Броня России. Первый бронеавтомобиль "Накашидзе-Шаррон", 1904
Бронеавтомобиль Накашидзе, более известный как «Накашидзе-Шаррон» стал результатом долгих изысканий подъесаула Сибирского казачьего полка Манчжурской армии Михаила Накашидзе. Именно ему принадлежит слава первооткрывателя русской сухопутной бронетехники.
Бронеавтомобиль Накашидзе-Шаррон 1904 года собственной персоной.
История создания
К мысли о необходимости создания и поставки в войска «подвижной броневой машины, способной поддержать пехотные цепи в бою» Михаил Накашидзе пришёл во время боевых действий 1905 года на территории Манчжурии. Уже тогда он понимал опасность применения сопровождающих огневых валов артиллерии (которые частенько наносили урон собственным войскам, ибо не поспевали за пехотой), а также нецелесообразность применения пулемётов на стационарных точках во время атаки собственной пехоты.
Михаил Александрович Накашидзе, создатель бронеавтомобиля. Фотография в свободном доступе.
Конечно, импровизированные тачанки были — но приводились они в движение, как известно, конной тягой. А тяга эта была весьма уязвима в бою — на коня тяжёлые доспехи не повесить, да и заброневые травмы никто не отменял. К тому же, лошадь, хоть и несущаяся на большой скорости, цель для вражеских стрелков прекрасная… Где-то в войсках (в Порт-Артуре такие точно были) могли использовать различные импровизированные решения, связанные с винтовками Мосина образца 1891 года — на станок укладывали до десяти винтовок, затворные рукоятки и спусковые крючки которых были объединены между собой для одномоментной перезарядки и выстрела (пулемёт Шметилло). Однако это больше подходит под описание залповой стрельбы, и к пулемётам никакого отношения не имеет. Зато могло обеспечивать огонь большой плотности на локальном участке фронта.
"Пулемёт Шметилло". Фотография в свободном доступе.
Можно ещё вспомнить «пулемёт унтер-офицера Ефимовского», который представлял собой винтовку Мосина, закреплённую в специальном станке и способную выдавать темп стрельбы больше, чем стандартный темп стрельбы винтовки. Но в обоих случаях вставали вопросы транспортировки — конечно, два солдата из стройбата заменяют экскаватор, но ведь к этому нужны ещё патроны, заряжающие и наводчики, а это уже кучка бойцов на поле боя. И разумеется, кучка бойцов на поле боя, собравшаяся вокруг непонятно чего — прекрасная мишень для вражеских стрелков или артиллеристов.
Так называемый «пулемёт унтер-офицера Ефимовского» можно увидеть только на этой фотографии. Фотография в свободном доступе.
Глядя на всё это, в голове у подъесаула Накашидзе и начала складываться идея создания чего-то, что способно было под защитой брони подбираться к позициям противника, поливая его огнём и подавляя оборону, тем самым прикрывая цепи наступающей армии. Из всех технических решений, которые он перебирал в своей голове, наиболее оптимальным ему показался автомобиль — если его забронировать, да вооружить, чем не оптимальная машина для таких задач?
Автомобиль Charron, Girardot et Voigt 1902 года. Фотография в свободном доступе.
Тем более, что прецеденты создания подобной техники уже были — в 1902 году французская компания Charron, Girardot et Voigt представила бронеавтомобиль собственной конструкции (кстати, один из первых в мире, что был реально построен) Charron 50CV. Но, откровенно говоря, машинка хоть и была передовой в плане военной техники (в том смысле, что ничего «передовее» ещё не придумали), была ещё недоработанной. Тогда Накашидзе разработал собственную конструкцию бронеавтомобиля, основанную на базе того же самого легкового автомобиля, но с улучшенным бронированием и более продуманным расположением оружия.
Французский прототип бронеавтомобиля Charon 50CV. Фотография в свободном доступе.
В 1905 году, заказанный подъесаулом бронеавтомобиль прибыл в Российскую Империю, где был подвергнут серьёзным испытаниям — для начала его прогнали по маршруту Санкт-Петербург — Ораниенбаум — Верхние Венки (длиной в 60 километров), и машина должна была пройти его частично по шоссе, частично по бездорожью. Сегодня эта дистанция кажется смешной, однако обратите внимание — на дворе стоял 1905 год, понятия надёжного армейского бронеавтомобиля не будет существовать ещё лет примерно 50-70…
Прогон бронеавтомобиля по "бездорожью". Фотография в свободном доступе.
Проехав указанную дистанцию, экипажу бронеавтомобиля приказали направиться в Ораниенбаумскую стрелковую школу, где провели сравнительные стрельбы из пулемётов. Сравнивали пулемёт, установленный в башне бронеавтомобиля (да-да!) со станковым наземным вариантом, и по итогу стрельб было отмечено, что машина в целом является неплохим решением для поддержки наступающей пехоты или кавалерии, а также для преследования отступающего противника. Повторно военные смогли убедиться в этом во время Красносельских маневров 1905 года, после чего рекомендовали высшему военному руководству империи обратить пристальное внимание на новинку.
Уже в 1906 году компании Charron, Girardot et Voigt был передан заказ на сборку десяти автомобильных шасси и поставке их в Российскую Империю. Уже там, под надзором Михаила Накашидзе, их должны были забронировать на Ижорском заводе. Однако в силу целого ряда определённых причин, во Франции решили заказать десять уже полностью готовых бронеавтомобилей. Примечательно, что одновременно со сборкой первого испытательного автомобиля для РИ, автомобилисты из Charron, Girardot et Voigt собрали ещё один образец для французской армии — что большая война вот-вот начнётся, понимали все и лишнего способа усилить армии никто не упускал. Итак, десять бронеавтомобилей заказали, но пока не оплатили – дело в том, что Накашидзе пообещал заказать намного больше и французы, предвкушая прибыли, решили пойти на такие уступки. Вскоре в направлении Российской Империи двинулся эшелон, на который погрузили шесть машин, однако две из них были «реквизированы» Германией. Ни дипломатия, ни иные меры вернуть бронеавтомобили не смогли, и в учениях ландсвера 1909 года эти машинки уже дебютировали. Оценки немецких военных, мне, к сожалению, найти не удалось, поэтому «взгляда извне» не будет.
Оставшиеся четыре бронеавтомобиля (согласно Барятинскому) задержала российская таможня (!) по причине того, что встречать машины на территории империи было уже некому – 25 августа 1906 года, пока князь Накашидзе ожидал приёма к председателю Совета министров Российской Империи Столыпину, на даче чиновника на Аптекарском острове прогремел взрыв, оборвавший жизнь князя-изобретателя. Вскоре прикрыли и сам проект, ибо отвечать по нему было некому, а назначенная комиссия для проведения полноценных испытаний изначально не углядела ничего полезного в новом технологическом решении.
Однако позже, комиссия под председательством генерал-майора Розеншильд-Паулина сделала верный вывод – бронеавтомобиль штука полезная, и в современной армии нужная. Хотя прочили боевой машине сугубо полицейские функции, но подвижки уже были. Итак, единственный полученный Русской армией броневик был выкуплен у Charron, Girardot et Voigt, но других заказов на фирму передано не было. Судьба тех, что были заказаны самим князем, неизвестна.
Описание конструкции
Конструкция бронеавтомобиля была разработана буквально «на коленке», и в связи с этим претерпела заметные изменения в сравнении с изначальной конструкцией.
Корпус
Корпус бронеавтомобиля – полностью бронированный, закрытого типа. Собирался корпус на металлическом каркасе, к которому при помощи заклёпок крепились листы хром-никелевой бронестали толщиной в 4,5 мм. Накашидзе считал, что этой толщины достаточно для защиты экипажа от вражеских пуль винтовочного калибра, осколков снарядов и шрапнели. Корпус традиционно делился на три части – моторное отделение в передней части, отделение управления в середине и в корме – боевое отделение.
Чертёж-схема бронеавтомобиля. Изображение в свободном доступе.
Посадка и высадка экипажа производилась через единственную дверь в левом борту. В отделении управления располагались водитель (слева) и командир машины (справа). Они имели лючки для наблюдения за местностью, прорезанные в лобовом листе кабины, а командир в дополнение имел ещё и перископ. Также лючки были прорезаны по корпусу – по одному большому люку в кормовой части машины справа и слева, и одно небольшое окошко прорезалось в борту у места командира. В боевой обстановке все эти люки закрывались бронезаслонками. Эти окна, по идее, хорошо помогали и в жаркую погоду, обеспечивая естественную вентиляцию в «салоне».
В задней части автомобиля, на крыше размещалась пулемётная башня с круговым вращением. Башня была небольших размеров, достаточных лишь для размещения одного солдата с пулемётом. Башня имела скошенную к передней и задней части крышу, причём передний скос имел ещё и функцию люка. Примечательно, что люк не имел никаких подшипников – поворот осуществлялся только вручную, но при этом башню нужно было слегка приподнять. Решалось это при помощи поворотного колеса, соединённого с хитрым механизмом поворота. Этот механизм сам приподнимает башню и сам же её поворачивает – от стрелка требовалось только поворачивать рукоять. И это в боевой обстановке.
Вооружение
В качестве главного и единственного вооружения на бронеавтомобиль устанавливался 8-мм пулемёт Hotchkiss Mle1898 с боекомплектом в 500 патронов (10 кассет по 50 выстрелов). По мнению Накашидзе, этого пулемёта было достаточно для выполнения полицейских функций, а также для поддержки пехоты, идущей в наступление. Пулемёт устанавливался в башне и мог при необходимости демонтироваться для использования извне. Однако масса в 23,5 кг делала его малопригодным для боя, поэтому экипаж вооружался ещё и штатным оружием.
Пулемёт Hotchkiss Mle1898. Фотография в свободном доступе.
Штатное оружие не возбранялось использовать и во время движения на бронеавтомобиле – однако открытые окна резко снижали степень защиты экипажа. Поэтому (хоть тогда ещё чётких инструкций не существовало) открывать бронезаслонки можно было только на свой страх и риск.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки на бронеавтомобиль устанавливался рядный четырёхцилиндровый бензиновый двигатель карбюраторного типа. Его мощность составляла 37 лошадиных сил, что давало трёхтонному автомобилю возможность развить скорость до 45 километров в час по шоссе и до 35 км/ч по рокаде (или лёгкому бездорожью). Охлаждение двигателя жидкостное, с принудительным охлаждением радиатора при помощи вентилятора.
Коробка передач трёхступенчатая, с одной задней и двумя передними передачами. Водителю приходилось несладко – коробка передач на материнском автомобиле была очень тугой, что доставляло немало трудностей. Привод автомобиля задний, крутящий момент передавался на колёса через цепь. Всё это не было достаточно надёжным способом передачи усилия от двигателя к колёсам.
Ходовая часть крепилась на рессорной подвеске, что особого комфорта при движении не доставляло. Наоборот, машина тряслась на малейших неровностях и разговора о прицельной стрельбе на ходу можно было даже не заводить. Поэтому ведение огня допускалось лишь во время остановок, что автоматически разрушало роль машины поддержки пехоты в наступлении. Поэтому машине оставались лишь полицейские функции.
Оценка машины
Учитывая, что бронеавтомобиль на службе в Российской Императорской Армии был первым, его можно было счесть первоклассной боевой машиной – аналогов ведь нет. Он имел в своём составе несколько выдающихся технических решений, несколько опередив время – перископы, бронированный корпус, а также пулемёт. Несмотря на выявленные недостатки конструкции, машина получила следующую оценку комиссии – «Бронеавтомобили имеют широкую будущность как вспомогательное средство на поле боя». Мог ли знать председатель комиссии, что этой фразой он заглянул в будущее?
Заключение
Сказать, что бронеавтомобиль попал на службу, да ещё и нёс некоторые функции, можно только с большой натяжкой – во-первых, он так и остался единственным в серии, а во-вторых – он попал в специальную учебную часть Петербургского военного округа. О его использовании в этой спецчасти, а также о дальнейшей его судьбе никаких данных нет. Скорее всего, он был разобран на металл или сгинул на полях сражений Первой Мировой Войны.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Историк-любитель
Броня России. Первый бронеавтомобиль "Накашидзе-Шаррон", 1904
Бронеавтомобиль Накашидзе, более известный как «Накашидзе-Шаррон» стал результатом долгих изысканий подъесаула Сибирского казачьего полка Манчжурской армии Михаила Накашидзе. Именно ему принадлежит слава первооткрывателя русской сухопутной бронетехники.История создания
К мысли о необходимости создания и поставки в войска «подвижной броневой машины, способной поддержать пехотные цепи в бою» Михаил Накашидзе пришёл во время боевых действий 1905 года на территории Манчжурии. Уже тогда он понимал опасность применения сопровождающих огневых валов артиллерии (которые частенько наносили урон собственным войскам, ибо не поспевали за пехотой), а также нецелесообразность применения пулемётов на стационарных точках во время атаки собственной пехоты.Уже в 1906 году компании Charron, Girardot et Voigt был передан заказ на сборку десяти автомобильных шасси и поставке их в Российскую Империю. Уже там, под надзором Михаила Накашидзе, их должны были забронировать на Ижорском заводе. Однако в силу целого ряда определённых причин, во Франции решили заказать десять уже полностью готовых бронеавтомобилей. Примечательно, что одновременно со сборкой первого испытательного автомобиля для РИ, автомобилисты из Charron, Girardot et Voigt собрали ещё один образец для французской армии — что большая война вот-вот начнётся, понимали все и лишнего способа усилить армии никто не упускал. Итак, десять бронеавтомобилей заказали, но пока не оплатили – дело в том, что Накашидзе пообещал заказать намного больше и французы, предвкушая прибыли, решили пойти на такие уступки. Вскоре в направлении Российской Империи двинулся эшелон, на который погрузили шесть машин, однако две из них были «реквизированы» Германией. Ни дипломатия, ни иные меры вернуть бронеавтомобили не смогли, и в учениях ландсвера 1909 года эти машинки уже дебютировали. Оценки немецких военных, мне, к сожалению, найти не удалось, поэтому «взгляда извне» не будет.
Оставшиеся четыре бронеавтомобиля (согласно Барятинскому) задержала российская таможня (!) по причине того, что встречать машины на территории империи было уже некому – 25 августа 1906 года, пока князь Накашидзе ожидал приёма к председателю Совета министров Российской Империи Столыпину, на даче чиновника на Аптекарском острове прогремел взрыв, оборвавший жизнь князя-изобретателя. Вскоре прикрыли и сам проект, ибо отвечать по нему было некому, а назначенная комиссия для проведения полноценных испытаний изначально не углядела ничего полезного в новом технологическом решении.
Однако позже, комиссия под председательством генерал-майора Розеншильд-Паулина сделала верный вывод – бронеавтомобиль штука полезная, и в современной армии нужная. Хотя прочили боевой машине сугубо полицейские функции, но подвижки уже были. Итак, единственный полученный Русской армией броневик был выкуплен у Charron, Girardot et Voigt, но других заказов на фирму передано не было. Судьба тех, что были заказаны самим князем, неизвестна.
Описание конструкции
Конструкция бронеавтомобиля была разработана буквально «на коленке», и в связи с этим претерпела заметные изменения в сравнении с изначальной конструкцией.Корпус
Корпус бронеавтомобиля – полностью бронированный, закрытого типа. Собирался корпус на металлическом каркасе, к которому при помощи заклёпок крепились листы хром-никелевой бронестали толщиной в 4,5 мм. Накашидзе считал, что этой толщины достаточно для защиты экипажа от вражеских пуль винтовочного калибра, осколков снарядов и шрапнели. Корпус традиционно делился на три части – моторное отделение в передней части, отделение управления в середине и в корме – боевое отделение.В задней части автомобиля, на крыше размещалась пулемётная башня с круговым вращением. Башня была небольших размеров, достаточных лишь для размещения одного солдата с пулемётом. Башня имела скошенную к передней и задней части крышу, причём передний скос имел ещё и функцию люка. Примечательно, что люк не имел никаких подшипников – поворот осуществлялся только вручную, но при этом башню нужно было слегка приподнять. Решалось это при помощи поворотного колеса, соединённого с хитрым механизмом поворота. Этот механизм сам приподнимает башню и сам же её поворачивает – от стрелка требовалось только поворачивать рукоять. И это в боевой обстановке.
Вооружение
В качестве главного и единственного вооружения на бронеавтомобиль устанавливался 8-мм пулемёт Hotchkiss Mle1898 с боекомплектом в 500 патронов (10 кассет по 50 выстрелов). По мнению Накашидзе, этого пулемёта было достаточно для выполнения полицейских функций, а также для поддержки пехоты, идущей в наступление. Пулемёт устанавливался в башне и мог при необходимости демонтироваться для использования извне. Однако масса в 23,5 кг делала его малопригодным для боя, поэтому экипаж вооружался ещё и штатным оружием.Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки на бронеавтомобиль устанавливался рядный четырёхцилиндровый бензиновый двигатель карбюраторного типа. Его мощность составляла 37 лошадиных сил, что давало трёхтонному автомобилю возможность развить скорость до 45 километров в час по шоссе и до 35 км/ч по рокаде (или лёгкому бездорожью). Охлаждение двигателя жидкостное, с принудительным охлаждением радиатора при помощи вентилятора.Коробка передач трёхступенчатая, с одной задней и двумя передними передачами. Водителю приходилось несладко – коробка передач на материнском автомобиле была очень тугой, что доставляло немало трудностей. Привод автомобиля задний, крутящий момент передавался на колёса через цепь. Всё это не было достаточно надёжным способом передачи усилия от двигателя к колёсам.
Ходовая часть крепилась на рессорной подвеске, что особого комфорта при движении не доставляло. Наоборот, машина тряслась на малейших неровностях и разговора о прицельной стрельбе на ходу можно было даже не заводить. Поэтому ведение огня допускалось лишь во время остановок, что автоматически разрушало роль машины поддержки пехоты в наступлении. Поэтому машине оставались лишь полицейские функции.
Оценка машины
Учитывая, что бронеавтомобиль на службе в Российской Императорской Армии был первым, его можно было счесть первоклассной боевой машиной – аналогов ведь нет. Он имел в своём составе несколько выдающихся технических решений, несколько опередив время – перископы, бронированный корпус, а также пулемёт. Несмотря на выявленные недостатки конструкции, машина получила следующую оценку комиссии – «Бронеавтомобили имеют широкую будущность как вспомогательное средство на поле боя». Мог ли знать председатель комиссии, что этой фразой он заглянул в будущее?Заключение
Сказать, что бронеавтомобиль попал на службу, да ещё и нёс некоторые функции, можно только с большой натяжкой – во-первых, он так и остался единственным в серии, а во-вторых – он попал в специальную учебную часть Петербургского военного округа. О его использовании в этой спецчасти, а также о дальнейшей его судьбе никаких данных нет. Скорее всего, он был разобран на металл или сгинул на полях сражений Первой Мировой Войны.С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!