ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Поговорим о наличниках - настоящем произведении искусства, история которого уходит в глубокую старину. Особое внимание уделим наличникам села Андреевское, выясним тайный смысл их узоров.
Пример андреевского наличника. Деревня Панкратово. Фото из личного архива Царева Д.
“Наличник”... Слово, значение которого возможно даже непонятно современному городскому жителю, выросшему в квартире многоэтажного дома. Этот горожанин, волею случая оказавшийся в сельской местности, с удивлением обнаруживает, что старые деревенские дома (некоторые из них, построенные, оказывается, ещё в конце XIX века!) - это не просто жилища, а ещё и предмет народного искусства, уходящего корнями в давние времена. Наши предки, строя дом, непременно старались его украсить, выделить, а вместе с тем и защитить живущих в нём от нечисти. Таким оберегом служили всевозможные декоративные элементы, которые размещались по всей избе. Мастера бережно передавали свои умения из поколения в поколение, а следовательно русские избы украшали (и сейчас украшают) те же узоры, что и несколько столетий назад.
Пример андреевского наличника. Фото из личного архива Царева Д.
Даже современный сельский житель уже мало обращает внимание на ценность и уникальность деревянной резьбы его дома, доставшегося ему от предков. Наличники время от времени (если хозяин дома их вообще оставляет) ремонтируются, подкрашиваются, но того никакого сакрального значения х узорам уже не придаётся. В худшем случае от наличников избавляются как от уже отжившего архаичного декоративного элемента дома, якобы не сочетающегося с пластиковыми окнами. Спорный вопрос.
Пример органичного сочетания наличников с пластиковыми стеклопакетами. Деревня Данутино. Фото из личного архива Царева Д.
Итак, о чём может рассказать деревянный наличник? Что зашифровано в его причудливых орнаментах? Узнаем.
Для начала проследим краткую историю наличников.
Можно утверждать, что период популярности наличников на Руси приходится на вторую половину XIX века. А вот факт их первого появления в истории не зафиксирован. Ни в каком веке это произошло, ни в каком месте – достоверно не известно. Их появление принято связывать с несколькими ключевыми моментами, а именно - с развитием стекольной промышленности, удорожанием тёсанных досок и развитием инструментов для деревообработки. Всё это отсылает нас к XVIII веку, самое раннее - к его началу.
Из текста 1916 года (Красовский М., «История русской архитектуры»), уже можно сделать определённые выводы. Читаем: «Что касается художественной обработки окон, а именно дощатых наличников, украшенных порезками и наружными ставнями (…), то они могли получить широкое применение лишь в послепетровскую эпоху (…). До этого же времени, рама окна («колода») обычно не закрывалась наличником, и порезки делались непосредственно на ней (…). Колоды такого типа могли устраиваться лишь в хозяйственных сооружениях (из-за особенностей конструкции), в жилых же и вертикальные и горизонтальные части делались из отдельных брусьев (…). Зазор снаружи закрывался бруском или широкой украшенной порезками тесиной, которая составляла венчающую часть наружной обработки окна». В исторических и этнографических трудах сложилось несколько теорий о том, что явилось источником появления оконного наличника. Рассмотрим основные из них:
1. Языческая теория
Традиция украшать свое жилище резьбой по дереву и наличниками восходит к самым древним языческим временам, когда любой оставленный человеческой рукой знак в представлении человека обладал магической силой и нёс огромное смысловое значение. Наделяя магическими свойствами первые простейшие знаки, человек превратил их прежде всего в обереги для охраны жилища от злых духов, а также в символы, служащие для достижения благополучия, прославления и привлечения жизненных сил природы: земного плодородия, солнца и осадков.
Пример андреевских наличников. Деревня Быстрово. Фото из личного архива Смирнова М.П.
Эта теория достаточно подробно описана в книгах советского археолога, историка, академика Российской Академии наук Бориса Александровича Рыбакова — «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси». В своих книгах Борис Александрович так описывает теорию: в Древней Руси домовая резьба прежде всего использовалась для привлечения могучих светлых сил чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Данная гипотеза оценивается большинством современных учёных как наиболее достоверная. На основе этого далее в нашем повествовании будем опираться именно на эту теорию.
2. Европейская теория
Согласно этой теории, вся домовая резьба по дереву есть повторение увиденного в камне. Сторонники этой теории связывают активное развитие резьбы по дереву по всей стране с возвращением победоносной армии из Франции после победы над Наполеоновской армией в начале XIX века. Множество солдат прошло через всю Европу и многие из них были в Париже и других крупных городах того времени. Вернувшись, «русский мужик» решил воплотить увиденное на родине. Но поскольку каменное строительство на Руси было развито слабо, то и дома стали украшать деревянными резными наличниками, накладными балясинами и множеством других, действительно очень характерных для каменной архитектуры деталей. Эта теория, в частности, упоминается в книге Николая Николаевича Соболева «Русская народная резьба по дереву», вышедшей в 1934-м году. Неудивительно, что эта мысль находит своих сторонников и по сей день. Полуколонны, волюты и многие подобные элементы встречаются в домовой резьбе настолько часто, что игнорировать их просто невозможно. Европейская теория с одной стороны демонстрирует, что идея наличников заимствованная, но с другой — что она настолько хорошо воспринялась и была ассимилирована и изменена, что подчас невозможно и догадаться, что наличники - это не исконно русская традиция.
3. Корабельная теория
Эта теория предполагает, что вся домовая резьба распространилась из Поволжья, где исстари жили мастера, украшающие своей резьбой корабли. Промысел этот — украшать резьбой жилые дома, существовал и раньше. Но с середины XIX века, когда на Волгу пришло промышленное судоходство и металлические корабли, а услуги мастеров перестали пользоваться популярностью — он расцвел с небывалой силой. И правда, развитие резьбы в Поволжье существенно отличается от резьбы других регионов. Здесь сохранилось гораздо больше образцов более древней глухой резьбы: встречаются уникальные изображения сиринов, львов, единорогов. Можно предположить, что эта символика “перекочевала” и на деревянную резьбу, украшающую дома. И несла она ту же функцию, что и на бортах кораблей — мистические существа призваны охранять человека от всего зла, что существует в мире. Невозможно сослаться на какой-то конкретный источник — как правило эта теория упоминается лишь как одна из линий развития домовой резьбы. Однако есть историки, уверенные, что именно с корабельной резьбы и началась собственно вся домовая резьба.
4. Церковная теория
Согласно теории, вся домовая резьба, и наличники в том числе — это лишь слабые отголоски церковной резьбы. И все мастера, украшающие своё жилище или жилище друга, соседа — это отошедшие от дел церковные труженики. Эту теорию описывает Александр Игнатьевич Скворцов в своём труде «Русская народная пропильная резьба»: «В этой [храмовой] резьбе, по существу заложены все основные орнаментальные и композиционные принципы поволжской домовой резьбы. Это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущие по фризу растительные завитки и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе. Это тем более убедительно, что, как выяснилось, в 1838-м году большая артель поволжских резчиков, так называемых якушей, работала при реставрации Дмитриевского собора во Владимире над воссозданием многих утраченных рельефов. Именно с этого времени широкой волной в архитектурную резьбу Поволжья хлынули изображения львов, птиц, и других сказочных существ» Примечательно, что когда домовая резьба была еще в зачаточном состоянии, храмовая уже достигла невероятных высот, а сами наличники поразительно напоминают оклады - декоративные покрытия для икон - своеобразные украшенные “рамки”, в которые заключалась икона. Эти факты делают церковную теорию более убедительной. Примечательно, что деление наличника на ярусы (об этом пойдёт речь далее) - мысленно отсылает нас к ярусному делению церковного иконостаса.
Ярусы алтаря Никольского храма села Андреевское. Фото 1973 г., из паспорта храма, выполнено Каменевым В.Н.
Нас не должен смущать предположение, что прообраз наличника, насквозь пропитанного языческими элементами, пришёл из церковной христианской среды. Важно помнить о т.н. феномене двоеверия. Феномен этот проявляется в совмещении христианских и языческих традиций, в заимствовании одной культурой элементов другой. Примеров тому - множество: это и прямое наслаивание православных традиций на языческие (вспомним праздники Ивана Купалы, Масленцу, Святки, Троицу).
"Иван Купала. Гадание на венках", худ. Саймон Кожин, 2009 г. Празднование дня Ивана Купалы - яркий пример сочетания христианских и языческих традиций
Это и перенесение многих признаков языческих божеств на христианских святых (например святая Параскева Пятница, "унаследовавшая" признаки богини Макоши, Илья-пророк, "имевший" много общего с богом Перуном и т.п.).
Святая Параскева Пятница. Икона. Изображение из открытых источников
сочетание элементов различных культур в искусстве. Яркий пример – рушники используемые нашими предками как ткань, которой застилался красный угол в избе (место, в котором стояли иконы). Узоры на этих рушниках (кстати, имеющие аналоги и в деревянной резьбе на старинных избах ) пропитаны языческой символикой.
Вышивка работы Дегтярёвой Е.В. Экспонат школьного краеведческого музея села Андреевское
Фрагмент экспозиции "Крестьянская изба" школьного краеведческого музея села Андреевское.
Видим мы и схожесть с узорами наличников и рушников фрагментов росписи одного из приделов храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Фрагменты росписи предела храма Рождества Пресвятой Богородицы села Андреевское. Фото из личного архива Царева Д.
___________________________________ В следующей статье: "Резьба по дереву как декоративный элемент избы" (резьба как искусство, окно и его орнаментация, культ древа у наших предков). --- По материалам исследовательской работы Царева Д.Е. «Оконный наличник – источник форм языческих верований», 2025 г. Научный руководитель: Кабатов С.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Костромского государственного университета.
Андреевская волость
:Денис Царёв
НАЛИЧНИКИ.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Поговорим о наличниках - настоящем произведении искусства, история которого уходит в глубокую старину. Особое внимание уделим наличникам села Андреевское, выясним тайный смысл их узоров.
Слово, значение которого возможно даже непонятно современному городскому жителю, выросшему в квартире многоэтажного дома. Этот горожанин, волею случая оказавшийся в сельской местности, с удивлением обнаруживает, что старые деревенские дома (некоторые из них, построенные, оказывается, ещё в конце XIX века!) - это не просто жилища, а ещё и предмет народного искусства, уходящего корнями в давние времена.
Наши предки, строя дом, непременно старались его украсить, выделить, а вместе с тем и защитить живущих в нём от нечисти. Таким оберегом служили всевозможные декоративные элементы, которые размещались по всей избе. Мастера бережно передавали свои умения из поколения в поколение, а следовательно русские избы украшали (и сейчас украшают) те же узоры, что и несколько столетий назад.
Для начала проследим краткую историю наличников.
Можно утверждать, что период популярности наличников на Руси приходится на вторую половину XIX века. А вот факт их первого появления в истории не зафиксирован. Ни в каком веке это произошло, ни в каком месте – достоверно не известно. Их появление принято связывать с несколькими ключевыми моментами, а именно - с развитием стекольной промышленности, удорожанием тёсанных досок и развитием инструментов для деревообработки. Всё это отсылает нас к XVIII веку, самое раннее - к его началу.
Из текста 1916 года (Красовский М., «История русской архитектуры»), уже можно сделать определённые выводы.
Читаем:
«Что касается художественной обработки окон, а именно дощатых наличников, украшенных порезками и наружными ставнями (…), то они могли получить широкое применение лишь в послепетровскую эпоху (…). До этого же времени, рама окна («колода») обычно не закрывалась наличником, и порезки делались непосредственно на ней (…). Колоды такого типа могли устраиваться лишь в хозяйственных сооружениях (из-за особенностей конструкции), в жилых же и вертикальные и горизонтальные части делались из отдельных брусьев (…). Зазор снаружи закрывался бруском или широкой украшенной порезками тесиной, которая составляла венчающую часть наружной обработки окна».
В исторических и этнографических трудах сложилось несколько теорий о том, что явилось источником появления оконного наличника. Рассмотрим основные из них:
1. Языческая теория
Традиция украшать свое жилище резьбой по дереву и наличниками восходит к самым древним языческим временам, когда любой оставленный человеческой рукой знак в представлении человека обладал магической силой и нёс огромное смысловое значение.Наделяя магическими свойствами первые простейшие знаки, человек превратил их прежде всего в обереги для охраны жилища от злых духов, а также в символы, служащие для достижения благополучия, прославления и привлечения жизненных сил природы: земного плодородия, солнца и осадков.
2. Европейская теория
Согласно этой теории, вся домовая резьба по дереву есть повторение увиденного в камне. Сторонники этой теории связывают активное развитие резьбы по дереву по всей стране с возвращением победоносной армии из Франции после победы над Наполеоновской армией в начале XIX века. Множество солдат прошло через всю Европу и многие из них были в Париже и других крупных городах того времени. Вернувшись, «русский мужик» решил воплотить увиденное на родине.Но поскольку каменное строительство на Руси было развито слабо, то и дома стали украшать деревянными резными наличниками, накладными балясинами и множеством других, действительно очень характерных для каменной архитектуры деталей.
Эта теория, в частности, упоминается в книге Николая Николаевича Соболева «Русская народная резьба по дереву», вышедшей в 1934-м году. Неудивительно, что эта мысль находит своих сторонников и по сей день. Полуколонны, волюты и многие подобные элементы встречаются в домовой резьбе настолько часто, что игнорировать их просто невозможно. Европейская теория с одной стороны демонстрирует, что идея наличников заимствованная, но с другой — что она настолько хорошо воспринялась и была ассимилирована и изменена, что подчас невозможно и догадаться, что наличники - это не исконно русская традиция.
3. Корабельная теория
Эта теория предполагает, что вся домовая резьба распространилась из Поволжья, где исстари жили мастера, украшающие своей резьбой корабли. Промысел этот — украшать резьбой жилые дома, существовал и раньше. Но с середины XIX века, когда на Волгу пришло промышленное судоходство и металлические корабли, а услуги мастеров перестали пользоваться популярностью — он расцвел с небывалой силой. И правда, развитие резьбы в Поволжье существенно отличается от резьбы других регионов. Здесь сохранилось гораздо больше образцов более древней глухой резьбы: встречаются уникальные изображения сиринов, львов, единорогов. Можно предположить, что эта символика “перекочевала” и на деревянную резьбу, украшающую дома. И несла она ту же функцию, что и на бортах кораблей — мистические существа призваны охранять человека от всего зла, что существует в мире. Невозможно сослаться на какой-то конкретный источник — как правило эта теория упоминается лишь как одна из линий развития домовой резьбы. Однако есть историки, уверенные, что именно скорабельной резьбы и началась собственно вся домовая резьба.
4. Церковная теория
Согласно теории, вся домовая резьба, и наличники в том числе — это лишь слабые отголоски церковной резьбы. И все мастера, украшающие своё жилище или жилище друга, соседа — это отошедшие от дел церковные труженики. Эту теорию описывает Александр Игнатьевич Скворцов в своём труде «Русская народная пропильная резьба»:«В этой [храмовой] резьбе, по существу заложены все основные орнаментальные и композиционные принципы поволжской домовой резьбы. Это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущие по фризу растительные завитки и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе. Это тем более убедительно, что, как выяснилось, в 1838-м году большая артель поволжских резчиков, так называемых якушей, работала при реставрации Дмитриевского собора во Владимире над воссозданием многих утраченных рельефов. Именно с этого времени широкой волной в архитектурную резьбу Поволжья хлынули изображения львов, птиц, и других сказочных существ»
Примечательно, что когда домовая резьба была еще в зачаточном состоянии, храмовая уже достигла невероятных высот, а сами наличники поразительно напоминают оклады - декоративные покрытия для икон - своеобразные украшенные “рамки”, в которые заключалась икона.
Эти факты делают церковную теорию более убедительной. Примечательно, что деление наличника на ярусы (об этом пойдёт речь далее) - мысленно отсылает нас к ярусному делению церковного иконостаса.
Примеров тому - множество: это и прямое наслаивание православных традиций на языческие (вспомним праздники Ивана Купалы, Масленцу, Святки, Троицу).
Яркий пример – рушники используемые нашими предками как ткань, которой застилался красный угол в избе (место, в котором стояли иконы). Узоры на этих рушниках (кстати, имеющие аналоги и в деревянной резьбе на старинных избах ) пропитаны языческой символикой.
В следующей статье: "Резьба по дереву как декоративный элемент избы" (резьба как искусство, окно и его орнаментация, культ древа у наших предков).
---
По материалам исследовательской работы Царева Д.Е. «Оконный наличник – источник форм языческих верований», 2025 г.
Научный руководитель: Кабатов С.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Костромского государственного университета.