Комментарии
- 10 мая 09:38Ирина Иванова (Настова)Дима какой молодец. Какая проделана работа. Читала все до конца, очень интересно. Ольга Ивановна и Михаил Яковлевич мои учителя. Я их всегда помню.
- 10 мая 11:01Денис Царёв ответил Ирине Ивановой (Настовой)Спасибо на добром слове. Только не Дима, а Денис.
- 10 мая 17:04Михаил Смирнов ответил Денису ЦарёвуАнна Ефимовна родилась в 1869 году в деревне Быстрово, её отца звали Ефим Илларионович, вот только фамилия неизвестна.
- 10 мая 17:26Ирина Власова (Кожевникова)Рассказ потрясает правдивостью переданной эпохи.Продумано все до мелочей: и композиция,и характер героини, и язык рассказа .
- 10 мая 17:42Денис ЦарёвСпасибо за дополнение, Михаил Павлович!
- 10 мая 17:43Ирина Иванова (Настова) ответила Денису ЦарёвуИзвините стояла буковкаД я решила что Дима, я с вами не знакома.
- 10 мая 18:03Михаил Смирнов ответил Денису ЦарёвуПожалуйста, Денис!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Андреевская волость
:Денис Царёв
В преддверии дня Великой Победы публикуем рассказ Царева Д.
по воспоминаниям Ивановной Нины Николаевны (1937 - 2019).
АННУШКА
Победу в Великой Отечественной войне советский народ ковал не только на полях сражений, на колхозных полях, у заводских станков.
Победа ковалась и под иконами в Красных углах русских изб. В незримой брани с фашистской нечистью ночами в свете мерцающих лампадок стояли на коленях женщины, вымаливая своих родных. Об одной из них - прародительнице большой семьи Пироговых - мой рассказ.
-*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_
Старшее поколение андреевцев помнит большой добротный дом в деревне Новое на берегу пруда. Мысленно перенесёмся лет на 70.
Постучимся в дверь.
- Заходите! - отвечает нам женский голос.
Заходим дом и видим: на голбце у печи, закутавшись в старинную узорчатую косынку, сидит сгорбленная старушка и приветствует каждого, кто заходит в дом.
- Здравствуйте, Анна Ефимовна! - громко говорим мы ей.
- Здравствуйте, родимые. Нет ли хлебца у вас? Ситничка?
Наверное, мы, недоумевая, пройдём дальше в избу, а старушка будет провожать нас смиренным взглядом.
- Не обращайте внимания, - скажет нам Ольга Ивановна. - Не здорова она...
У всех старушка просила хлебца, тихо бормоча, как молитву: “дайте, милые, Христа ради, хлебца, дайте ситничка”.
- Держи, бабушка, - кто-то из детей тайком от матери даст ей кусок белого хлеба, посыпанного сахаром. Старушка ест хлеб, стараясь не проронить ни крошки.
1923 год.
В деревне Новый Присёлок собралась чуть ли не половина Андреевского: купец Алексей Иванович Пирогов выдавал замуж старшую дочь Александру. Сразу после венчания в Никольском храме свадебная карета, запряжённая тройкой лошадей в сопровождении нарядно-пёстрой весёлой толпы направилась в Новый Присёлок, где уже накрывались деревянные струганые столы.
- Живите дружно! - Произнёс напутственные слова молодожёнам Алексей Иванович. - А ты, - пригрозил он зятю, Якову Ушанову, - смотри у меня! - и, подмигнув, осушил стакан водки. - Горько!
“Горько!” - подхватили гости.
Рядом с Алексеем Ивановичем сидела худенькая женщин в простом сарафанчике с узорчатой косынкой. Лицо её было покрыто морщинами, а серые глаза сияли добротой. Анна Ефимовна - почти для всех просто Аннушка - украдкой вытерла глаза платочком: вот и доченьку Санушку (славёну, гордость!) замуж выдали. А жених-то какой видный, толковый, и сваты - люди добрые.
- Вот и мне Господь маленечко счастья послал! - говорила Аннушка. Жизнь её не баловала: совсем молодой отдали её за купеческого сына Алексея Пирогова (о любви, конечно, никакой речи не шло). Алексей Иванович - вот он, сидит рядом в нарядной рубахе и новых начищенных сапогах и потчует медовухой свата - человек толковый, предприимчивый, да только побуянить любит. Бывало, созовёт гостей, а как подвыпьет, так стравит их меж собой, чтоб на драку посмотреть, а как надоест, так сбросит обоих с крыльца за шиворот. Аннушка, тихая и кроткая, всё терпела, всё сносила.
- Господь терпел и нам велел, - часто приговаривала она.
Родились у них дети: Иван, Александра, затем двойня - Николай и Анна, Авдотья. Младшая- Авдотья, умерла в девушках на 1924 году. Остальных сыновей и дочерей всех женили и выдали замуж Пироговы.
-- -- -- -- -- --
В 1935 г. внезапно от болезни желудка умер старший сын Иван, а следом и супруг Алексей Иванович. Теперь не снимала Аннушка чёрный платок. Стала она главой семьи - любая её тихая просьба считалась в семье непреложным законом.
В тот июньский день Аннушка с утра была в огороде. Вдруг вбежала в огород взволнованная дочь Александра.
- Санушка! Чего хоть там на собрании-то говорили?
- Ой, маменька, милая...Война ведь началась! Война! С немцами! - прерывисто прохрипела Александра.
“Война”... как огнём обожгло это слово Аннушку.
- Как так? Ох ты ж, Господи помилуй!..
- Председатель сказал, всех мужиков на фронт заберут!
- Всех мужиков заберут... - тихо повторила Аннушка и в изнеможении опустилась на завалинку у дома.
Постепенно уходили на фронт Андреевские мужчины, пустело село. В семье Пироговых мужчин было много.
Первым на фронт ушёл сын Николай - в июне 41-го года.
Каждого Аннушка провожала со слезами, долго причитая, отпускала своих родных, словно отрывая часть себя.
- Служи уж справно, - говорила она каждому, обнимая напоследок, - береги себя родненький, денно и нощно молиться за тебя буду.
И молилась. Днём и ночью. Вымаливая каждого.
- Вот они, мои соколики, - говорила Аннушка и показывала ладонь, - вот они, как пять пальцев - какой ни режь всё одно больно!
Однажды всполошилась вся деревня: везут в Андреевское деток из блокадного Ленинграда, да поселят их в бывшем купеческом доме, в Новом Присёлке. На то время там располагалась школа, на ради ленинградцев, переехали ученики и учителя в здание сельского совета.
- Возьмите, возьмите, да ребятишкам раздайте, - говорила она воспитательнице, приехавшей в село вместе с детьми.
У купеческого дома царила суматоха: тут и там бегали ребята, толпы андреевцев приходили и уходили, принося еду и одежду, помогая разгружать телеги с вещами ленинградцев. Среди хрупких фигур юных учительниц, таскавших тюки с детской одеждой, Аннушка разглядела ту, которую искала - племянницу зятя Николая.
- Пишет ли Сергей?
Сергей - внук Аннушки, сын покойного Ивана, - был направлен в 25-й запасной лыжный полк, дислоцировавшийся в Казани, а затем закончил Рубцовское военно-пехотное училище в Алтайском крае, после окончания которого был направлен на фронт разведчиком.
- Пишет, пишет, Паля. Говорит, что всё хорошо, - ласково улыбнувшись, ответила Аннушка. И добавила:
- Про тебя спрашивает. - Сказала так, будто сама письма читала: грамоты она не знала, а письма читали ей дочки, а уж что они ей там скажут, в то и верила.
-- -- -- -- -- --
Сергей Пирогов, вернувшись с фронта, женится в 1944 г. на Павле Филипповне Суриковой - сельской учительнице.
-- -- -- -- -- --
А сейчас война. Сын, зять и внуки на фронте, дочери и снохи с утра до ночи работали в колхозе, чтобы заработать трудодни.
Каждый день Аннушка пекла хлеб и носила ленинградцам. Прикипела душой она к этим деткам, да и они к ней. Бывало - стоит она утром у печи, а в окно стучат детские кулачки:
“Баба Нюра! Баба Нюра! Ситничка! Ситничка!”
- Ах вы, пострелята, - скажет Аннушка и подаст в окно куски свежеиспечённого хлеба. Усмехнётся: да какой же это ситничек? Мука, клевер да мякина..
-- -- -- -- -- --
Всех вымолила Аннушка. Её “соколики” получали тяжёлые ранения, были на грани жизни и смерти, но все выжили и вернулись домой - так сильна была её молитва.
Сын Николай после ранения в ногу лечился в госпиталях и в июле 1943 г. был комиссован по состоянию здоровья.
Зять Яков, пройдя немецкий плен, вернулся живым, несмотря на извещение о том, что в июле 1943-го он пропал без вести в битве на Курской дуге.
Его сын Александр в августе 1943 г. был тяжело ранен во время боя в Ленинградской области. Долго лечился в разных военных госпиталях и был комиссован в июне 1944 г. по состоянию здоровья.
Зять Николай освобождал Смоленскую область и сам Смоленск, отметился в Белоруссии. После этого полк перебросили под Киев, в начале 1944 г. Николай принял участие в Корсунь-Шевченковской операции. Затем освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Словакию и Чехию. Домой вернулся в 1944-м году.
Внук Сергей получил тяжёлое ранение в ногу, долгое время лечился в госпиталях, вернулся домой в 1944-м стал работать в Андреевской школе учителем физкультуры и труда.
-Все Ванькины дети в учителя пошли! - любила приговаривать Аннушка. - Как Олюшка пошла в учителя, так и все за ней!
-- -- -- -- -- --
Перенесёмся снова в дом Пироговых. На голбце, около печки, укутавшись в старинную узорчатую косынку, сидит сгорбленная старушка и приветствует каждого, кто заходит в дом.
Кроткий её взгляд ничуть не изменился - так она смотрела на покойного мужа-смутьяна, своих сыновей и дочерей, на внуков и правнуков, на детишек-ленинградцев, что каждый день просили у неё “ситничка”... всех она любила, ко всем была добра и приветлива.
-- -- -- -- -- --
Анна Ефимовна Пирогова, моя прапрапрабабушка, тихо ушла в мир иной в 50-х годах. А с ней ушла и целая эпоха.
Вечная память ей и всем тем, кто смиренно принимал все тяготы судьбы. Тем, кто верил, надеялся и любил.
-*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_
Благодарим за предоставленные фотографии Смирнова В.М., Сурикову Н.М., Стрельникову О.А., Смирнову Т.Ю., Середу И.Р. - правнуков Анны Ефимовны Пироговой.
*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_ -*_
#Судьба_человека_Андреевское #Андреевцы_труженики_тыла #Андреевцы_участники_Великой_Отечественной_войны #Проза_Андреевское