложный и интересный раздел. Его темы связаны с философскими, этическими и эстетическими проблемами. Обычно выпускникам нравится рассматривать актуальные вопросы, связанные с экологией, последствиями научно-технического прогресса, научной этикой. Менее популярны темы, посвященные роли искусства и бережному отношению к языку. 3.1. Природа и человек. Поводом для сочинения-рассуждения может быть бездумная деятельность человека, уничтожение природных богатств или влияние природы на жизнь человека. 📚 Что почитать: Роман Ч. Айтматова «Плаха» о вмешательстве человека в жизнь природы. Рассказ А. П. Платонова «Юшка» о целительной функции природы. Поэма С. А. Есенина «Сорокоуст» о трагическом конфликте между индустриальным городом и патриархальной русской деревней. Наука и человек. Здесь можно рассказать об ответственности ученого за свои исследования и изобретения, о влиянии новых технологий на жизнь человека. 3.2. Наука и человек. Здесь можно рассказать об ответственности ученого за свои исследования и изобретения, о влиянии новых технологий на жизнь человека. 📚 Что почитать: Роман Д. Гранина «Зубр» о трудной судьбе ученого-генетика Николая Тимофеева-Ресовского. Рассказ Р. Брэдбери «Улыбка» об обществе будущего, пережившем ядерную войну. Рассказ Г. Уэллса «Похищенная бацилла» об опасности биологического оружия. 3.3. Искусство и человек. Темы подраздела охватывают широкий спектр проблем: это роль произведений искусства в жизни человека, проблемы творческого поиска и вдохновения, различение истинного искусства и лжеискусства, размышления о силе искусства и природе таланта. 📚 Что почитать: Мемуары И. Е. Репина «Далекое близкое» о природе творчества и создании произведений искусства. Рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» о целительной силе искусства. Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» о природе таланта, гениальности и мастерстве, о признаках истинного искусства. 3.4. Язык и языковая личность. Здесь можно попробовать порассуждать о связи языка с мышлением, культурой и историей. 📚 Что почитать: Роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» — обратите внимание на скудный словарный запас Эллочки-людоедки и на то, как он отражает ее внутренний мир. Рассказ М. Зощенко «Обезьяний язык» об опасности засорения языка иностранными словами. Стихотворение А. Ахматовой «Мужество» о стойкости народа в борьбе за сохранение родной речи и культуры.
Репетитор по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ,ОГЭ
:Венера Ф
Итоговое сочинение.
Что почитать?📖
Лучше готовиться ко всем трем тематическим разделам, а не к какому-то одному — тому, который легче других или просто больше нравится. Это на случай, если на экзамене не повезет с формулировкой темы в любимом разделе.
Чтобы не прогадать, советую использовать универсальные произведения — те, которые подходят сразу к нескольким тематическим блокам. Среди таких текстов — «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, которая подходит к блокам 1 и 2, «Парикмахер Леонард» Л. Соболева и «Вельд» Р. Брэдбери — подходят ко всем трем блокам.
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека📕
Темы этого раздела посвящены выбору жизненного пути и рассуждениям о нравственных идеалах. Выпускникам предлагают подумать над такими философскими проблемами, как сиюминутное и вечное, свобода и ответственность, добро и зло, гордость и смирение, мечта и реальность. В этот блок входит четыре подраздела.
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
Здесь пишут об образе жизни человека, его пути, духовных ориентирах, например о выборе между смелостью и трусостью, жестокостью и великодушием и так далее.
📚 Что почитать:
Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» о честолюбии, благородстве, милосердии и верности долгу.
Рассказ А. Грина «Зеленая лампа» о вере в мечту, трудолюбии и упорстве.
Рассказ Дж. Джойса «Эвелин» о выборе жизненного пути.
1.2. Отношение человека к другому человеку. Основной мотив сочинений на такие темы — гуманные и антигуманные поступки, их причины и последствия.
📚 Что почитать:
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» об эгоизме и разрушении судеб других людей.
Рассказ Л. С. Соболева «Парикмахер Леонард» о силе духа, самоотверженности и готовности вселять в других надежду.
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» о равнодушном отношении к близким.
1.3. Познание человеком самого себя. Вопросы, которые человек задает сам себе, например, в ситуации нравственного выбора, при самоанализе или в момент осмысления поступков других.
📚 Что почитать:
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» о внутренней борьбе и раскаянии преступника.
Рассказ А. П. Чехова «Студент» о духовном прозрении человека и обретении смысла жизни.
Стихотворение С. А. Есенина «Исповедь хулигана» — разговор с самим собой, осмысление лирическим героем собственной жизни.
1.4. Свобода человека и ее ограничения. Подраздел призывает поразмышлять над тем, где заканчивается свобода одного человека и начинается свобода другого.
📚 Что почитать:
Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» о тоталитарном обществе будущего и полном контроле государства над всеми сферами жизни человека.
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» о жестокости и вседозволенности власти.
Рассказ А. Грина «Зеленая лампа» о попытке искусственного ограничения свободы человека и ее последствиях.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека📘
Темы раздела посвящены человеку как представителю семьи, народа и эпохи. Здесь уместны рассуждения о взаимоотношении отцов и детей, общественном устройстве, о гражданских идеалах или народных подвигах.
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. Темы этого блока затрагивают честь семьи, роль родительского наставления и воспитания, взаимоотношения родителей и детей.
📚 Что почитать:
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» о конфликте поколений и родительской любви.
Рассказ А. Цыпкина «Повесть о женщине из другого времени» о любви близкого человека.
Рассказ Р. Брэдбери «Вельд» о последствиях равнодушного отношения родителей к детям.
2.2 Человек и общество. Здесь предлагают порассуждать о взаимосвязи личного и общественного, отношениях героя и толпы, о вкладе отдельного человека в общественный прогресс.
📚 Что почитать:
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» о противостоянии личности и общества, в котором процветают взяточничество, лицемерие и чинопочитание.
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» о связи личного и общественного, о неприятии насилия.
Рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница» о самопожертвовании ради служения обществу.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека. Темы сочинений этого блока посвящены роли личности в истории, гражданским идеалам и героизму, исторической памяти общества.
📚 Что почитать:
Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» о пугачевском восстании, верности долгу и присяге, героизме и благородстве.
Рассказ В. Катаева «Флаг» о коллективном подвиге и бесстрашии моряков.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» об Отечественной войне 1812 года.
3. Природа и культура в жизни человека📙
Сложный и интересный раздел. Его темы связаны с философскими, этическими и эстетическими проблемами. Обычно выпускникам нравится рассматривать актуальные вопросы, связанные с экологией, последствиями научно-технического прогресса, научной этикой. Менее популярны темы, посвященные роли искусства и бережному отношению к языку.
3.1. Природа и человек. Поводом для сочинения-рассуждения может быть бездумная деятельность человека, уничтожение природных богатств или влияние природы на жизнь человека.
📚 Что почитать:
Роман Ч. Айтматова «Плаха» о вмешательстве человека в жизнь природы.
Рассказ А. П. Платонова «Юшка» о целительной функции природы.
Поэма С. А. Есенина «Сорокоуст» о трагическом конфликте между индустриальным городом и патриархальной русской деревней.
Наука и человек. Здесь можно рассказать об ответственности ученого за свои исследования и изобретения, о влиянии новых технологий на жизнь человека.
3.2. Наука и человек. Здесь можно рассказать об ответственности ученого за свои исследования и изобретения, о влиянии новых технологий на жизнь человека.
📚 Что почитать:
Роман Д. Гранина «Зубр» о трудной судьбе ученого-генетика Николая Тимофеева-Ресовского.
Рассказ Р. Брэдбери «Улыбка» об обществе будущего, пережившем ядерную войну.
Рассказ Г. Уэллса «Похищенная бацилла» об опасности биологического оружия.
3.3. Искусство и человек. Темы подраздела охватывают широкий спектр проблем: это роль произведений искусства в жизни человека, проблемы творческого поиска и вдохновения, различение истинного искусства и лжеискусства, размышления о силе искусства и природе таланта.
📚 Что почитать:
Мемуары И. Е. Репина «Далекое близкое» о природе творчества и создании произведений искусства.
Рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» о целительной силе искусства.
Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» о природе таланта, гениальности и мастерстве, о признаках истинного искусства.
3.4. Язык и языковая личность. Здесь можно попробовать порассуждать о связи языка с мышлением, культурой и историей.
📚 Что почитать:
Роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» — обратите внимание на скудный словарный запас Эллочки-людоедки и на то, как он отражает ее внутренний мир.
Рассказ М. Зощенко «Обезьяний язык» об опасности засорения языка иностранными словами.
Стихотворение А. Ахматовой «Мужество» о стойкости народа в борьбе за сохранение родной речи и культуры.