ПРАРОДИНА СЛАВЯН.
(10 страница).
"ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ"
Часть II. ЛЕГЕНДА о БУСЕ.
РОЖДЕНИЕ БУСА.
Однажды ночью над Киевом Антским, что расположен близ Алатырской горы. засияла на темном небе яркая звезда. В ту же ночь князю Дажину Бог Вышний послал сына. И пришли от сорока народов сорок чародеев-звездочетов, и принесли они дары младенцу, и сказали:
-"Княжеский сын совершит великие дела и прославит Антскую Землю.
Сам Всевышний приветствует его рождение Звездой!"
И открыли они "Звездную Книгу", данную славянам Колядой, и прочли
древнее предсказание:
- "Настелит Овсень мост. И первым пройдет по нему Крышень,
второй-Коляда, третий-Бус".
Потому назвали младенца по написаному - Бусом. И прозвали его
Белояром. ибо родился он в последний день месяца Белояра, на закате Дня Сварога
"Белая Книга", Гл. XII. Бус.
Таким было начало повести о князе Бусе в одной из затерянных в веках
антских ведических книг. Сие произведение считается погибшим, но есть
надежда ее найти, ибо не все хранилища ведических книг изучены, сия
строка из устных народных былин.
Известны иные источники сведений о Бусе Белояре, князе Антии. Упоминание о "печальном времени Бусовом" в "Слово о полку Игореве". Об этом времени и гибели князя антов по имени "Boz" писал готский историк VI века Иордан в книге "История гетов". Он же у Иордана Сар (по рус. сар, т.е. царь Бус), убивший Германареха. Та же история повторяется в эддических легендах о Германарехе: в сагах "cap Бус"- это Стерли, а его брат-"кам"-волхв Златогор- это Хамдир (у Иордана Аммий). Адыгейские предания о нарте Баксане, князе антов-адыгов, так же рассказывают о славянском и адыгейском князе Бусе. Легенда приведена в книге "История адыгейского народа, Ш.Б.Ногмова (Нальчик, 1861г.) Свидетельства "Книги Велеса", (Новгород, IX век) и "Боянова гимна" (Новиетун Дунайский, IV век).
Есть надпись на изваянии князя Буса, на статуе IVвека до середины XIX
века, стоявшей на древнем кургане, близ Пятигорска, о чем говорилось
ранее.
В первый раз Всевышний воплотился на Землю - Крышнем, второй раз- Колядою, третий раз- Бусом Белояром.
При его рождении появилась Звезда-комета, о чем утверждает "Боянов
гимна", упоминается звезда Чигирь-угорь (комета Галлея). по которой при
рождении князя звездочеты предсказали его великое будущее.
Подтверждается близость преданий о Бусе к песням о Крышне-Коляде
(упоминание рождественской Звезды, распятие в конце земной жизни). Сии легенды в XVIII столетии, наложились на легенды о царе Петре I, который тоже родился , когда на небе загорелась новая Звезда. Здесь на лицо- перенос древней легенды на нового царя-реформатора, который победил варягов, учредил календарь, развил флот, "прорубив окно в Европу".
Такое чудесное рождение, заранее предсказанное звездочетами по
известному периоду появления кометы (это сделали еще 2000 лет до этого звездочет Браг), привело к тому, что в Бусе все признали новое
воплощение Всевышнего.
Воплощения видели в Христе (как в потомке Ария Оседня и Даждьбога, или Да-вита), родившегося под Вифлиемской Звездой. В адыгейской легенде говорится. что народ почитал его "Благим Духом".
По комете, упомянутой "Бояновым гимном", можем определить дату рождения- 20 апереля 295 года н.э., по ведическому летоисчислению- 31 белояра 72 года до начала Года Сварога (252 год Трояна). Последний день месяца Белояра. Рождением Буса, была завершена эпоха Овна.
Через 12 дней после рождения Буса, 3 марта 295 года, произошло полное
Солнечное затмение, которое прошло широкой полосой изАлжира через Рим и Неаполь на Балканский полуостров, дальше на Юг Руси. Сей знак был расценен звездочетами, то, что Бус проживет 12 малых часов Сварога, которое соответствует 72- обычным годам. После этого Солнце его жизни померкнет, закончится Великий Год Сварога, длившийся 27 тысячелетий. "И слова его совпадали с деяниями". (Бус I, 2:1).
В адыгейских легендах приводится имя отца Буса- Дауо (Дауш). По рус.
должно звучать, как "Дажин" (Дажьдьбожий"- тот в ком пребывает Дух
Даждьбога). Дауо, как "дао" в китайском языке, "да"-- в индоевропейских,
восходит к древнему имени ведического Бога Неба и Дневного Света.
В адыгейском эпосе, есть образ Дауш-Джержии, которого традиционно
сближают с Джарджем (Джарганом), т.е. со святым Георгием (значит со
слав. Ярилой либо Даждьбогом). Однако, Дауш-Джержии это не Джардж. а герой, наделенный магическим даром: от его прикосновения становится
острее оружие. Выступает, как божественный охотник, божество лесов и
гор.
Бус-Баксан, был старшим сыном , у его отца было еще 7 сыновей и 1 дочь.
Имя одного из братьев, находим в "Бояновом гимне": это кам: кам-шаман
Златогор (он же в сагах Хамдир), названный в честь Золотой горы Алатыря.
А имя сестры Буса - Лебедь Сва (она же в сагах Сванхильд) названа в
память о прародительнице Птице Матери Сва.
Родились Бус и его братья и сестра в священном граде Кияре-Киеве Антском (Сар-граде) и был Бус наследником Престола Русколани-Антии.
ЦАРСКИЙ РОД БУСОВ.
Род Белояров произошел от соединения рода Белогоров, издревле живших у Белой горы. и рода Ария Оседня (рода Яров) в самом начале эпохи Белояра.
Власть предков распространялась от Алтая. Загроса, до Кавказа. Цари
династии состояли в родстве со многими царскими домами Индии, Ирана, Малой Азии и Европы.
Бус- тронное имя сакских и славянских князей. Знаменитым предком Буса Белояра был сак Бус Бактрийский, который в IV веке до н.э., был
правителем Бактрии и Согдианы, провинции Персии.
Бус Бактрийский стал царем под именем Артаксес IV, сменив Дария III,
бежавшего от Александра Македонского. Он был один из тех, кто по просьбе царя убил Дария, ибо тот не хотел достаться живым Александру после поражения при Гавгамелах. А.Македонский оставил Бусу трон в Бактрии и Согдиане, но как только Бус объявил себя Артаксерксом "царем всех царей" (был прямым наследником Дария), Александр направил в провинцию войска и Бус был убит. Об этомписал римский историк Юлий Валерий.
написавший в IV в. н.э. историю персидских походов Александра Великого, полагал, что Александр преследовал Бэса (Буса) на Танаисе (Доне) до похода в Среднюю Азию. И даже там построил город Александрию. Т.е.
сблизил Буса Бактрийского и Буса Белояра. Возможно,историк намекал
императору Констанцию, воевавшему с персами, что будет, если пойти
против скифоф Буса, повторив путь Александра Великого
Власть в сакских и русколанских землях перешла к наследникам Буса. В
Иране, именно на Бусе пересеклась династия ахеменидов (эпических
кеянидов). основателей коей был первочеловек Кеюмарс (Говямард, он же Велес-Гвидон и внук его Даждьбог).
После похода А.Македонского и убийства Буса Бактрийского в Азии стали
править селевкиды и аршакиды. Только в священной области близ Алатыря сохранилась древняя кеянская династия Бусов.
Во времена Буса Белояра в Иране уже правили сасаниды, свергнувшие
аршакидов в III веке. н.э. Лишь в Армении и соседней Алании правили
последние аршакиды-кеяниды, почитавшие сасанидов узурпаторами и
постоянно воевавшие с ними.
Династия Бусов была связана кровно со многими: в кельтской Европе с
царским домом короля Артура, у франков с Меровингами, у скандинавов с Инглингами. В Малой Азии с потомками царя Давида. В Индии с царями
солнечной династии (также с рамой, Буддой Шакьямуни). В родстве с
Заратуштрой (потомки пророка правили в Бактрии, породнившись с
кеянидами).
Все религиозные течения,в коих были Рама,Кришна,Будда, Заротуштра,
Христос, были столь же родными для князей антов, как учения
Крышня,Каляды, Велеса. Ведические учения русов (близкие к вишнуизму) и зорастризм рождались на землях, подвластных князьям Бусам и кеянидам.
Буддизм на Северный Кавказ шел из Средней Азии. Раскопаны буддийские стопы аланов-аорсов в Бактриане (Средняя Азия). Родственны кавказские аланы и русы были затронуты буддийской проповедью. В "Книге Велеса"и в надписях на монументе князю Бусу онименуется "Побудом" и "Будом" (т.е.пробуждающим Буддой).
Христианство среди народов Северного Кавказа и Поддонья, в т.ч. русов
(предков казаков) начало распространяться во времена проповеди апостола Андрея Первозванного в I веке н.э. Как повествуют предания, апостол пошел на Северный Кавказ, в страну Аланов (Роксалания, где жили русы и аланы), затем в страны Абасков (абхазов) и Зигов (адыров). Согласно "Житиям" проповедь апостола имела успех у всех народов этих стран, кроме "джигитов".
По преданию из "Радзвиловской летописи" ("Повесть временных лет")
апостол дошел до Киевского холма и поставил там крест, затем пошел в
Новгород. Однако Киева-на-Днепре и Новгорода на Ильмене в I веке, еще не существовало. Предвестником Киева-на Днепре был Киеа Антский в
Русколани, а Новгород, или Неаполь Скифский был в Крыму. Следовательно в этих городах мог апостол вести свои проповеди.
Учение христиан. заинтересовало многих русов, известно, что среди князе в 300-х годах,встречавших святого Григория (крестителя армян) был и царь русов, согласно версии арабского историка Агафангела, написавшего в V в. н.э."И когда услышал царь Трдат, что святой Григорий уже выступил, он взял жену Ашхен, (...), царя грузин, царя русов, царя аланов, начальников своих, князей, властителей, и они вышли на встречу святому Григорию (цит. по Н.Я.Марру, "Крещение армян, грузин, абхазов", Спб, 1905г. предположительно, этим царем был отец Буса князь Дажин (Почитание св. Григория, слившееся с почитанием св. Григория - змееборца, затем вытеснило культ Ярилы).
На монументе князю антов Бусу (на вороте статуи) изображен
равносторонний крес (без буквы т), такой. как был принят у ранних
христиан. Следует заметить, что они не относили его с распятием.
В канонических Евангелиях вместо слова "крест" везде написано "столб"
вместо распятия- "столбование". (привязывание веревками к столбу или
дереву, но не к кресту. Образ распятия Бога вошел в христианство после
распятия Буса Белояра, ибо его христиане Русколани и Боспора признали Христом (традиция выжила в сектантстве общинах "божьих людей", "христовщине"-("хлыстовщине").
На монументе есть надпись, в конце стоит дата- 5875 год от Сотворения
Мира). Дата дана по греко-византийской традиции (368 г. н.э.),
установленной Никейским собором 325 г. (на соборе присутствовал грек
Кадм из Боспорского епископства, они распространяли свою проповедь на земли антов-казаков).Все говорит о том, что православие (Путь Прави) всегда был верой князей Бусов.
РАННИЕ ГОДЫ
-И сокрок волхвов-чародеев
в Стожары глядя, прозрели,
что меч Яра Буса
до Киева славен!
"Боянов гимн", IV век.
Бус с братьями и сестрой провели детство в священном городе Киев
Антский. Волхвы обучали их мудростям антов по книгам, хранившимся в
храмах. По преданию, эти храмы строились многи тысячи лет назад
Китоврасом и Птицей Гамаюн по велению Бога Солнца.
Бус и братья, прошли посвящение. в начале шли дорогой Знания, были
послушниками-учениками, пройдя путь стали ведунами- т.е. ведающими,
теми, кто в совершенстве знает Веды. До высшей степени- Побуда, т.е.
пробужденного, пробуждающего духовного учителя и благовестника воли
Богов, поднялись Бус и Златогор.
В юности Бус много путешествовал, был в Византии, Риме. Египте, в
Палестине, Передней Азии, Индии, Китае.Бус Белояр жил в IV веке. Тогда
происходили события, определившие всю последующую жизнь Европы и Азии.
В Кельтских землях жил волшебник Мерлин (Морольф) и Король Артур.
Кельтские легенды в точности повторяют славянские предания о волшебнике Китоврасе. Алатырь-гора известна кельтам, под именем святого Грааля (камя-чаши), который искали рыцари Круглого стола.
Мерлин-Китоврасбыл одним из чародеев, которые пришли к Белой горе
Алатырю в Храм Солнца, дабы приветствовать рождение Буса Белояра.
согласно "Бояновому гимну".
В Европе и Малой Азии явились святые Николай Ликинский и Василий
Кесарийский, в христианстве их почитание заменило почитание Велеса и
Коляды. Не случайно их имена созвучны именам древних Богов.
Греческие имена- Власий, Василий- имеют смысл "властитель" (базилевс", тот же корень,что у рслова "власть", величие", "воля" и Велес.
Василий Великий, почитался христианами, как покровитель поэтом и
музыкантов (подобно Велесу). Сохранилось письмо к другу, почитавшему
древних Богов:-" Читал я твой рассказ, многомудрейший, и пришел в
крайнее восхищение. О музы! О науки! О Афина! Чем дарите вы. любящих вас!" Василий написал знаменитую литургию, исполняющуюся 1 января (в день Велеса и Василия), в этот же день христиане чтут мать Василия святую Эмилию, в которой трудно не узнать Амелфу - мать Велеса.
В Малой Азии, в Мирах Ликийских жил и совершал чудеса святой Николай (в его имени трудно не узнать имя Коляды).Деяния его были узнаны русами, ибо во многом повторяли деяния Коляды. Св. Николай спасал морские суда,Коляда спас корабль Даждьбога) Спор Николая с еретиком Арием о единосущности Божьего сына к отцу Небесному. подобен спору Коляды с Индрой.
По ведическому учению сошествие Богов в Мир людей были много раз. Не исключение и рубеж Старого и Нового Дня Сварога.
Вероятно, повторив плавание Крышня и Коляды (предыдущих воплощений) на остров Радос (остров нимфы Роды дочери Гелиоса) он выбрал супругу Эвласию, прекрасную гречанку. Затем они отправились в Русколань.
Женитьба на знатных гречанках с острова Родос, была чуть не традицией, Олег Тьмутараканский тоже женился на гречанке с острова Радос. Отец Буса передал царство сыну.
УСТРОИТЕЛЬ РУСИ.
Им рекли о Бусе, как о Побуде. И так же
Время Бусово весьма прославляли...
"Книга Велеса" Бус, I, 2:1.
Бус начал утверждать ведическую веру. Ондал людям учение о Пути Прави.
Учение изложено в Бусовом Провещании, где дана космогония, философия (Правь, Явь, Навь и обе стороны Бытия). Так же казано как прославлять имя Всевышнего и почитание прародителей:-" прозри русич. ОУМ! ОУМ Великий и Божий!"
Бус укреплял Русь, в то время шли войны с племенами ягов-язычников, это были народы. поклоняющиеся Матери Вьюг богине Дарза-Няниль (Ненила, Буря Яга). Эта Богиня в начале добрый Дух, но лишивсись супруга, с горя обратилась в Демоницу. Изгнанная из Сварги, ушла в Казбек, где ей приносили в жертву туров и козлов, о чем говорилось ранее.
Бус воевал с гуннами, о вероисповедании которых известно мало,
предположительно - воинские культы, поклонение гуннскому родственнику Индры и Дыя, либо культ Бога Неба Тенгри в воинственной форме.
В IV веке, после поражения от русов и армян, многие гунны переходили в
христианство под воздействием армянского проповедника Григориса (внук крестителя армян святого Григория).
Воевал Бус и с готами, часть коих тяготела к христианству в форме
арианской ереси, а часть поклонялась Вотану (готский родственик Велеса, его воинская ипостась).В армянских анналах сохранилось сведения о войне гуннов, подчинивших многие племена Северного Кавказа (алланов, массагетов- мазкутов и пр.). с Арменией. В той войне гунны потерпели поражение, вождь Санесан (династия аршакидов) был убит, остатки войска "гнали до страны басилов" (страна Буса Белояра).
Князь Бус защищал Русколань, продолжил давнюю традицию мирных торговых отношений с сопредельными народами и великими цивилизациями того времени. У Эвласии родился сын, который после посвящения принял имя древнего певца Бояна (пел услышанные песни от Птицы Гамаюн).
Главная опасность исходила от воинственных готов-германцев.
ПОБЕДИТЕЛЬ ГЕРМАНАРЕХА.
....неверный род росомов (русколан)... воспользовался следущим
удобным случаем... Ведь после того, как король, движемый яростью,
приказал некую женщину по имени Сунхильда (Лебедь) из названного рода за коварный уход от мужа разорвать, привязав к свирепым коням и побудив коней бежать в разные стороны, ее братья Сар (Бус) и Аммий (Злат), мстя за гибель сестры, ударили мечем в бок Германареха".
"Иордан. "История гетов", VI век н.э.
В середине VI века конунг готов Германарех повел свой народ завоевывать Мир. Это был великий полководец, его сравнивали с
Александром Македонским.
Готы со II века проникали глубоко в славянские земли,завоевывали Крым.
Приазовье, а племена герулов, родственное готам, захватило Тамань. Русь потеряла выход к Черному морю и отодвинулась в степи и леса между устьями Волги,Дона и средним течением Днепра.
после долгих войн захватил почти всю Восточную Европу, покорил
гольтскифов (голядь), населявших леса между Вислой и Неманом, финские народы-чудь, мерю. мордву, вепсов живших у Чудского озера, в верховьях Волги, в бассейнах рек Оки, Камы. Германарех прошел с боями по Волге до Каспия, воевал на реке Терек. перешел через Кавказ и разбил колхов, прошел по Черноморскому побережью и дошел до Азова. В начале заключил мир со славянами "пил вино за дружбу" скрепил династическим браком союз.
Это была плата за мир. На тот момент ему было много лет, через
некоторое время он погиб в 110 лет. По свидетельству Эдды, сватал
Лебедь-Сва сын Германареха Рандвер, но отвез ее к отцу, который ее взял себе в жены. Лебедь бежала от отца к сыну, тот приказал казнить обоих. Сына на висилице- молодую супругу затоптал копытами коней: "бросил коням под копыта, вороным и белым, на дороге войны..." Это и было причиной славяно-готской войны.
Нарушив "мирный договор", в первых боях разбил славян, но когда пошел в сердце Русколани, был встречен союзными войсками всех народов Восточной Европы. Путь ему заступили анты. которых вел Бус, словене, которых вел Словен. Словену служил стременным Боян, сын князя Буса. Это было знаком союза князей.
Кроме славян пришли биться с Германарехом кельтско-ромейские племена волхов, балтские племена земеголов и голяди. Возможно и другие народы, по которым прокатилась война.
В "Книге Велеса", под именем - Матерь Сва, подразумевается так же Дух
покойной сестры Буса и Златогора - Лебеди Сва. А под Белобогом -Бус
Белояр, почитавшийся воплощением Вышня в последние годы эпохи Белояра (Овна). Потому, в понимании росов он и был Белобогом, ибо в Белояре совмещены 2 сущности - Бога Яра и Белого Бога. "Весьь народ почитал его за благого Духа; когда начиналось сражение и удары блистали как молния, его присутствие поселяло в антском народе уверенность". (адыгейская легенда).
По свидетельству "Эдды", согласно "Речам Хадмира" (песни Златогора) Кам - у сибирских народов имя шамана. Серли и Хамдир (Бус и Златогор)
сражались одни против тысячи готов. По "Эдде" в той битве погибли оба
брата, а по "Боянову гимну" только Златогор.
Воинов Германареха разбили, по свидетельству Иордана, его поразили мечем в бок россомоны (то же, что и русколаны) Сар Аммий (в Эдде- Серли и Хамдир). Сар-царь Бус (в надписи на изваянии его именуют "сар") А Аммий (Хамдир) его брат кам (т.е. волхв-шаман).
Германарех скончался на 110 году жизни, не выняся страданийот раны и от того. что его империю стали разрушать гунны Баламбера (он же в Книге Велеса князь словен Болорев). Со своей раной Германарех прожил еще некоторое время "влачил несчастную жизнь по причине немощи тела".
Аммиан Марцеллин в 380 г. писал, что король остроготского царства у
Черного моря Германарех в 375 г. покончил с собой из страха перед
нашествием гуннов. Если здесь нет ошибки, то Германарех пережил Буса на 7 лет. но возможно речь идет о 365 году, либо Бус сражался с преемником Германареха Амалом Винитаром. хотя этот преемник мог воевать при жизни самого Германареха.
В честь победы над готами Германареха в Словении на Дунае была устроена Тризна, на коей пел Боян. сын Буса. Славил Словена, Буса, поминал Златогора. После победы славяне вновь утвердились в Тьмутаракани (Тамань) и Тавриде (Крым), с тех пор лишь не надолго уходили из этих земель.
ПЕСНЬ БОЯНА.
-Боян бо вещий!..
О Бояне, словию
старого времени!
"Слово о полку Игореве".
И вот в стольном граде Словении новгороде, что у озера Мойска близ
истока Дуная, началось празднество в честь великой победы народов Руси и Словении над готами Германареха.
Гостинные-купеческие палаты едва вмещали всех справляющих тризну.
Огромный зал был уставлен столами, на столах в блюдах явства, в золотых и серебряных братинах, ковшах и кубках мед-сурья. За столом - дружина князя Словена. сам князь во главе стола.
Поднимали кубки с Сурьей, славили князя Словена.Звучала за столами
разноязыковая речь. Были здесь словене, и радимичи, и дреговичи и
древляне. пришедшие с венедского моря вожди балтийских племен - голяди, и землеголы, и кельты-волохи, и вожди кавказских народов - кимров, антов.Здесь собрались все князья и старейшины племен, все славные витязи, что разбили на Днепре полчища конунга. не было лишь самого князя Русколани Буса Белояра. От Днепра его дружина отправилась в град Киев, дабы у горы Алатырской воздвигнуть курган волхву Златогору, брату Буса, погибшему в сражении.
Сына своего и ученика-псолушца Бояна, он оставил князю Словену.
Боян-великий витязь и славный певец-гусляр. Прощаясь отец наказал сыну, дабы он службой и искуством своим крепил братство Русколани и Словении.
Наказывал помянуть на тризне Златогора. Боян сидит напротив князя
Словена, воскладает персты свои на гусли, торжественные звуки проносятся в зале, стихает говор, все слушают Бояна...
ГИМН ПОСЛУШЦА БОЯНА
СТАРОМУ СЛОВЕНУ и МОЛОДОМУ,
УМЕРШЕМУ и ЖИВОМУ,
и ЗЛАТОГОРУ - ВОЛХВУ СВАРОГА.
-Пьющие мед в гостинных палатах
роды князя Словена Старого,
те, что изгнали лютую мглу от Непры-реки,
слушайте песть Бояна.
Будем сынами своих отцов!
Нас роды гибнущие позвали-
мы снарядили коней и помчали,
строясь у княжьих рук.
Видит очами истину Боян!
Ты наших воев вознлавил князь!
Полки на не званных готов!
Кто при тебе ехал слугой?
Боян - младой стремянной.
Ты, князь, промолвил радимичам:- Го-о-йя-
кимрам, дреговичам, земегалам,
чтоб звали сынов на рать.
Гимны Боян запел - и потекли сотни воев!
Волхи пришли и голядь,
Корень от Руса их происходит.
Так же как руки плечам нужны -
князю нужны те мужи.
Князь наш Словен очами сияет -
летом так Солнышко припекает!
Вокруг его кмети - вои ярые,
словно месыцы ясные!
Если Боян видит князя Словена -
сердце трепещет как древка лист,
застит тучею очи!
О землеголы, к вам воспою!
Вы даром кормили, поили меня -
грянул глас Руса, кого наставлял
сам князь Старый Бус - Бояна отец.
О Бусе - отце молодого волхва,
о том, как он бился, врагов поражая,
пел вохв Златогор.
Златогоровы гимны - во истину вы хороши!
Он пел , как во глуби Сварги
Чигирь-звезда подымалась,
сияя светом зеленым.
И сорок волхвов-чародеев,
в стожары глядя, прозрели,
что меч Яра Буса до Киева славен!
И как Златогор отца воспевал
былиною старой и долгой,
так и я, Боян, ныне пою
и славлю - кого люблю.
Рек Германарех: -Й - о-хо! -
Великие воды узрят мои вои,
богов кимерийцев и волхвов!
Мы кимров и волхвов изгоним!
Но не варяги - ясуни.
И вождь наш концами мечей
изгнал чужеземцев- гостей!
О Старый Словен, воздай по заслугам -
дай долю тому кто смел!
О Боян, войди снова в силу!
Пропел песнь кому - благое тому!
Зрим! Велеса нам не избегнуть!
И славы Словена не умалить.
И меч то Бояна - ясный язык.
И в память волхва Златогора мы пьем!
То Арию память и Скифу то гимн!
Злата шеломы на тризне сыпь!
- "С хевсурами после работы
Лежал я и слышал сквозь сон,
Как кто-то, шальной от дремоты,
Окно распахнул на балкон.
Проснулся и я. Наступала
Заря, и, закованный в снег,
Двуглавым обломком кристалла
В окне загорался Казбек.
Я вышел на воздух железный.
Вдали, у подножья высот,
Курились туманные бездны
Провалами каменных сот.
Из горных курильниц взлетая
И тая над миром камней,
Летела по воздуху стая
Мгновенных и легких теней.
Земля начинала молебен
Тому, кто блистал и царил.
Но был он мне чужд и враждебен
В дыхании этих кадил.
И бедное это селенье,
Скопленье домов и закут,
Казалось мне в это мгновенье
Разумно устроенным тут.
У ног ледяного Казбека
Справляя людские дела,
Живая душа человека
Страдала, дышала, жила.
А он, в отдаленье от пашен,
В надмирной своей вышине,
Был только бессмысленно страшен
И людям опасен вдвойне.
Недаром, спросонок понуры,
Внизу, из села своего,
Лишь мельком смотрели хевсуры
На мертвые грани его". /"КАЗБЕК" из сборника "ИЗБРАННОЕ". Н.Заболоцкий, 1957 год/.