«Великий Архитектор», также известная как «Ветхий Днями», это одна из самых узнаваемых работ в творческой карьере Уильяма Блейка (годы жизни 1757-1827), которая изображает на себе бородатую богоподобную фигуру, стоящую на коленях верхом на пылающем диске и измеряющую золотым циркулем под собой тёмную пустоту. Эта фигура – Уризен – вымышленное божество, придуманное самим Блейком, она является частью сложнейшей мифологии художника, воплощая собой дух разума и закона: две концепции, занимающие очень спорное положение в моральной вселенной творца.
Уризен фигурирует в качестве персонажа сразу в нескольких иллюстрированных длинных стихотворениях Блейка, в том числе и в произведении «Европа: Пророчество», для которого и была создана данная иллюстрация. И там и здесь Уризен является репрессивной силой, препятствующей положительной силе творческого воображения. Таким образом, эту пьесу можно прочесть в свете знаменитой строки из другого длинного произведения Блейка под названием «Свадьба Рая и Ада»: «Тигры Гнева Мудрее Лошадей Наставления».
Во многих отношениях Блейк считается настоящим образцом современной концепции художника-романтика. Он оценил воображение превыше всего, описывая его не как «состояние», а как сущность «самого человеческого состояния». Таким образом, как и следует из «Великого Архитектора», он презирал все попытки рационально ограничить или же контролировать силу воображения. Это также ясно из аннотированной версии «Рассуждений об Искусстве» (1769-1791 годы) от сэра Джошуа Рейнольдса (годы жизни 1723-1792), которую он выпустил примерно в это же время.
Блейк резко критиковал Рейнольдса – старшего и более авторитетного художника, который, будучи президентом Королевской Академии Художеств города Лондона – столицы Англии – воплощал в жизнь то, что сам Блейк считал шаблонными и отупляющими идеалами академии. Его многочисленные заметки к трактату Рейнольдса в некотором смысле служат сознательным и беспощадным оскорблением всех этих идеалов.
Но если «Великий Архитектор» также воплощает в себе рациональный дух, которого опасался даже сам Блейк, неоспоримое величие фигуры также прекрасно отражает его веру в провидческую силу человека, точно так же, как его знаменитая и красивая строчка из «Прорицаний Невинности». Она буквально заставляет читателя:
«Видеть мир в песчинке / И небо в полевом цветке / Бесконечность удерживать в ладони / А вечность в одном часе».
Своей оппозиционной критикой художественного истеблишмента Блейк отлично подготовил почву для художников конца XIX столетия, таких как французские живописцы Гюстав Курбе (годы жизни 1819-1877) и Эдуард Мане (годы жизни 1832-1883), которые совершенно сознательно бросили вызов всем академическим парадигмам.
Работа «Великий Архитектор» суммирует дух, против которого выступал лично сам Блейк, но также и дух, который он неустанно поддерживал. Также доподлинно известно, что работа была одним из его любимейших творений – образец его ранних произведений. А также она стала одной из его последних работ, поскольку незадолго до собственной смерти он нарисовал её копию прямо в постели.
Художник – Уильям Блейк
Название – «Великий Архитектор»
Год создания – 1794
Размеры – 23,3 х 16,8 сантиметров
Материал – Акварельный офорт, перо и тушь на бумаге
ОНиОНА
:Мастер Творцов
Уильям Блейк – «Великий Архитектор» (1794 год)
Уризен фигурирует в качестве персонажа сразу в нескольких иллюстрированных длинных стихотворениях Блейка, в том числе и в произведении «Европа: Пророчество», для которого и была создана данная иллюстрация. И там и здесь Уризен является репрессивной силой, препятствующей положительной силе творческого воображения. Таким образом, эту пьесу можно прочесть в свете знаменитой строки из другого длинного произведения Блейка под названием «Свадьба Рая и Ада»: «Тигры Гнева Мудрее Лошадей Наставления».
Во многих отношениях Блейк считается настоящим образцом современной концепции художника-романтика. Он оценил воображение превыше всего, описывая его не как «состояние», а как сущность «самого человеческого состояния». Таким образом, как и следует из «Великого Архитектора», он презирал все попытки рационально ограничить или же контролировать силу воображения. Это также ясно из аннотированной версии «Рассуждений об Искусстве» (1769-1791 годы) от сэра Джошуа Рейнольдса (годы жизни 1723-1792), которую он выпустил примерно в это же время.
Блейк резко критиковал Рейнольдса – старшего и более авторитетного художника, который, будучи президентом Королевской Академии Художеств города Лондона – столицы Англии – воплощал в жизнь то, что сам Блейк считал шаблонными и отупляющими идеалами академии. Его многочисленные заметки к трактату Рейнольдса в некотором смысле служат сознательным и беспощадным оскорблением всех этих идеалов.
Но если «Великий Архитектор» также воплощает в себе рациональный дух, которого опасался даже сам Блейк, неоспоримое величие фигуры также прекрасно отражает его веру в провидческую силу человека, точно так же, как его знаменитая и красивая строчка из «Прорицаний Невинности». Она буквально заставляет читателя:
«Видеть мир в песчинке /
И небо в полевом цветке /
Бесконечность удерживать в ладони /
А вечность в одном часе».
Своей оппозиционной критикой художественного истеблишмента Блейк отлично подготовил почву для художников конца XIX столетия, таких как французские живописцы Гюстав Курбе (годы жизни 1819-1877) и Эдуард Мане (годы жизни 1832-1883), которые совершенно сознательно бросили вызов всем академическим парадигмам.
Работа «Великий Архитектор» суммирует дух, против которого выступал лично сам Блейк, но также и дух, который он неустанно поддерживал. Также доподлинно известно, что работа была одним из его любимейших творений – образец его ранних произведений. А также она стала одной из его последних работ, поскольку незадолго до собственной смерти он нарисовал её копию прямо в постели.
Художник – Уильям Блейк
Название – «Великий Архитектор»
Год создания – 1794
Размеры – 23,3 х 16,8 сантиметров
Материал – Акварельный офорт, перо и тушь на бумаге
Место нахождения – частная коллекция