ОСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ - КАПУСТНИКИ!!! В 19 веке осеннее равноденствие приходилось примерно на третью встречу осени - Воздвиженье Третья встреча осени - «первые зазимки». Немного расскажу о народных традициях КАПУСТНИКОВ! Девичий праздник, сватовство 🌞 🍁 🍁 🍄 🍂 🌿 🍁 🍄 🌞 🍁 🍁 🍁 Воздвиженские капустники и в наши дни - повсеместный на деревенской Руси девичий праздник: ждут его по осени, не дождутся красные. Знают они, что ввечеру сойдутся на капустную беседу-пирушку холостые деревенские парни - себе невест приглядывать. Все заневестившиеся девушки принаряжаются на эту беседу в лучшие наряды, чтобы не ударить в грязь своею красою девичьей: у каждой из них есть среди ожидаемых гостей свои присмотренные заранее, приглянувшиеся загодя парни. Существует поверье, что, если - собираясь на Воздвиженский капустник, девушка прочитает семь раз особого рода заклятие, то приглянувшемуся ей молодцу приглянется и ее красота. «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имярек) любовь ко мне девице красной (имярек), чтобы этой любови не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!» - приговаривают девицы красные, собираючись, как на веселые смотрины, на капустник Воздвиженский. ❤ ❤ ❤ 💍 💍 🍁 🍁 🍄 🍄 🌿 🌿 🍁 🍁 🌞 ❤ ❤ ❤ 14-го сентября по старому стилю. Воздвиженье - третья встреча осени (первая - на Семен-день, вторая на Малую Пречистую), «первые зазимки». Об этом дне и связанных с ним поверьях-приметах и обычаях ходит в народной Руси расцвеченный красными-крылатыми словами длинный сказ, стоящий наособицу ото всех других. Бабьему лету - конец. «Со Воздвиженья осень к зиме все быстрее движется!» - замечают деревенские погодоведы, но сами же и добавляют к этому: «Воздвиженские зазимки еще не беда, - что-то скажет Покров-батюшко (1-е октября)!» В этот праздник по многим местам рубят капусту - с песнями да с угощеньем. «Здвиженье-капустницы!» - говорят о нем в народе. 🌞 🍁 🍁 🍄 🍂 🌿 🍁 🍄 🌞 🍁 🍁 🍁 Воздвижение - заключительный день бабьего лета, третья (и остатняя) встреча осени. С его приходом последняя вступает свои неотъемлемые права, заставляя сельского жителя все чаще и чаще призадумываться о глядящей к нему во двор лиходейке-зиме - с ее морозами, буранами и зачастую приходящей вместе с ними бескормицей-бесхлебицей, являющеюся грозным бичом пахаря-хлебороба, живущего доброхотными щедротами земли. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!» - говорит деревня, любящая и ценящая всякое слово красное. -"На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!», «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!», «Вздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!», «Вздвиженье - последний воз сдвинулся с поля, а птица - в отлет!», «На Вздвиженье ни змея и никакой гад по земле сырой не движется!» и т. д. Третья встреча осени - «первые зазимки». Но еще не пугают они в меру зябкого мужика, знающего, что настоящую весть о зиме может принести только Покров-батюшка. Только первый снег, раньше 1-го октября почти нигде на Руси не выпадающий, и кладет почин необлыжной стуже. Покров - зазимье: на него - «до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима», по народной поговорке, совпадающей с ильинскою, гласящей, что «на Илью до обеда лето, а после обеда - осень». По старинной примете: «Вздвиженье осень зиме навстречу двигает!», а зима, в свой черед, на этот праздник «со бела гнезда сымается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебальных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную!»... 🌞 🍁 🍁 🍄 🍂 🌿 🍁 🍄 🌞 🍁 🍁 🍁 По старинному простонародному сказанию, еще недавно повторявшемуся в среднем Поволжье, на Воздвижение происходит битва-бой между «честью» и «нечестью». Поднимаются в этот день, - гласит сказание, - воздвигаются одна на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «несвято»... И зачинает осиливать наваждение от лукавого, и починает колебаться все стоящее за веру правую и правду верную. Дрожит-колышется, сотрясается Мать-Сыра-Земля... Но вот вся вселенная сияет, как солнце,. И тает, как воск - от огня, все злое-нечистое, все сильное кривдою мира – пред этим светом. Побеждает все праведное, все чистое... «И так до скончания века веков», - гласит заключительное слово поволжского сказа, свидетельствующего о непоколебимой вере народа в торжество правды, несмотря на обуревающее мир зло, ходящее по свету белому, обок с черной бедой-невзгодою, все затмевающей-туманящею. 🍁 🍂 🍁 🍂 🌿 🌿 🍁 🍂 🍁 🍂 Дума пахаря-народа о хлебе насущном сказалась здесь едва ли не ярче, чем в каких бы то ни было других памятниках его песно-творчества. Эту думу спородила власть земли-кормилицы над его стихийной душою, порождавшей не только одних пахарей, но и богатырей. Праздник Воздвиженья слывет «капустницами». «Смекай, ба-ба, про капусту: Вздвиженье пришло!» - говорят на посельской Руси: «Взриженье - капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что со Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «И плохая баба о Вздвиженьи - капустница!», «На Вздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!», «На Вздвиженье первая барыня - капуста!» и т. д. Капуста, и всегда пользующаяся большим почетом в простонародном обиходе, у всех на языке в Вздвиженьев день. «Щи да каша - пища наша!», -говорит деревенский люд, а сам приговаривает: «Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты - щи не живут!», «Хлеб да капуста лихого не попустят!», «Капуста не пуста, сама летит в уста!», «Капуста - лучше пуста!..» О незапасливых хозяевах замечают: «Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустят!», «Помяни репу, чтобы дали капусты!», «Поезжай в Крым по капусту!», «Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах!», «Без счету одежек - все без застежек!», «Маленький попок, сорок ризок оболок!», «Шароватый, кудреватый, на макушке плешь, на здоровье съешь!» - ведут свою иносказательную речь загадки о капусте. Старинное поверье советует выбирать капустные семена из кочнов если не на Воздвиженье, то на Благовещенье. «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!» - гласит оно, из уст памятливых ко всякой примете старых людей, умудренных опытом. Они же добавляют к этому, что, при засеве капусты, надо пересыпать семена из руки в руку, - иначе, вместо капусты, уродится брюква. Капусты, по их же словам, в четверг не садят: «посадишь - всю черви поточат!» Воздвиженье начинает ряд осенних веселых вечеринок, справляющихся и слывущих под именем «капустниц» не только в деревнях, но и в городах (у мещан). В старину в этот день красны девушки, принарядяся в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом _ рубить капусту. Это делалось с веселыми песнями; гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные (смотря по достатку хозяев). Молодежь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся о Покров-дне. «Капустенския вечорки» длились две недели, заканчиваясь вместе с сентябрем-месяцем. Их ожидала молодежь, как веселого праздника, вроде Масленицы. Немало песен, особого склада и лада, приурочивалось к этому времени, своих - «капустенских», хотя не считалось зазорным петь на «вечорках» и всякие другие, лишь бы складны были да веселы.
Славянский мир
:Амазонка Зевана
Третья встреча осени - «первые зазимки».
ОСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ - КАПУСТНИКИ!!!
В 19 веке осеннее равноденствие приходилось примерно на третью встречу осени - Воздвиженье
Третья встреча осени - «первые зазимки».
Немного расскажу о народных традициях КАПУСТНИКОВ!
Девичий праздник, сватовство
🌞 🍁 🍁 🍄 🍂 🌿 🍁 🍄 🌞 🍁 🍁 🍁
Воздвиженские капустники и в наши дни - повсеместный на деревенской Руси девичий праздник: ждут его по осени, не дождутся красные. Знают они, что ввечеру сойдутся на капустную беседу-пирушку холостые деревенские парни - себе невест приглядывать. Все заневестившиеся девушки принаряжаются на эту беседу в лучшие наряды, чтобы не ударить в грязь своею красою девичьей: у каждой из них есть среди ожидаемых гостей свои присмотренные заранее, приглянувшиеся загодя парни. Существует поверье, что, если - собираясь на Воздвиженский капустник, девушка прочитает семь раз особого рода заклятие, то приглянувшемуся ей молодцу приглянется и ее красота. «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имярек) любовь ко мне девице красной (имярек), чтобы этой любови не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!» - приговаривают девицы красные, собираючись, как на веселые смотрины, на капустник Воздвиженский.
❤ ❤ ❤ 💍 💍 🍁 🍁 🍄 🍄 🌿 🌿 🍁 🍁 🌞 ❤ ❤ ❤
14-го сентября по старому стилю.
Воздвиженье - третья встреча осени (первая - на Семен-день, вторая на Малую Пречистую), «первые зазимки». Об этом дне и связанных с ним поверьях-приметах и обычаях ходит в народной Руси расцвеченный красными-крылатыми словами длинный сказ, стоящий наособицу ото всех других. Бабьему лету - конец. «Со Воздвиженья осень к зиме все быстрее движется!» - замечают деревенские погодоведы, но сами же и добавляют к этому: «Воздвиженские зазимки еще не беда, - что-то скажет Покров-батюшко (1-е октября)!» В этот праздник по многим местам рубят капусту - с песнями да с угощеньем. «Здвиженье-капустницы!» - говорят о нем в народе.
🌞 🍁 🍁 🍄 🍂 🌿 🍁 🍄 🌞 🍁 🍁 🍁
Воздвижение - заключительный день бабьего лета, третья (и остатняя) встреча осени. С его приходом последняя вступает свои неотъемлемые права, заставляя сельского жителя все чаще и чаще призадумываться о глядящей к нему во двор лиходейке-зиме - с ее морозами, буранами и зачастую приходящей вместе с ними бескормицей-бесхлебицей, являющеюся грозным бичом пахаря-хлебороба, живущего доброхотными щедротами земли. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!» - говорит деревня, любящая и ценящая всякое слово красное. -"На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!», «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!», «Вздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!», «Вздвиженье - последний воз сдвинулся с поля, а птица - в отлет!», «На Вздвиженье ни змея и никакой гад по земле сырой не движется!» и т. д. Третья встреча осени - «первые зазимки». Но еще не пугают они в меру зябкого мужика, знающего, что настоящую весть о зиме может принести только Покров-батюшка. Только первый снег, раньше 1-го октября почти нигде на Руси не выпадающий, и кладет почин необлыжной стуже. Покров - зазимье: на него - «до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима», по народной поговорке, совпадающей с ильинскою, гласящей, что «на Илью до обеда лето, а после обеда - осень». По старинной примете: «Вздвиженье осень зиме навстречу двигает!»,
а зима, в свой черед, на этот праздник «со бела гнезда сымается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебальных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную!»...
🌞 🍁 🍁 🍄 🍂 🌿 🍁 🍄 🌞 🍁 🍁 🍁
По старинному простонародному сказанию, еще недавно повторявшемуся в среднем Поволжье, на Воздвижение происходит битва-бой между «честью» и «нечестью». Поднимаются в этот день, - гласит сказание, - воздвигаются одна на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «несвято»... И зачинает осиливать наваждение от лукавого, и починает колебаться все стоящее за веру правую и правду верную. Дрожит-колышется, сотрясается Мать-Сыра-Земля... Но вот вся вселенная сияет, как солнце,. И тает, как воск - от огня, все злое-нечистое, все сильное кривдою мира – пред этим светом. Побеждает все праведное, все чистое... «И так до скончания века веков», - гласит заключительное слово поволжского сказа, свидетельствующего о непоколебимой вере народа в торжество правды, несмотря на обуревающее мир зло, ходящее по свету белому, обок с черной бедой-невзгодою, все затмевающей-туманящею.
🍁 🍂 🍁 🍂 🌿 🌿 🍁 🍂 🍁 🍂
Дума пахаря-народа о хлебе насущном сказалась здесь едва ли не ярче, чем в каких бы то ни было других памятниках его песно-творчества. Эту думу спородила власть земли-кормилицы над его стихийной душою, порождавшей не только одних пахарей, но и богатырей. Праздник Воздвиженья слывет «капустницами». «Смекай, ба-ба, про капусту: Вздвиженье пришло!» - говорят на посельской Руси: «Взриженье - капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что со Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «И плохая баба о Вздвиженьи - капустница!», «На Вздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!», «На Вздвиженье первая барыня - капуста!» и т. д. Капуста, и всегда пользующаяся большим почетом в простонародном обиходе, у всех на языке в Вздвиженьев день. «Щи да каша - пища наша!», -говорит деревенский люд, а сам приговаривает: «Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты - щи не живут!», «Хлеб да капуста лихого не попустят!», «Капуста не пуста, сама летит в уста!», «Капуста - лучше пуста!..» О незапасливых хозяевах замечают: «Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустят!», «Помяни репу, чтобы дали капусты!», «Поезжай в Крым по капусту!», «Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах!», «Без счету одежек - все без застежек!», «Маленький попок, сорок ризок оболок!», «Шароватый, кудреватый, на макушке плешь, на здоровье съешь!» - ведут свою иносказательную речь загадки о капусте. Старинное поверье советует выбирать капустные семена из кочнов если не на Воздвиженье, то на Благовещенье. «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!» - гласит оно, из уст памятливых ко всякой примете старых людей, умудренных опытом. Они же добавляют к этому, что, при засеве капусты, надо пересыпать семена из руки в руку, - иначе, вместо капусты, уродится брюква. Капусты, по их же словам, в четверг не садят: «посадишь - всю черви поточат!»
Воздвиженье начинает ряд осенних веселых вечеринок, справляющихся и слывущих под именем «капустниц» не только в деревнях, но и в городах (у мещан). В старину в этот день красны девушки, принарядяся в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом _ рубить капусту. Это делалось с веселыми песнями; гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные (смотря по достатку хозяев). Молодежь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся о Покров-дне. «Капустенския вечорки» длились две недели, заканчиваясь вместе с сентябрем-месяцем. Их ожидала молодежь, как веселого праздника, вроде Масленицы. Немало песен, особого склада и лада, приурочивалось к этому времени, своих - «капустенских», хотя не считалось зазорным петь на «вечорках» и всякие другие, лишь бы складны были да веселы.