РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ КАК ДЕКОРАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗБЫ

Продолжаем говорить об истории резных наличников на Руси.

Наличники села Андреевское. Фото из личного архива Царева Д.
Наличники села Андреевское. Фото из личного архива Царева Д.
РЕЗЬБА КАК ИСКУССТВО
Искусство украшения домов резьбой зародилось ещё в древности, когда люди стремились привнести в своё жилище элементы красоты и символизма. Первые упоминания о том, что люди начали украшать свои дома резными узорами, относятся к VIII веку нашей эры. Этим занимались викинги, жившие на территории современной Норвегии и Дании. Сначала рисунки использовались для декорирования, но затем ситуация изменилась: викинги стали наносить руны на столбы жилищ и оружие, считая, что они придают людям силы.
Пример домовой резьбы в селе Андреевское. Фото из личного архива Царева Д.
Пример домовой резьбы в селе Андреевское. Фото из личного архива Царева Д.
Пример домовой резьбы в селе Андреевское. Фото из личного архива Царева Д.
Пример домовой резьбы в селе Андреевское. Фото из личного архива Царева Д.
На территории Руси традиция украшать дома резьбой возникла в X веке. Ее переняли у варягов, которые путешествовали по территории, торговали и вели оседлый образ жизни. Славяне создали собственные узоры, базировавшиеся на рунах, но придали им более мирское значение. Они начали изображать природу: солнце, небо, тучи, землю, животных, леса и пр. На Руси эта традиция получила особое развитие благодаря богатым лесным ресурсам, что сделало дерево основным строительным материалом. Резьба по дереву стала способом не только подчеркнуть эстетическую ценность дома, но и украсить его элементами, которые символизировали защиту, плодородие и гармонию. Особенно обильно домовая резьба покрывала периметр окна.

ОКНО И ЕГО ОРНАМЕНТАЦИЯ
Почему именно окно “нуждалось” в усиленной орнаментации? На этот вопрос отвечает Борис Александрович Рыбаков:
Б.А.Рыбаков (1908-2001) - один из крупнейших отечественных исследователей славянского язычества. Фото из открытых источников
Б.А.Рыбаков (1908-2001) - один из крупнейших отечественных исследователей славянского язычества. Фото из открытых источников
“...Несравненно больше внимания уделено окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи (навьи - мифические существа в славянской мифологии, ходячие мертвецы, которые не нашли покоя после смерти - прим.)
Навьи. Миниатюра из Радзивилловской летописи (кон. XV в.)
Навьи. Миниатюра из Радзивилловской летописи (кон. XV в.)
Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло причинить болезнь, все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навий, несущих людям "на злых ветрах" различные несчастья.
В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой.
Обрамление окон представляет очень большой интерес - ведь оконный проем это не только "окно в мир", в "белый свет" для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удается увидеть в окно. Недаром колдовские заговоры стремятся оградить от соглядатаев: "из окна глядящих и сквозь оконницу смотрящих..."

Образное значение слово «окно» связано с оком, то есть глазом. Окна в доме называли именно глазами, особенно на этапе строительства сруба производится символическое открытие глаз будущего жилища на мир. Также наличник находится, образно говоря, на лице дома (это видно из самого названия - “на - личник”, это, говоря современным языком, его визитная карточка.

КУЛЬТ ДЕРЕВА У НАШИХ ПРЕДКОВ
Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян (почитание берёзы продолжилось и после христианизации славян - считалось, что на христианский праздник Троицы берёза освящалась).
"На Троицу". Худ. Абакумов М.Г. (пример почитания берёзы в сочетании с христианскими традициями)
"На Троицу". Худ. Абакумов М.Г. (пример почитания берёзы в сочетании с христианскими традициями)
По мнению ученых - этнографов, в памяти древних славян сказание о дубах существовало еще со времен язычества. Это было связано со сказаниями о "мировом дереве".
Так Александр Николаевич Афанасьев писал:
"В колядке карпатских руссов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан). Среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя: голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила…"
"Вайделотты". Худ. Н.Н.Рерих (почитание дуба)
"Вайделотты". Худ. Н.Н.Рерих (почитание дуба)
С принятием христианства на Руси многие элементы язычества, в том числе и культ священных деревьев, подвергся полному искоренению. Однако есть источники, свидетельствующие об исключительной силе почитания дубов даже после официального принятия христианства на Руси (после 988 года).
Так еще в петровскую эпоху, как отмечает Николай Михайлович Гальковский, Феофан Прокопович в "Регламенте духовном" особо запрещал "пред дубом молебны петь". А в "Житие святого Яцека" отмечается, что киевляне тайно собирались на ближайшем к городу острове, где оказывали особое почтение находившимся там старым дубам.

Таким образом, христианство в некоторой степени и смогло уничтожить прямые формы культа священных деревьев, но ему оказалось не под силу уничтожить восприятие дуба в качестве символизирующего Вселенную мирового дерева, свойственное едва ли не всем славянским народам. Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья — на таких деревьях, согласно преданиям, находили явленные чудотворные иконы.
Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.

Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы.
_________________________________
В следующей статье: "Структурные элементы наличника и их символика"
---
По материалам исследовательской работы Царева Д.Е. «Оконный наличник – источник форм языческих верований», 2025 г.
Научный руководитель: Кабатов С.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Костромского государственного университета.

Комментарии

Комментариев нет.