Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованиюв стране, основан по указу Екатерины Второй в 1764 году.
Хорошо задуманное дело, как водится, пошло не так. По воспоминаниям многих смолянок, это было казарменного типа учреждение, где воспитанницы жили впроголодь, в холоде, только в лазарете можно было передохнуть и согреться. Свидания с родителями – раз в неделю, в присутствии строгой классной дамы. А обучали их в основном французскому языку и хорошим манерам. На уроках запрещалось задавать вопросы преподавателям! В 1859 году вторым лицом в институте – инспектором классов – стал Константин Ушинский, вольнодумный реформатор. Он добавил в программу естественные и точные науки, набрал молодых либеральных преподавателей, усовершенствовал учебные планы и методики, объединил в классах дворянок и мещанок, разрешил воспитанницам проводить каникулы и праздники у родителей. Но... Нововведения продержались всего три года — потом начальнице института удалось добиться отстранения Ушинского от дел, и все вернулось на круги своя... Вспоминает смолянка Водовозова Е.Н.: «Во время моего знакомства с Ушинским после выпуска, какие бы разговоры и споры он ни вел в кругу своих знакомых, мне никогда не приходилось слышать, чтобы он высказывал идеи социалистические или радикально-политические: он всегда и всюду являлся лишь страстным поклонником, сторонником и пропагандистом просвещения вообще и распространения его среди простого народа в особенности, а также проповедником широкого образования женщин. Лишь в достижении женщиною высшего образования он видел альфу и омегу женского равноправия, его конечную цель и предел» («На заре жизни»). А еще Ушинский писал хорошие сказки! Сказка Ушинского: «Леший. Жители одной уединённой деревни были в большом беспокойстве, особенно бабы и ребятишки. В ближнем любимом их лесу, куда мальчики и девочки поминутно шныряли то за ягодами, то за грибами, завёлся леший. Как только настаёт ночь, так и пойдёт по лесу хохот, свист, мяуканье, а по временам раздаются страшные крики, точно кого-нибудь душат. Как зааукает да захохочет, волосы становятся дыбом. Дети не только ночью, но и днём боялись ходить в свой любимый лес, где прежде только и слышно было что пенье соловьёв да протяжные крики иволги. В то же время чаще прежнего стали пропадать по деревне молодые куры, утки и гусята. Надоело это наконец одному молодому крестьянину Егору. -- Погодите, бабы, -- сказал он, -- я вам лешего живьём принесу. Дождался Егор вечера, взял мешок, ружьё и отправился в лес, несмотря на просьбы своей трусливой жены. Целую ночь пробродил он в лесу, целую ночь не спала его жена и с ужасом слушала, как до самого света хохотал и аукал леший. Только уже утром показался Егор из лесу. Он тащил в мешке что-то большое и живое, одна рука у Егора была обмотана тряпкой, а на тряпке видна была кровь. Весь хутор сбежался на двор к отважному крестьянину и не без страха смотрел, как он вытряхивал из мешка какую-то невиданную птицу, мохнатую, с ушами, с красными большими глазами. Она кривым клювом щёлкает, глазищами поводит, острыми когтями землю дерёт; вороны, сороки и галки, как только завидели чудище, так стали над ним носиться, подняли страшный крик и гам. -- Филин! -- крикнул тут один старик. -- Ведь я ж вам, глупые, говорил, что это всё филин проказит. Константин Дмитриевич Ушинский (1823 –1871 г.г.) был русским педагогом и писателем, которого считают основателем научной педагогики в Российской империи. Написал первые массовые учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия», а ещё двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Его книги есть в открытом доступе в интернете.
Мир вокруг нас и мы в нем!
Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованиюв стране, основан по указу Екатерины Второй в 1764 году.
Хорошо задуманное дело, как водится, пошло не так. По воспоминаниям многих смолянок, это было казарменного типа учреждение, где воспитанницы жили впроголодь, в холоде, только в лазарете можно было передохнуть и согреться. Свидания с родителями – раз в неделю, в присутствии строгой классной дамы. А обучали их в основном французскому языку и хорошим манерам. На уроках запрещалось задавать вопросы преподавателям!
В 1859 году вторым лицом в институте – инспектором классов – стал Константин Ушинский, вольнодумный реформатор. Он добавил в программу естественные и точные науки, набрал молодых либеральных преподавателей, усовершенствовал учебные планы и методики, объединил в классах дворянок и мещанок, разрешил воспитанницам проводить каникулы и праздники у родителей. Но...
Нововведения продержались всего три года — потом начальнице института удалось добиться отстранения Ушинского от дел, и все вернулось на круги своя...
Вспоминает смолянка Водовозова Е.Н.: «Во время моего знакомства с Ушинским после выпуска, какие бы разговоры и споры он ни вел в кругу своих знакомых, мне никогда не приходилось слышать, чтобы он высказывал идеи социалистические или радикально-политические: он всегда и всюду являлся лишь страстным поклонником, сторонником и пропагандистом просвещения вообще и распространения его среди простого народа в особенности, а также проповедником широкого образования женщин. Лишь в достижении женщиною высшего образования он видел альфу и омегу женского равноправия, его конечную цель и предел» («На заре жизни»).
А еще Ушинский писал хорошие сказки!
Сказка Ушинского:
«Леший.
Жители одной уединённой деревни были в большом беспокойстве, особенно бабы и ребятишки. В ближнем любимом их лесу, куда мальчики и девочки поминутно шныряли то за ягодами, то за грибами, завёлся леший. Как только настаёт ночь, так и пойдёт по лесу хохот, свист, мяуканье, а по временам раздаются страшные крики, точно кого-нибудь душат. Как зааукает да захохочет, волосы становятся дыбом. Дети не только ночью, но и днём боялись ходить в свой любимый лес, где прежде только и слышно было что пенье соловьёв да протяжные крики иволги. В то же время чаще прежнего стали пропадать по деревне молодые куры, утки и гусята.
Надоело это наконец одному молодому крестьянину Егору.
-- Погодите, бабы, -- сказал он, -- я вам лешего живьём принесу.
Дождался Егор вечера, взял мешок, ружьё и отправился в лес, несмотря на просьбы своей трусливой жены. Целую ночь пробродил он в лесу, целую ночь не спала его жена и с ужасом слушала, как до самого света хохотал и аукал леший.
Только уже утром показался Егор из лесу. Он тащил в мешке что-то большое и живое, одна рука у Егора была обмотана тряпкой, а на тряпке видна была кровь. Весь хутор сбежался на двор к отважному крестьянину и не без страха смотрел, как он вытряхивал из мешка какую-то невиданную птицу, мохнатую, с ушами, с красными большими глазами. Она кривым клювом щёлкает, глазищами поводит, острыми когтями землю дерёт; вороны, сороки и галки, как только завидели чудище, так стали над ним носиться, подняли страшный крик и гам.
-- Филин! -- крикнул тут один старик. -- Ведь я ж вам, глупые, говорил, что это всё филин проказит.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 –1871 г.г.) был русским педагогом и писателем, которого считают основателем научной педагогики в Российской империи. Написал первые массовые учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия», а ещё двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Его книги есть в открытом доступе в интернете.