В последнее время жители нашей страны отдают предпочтение отдыху на водных акваториях: рыбная ловля, охота, водный туризм, активные виды спорта на воде. Кроме того, в ряде регионов нашей страны расположенных вдоль русел великих русских рек (Сибирь, Поволжье и др.), именно катер (моторная лодка), а не автомобиль являются “не роскошью а средством передвижения”, во всяком случае в период навигации. Поэтому очень важно на начальном этапе выбрать то, что необходимо для конкретной цели. Маломерное судно поднадзорное государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России — водный транспорт длиной до 20 м для перевозки не более 12 человек, если масса судна превышает 200 кг и мощность составляет от 8 кВт или от 10,8 л. с. К маломерным судам относятся: • маломерные моторные судна (мотолодка с одним или несколькими подвесными моторами либо катер со стационарным двигателем) • гидроцикл (аквабайк) • аэробот • судно на воздушной подушке • парусное и парусно-моторное судно с площадью парусов до 12, до 22, до 60 или более 60 кв. м • хаусбот (самоходный плавающий дом)
Мотолодка с двумя подвесными моторами
Мотолодка содним подвесным мотором
Катер со стационарным двигателем
Гидроцикл (аквабайк)
Аэробот
Судно на воздушной подушке
Парусное и парусно-моторное судно с площадью парусов до 12, до 22, до 60 или более 60 кв.м
Хаусбот (самоходный плавающий дом)
В этой статье мы рассмотрим распространённые ошибки, которые совершают покупатели при выборе маломерных судов.
1. Неправильный выбор типа судна. Существует множество различных типов маломерных судов. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. К примеру, катера обычно имеют более высокую скорость и манёвренность, чем моторные лодки. Парусные яхты позволяют наслаждаться морскими прогулками без шума двигателя. Перед покупкой необходимо определиться с тем, какой тип судна вам подходит больше всего. Чтобы избежать ошибок при выборе маломерного судна рассмотрим их классификацию по назначению и видам, а также остановимся на некоторых моментах безопасности. Лодки (моторные) – маломерные суда, не имеющие кают и с подвесным двигателем (мотором). Такие лодки являются бюджетными вариантами. Если Вам не нужно, либо не хотите платить кругленькую сумму за удобство и комфорт, или хотите использовать судно для рыбалки или других специфических целях, или планируете редко выходить на воду, то моторная лодка - это то, что Вам нужно! Такие суда могут быть оснащены тентом, что облегчит рыбалку или обычную прогулку по водной глади, так же лодка может быть оборудована и другими туристическими атрибутами. Катера – маломерные суда, оборудованные стационарным двигателем или каютные суда с подвесным мотором, обычно 5-10 метров в длину. Катера бывают, различных типов, от небольших рыбацких катеров до скоростных гоночных болидов и серьезных круизных катеров.
Моторные лодки ПВХ-лодки с надувным дном: Одним из основных преимуществ таких лодок - их меньший вес, за счет отсутствия фанерного или алюминиевого настила днища, меньшие габариты в собранном состоянии, меньшую осадку, что дает для этих лодок возможность беспрепятственно пройти мели, которые не смогут преодолеть лодки с надувным килем или РИБы, ну и самым отличительным моментом этих лодок является то, что при использовании одного и того же двигателя эти лодки развивают большую скорость при максимальных оборотах двигателя (на 2-4 км/ч выше). Из минусов, при движении в ветреную погоду эти лодки начинают "рыскать", тем самым создавая неудобство в управлении, при движении по волнам сидеть в этих лодках длительное время достаточно неудобно, ну и при активном отдыхе на воде, производя буксировку воднолыжника, эти лодки менее устойчивы по курсу.
ПВХ-лодка с надувным дном
ПВХ-лодки с жесткими пайолами: Отличаются от предыдущей конструкции тем, что на дне лодки имеется жесткий пайол (настил), за счет которого лодке придается жесткость. Из минусов - тяжелее, чем полностью надувная ПВХ-лодка, а также габариты лодки в сложенном виде увеличиваются за счет собственно самих пайолов. Осадка такой лодки несколько выше, но зато из преимуществ, в такой лодке удобно стоять в полный рост, например, для спиннингистов такая лодка будет более удобной. Также при движении в ветреную погоду при волнении и при буксировке эта лодка будет более устойчива.
ПВХ-лодка с жесткими пайолами
Надувные лодки РИБ (ПВХ+пластик): РИБ-лодки имеют жесткое килевое днище, отлитое из пластичного материала, эти лодки тяжелее всех своих собратьев, да и транспортировка такой лодки возможна только на прицепе или багажнике достаточно большого автомобиля, так что, выбирая такую лодку, вы заранее должны позаботиться о месте ее хранения. Из достоинств этих лодок нужно отметить ее мореходные качества, маневренность, а также возможность установки более мощных моторов.
Надувная лодка РИБ (ПВХ+пластик)
Алюминиевые моторные лодки: Они гораздо лучше защищены от механических повреждений. Кроме рыбалки область применения этих видов водного транспорта довольно широка: небольшие путешествия вдоль по реке, пикники, транспортировка по воде, а также спорт и аттракционы.
Подводя итоги по классификации лодок, можно сделать вывод, что: • полностью надувные ПВХ-лодки подойдут людям, изредка выходящим в плавание, на небольших мелких реках или озерах, где нет большой волны и сильных ветров • лодки с жестким пайолом больше пригодны для рыболовов и туристов, которые иногда не прочь отказать себе в буксировке воднолыжника, а также тем, кто перевозит с собой достаточное количество вещей • РИБ-лодки благодаря своей конструкции созданы для больших водоемов, где есть разгуляться ветру и волнам, а также для тех, кто часто планирует заниматься активными видами спорта на воде • алюминиевые моторные лодки подходят для передвижения на большие расстояния
Катера. Катера отличаются по основным типам корпуса и планировки: СС, SC (Central console) - открытый катер от четырех метров и более с консолью управления и со свободным проходом вдоль бортов. Такой катер предназначен для активного отдыха, рыбалки и охоты. А также в данную категорию входят высокоскоростные спортивные катера.
BR (Bow rider) - открытый катер от 5 до 7 метров в длину с автомобильным расположением сидений и поста управления, а так же с диваном в носовой части. Часто комплектуется ходовым тентом, столиком, аудиосистемой. Данный катер предназначен для активного отдыха и является любимцем молодежи.
HT (Hard top) - Полузакрытый катер. В размерах от 5 до 7 метров позволяет разместить закрытое спальное место в носовой части катера и скрыть от солнца или непогоды пост управления, что делает их весьма универсальными. Крупные круизные катера выделяются крышей над кокпитом, часто с открывающимся люком, что повышает общий комфорт судна.
WA - катера с каютой, полузакрытой или закрытой кабиной управления, но со свободным проходом вдоль бортов, предназначены для комфортной рыбалки и для активного отдыха.
DC (day cruiser), Caddy Cabin - наиболее универсальный класс. Каютный круизный катер выходного дня. Довольно популярный. Имеет не высокую, сидячую, носовую каюту с U - образным диваном и столиком посредине, которые преобразовываются в двуспальную кровать. Люксовые варианты могут оснащаться туалетом, кухонным блоком, водопроводом и прочими мелочами, значительно облегчающие жизнь начинающим путешественникам.
Sport Cruiser – Скоростной круизный катер от 8 до 12 метров с открытым просторным кокпитом, большим салоном и спальными местами минимум для 4-х человек, предназначенный для отдыха и путешествий. На борту должна быть полноценная кухня, душ, санузел, купальная платформа.
Cruiser Yacht - Имиджевые круизные катера повышенной комфортности длиной от 10 до 20 метров, чаще всего с полузакрытой или закрытой кабиной.
2. Игнорирование технических характеристик. Технические характеристики маломерного судна, такие как длина, ширина, высота борта, грузоподъёмность, вместимость, материал корпуса и мощность двигателя, являются важными параметрами, которые определяют его функциональность и надёжность. Необходимо изучить эти характеристики и выбрать судно, которое соответствует вашим потребностям и бюджету.
Какой корпус лучше? От качества и свойств материала, из которого изготовлен корпус катера, во многом зависит срок службы, надежность и безопасность судна.
Рассмотрим несколько вариантов: Сталь. При условии грамотной эксплуатации и регулярной обработке защитными составами прослужит не менее 30 лет. Стеклосталь. Срок эксплуатации в соленой воде составляет от 15 до 20 лет, в пресной – 25. Алюминий. Несмотря на то, что корпус из этого металла сильно окисляется, находясь в морской воде, срок его службы один из самых долгих – вплоть до 35 лет. Стеклопластик. Катер из этого достаточно пластичного материала прослужит до 20 лет. Кроме перечисленных вариантов встречаются комбинированные корпуса, например, из сочетания алюминия и пластика. В этом случае общая продолжительность срока службы судна будет выше.
Катер с алюминиевым корпусом – отличный вариант для любителей охоты, рыбалки и дальних прогулок по воде. Материал достаточно износоустойчив и неприхотлив к условиям внешней среды, отличается стойкостью к трению. Как и любые металлы, быстро нагревается и так же быстро охлаждается, что считается минусом. Еще один недостаток – алюминиевые края сильно шумят на ходу. Корпус из стеклопластика – современная и приятная визуально конструкция с мягкими углами, чем обеспечивается безопасность пассажиров. Материал имеет низкую теплопроводность, поэтому к нему комфортно прикасаться, например, сидеть на нем. Стеклопластиковый катер легкий, его легко мыть, но в то же время плохо устойчив к повреждениям. Но зато это самый бюджетный вариант катера. Стальной корпус – самый прочный с долгим сроком службы. Ему не страшны повреждения, царапины и скорый износ. За счет этого катера из стали пользуются востребованностью у ценителей зимней рыбалки с воды. Стальной корпус можно легко отремонтировать в полевых условиях, сами катера достаточно недорогие. Основные недостатки: большой вес, плохая устойчивость к коррозии.
Каким катером легче управлять Выбирая для покупки катер, необходимо принимать во внимание его управление. Классификация систем управления: Румпельное (с случае установки подвесного мотора) - это управление при помощи специального рычага, который является составляющей частью устройства лодочного управления; механическое − предполагает оснащение классической рулевой системой (руль, рулевое колесо соединены с силовым узлом тросом); гидравлическое – аналогично управлению легковым автомобилем, легко управлять; электронное − инновационное решение, обеспечивающее постоянный контроль движения. Последние два вида управления облегчают задачу перемещения, обеспечивают высокий уровень комфорта и как нельзя лучше подойдут для прогулочного катера.
Как выбрать мотор для катера? Один из критериев выбора мотора – способ его установки. Так, на катера длиной менее 5 метров обычно устанавливаются подвесные двигатели малой и средней мощности. Они имеют небольшие размеры, легко устанавливаются и снимаются, например, для технического обслуживания, легко монтируются, не занимают полезную площадь, но создают шум при работе. Катера длиной более 5 метров могут комплектоваться двигателем как подвесного, так и стационарного типа. Во втором случае мотор устанавливается в специальный (моторный) отсек. Плюсы – более высокий диапазон мощности, отличная устойчивость водного судна при движении на различной скорости, тихая работа. Но здесь уже встает вопрос о размере свободного пространства, так как стационарный двигатель будет занимать полезную площадь судна и при поломке мотора потребует буксировки катера до мастерской. Следующий критерий выбора двигателя – тип топлива. В этом плане моторы делятся на два типа: Дизельные. Экономичные в плане потребления горючего, но более дорогие, в обслуживании. Бензиновые. Менее дорогие в сравнении с дизельными, более простые в эксплуатации. Что касается мощности мотора, она подбирается исходя из назначения катера. Например, для спокойного плавания в туристическом режиме не нужна высокая скорость, а значит, и большая мощность. Обратная ситуация в случае, если судно покупается для профессиональной рыбалки, охоты на водоплавающую дичь или для катания в компании водных лыжников, где очень важна скорость перемещения по воде.
3. Отсутствие учёта условий эксплуатации. Условия эксплуатации маломерного судна также играют важную роль при его выборе. Если вы планируете использовать судно для рыбалки или охоты, то вам потребуется судно с прочным корпусом и хорошей проходимостью по мелководью. Для морских прогулок и путешествий лучше выбрать яхту с большим запасом хода и комфортабельными условиями проживания. 4. Пренебрежение безопасностью. Безопасность является одним из главных критериев при выборе маломерного судна. Необходимо убедиться в том, что судно оснащено всем необходимым оборудованием для обеспечения безопасности, таким как спасательные жилеты, огнетушители, навигационные приборы и т. д. Также важно проверить наличие сертификатов и разрешений на эксплуатацию судна. 5. Выбор неподходящего производителя. На рынке существует множество производителей маломерных судов разных стран. Важно выбрать надёжного и проверенного производителя, который имеет хорошую репутацию и предоставляет гарантию на свою продукцию. Это поможет избежать проблем с качеством и обслуживанием судна в будущем. 6. Игнорирование дополнительных опций. Дополнительные опции, такие как оборудование для рыбалки, крепления для вёсел, тенты и т. п., могут значительно повысить комфорт и функциональность маломерного судна. Например, оборудование для рыбалки может включать эхолот, держатели для удочек и специальные сиденья для комфортной ловли рыбы. Крепления для вёсел позволяют удобно хранить вёсла на борту судна, а тент защищает от солнца и дождя во время отдыха на воде. Также полезными опциями могут быть навигационное оборудование, аудиосистема, холодильник и другие удобства для комфортного времяпрепровождения на судне. При выборе дополнительных опций важно учитывать свои потребности и бюджет. Некоторые опции могут существенно увеличить стоимость судна, но при этом значительно улучшить его функциональность, безопасность и удобство использования.
ТЕХАКВАСПАС
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ МАЛОМЕРНОЕ СУДНО (Часть 1)
В последнее время жители нашей страны отдают предпочтение отдыху на водных акваториях: рыбная ловля, охота, водный туризм, активные виды спорта на воде. Кроме того, в ряде регионов нашей страны расположенных вдоль русел великих русских рек (Сибирь, Поволжье и др.), именно катер (моторная лодка), а не автомобиль являются “не роскошью а средством передвижения”, во всяком случае в период навигации.
Поэтому очень важно на начальном этапе выбрать то, что необходимо для конкретной цели.
Маломерное судно поднадзорное государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России — водный транспорт длиной до 20 м для перевозки не более 12 человек, если масса судна превышает 200 кг и мощность составляет от 8 кВт или от 10,8 л. с.
К маломерным судам относятся:
• маломерные моторные судна (мотолодка с одним или несколькими подвесными моторами либо катер со стационарным двигателем)
• гидроцикл (аквабайк)
• аэробот
• судно на воздушной подушке
• парусное и парусно-моторное судно с площадью парусов до 12, до 22, до 60 или более 60 кв. м
• хаусбот (самоходный плавающий дом)
1. Неправильный выбор типа судна.
Существует множество различных типов маломерных судов. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. К примеру, катера обычно имеют более высокую скорость и манёвренность, чем моторные лодки. Парусные яхты позволяют наслаждаться морскими прогулками без шума двигателя. Перед покупкой необходимо определиться с тем, какой тип судна вам подходит больше всего.
Чтобы избежать ошибок при выборе маломерного судна рассмотрим их классификацию по назначению и видам, а также остановимся на некоторых моментах безопасности.
Лодки (моторные) – маломерные суда, не имеющие кают и с подвесным двигателем (мотором). Такие лодки являются бюджетными вариантами. Если Вам не нужно, либо не хотите платить кругленькую сумму за удобство и комфорт, или хотите использовать судно для рыбалки или других специфических целях, или планируете редко выходить на воду, то моторная лодка - это то, что Вам нужно! Такие суда могут быть оснащены тентом, что облегчит рыбалку или обычную прогулку по водной глади, так же лодка может быть оборудована и другими туристическими атрибутами.
Катера – маломерные суда, оборудованные стационарным двигателем или каютные суда с подвесным мотором, обычно 5-10 метров в длину. Катера бывают, различных типов, от небольших рыбацких катеров до скоростных гоночных болидов и серьезных круизных катеров.
Моторные лодки
ПВХ-лодки с надувным дном:
Одним из основных преимуществ таких лодок - их меньший вес, за счет отсутствия фанерного или алюминиевого настила днища, меньшие габариты в собранном состоянии, меньшую осадку, что дает для этих лодок возможность беспрепятственно пройти мели, которые не смогут преодолеть лодки с надувным килем или РИБы, ну и самым отличительным моментом этих лодок является то, что при использовании одного и того же двигателя эти лодки развивают большую скорость при максимальных оборотах двигателя (на 2-4 км/ч выше). Из минусов, при движении в ветреную погоду эти лодки начинают "рыскать", тем самым создавая неудобство в управлении, при движении по волнам сидеть в этих лодках длительное время достаточно неудобно, ну и при активном отдыхе на воде, производя буксировку воднолыжника, эти лодки менее устойчивы по курсу.
Отличаются от предыдущей конструкции тем, что на дне лодки имеется жесткий пайол (настил), за счет которого лодке придается жесткость. Из минусов - тяжелее, чем полностью надувная ПВХ-лодка, а также габариты лодки в сложенном виде увеличиваются за счет собственно самих пайолов. Осадка такой лодки несколько выше, но зато из преимуществ, в такой лодке удобно стоять в полный рост, например, для спиннингистов такая лодка будет более удобной. Также при движении в ветреную погоду при волнении и при буксировке эта лодка будет более устойчива.
РИБ-лодки имеют жесткое килевое днище, отлитое из пластичного материала, эти лодки тяжелее всех своих собратьев, да и транспортировка такой лодки возможна только на прицепе или багажнике достаточно большого автомобиля, так что, выбирая такую лодку, вы заранее должны позаботиться о месте ее хранения. Из достоинств этих лодок нужно отметить ее мореходные качества, маневренность, а также возможность установки более мощных моторов.
Они гораздо лучше защищены от механических повреждений. Кроме рыбалки область применения этих видов водного транспорта довольно широка: небольшие путешествия вдоль по реке, пикники, транспортировка по воде, а также спорт и аттракционы.
• полностью надувные ПВХ-лодки подойдут людям, изредка выходящим в плавание, на небольших мелких реках или озерах, где нет большой волны и сильных ветров
• лодки с жестким пайолом больше пригодны для рыболовов и туристов, которые иногда не прочь отказать себе в буксировке воднолыжника, а также тем, кто перевозит с собой достаточное количество вещей
• РИБ-лодки благодаря своей конструкции созданы для больших водоемов, где есть разгуляться ветру и волнам, а также для тех, кто часто планирует заниматься активными видами спорта на воде
• алюминиевые моторные лодки подходят для передвижения на большие расстояния
Катера.
Катера отличаются по основным типам корпуса и планировки:
СС, SC (Central console) - открытый катер от четырех метров и более с консолью управления и со свободным проходом вдоль бортов. Такой катер предназначен для активного отдыха, рыбалки и охоты. А также в данную категорию входят высокоскоростные спортивные катера.
Технические характеристики маломерного судна, такие как длина, ширина, высота борта, грузоподъёмность, вместимость, материал корпуса и мощность двигателя, являются важными параметрами, которые определяют его функциональность и надёжность. Необходимо изучить эти характеристики и выбрать судно, которое соответствует вашим потребностям и бюджету.
Какой корпус лучше?
От качества и свойств материала, из которого изготовлен корпус катера, во многом зависит срок службы, надежность и безопасность судна.
Рассмотрим несколько вариантов:
Сталь.
При условии грамотной эксплуатации и регулярной обработке защитными составами прослужит не менее 30 лет.
Стеклосталь.
Срок эксплуатации в соленой воде составляет от 15 до 20 лет, в пресной – 25.
Алюминий.
Несмотря на то, что корпус из этого металла сильно окисляется, находясь в морской воде, срок его службы один из самых долгих – вплоть до 35 лет.
Стеклопластик.
Катер из этого достаточно пластичного материала прослужит до 20 лет.
Кроме перечисленных вариантов встречаются комбинированные корпуса, например, из сочетания алюминия и пластика. В этом случае общая продолжительность срока службы судна будет выше.
Катер с алюминиевым корпусом – отличный вариант для любителей охоты, рыбалки и дальних прогулок по воде. Материал достаточно износоустойчив и неприхотлив к условиям внешней среды, отличается стойкостью к трению. Как и любые металлы, быстро нагревается и так же быстро охлаждается, что считается минусом. Еще один недостаток – алюминиевые края сильно шумят на ходу.
Корпус из стеклопластика – современная и приятная визуально конструкция с мягкими углами, чем обеспечивается безопасность пассажиров. Материал имеет низкую теплопроводность, поэтому к нему комфортно прикасаться, например, сидеть на нем. Стеклопластиковый катер легкий, его легко мыть, но в то же время плохо устойчив к повреждениям. Но зато это самый бюджетный вариант катера.
Стальной корпус – самый прочный с долгим сроком службы. Ему не страшны повреждения, царапины и скорый износ. За счет этого катера из стали пользуются востребованностью у ценителей зимней рыбалки с воды. Стальной корпус можно легко отремонтировать в полевых условиях, сами катера достаточно недорогие. Основные недостатки: большой вес, плохая устойчивость к коррозии.
Каким катером легче управлять
Выбирая для покупки катер, необходимо принимать во внимание его управление.
Классификация систем управления:
Румпельное (с случае установки подвесного мотора) - это управление при помощи специального рычага, который является составляющей частью устройства лодочного управления;
механическое − предполагает оснащение классической рулевой системой (руль, рулевое колесо соединены с силовым узлом тросом);
гидравлическое – аналогично управлению легковым автомобилем, легко управлять;
электронное − инновационное решение, обеспечивающее постоянный контроль движения.
Последние два вида управления облегчают задачу перемещения, обеспечивают высокий уровень комфорта и как нельзя лучше подойдут для прогулочного катера.
Как выбрать мотор для катера?
Один из критериев выбора мотора – способ его установки. Так, на катера длиной менее 5 метров обычно устанавливаются подвесные двигатели малой и средней мощности. Они имеют небольшие размеры, легко устанавливаются и снимаются, например, для технического обслуживания, легко монтируются, не занимают полезную площадь, но создают шум при работе.
Катера длиной более 5 метров могут комплектоваться двигателем как подвесного, так и стационарного типа. Во втором случае мотор устанавливается в специальный (моторный) отсек. Плюсы – более высокий диапазон мощности, отличная устойчивость водного судна при движении на различной скорости, тихая работа. Но здесь уже встает вопрос о размере свободного пространства, так как стационарный двигатель будет занимать полезную площадь судна и при поломке мотора потребует буксировки катера до мастерской.
Следующий критерий выбора двигателя – тип топлива. В этом плане моторы делятся на два типа:
Дизельные. Экономичные в плане потребления горючего, но более дорогие, в обслуживании.
Бензиновые. Менее дорогие в сравнении с дизельными, более простые в эксплуатации.
Что касается мощности мотора, она подбирается исходя из назначения катера. Например, для спокойного плавания в туристическом режиме не нужна высокая скорость, а значит, и большая мощность. Обратная ситуация в случае, если судно покупается для профессиональной рыбалки, охоты на водоплавающую дичь или для катания в компании водных лыжников, где очень важна скорость перемещения по воде.
3. Отсутствие учёта условий эксплуатации.
Условия эксплуатации маломерного судна также играют важную роль при его выборе. Если вы планируете использовать судно для рыбалки или охоты, то вам потребуется судно с прочным корпусом и хорошей проходимостью по мелководью. Для морских прогулок и путешествий лучше выбрать яхту с большим запасом хода и комфортабельными условиями проживания.
4. Пренебрежение безопасностью.
Безопасность является одним из главных критериев при выборе маломерного судна. Необходимо убедиться в том, что судно оснащено всем необходимым оборудованием для обеспечения безопасности, таким как спасательные жилеты, огнетушители, навигационные приборы и т. д. Также важно проверить наличие сертификатов и разрешений на эксплуатацию судна.
5. Выбор неподходящего производителя.
На рынке существует множество производителей маломерных судов разных стран. Важно выбрать надёжного и проверенного производителя, который имеет хорошую репутацию и предоставляет гарантию на свою продукцию. Это поможет избежать проблем с качеством и обслуживанием судна в будущем.
6. Игнорирование дополнительных опций.
Дополнительные опции, такие как оборудование для рыбалки, крепления для вёсел, тенты и т. п., могут значительно повысить комфорт и функциональность маломерного судна.
Например, оборудование для рыбалки может включать эхолот, держатели для удочек и специальные сиденья для комфортной ловли рыбы. Крепления для вёсел позволяют удобно хранить вёсла на борту судна, а тент защищает от солнца и дождя во время отдыха на воде. Также полезными опциями могут быть навигационное оборудование, аудиосистема, холодильник и другие удобства для комфортного времяпрепровождения на судне.
При выборе дополнительных опций важно учитывать свои потребности и бюджет. Некоторые опции могут существенно увеличить стоимость судна, но при этом значительно улучшить его функциональность, безопасность и удобство использования.