Продолжаем говорить об истории резных наличников на Руси.
Наличники села Андреевское. Фото из личного архива Царева Д.
РЕЗЬБА КАК ИСКУССТВО Искусство украшения домов резьбой зародилось ещё в древности, когда люди стремились привнести в своё жилище элементы красоты и символизма. Первые упоминания о том, что люди начали украшать свои дома резными узорами, относятся к VIII веку нашей эры. Этим занимались викинги, жившие на территории современной Норвегии и Дании. Сначала рисунки использовались для декорирования, но затем ситуация изменилась: викинги стали наносить руны на столбы жилищ и оружие, считая, что они придают людям силы.
Пример домовой резьбы в селе Андреевское. Фото из личного архива Царева Д.
Пример домовой резьбы в селе Андреевское. Фото из личного архива Царева Д.
На территории Руси традиция украшать дома резьбой возникла в X веке. Ее переняли у варягов, которые путешествовали по территории, торговали и вели оседлый образ жизни. Славяне создали собственные узоры, базировавшиеся на рунах, но придали им более мирское значение. Они начали изображать природу: солнце, небо, тучи, землю, животных, леса и пр. На Руси эта традиция получила особое развитие благодаря богатым лесным ресурсам, что сделало дерево основным строительным материалом. Резьба по дереву стала способом не только подчеркнуть эстетическую ценность дома, но и украсить его элементами, которые символизировали защиту, плодородие и гармонию. Особенно обильно домовая резьба покрывала периметр окна.
ОКНО И ЕГО ОРНАМЕНТАЦИЯ Почему именно окно “нуждалось” в усиленной орнаментации? На этот вопрос отвечает Борис Александрович Рыбаков:
Б.А.Рыбаков (1908-2001) - один из крупнейших отечественных исследователей славянского язычества. Фото из открытых источников
“...Несравненно больше внимания уделено окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи (навьи - мифические существа в славянской мифологии, ходячие мертвецы, которые не нашли покоя после смерти - прим.)
Навьи. Миниатюра из Радзивилловской летописи (кон. XV в.)
Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло причинить болезнь, все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навий, несущих людям "на злых ветрах" различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон представляет очень большой интерес - ведь оконный проем это не только "окно в мир", в "белый свет" для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удается увидеть в окно. Недаром колдовские заговоры стремятся оградить от соглядатаев: "из окна глядящих и сквозь оконницу смотрящих..." Образное значение слово «окно» связано с оком, то есть глазом. Окна в доме называли именно глазами, особенно на этапе строительства сруба производится символическое открытие глаз будущего жилища на мир. Также наличник находится, образно говоря, на лице дома (это видно из самого названия - “на - личник”, это, говоря современным языком, его визитная карточка.
КУЛЬТ ДЕРЕВА У НАШИХ ПРЕДКОВ Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян (почитание берёзы продолжилось и после христианизации славян - считалось, что на христианский праздник Троицы берёза освящалась).
"На Троицу". Худ. Абакумов М.Г. (пример почитания берёзы в сочетании с христианскими традициями)
По мнению ученых - этнографов, в памяти древних славян сказание о дубах существовало еще со времен язычества. Это было связано со сказаниями о "мировом дереве". Так Александр Николаевич Афанасьев писал: "В колядке карпатских руссов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан). Среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя: голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила…"
"Вайделотты". Худ. Н.Н.Рерих (почитание дуба)
С принятием христианства на Руси многие элементы язычества, в том числе и культ священных деревьев, подвергся полному искоренению. Однако есть источники, свидетельствующие об исключительной силе почитания дубов даже после официального принятия христианства на Руси (после 988 года). Так еще в петровскую эпоху, как отмечает Николай Михайлович Гальковский, Феофан Прокопович в "Регламенте духовном" особо запрещал "пред дубом молебны петь". А в "Житие святого Яцека" отмечается, что киевляне тайно собирались на ближайшем к городу острове, где оказывали особое почтение находившимся там старым дубам.
Таким образом, христианство в некоторой степени и смогло уничтожить прямые формы культа священных деревьев, но ему оказалось не под силу уничтожить восприятие дуба в качестве символизирующего Вселенную мирового дерева, свойственное едва ли не всем славянским народам. Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья — на таких деревьях, согласно преданиям, находили явленные чудотворные иконы. Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. _________________________________ В следующей статье: "Структурные элементы наличника и их символика" --- По материалам исследовательской работы Царева Д.Е. «Оконный наличник – источник форм языческих верований», 2025 г. Научный руководитель: Кабатов С.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Костромского государственного университета.
Андреевская волость
:Денис Царёв
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ КАК ДЕКОРАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗБЫ
Продолжаем говорить об истории резных наличников на Руси.
Искусство украшения домов резьбой зародилось ещё в древности, когда люди стремились привнести в своё жилище элементы красоты и символизма. Первые упоминания о том, что люди начали украшать свои дома резными узорами, относятся к VIII веку нашей эры. Этим занимались викинги, жившие на территории современной Норвегии и Дании. Сначала рисунки использовались для декорирования, но затем ситуация изменилась: викинги стали наносить руны на столбы жилищ и оружие, считая, что они придают людям силы.
ОКНО И ЕГО ОРНАМЕНТАЦИЯ
Почему именно окно “нуждалось” в усиленной орнаментации? На этот вопрос отвечает Борис Александрович Рыбаков:
В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой.
Обрамление окон представляет очень большой интерес - ведь оконный проем это не только "окно в мир", в "белый свет" для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удается увидеть в окно. Недаром колдовские заговоры стремятся оградить от соглядатаев: "из окна глядящих и сквозь оконницу смотрящих..."
Образное значение слово «окно» связано с оком, то есть глазом. Окна в доме называли именно глазами, особенно на этапе строительства сруба производится символическое открытие глаз будущего жилища на мир. Также наличник находится, образно говоря, на лице дома (это видно из самого названия - “на - личник”, это, говоря современным языком, его визитная карточка.
КУЛЬТ ДЕРЕВА У НАШИХ ПРЕДКОВ
Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян (почитание берёзы продолжилось и после христианизации славян - считалось, что на христианский праздник Троицы берёза освящалась).
Так Александр Николаевич Афанасьев писал:
"В колядке карпатских руссов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан). Среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя: голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила…"
Так еще в петровскую эпоху, как отмечает Николай Михайлович Гальковский, Феофан Прокопович в "Регламенте духовном" особо запрещал "пред дубом молебны петь". А в "Житие святого Яцека" отмечается, что киевляне тайно собирались на ближайшем к городу острове, где оказывали особое почтение находившимся там старым дубам.
Таким образом, христианство в некоторой степени и смогло уничтожить прямые формы культа священных деревьев, но ему оказалось не под силу уничтожить восприятие дуба в качестве символизирующего Вселенную мирового дерева, свойственное едва ли не всем славянским народам. Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья — на таких деревьях, согласно преданиям, находили явленные чудотворные иконы.
Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы.
_________________________________
В следующей статье: "Структурные элементы наличника и их символика"
---
По материалам исследовательской работы Царева Д.Е. «Оконный наличник – источник форм языческих верований», 2025 г.
Научный руководитель: Кабатов С.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Костромского государственного университета.