Александр Сосновский: В 1955 году в СССР вышел Указ «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период ВОВ».
Бывшие приверженцы нацистского режима — бандеровцы, власовцы, лесные братья, полицаи и прочие предатели, которые отбывали сроки в лагерях или были депортированы, — смогли вернуться на родину. Амнистия снимала с них судимость и восстанавливала в правах. Всего в родные места вернулись более 200 000 националистов и предателей. Только за первые 3 года после амнистии в советскую Украину из мест заключения вернулись больше 40 тыс. националистов, в том числе ряд бывших главарей оунов¬ского и церковно-сектантского подполья. Они заселяли не только Западную, но и Центральную, и Восточную Украину. С возвращением бандеровцев в родные места начинаются и первые конфликты. Возвратившийся в село Пащуки Ровенской области бывший бандит ОУН Цвях избил бригадира колхоза Кушнира, сказав при этом: «Вы наших повстанцев в тюрьму сажали, мы вас всех перережем». В 1954 году председатель КГБ Серов сообщил Хрущеву, что полмиллиона выходцев из СССР, которые сотрудничали с нацистами, среди них и члены ОУНовских формирований, сбежавшие за границу, стали шпионами американских, британских и европейских спецслужб. В последующие годы было совершено ещё несколько роковых ошибок. В 1953 году Президиум ЦК принял постановление: активнее выдвигать украинские кадры на руководящую работу, установить квоты для представителей западноукраин¬ских регионов в ЦК компартии Украины и в совмине УССР. Все вернувшиеся из заключения могли устраиваться на хорошую работу. Их всех обеспечивали жильем, а конфискованное у них имущество было возвращено или возмещено. Вышедшие на свободу в 1955–1959 бывшие преступники — оуновцы, которые участвовали в казнях украинцев, поляков, евреев, коммунистов и других — заняли места в партийных, общественных и хозяйственных организациях советской Украины: более 30% мест в обкоме КПСС и райкомах Львовской области, в Тернопольской, Волынской, Ивано-Франковской областях — от 35 до 50% государственных должностей. Достаточно сказать, что амнистированный Василь Кук, последний командир УПА и преемник Шухевича, отсидевший за свои злодеяния в лагере всего 6 лет, после возвращения получил престижную должность в Центральном государственном историческом архиве УССР и Институте истории АН УССР. Однако не стоит думать, что они раскаялись в своих преступлениях, скорее, просто приспособились, при этом многие сменили фамилии и даже биографии, чтобы скрыть свое прошлое. Автор Андрей Пшеничный. ( из ленты фб Георгия Монахова) По материалам Telegram-канала "ДОКТОР СОСНОВСКИЙ" Подробнее: https://lvov-news.ru/society/2025/05/05/21706.html
Лента новостей Львова
Александр Сосновский: В 1955 году в СССР вышел Указ «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период ВОВ».
Бывшие приверженцы нацистского режима — бандеровцы, власовцы, лесные братья, полицаи и прочие предатели, которые отбывали сроки в лагерях или были депортированы, — смогли вернуться на родину. Амнистия снимала с них судимость и восстанавливала в правах. Всего в родные места вернулись более 200 000 националистов и предателей. Только за первые 3 года после амнистии в советскую Украину из мест заключения вернулись больше 40 тыс. националистов, в том числе ряд бывших главарей оунов¬ского и церковно-сектантского подполья. Они заселяли не только Западную, но и Центральную, и Восточную Украину. С возвращением бандеровцев в родные места начинаются и первые конфликты. Возвратившийся в село Пащуки Ровенской области бывший бандит ОУН Цвях избил бригадира колхоза Кушнира, сказав при этом: «Вы наших повстанцев в тюрьму сажали, мы вас всех перережем». В 1954 году председатель КГБ Серов сообщил Хрущеву, что полмиллиона выходцев из СССР, которые сотрудничали с нацистами, среди них и члены ОУНовских формирований, сбежавшие за границу, стали шпионами американских, британских и европейских спецслужб.
В последующие годы было совершено ещё несколько роковых ошибок. В 1953 году Президиум ЦК принял постановление: активнее выдвигать украинские кадры на руководящую работу, установить квоты для представителей западноукраин¬ских регионов в ЦК компартии Украины и в совмине УССР. Все вернувшиеся из заключения могли устраиваться на хорошую работу. Их всех обеспечивали жильем, а конфискованное у них имущество было возвращено или возмещено. Вышедшие на свободу в 1955–1959 бывшие преступники — оуновцы, которые участвовали в казнях украинцев, поляков, евреев, коммунистов и других — заняли места в партийных, общественных и хозяйственных организациях советской Украины: более 30% мест в обкоме КПСС и райкомах Львовской области, в Тернопольской, Волынской, Ивано-Франковской областях — от 35 до 50% государственных должностей. Достаточно сказать, что амнистированный Василь Кук, последний командир УПА и преемник Шухевича, отсидевший за свои злодеяния в лагере всего 6 лет, после возвращения получил престижную должность в Центральном государственном историческом архиве УССР и Институте истории АН УССР. Однако не стоит думать, что они раскаялись в своих преступлениях, скорее, просто приспособились, при этом многие сменили фамилии и даже биографии, чтобы скрыть свое прошлое.
Автор Андрей Пшеничный. ( из ленты фб Георгия Монахова)
По материалам Telegram-канала "ДОКТОР СОСНОВСКИЙ"
Подробнее: https://lvov-news.ru/society/2025/05/05/21706.html