Ребенок, не замеченный матерью, не может себя увидеть
Милашина Ольга Георгиевна Автор статьи: Психолог, Кандидат психологических наук Для установления прочной связи между матерью и ребенком недостаточно предоставленной для сосания груди и пребывания младенца на руках. Необходим любящий взгляд матери - «зеркала», в котором ребенок увидит себя, узнает кто он, какой он, и что он чувствует. Глаза часто называют «зеркалом души». И первым зеркалом для младенца является лицо матери, особенно, ее глаза, в которых отражается он – дитя своей матери. Отражая эмоции младенца, мать помогает ему эти эмоции «присвоить». От материнского взгляда на младенца зависит его будущий взгляд на мир. И представления о том, как мир относится к нему. Если мать не реагирует на младенца, он плачет. Отчаявшись докричаться до матери, отворачивается от нее. И начинает воспринимать весь мир отвергающим. Следствием ранних отношений с матерью может быть постоянное недовольство своей внешностью, стремление менять ее. Мы часто видим себя двойственно - «собственными глазами», и одновременно, глазами мамы. Как будто она смотрит и оценивает все –как мы выглядим, что думаем, наши поступки. Если ребенка не замечала мама, он зависит от взглядов других людей, проецируя в них «маму». Если на ребенка «плохо глядели» – вырастая, он уверен в том, что выглядит «плохо». Ребенок, который заметил отвращение во взгляде матери, вырастая, смотрит на себя с отвращением. Те дети, которые часто видят любящий взгляд, убеждены в том, что выглядят хорошо. А те, кто не был увиден в детстве, не могут увидеть себя самостоятельно. Пример из практики. От клиентки получено разрешение на публикацию, имя изменено. Нонна – молодая девушка. Она не чувствует себя значимой, кому – либо нужной. Не смотрит в зеркало, считая себя непривлекательной. Даже смысла жить у девушки нет. И это состояние возникло не сиюминутно, оно сопровождает Нонну «всю жизнь» - столько, сколько она себя помнит. Прошу Нонну нарисовать свое рождение. Девушка говорит, что видит себя – новорожденную девочку в мокрой пеленке на металлическом столе. Малышка совершенно одна, до нее никому нет дела. Она чувствует себя несуществующей – пустым местом. Рисует Нонна простым карандашом, рисунок получается таким бледным, что его практически не видно.
Девушка говорит, что ничего не чувствует к себе маленькой. Для Нонны – не чувствовать – привычное состояние. По ее мнению, таким образом она избегает разочарований.
Похоже, что новорожденная девочка не чувствует себя живой.
Прошу Нонну сказать малышке: «Ты выбрала жизнь. Ты – живая! Благодаря тебе, живу и я. Я – это ты взрослая».
Девушка отказывается повторить предложенные слова. Но, через некоторое время, после размышлений и сомнений, разглядывания непроявленного младенца, у Нонны появляется сострадание к себе маленькой. Она решает перепеленать малышку, и взять ее на руки.
Также, у девушки появляется и желание изменить рисунок.
Нонна стирает прежний, практически невидимый набросок, медленно, задумчиво, рисует новый. По щекам девушки текут слезы, постепенно она добавляет в рисунок новые линии, делает образы проявленными.
Ребенок не замеченный матерью не может себя увидеть
«Пока я не готова смотреть на себя маленькую», - признается девушка. «Мне необходимо время».
Но, она уже сделала достаточно. Малышка находится в свежей пеленке, чувствует тепло взрослой Нонны. Она знает, что жива, и готова ждать того момента, когда взрослая Нонна сможет увидеть ее.
Увидеть, и дать то внимание и любовь, которое не смогла дать мама.
Уже на следующей встрече у Нонны появилось желание изменить рисунок, он стал таким.
У взрослой Нонны появилось лицо, она с нежностью смотрит на себя маленькую.
Под теплым взглядом изменилась и малышка. Нонна видит тревогу в ее глазах, она знает, что у нее действительно будут причины тревожиться. Но, вместе они все преодолеют.
Нонна говорит малышке: «Ты выбрала жизнь. Ты – живая! Я никогда от тебя не откажусь, и я буду заботиться о тебе»
С раннего детства, как только малыш начинает фокусировать взгляд на предметах, он ищет глаза своей мамы. Эти глаза дают ему первое представление о мире. Зрительный контакт матери с ребенком влияет на его дальнейшее эмоциональное и интеллектуальное развитие. Младенец смотрит в глаза матери - для того, чтобы почувствовать себя спокойно и в безопасности. Мать «отзеркаливает» чувства ребенка - грустит, когда ему грустно, улыбается, когда ему радостно. Мы можем дать себе то, что не смогла мама реальная - стать хорошей мамой для своего внутреннего ребенка – осознавая свои потребности, называя свои чувства, смотря на себя с теплом и любовью.
Психология, психотерапия, психиатрия
Ребенок, не замеченный матерью, не может себя увидеть
Милашина Ольга Георгиевна
Автор статьи: Психолог, Кандидат психологических наук
Для установления прочной связи между матерью и ребенком недостаточно предоставленной для сосания груди и пребывания младенца на руках.
Необходим любящий взгляд матери - «зеркала», в котором ребенок увидит себя, узнает кто он, какой он, и что он чувствует.
Глаза часто называют «зеркалом души».
И первым зеркалом для младенца является лицо матери, особенно, ее глаза, в которых отражается он – дитя своей матери.
Отражая эмоции младенца, мать помогает ему эти эмоции «присвоить».
От материнского взгляда на младенца зависит его будущий взгляд на мир.
И представления о том, как мир относится к нему.
Если мать не реагирует на младенца, он плачет.
Отчаявшись докричаться до матери, отворачивается от нее. И начинает воспринимать весь мир отвергающим.
Следствием ранних отношений с матерью может быть постоянное недовольство своей внешностью, стремление менять ее.
Мы часто видим себя двойственно - «собственными глазами», и одновременно, глазами мамы. Как будто она смотрит и оценивает все –как мы выглядим, что думаем, наши поступки.
Если ребенка не замечала мама, он зависит от взглядов других людей, проецируя в них «маму».
Если на ребенка «плохо глядели» – вырастая, он уверен в том, что выглядит «плохо».
Ребенок, который заметил отвращение во взгляде матери, вырастая, смотрит на себя с отвращением.
Те дети, которые часто видят любящий взгляд, убеждены в том, что выглядят хорошо.
А те, кто не был увиден в детстве, не могут увидеть себя самостоятельно.
Пример из практики.
От клиентки получено разрешение на публикацию, имя изменено.
Нонна – молодая девушка. Она не чувствует себя значимой, кому – либо нужной.
Не смотрит в зеркало, считая себя непривлекательной.
Даже смысла жить у девушки нет.
И это состояние возникло не сиюминутно, оно сопровождает Нонну «всю жизнь» - столько, сколько она себя помнит.
Прошу Нонну нарисовать свое рождение.
Девушка говорит, что видит себя – новорожденную девочку в мокрой пеленке на металлическом столе. Малышка совершенно одна, до нее никому нет дела. Она чувствует себя несуществующей – пустым местом.
Рисует Нонна простым карандашом, рисунок получается таким бледным, что его практически не видно.
Похоже, что новорожденная девочка не чувствует себя живой.
Прошу Нонну сказать малышке: «Ты выбрала жизнь. Ты – живая! Благодаря тебе, живу и я. Я – это ты взрослая».
Девушка отказывается повторить предложенные слова. Но, через некоторое время, после размышлений и сомнений, разглядывания непроявленного младенца, у Нонны появляется сострадание к себе маленькой. Она решает перепеленать малышку, и взять ее на руки.
Также, у девушки появляется и желание изменить рисунок.
Ребенок не замеченный матерью не может себя увидеть
«Пока я не готова смотреть на себя маленькую», - признается девушка. «Мне необходимо время».
Но, она уже сделала достаточно. Малышка находится в свежей пеленке, чувствует тепло взрослой Нонны. Она знает, что жива, и готова ждать того момента, когда взрослая Нонна сможет увидеть ее.
Увидеть, и дать то внимание и любовь, которое не смогла дать мама.
Уже на следующей встрече у Нонны появилось желание изменить рисунок, он стал таким.
Под теплым взглядом изменилась и малышка. Нонна видит тревогу в ее глазах, она знает, что у нее действительно будут причины тревожиться. Но, вместе они все преодолеют.
Нонна говорит малышке: «Ты выбрала жизнь. Ты – живая! Я никогда от тебя не откажусь, и я буду заботиться о тебе»
С раннего детства, как только малыш начинает фокусировать взгляд на предметах, он ищет глаза своей мамы.
Эти глаза дают ему первое представление о мире.
Зрительный контакт матери с ребенком влияет на его дальнейшее эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Младенец смотрит в глаза матери - для того, чтобы почувствовать себя спокойно и в безопасности.
Мать «отзеркаливает» чувства ребенка - грустит, когда ему грустно, улыбается, когда ему радостно.
Мы можем дать себе то, что не смогла мама реальная - стать хорошей мамой для своего внутреннего ребенка – осознавая свои потребности, называя свои чувства, смотря на себя с теплом и любовью.