Схема предназначена в первую очередь для обеспечения безопасности движения автотранспорта. А это прямо связано с исправностью ламп указателей поворотов и торможения. На многие современные машины устанавливаются уже с завода электронные устройства, сигнализирующие водителю о перегорании ламп той или иной сигнальной системы.
Пороговым элементом в схеме служит ОУ DA1, который сравнивает половину падения напряжения на датчике тока (резисторы R3, R4) с пороговым уровнем, устанавливаемым подстроечником R5.
Если ток в цепи контролируемых ламп отсутствует, напряжение на неинвертирующем входе DA1 ниже, чем на инвертирующем. Напряжение на выходе DA1 близко к нулю и все транзисторы устройства закрыты, контрольная лампа не светит.
Если цепи ламп и сами лампы исправны, то при их включении на датчике тока возникает падение напряжения. В результате напряжение на инвертирующим входе DA1 становится меньше, чем на неинвертирующем. DA1 переключается, его выходное напряжение становится близким к напряжению питания. При этом VT1 открывается и входит в насыщение. Вслед за ним открывается и транзистор VT3, включая контрольную лампу, индицирующую исправность контролируемых ламп.
При неисправности ламп (или питающей её цепи) падения напряжения на датчике тока недостаточно для переключения DA1, и контрольная лампа не включается.
Резистор R8 обеспечивает небольшой гистерезис ОУ, способствующий более четкому его переключению. Транзистор VT2 защищает VT3 от выхода из строя при возможных аварийных замыканиях в цепи контрольной лампы.
Если ток в этой цепи превысит 300 мА транзистор VT2 откроется и, шунтируя эмиттерный переход транзистора VT3, ограничит его коллекторный ток. Мощность, рассеиваемая при этом на транзисторе VT3, достигает примерно 3 Вт, поэтому такой режим не должен быть длительным.
Электроника своими руками
Контроль исправности сигнальных ламп
Схема предназначена в первую очередь для обеспечения безопасности движения автотранспорта. А это прямо связано с исправностью ламп указателей поворотов и торможения. На многие современные машины устанавливаются уже с завода электронные устройства, сигнализирующие водителю о перегорании ламп той или иной сигнальной системы.Если ток в цепи контролируемых ламп отсутствует, напряжение на неинвертирующем входе DA1 ниже, чем на инвертирующем. Напряжение на выходе DA1 близко к нулю и все транзисторы устройства закрыты, контрольная лампа не светит.
Если цепи ламп и сами лампы исправны, то при их включении на датчике тока возникает падение напряжения. В результате напряжение на инвертирующим входе DA1 становится меньше, чем на неинвертирующем. DA1 переключается, его выходное напряжение становится близким к напряжению питания. При этом VT1 открывается и входит в насыщение. Вслед за ним открывается и транзистор VT3, включая контрольную лампу, индицирующую исправность контролируемых ламп.
При неисправности ламп (или питающей её цепи) падения напряжения на датчике тока недостаточно для переключения DA1, и контрольная лампа не включается.
Резистор R8 обеспечивает небольшой гистерезис ОУ, способствующий более четкому его переключению. Транзистор VT2 защищает VT3 от выхода из строя при возможных аварийных замыканиях в цепи контрольной лампы.
Если ток в этой цепи превысит 300 мА транзистор VT2 откроется и, шунтируя эмиттерный переход транзистора VT3, ограничит его коллекторный ток. Мощность, рассеиваемая при этом на транзисторе VT3, достигает примерно 3 Вт, поэтому такой режим не должен быть длительным.
Стабилитрон VD1 служит для защиты ОУ от кратковременных всплесков напряжения в бортовой сети.
Источник: https://ok.ru/dzen/article/Z3d4T84kp1sUTELb