Мысли вслух Зачем я пишу бесхитростные воспоминания о своей жизни человека простого, никому не известного? Прежде всего я хочу внести личный свидетельский вклад в понимание событий нашего времени - годы 60 - 70 -х. Перешагнув семидесятилетие, главную причину вижу я с попыткой разобраться в своей жизни в первую очередь самому. Это не автобиография - хроника всей моей жизни. Это только маленький, конкретный эпизод из моей жизни, связанный определенной темой. И главное - читатели, односельчане, для кого я пишу, которые после прочтения всегда оставляют свои честные отзывы. С их помощью мне легко определить, понятны ли мои статьи, правильно ли воспринимаются поднятая мною тема или сообщение, доставляют ли они удовольствие, нуждаются ли они в уточнении тех или иных вещей. Первоначальную информацию о Грудиновке, как и многие любители истории, я нашел в Гарады і вёскі Беларусі: Энцыклапедыя. Т. 5, кн. 1. Магілёўская вобласць / рэдкал.: Г.П. Пашкоў (дырэктар) [і інш.]. — Мінск: БелЭн, 2008., до сих пор единственное, в своем роде, историческое издание, хотя я подметил, что там довольно много неточностей. Пользуясь данным источником при написании заметки, я по возможности, сверяюсь с другой литературой Я неоднократно писал, что в энциклопедии Пашкова очень много ошибок, касающихся истории Грудиновки. Но я никогда не говорил не пользоваться этим источником. Ибо сам на его имя и делаю различные ссылки, считая энциклопедию историческим документом. Перейдем на простые и понятные примеры. КОФЕ. Не удивляйся, ибо каждый человек пьет его каждое утро. Я почти все знаю о кофе. Но мой оппонент ничего не знает, так как я не предъявил ни одного документа, желательно с подписью крупного историка, что КОФЕ мужского пола. Как же правильно? Надо отметить, что споры о правильном варианте не безосновательны. Например, переход слова кофе из мужского в средний род диктуется самой формой слова. Оно оканчивается на -е (-о), что в русском языке характерно для существительных среднего рода: море, горе, окно, кино, вино....).... Зная ,что слово КОфе муж и ср. рода, утрируя, я говорю: КОФЕ - аксиома. Что говорит мне оппонент:..." кстати, аксиома - это то, что не требует доказательств. но мы же говорим только о предположениях, верно? Просьба. будьте аккуратнее, не называйте предположения - выводами или , не дай Бог, - аксиомами.".... На самом деле, если мысленно представить эту энциклопедию на полке библиотеки, то к ней , к сожалению, придёт минимальное число пользователей. Потому что настоящий историк П.Пашков - это зачастую сложно, это требует работы не только чувства, но и мысли. Требует хотя бы минимального знания истории. Пишу о погосте: Погост" - более древнее и более широкое понятие. Оно берёт свои истоки из слова "гостить". "Погостом" в старину называли населённый пункт, в который входили и дома крестьян, и храм с захоронениями вокруг него. "Кладбище" - более узкое понятие, определяемое территорией специально отведённой для захоронения людей, покинувших этот мир, чтобы продолжить свой путь в "лучшем" мире. Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси. В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельсоветов) а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, Пого́ст — административно-территориальная единица, состоящая из нескольких населённых пунктов (например сельсовет) , а также и населённый пункт, являющийся центром такого образования; село с приходской церковью и кладбищем при ней. ПОГО́СТ - кладбище рядом с церковью, где есть могила графа Толстого, могилевского губернатора, его жены Екатерины Александровны (1769 — 6 июля 1824) и дочери Елизаветы, в замужестве Голынская ( 15.12.1800—12.02.1875), а позже и внука - Дмитрия Павловича. А так как я не приложил СПРАВКУ, сразу получаю такое послание: " Так церковь при селе, при фольварке, при ключе, при имении или при кладбище? Как по мне ,так ещё бы один урок не помешал. Википедия большая." Без комментария. Общий уровень знания истории родного края в современном времени довольно низок. И последняя рекомендация читателям: повышайте собственную начитанность. Утоляйте исторический голод в современных , но давно забытых библиотеках. Но и оппонент не сдается: …» а вообще, не вдаваясь в детали, думаю Вам в публикациях стоит избегать громких слов вроде "делаю вывод", "утверждаю". эти понятия на мой взгляд должны быть основаны на фактах, в худшем случае - хотя бы на одном. Вы же знакомы с математикой, знаете, что вывод - он один. а если без фактов, то ... это скорее гипотеза (это то что нет возможности доказать основываясь на известных фактах), предположение. и не более. Иными словами - приложи СПРАВКУ. Но здесь все же легче. Хотя сам понимаю о чем идет речь. А как мне вбить в головы людей, что граф Толстой богатейший помещик в Тульской губернии т.е. в РОССИИ. Это оттуда в основном поступают деньги на жизнь графу Павлу Дмитриевичу. А здесь еще работа камергера, требующая каждодневного пребывания во дворце. Ну, не лежит сердце у него к разоренному имению в Грудиновке. Кто мне докажет эту любовь, когда он все силы бросает на постройку третьего имения в фольварке Ветренка. И только в 1875 году, благодаря сыну ДМИТРИЮ, постоянно проживающем в фольварке Грудиновка, его наследнику, постепенно начался экономический рост фольварка, до этого земли которого проданы в кредит. Но в подтверждение этому приложи СПРАВКУ. СЕЛО , ДЕРЕВНЯ и ...ДВОРЫ. В одной из своих статей я начал разговор о разнице между деревней и селом. С точки зрения словарей современного русского языка, в основном размерами: «Деревня – крестьянское селение… село – большое крестьянское селение » (Словарь С. И. Ожегова). ДЕРЕВНЯ — в узком, исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение (более мелкие носили название хуторов, заимок и т. д.; см. также Село). Большой энциклопедический словарь. Но никто не может толком объяснить, в чем разница между деревней и селом. Но каков порог, за которым деревня перерастает в село? Сколько должно быть домов в селе - этого тоже никто объяснить не может. Кто мне объяснит, что в селе Грудиновка проживает всего 52 человека . ГПИБ (государственная публичная историческая библиотека России. Опыт описания Могилевской губернии под ред. А.С.Дембовецкого книга 2 1883 стр.426.489.5о8), из которой я узнаю: с. Кузьковичи - 108 двор./599 жителей, д. Следюки - 110/680, ..." я приму к публикации любые версии. хотя бы потому что это - ВЕРСИИ. Если Вам кто-то даст справку что написанное Вами - единственно верное - я её с радостью прикреплю. а пока для меня это рассуждения, выводы, догадки, предположения.".. Беру толковый словарь Даля. Читаю: ДЕРЕВНЯ ж. крестьянское селенье, в котором нет церкви..... Но это документ! Словарь Даля!. Хотя я как не понимал раньше, тем более прочитав словарь Даля. Понял, не понял, а дай СПРАВКУ. По другому предположению селом называли место, в котором имеется церковь, а деревня - поселение без церкви (условно примем и мы ). Однако у нас полно деревень с церквями, а сел без них. Так что убедительного объяснения разницы села и деревни я не обнаружил. Смотрю " Подробная карта Российской Империи и близлежащих заграничных владений. Столистовая карта." 1801-1816 гг. Быново. Церковь существует, но оно не село, а деревня. .Попутно замечаем, что Перекладовичи, Следюки, Красница имеют часовни, но они все деревни. А если в селе сгорала церковь ??? Она что переходила в деревню? Здесь и Кузьковичская Благовещенская церковь. Село. Но по численности населения уступает д. Следюки. То есть , можно сделать вывод, что точного определения деревни и села нет. Но оппонента это не интересует. Ему нужна СПРАВКА. Ранее я уже писал. В документе «Подробная опись Осовецкого войтовства» дано свое определение . ...Село - отмеренный участок земли заселенный людьми. т.е. все населенные пункты называются СЕЛАМИ в 1647 г. А если подойти к этому вопросу с другой стороны и задаться вопросом: а что общего между деревней и селом? Уличные деревни и сёла начали появляться на территориях ВКЛ после земельной реформы 1557 года, когда была принята так называемая «Устава на волоки». До этой реформы земля принадлежала всем крестьянам-земледельцам, которые платили за использование этих угодий дань феодалу. Единицей повинности были семьи (дымы), которые , отбывали подымную повинность. Они работали на феодала и отдавали ему часть урожая со своего надела. После указанной реформы единицей феодальной повинности стала вся деревня, в которую собирались крестьяне на постоянное жительство. Прежняя общинная земля, которой владел феодал, стала делиться на три больших поля (трёхполье). Через среднее поле прокладывалась улица, вдоль которой нарезались на поле наделы – волоки. Крестьянин брал целую волоку и строил на ней дом и хозяйственные постройки. Так образовывалась уличная деревня с определённым количеством дворов. Третье поле использовалось и засевалось после того как земля на нём «отдохнула», то есть простояла некоторый срок под парами. Место поселения — это двор, который включал дом, хоз. постройки, приусадебный участок. Двор имел особое значение — с ним было связано право пользования пахотной землей, в его рамках крестьянин действовал по своему усмотрению, без регламентации. Территория двора обносилась изгородью. Хозяйство отдельной семьи, в которое входили пахотные земли, сенокосы, жилые и хозяйственные постройки, в то время называлось дымом. В нем насчитывалось от 5 до 9 человек, из которых от трех до семи были трудоспособными. Дымы образовывали громаду (общину). Она несла общую ответственность за исполнение крестьянских повинностей, регулировала крестьянское землепользование перед феодалом. Члены громады на своем собрании выбирали сельского войта. Он надзирал за работой крестьян, был посредником между феодалом и громадой, распределял повинности, отвозил хозяину дань, отвечал за соблюдение порядка, состояние мостов и дорог. В Российской империи в 1724 году был введён подушный налог (с души), до этого был подворный (со двора). Речь о подворном налоге (подати). Способ был простой, как валенок, но действенный. Несколько изб огораживали общей оградой. Получался один двор, вместо нескольких. С него подворная подать и платилась. Поэтому, если в документе указано, что в деревне один двор, это совсем не значит, что в ней жил один хозяин. Мог и один жить, а могло и несколько. Крестьян деревень и сел объединял ДВОР . Помните в детстве: играй на улице, но со двора-- ни шагу! И если со временем крестьяне нашли способ сокращать подворный налог — объединяли дома единым забором образуя один большой «двор», то их меньше всего интересовало место проживания и как оно называлось. Возможно я и ошибаюсь, так как не приложил СПРАВКУ. Важность понимания прочитанного трудно переоценить. А вот о чем прочитали - понимают единицы. Во время чтения я делаю паузу и задаю себе вопрос о том, что я только что прочел. Если на какой-то вопрос я так и не смог себе ответить, выписываю его. Этот вопрос я и хочу задать вам, разобраться вместе в том, почему я не смог понять текст. Мне важно внимательно слушать ход читательских мыслей, потому что ваши рассуждения могут подсказать мне, где именно я не так или не совсем так понимаю прочитанное, где у меня не хватает банальной эрудиции, кругозора, какие вещи я путаю. Мне ведь нужен кто-то с острым глазом не только на опечатки, орфографические и грамматические ошибки, но и кто-то, кто может отслеживать мои статьи и сообщать мне поработать над ними еще немного. Да и самому приятно поделиться с односельчанами маленьким кусочком своей жизни. СКЕПТИК— ни во что не верующий, во всем сомневающийся человек. который считают себя аналитическим и разумным. И правильно, разве иначе возникло бы у него столько сомнений? Он всегда видит одно большое «НО». Сразу на ум приходит человек в футляре : как бы чего не вышло!... А народ называет еще короче - Фома неверующий...
Фома неверующий - очень недоверчивый человек, пока не увидит собственными глазами - НЕ ПОВЕРИТ.
Владимир Грибовский
:владимир грибовский
ГРУДИНОВКА.
Мысли вслух
Зачем я пишу бесхитростные воспоминания о своей жизни человека простого, никому не известного?
Прежде всего я хочу внести личный свидетельский вклад в понимание событий нашего времени - годы 60 - 70 -х. Перешагнув семидесятилетие, главную причину вижу я с попыткой разобраться в своей жизни в первую очередь самому.
Это не автобиография - хроника всей моей жизни. Это только маленький, конкретный эпизод из моей жизни, связанный определенной темой.
И главное - читатели, односельчане, для кого я пишу, которые после прочтения всегда оставляют свои честные отзывы. С их помощью мне легко определить, понятны ли мои статьи, правильно ли воспринимаются поднятая мною тема или сообщение, доставляют ли они удовольствие, нуждаются ли они в уточнении тех или иных вещей.
Первоначальную информацию о Грудиновке, как и многие любители истории, я нашел в
Гарады і вёскі Беларусі: Энцыклапедыя. Т. 5, кн. 1. Магілёўская вобласць / рэдкал.: Г.П. Пашкоў (дырэктар) [і інш.]. — Мінск: БелЭн, 2008.,
до сих пор единственное, в своем роде, историческое издание, хотя я подметил, что там довольно много неточностей. Пользуясь данным источником при написании заметки, я по возможности, сверяюсь с другой литературой
Я неоднократно писал, что в энциклопедии Пашкова очень много ошибок, касающихся истории Грудиновки. Но я никогда не говорил не пользоваться этим источником. Ибо сам на его имя и делаю различные ссылки, считая энциклопедию историческим документом.
Перейдем на простые и понятные примеры.
КОФЕ. Не удивляйся, ибо каждый человек пьет его каждое утро. Я почти все знаю о кофе. Но мой оппонент ничего не знает, так как я не предъявил ни одного документа, желательно с подписью крупного историка, что КОФЕ мужского пола.
Как же правильно?
Надо отметить, что споры о правильном варианте не безосновательны. Например, переход слова кофе из мужского в средний род диктуется самой формой слова. Оно оканчивается на -е (-о), что в русском языке характерно для существительных среднего рода: море, горе, окно, кино, вино....)....
Зная ,что слово КОфе муж и ср. рода, утрируя, я говорю:
КОФЕ - аксиома.
Что говорит мне оппонент:..." кстати, аксиома - это то, что не требует доказательств. но мы же говорим только о предположениях, верно?
Просьба. будьте аккуратнее, не называйте предположения - выводами или , не дай Бог, - аксиомами."....
На самом деле, если мысленно представить эту энциклопедию на полке библиотеки, то к ней , к сожалению, придёт минимальное число пользователей.
Потому что настоящий историк П.Пашков - это зачастую сложно, это требует работы не только чувства, но и мысли. Требует хотя бы минимального знания истории.
Пишу о погосте:
Погост" - более древнее и более широкое понятие. Оно берёт свои истоки из слова "гостить".
"Погостом" в старину называли населённый пункт, в который входили и дома крестьян, и храм с захоронениями вокруг него.
"Кладбище" - более узкое понятие, определяемое территорией специально отведённой для захоронения людей, покинувших этот мир, чтобы продолжить свой путь в "лучшем" мире.
Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси. В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельсоветов) а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц.
Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать деревню с приходской церковью и кладбищем при ней,
Пого́ст — административно-территориальная единица, состоящая из нескольких населённых пунктов (например сельсовет) , а также и населённый пункт, являющийся центром такого образования; село с приходской церковью и кладбищем при ней.
ПОГО́СТ - кладбище рядом с церковью, где есть могила графа Толстого, могилевского губернатора, его жены Екатерины Александровны (1769 — 6 июля 1824) и дочери Елизаветы, в замужестве Голынская ( 15.12.1800—12.02.1875), а позже и внука - Дмитрия Павловича.
А так как я не приложил СПРАВКУ, сразу получаю такое послание: " Так церковь при селе, при фольварке, при ключе, при имении или при кладбище? Как по мне ,так ещё бы один урок не помешал. Википедия большая."
Без комментария.
Общий уровень знания истории родного края в современном времени довольно низок.
И последняя рекомендация читателям: повышайте собственную начитанность. Утоляйте исторический голод в современных , но давно забытых библиотеках.
Но и оппонент не сдается: …» а вообще, не вдаваясь в детали, думаю Вам в публикациях стоит избегать громких слов вроде "делаю вывод", "утверждаю". эти понятия на мой взгляд должны быть основаны на фактах, в худшем случае - хотя бы на одном.
Вы же знакомы с математикой, знаете, что вывод - он один. а если без фактов, то ... это скорее гипотеза (это то что нет возможности доказать основываясь на известных фактах), предположение. и не более.
Иными словами - приложи СПРАВКУ.
Но здесь все же легче. Хотя сам понимаю о чем идет речь.
А как мне вбить в головы людей, что граф Толстой богатейший помещик в Тульской губернии т.е. в РОССИИ.
Это оттуда в основном поступают деньги на жизнь графу Павлу Дмитриевичу.
А здесь еще работа камергера, требующая каждодневного пребывания во дворце.
Ну, не лежит сердце у него к разоренному имению в Грудиновке.
Кто мне докажет эту любовь, когда он все силы бросает на постройку третьего имения в фольварке Ветренка.
И только в 1875 году, благодаря сыну ДМИТРИЮ, постоянно проживающем в фольварке Грудиновка, его наследнику, постепенно начался экономический рост фольварка, до этого земли которого проданы в кредит.
Но в подтверждение этому приложи СПРАВКУ.
СЕЛО , ДЕРЕВНЯ и ...ДВОРЫ.
В одной из своих статей я начал разговор о разнице между деревней и селом.
С точки зрения словарей современного русского языка, в основном размерами:
«Деревня – крестьянское селение… село – большое крестьянское селение » (Словарь С. И. Ожегова).
ДЕРЕВНЯ — в узком, исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение (более мелкие носили название хуторов, заимок и т. д.; см. также Село). Большой энциклопедический словарь.
Но никто не может толком объяснить, в чем разница между деревней и селом.
Но каков порог, за которым деревня перерастает в село?
Сколько должно быть домов в селе - этого тоже никто объяснить не может.
Кто мне объяснит, что в селе Грудиновка проживает всего 52 человека .
ГПИБ (государственная публичная историческая библиотека России. Опыт описания Могилевской губернии под ред. А.С.Дембовецкого книга 2 1883 стр.426.489.5о8), из которой я узнаю:
с. Кузьковичи - 108 двор./599 жителей, д. Следюки - 110/680,
..." я приму к публикации любые версии. хотя бы потому что это - ВЕРСИИ.
Если Вам кто-то даст справку что написанное Вами - единственно верное - я её с радостью прикреплю. а пока для меня это рассуждения, выводы, догадки, предположения."..
Беру толковый словарь Даля. Читаю: ДЕРЕВНЯ ж. крестьянское селенье, в котором нет церкви.....
Но это документ! Словарь Даля!.
Хотя я как не понимал раньше, тем более прочитав словарь Даля.
Понял, не понял, а дай СПРАВКУ.
По другому предположению селом называли место, в котором имеется церковь, а деревня - поселение без церкви (условно примем и мы ).
Однако у нас полно деревень с церквями, а сел без них.
Так что убедительного объяснения разницы села и деревни я не обнаружил.
Смотрю " Подробная карта Российской Империи и близлежащих заграничных владений. Столистовая карта." 1801-1816 гг.
Быново. Церковь существует, но оно не село, а деревня.
.Попутно замечаем, что Перекладовичи, Следюки, Красница имеют часовни, но они все деревни.
А если в селе сгорала церковь ??? Она что переходила в деревню?
Здесь и Кузьковичская Благовещенская церковь.
Село. Но по численности населения уступает д. Следюки.
То есть , можно сделать вывод, что точного определения деревни и села нет.
Но оппонента это не интересует. Ему нужна СПРАВКА.
Ранее я уже писал. В документе «Подробная опись Осовецкого войтовства» дано свое определение .
...Село - отмеренный участок земли заселенный людьми. т.е. все населенные пункты называются СЕЛАМИ в 1647 г.
А если подойти к этому вопросу с другой стороны и задаться вопросом: а что общего между деревней и селом?
Уличные деревни и сёла начали появляться на территориях ВКЛ после земельной реформы 1557 года, когда была принята так называемая «Устава на волоки». До этой реформы земля принадлежала всем крестьянам-земледельцам, которые платили за использование этих угодий дань феодалу.
Единицей повинности были семьи (дымы), которые , отбывали подымную повинность. Они работали на феодала и отдавали ему часть урожая со своего надела.
После указанной реформы единицей феодальной повинности стала вся деревня, в которую собирались крестьяне на постоянное жительство.
Прежняя общинная земля, которой владел феодал, стала делиться на три больших поля (трёхполье). Через среднее поле прокладывалась улица, вдоль которой нарезались на поле наделы – волоки.
Крестьянин брал целую волоку и строил на ней дом и хозяйственные постройки. Так образовывалась уличная деревня с определённым количеством дворов. Третье поле использовалось и засевалось после того как земля на нём «отдохнула», то есть простояла некоторый срок под парами.
Место поселения — это двор, который включал дом, хоз. постройки, приусадебный участок. Двор имел особое значение — с ним было связано право пользования пахотной землей, в его рамках крестьянин действовал по своему усмотрению, без регламентации. Территория двора обносилась изгородью.
Хозяйство отдельной семьи, в которое входили пахотные земли, сенокосы, жилые и хозяйственные постройки, в то время называлось дымом. В нем насчитывалось от 5 до 9 человек, из которых от трех до семи были трудоспособными.
Дымы образовывали громаду (общину). Она несла общую ответственность за исполнение крестьянских повинностей, регулировала крестьянское землепользование перед феодалом. Члены громады на своем собрании выбирали сельского войта. Он надзирал за работой крестьян, был посредником между феодалом и громадой, распределял повинности, отвозил хозяину дань, отвечал за соблюдение порядка, состояние мостов и дорог.
В Российской империи в 1724 году был введён подушный налог (с души), до этого был подворный (со двора).
Речь о подворном налоге (подати). Способ был простой, как валенок, но действенный. Несколько изб огораживали общей оградой. Получался один двор, вместо нескольких. С него подворная подать и платилась. Поэтому, если в документе указано, что в деревне один двор, это совсем не значит, что в ней жил один хозяин. Мог и один жить, а могло и несколько.
Крестьян деревень и сел объединял ДВОР .
Помните в детстве: играй на улице, но со двора-- ни шагу!
И если со временем крестьяне нашли способ сокращать подворный налог — объединяли дома единым забором образуя один большой «двор», то их меньше всего интересовало место проживания и как оно называлось.
Возможно я и ошибаюсь, так как не приложил СПРАВКУ.
Важность понимания прочитанного трудно переоценить. А вот о чем прочитали - понимают единицы.
Во время чтения я делаю паузу и задаю себе вопрос о том, что я только что прочел. Если на какой-то вопрос я так и не смог себе ответить, выписываю его.
Этот вопрос я и хочу задать вам, разобраться вместе в том, почему я не смог понять текст.
Мне важно внимательно слушать ход читательских мыслей, потому что ваши рассуждения могут подсказать мне, где именно я не так или не совсем так понимаю прочитанное, где у меня не хватает банальной эрудиции, кругозора, какие вещи я путаю.
Мне ведь нужен кто-то с острым глазом не только на опечатки, орфографические и грамматические ошибки, но и кто-то, кто может отслеживать мои статьи и сообщать мне поработать над ними еще немного.
Да и самому приятно поделиться с односельчанами маленьким кусочком своей жизни.
СКЕПТИК— ни во что не верующий, во всем сомневающийся человек. который считают себя аналитическим и разумным.
И правильно, разве иначе возникло бы у него столько сомнений?
Он всегда видит одно большое «НО».
Сразу на ум приходит человек в футляре : как бы чего не вышло!... А народ называет еще короче - Фома неверующий...
Фома неверующий - очень недоверчивый человек, пока не увидит собственными глазами - НЕ ПОВЕРИТ.