Однополчане!

добавляйте материал по теме в комментариях!
БОЕВОЙ ПУТЬ 31 ГИАП
31 ГВАРДЕЙСКИЙ НИКОПОЛЬСКИЙ
КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ОРДЕНА СУВОРОВА ІІІ СТЕПЕНИ
ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК
(Ранее – 273 истребительный авиационный полк)
(Войсковая часть полевая почта 57669, 20112)
ФОРМИРОВАНИЕ, ПОДЧИНЕННОСТЬ, ВООРУЖЕНИЕ ПОЛКА ДО 09.05.1945
24.08.1941 273 ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК СФОРМИРОВАН при 13 запасном истребительном авиаполку Приволжского военного округа(г.Кузнецк) за счет третьих эскадрилий 161 и 236 иап по штату 015/174
25.08.1941-08.09.1941 Находился в 8 зиап ПриВО (Багай Барановка), укомплектовываясь и проводя обучение личного состава на истребителях Як-1.
10.09.1941 Убыл из 8 зиап на фронт.
15.09.1941 Приступил к боевой работе на самолетах Як-1 в составе 4 Резервной авиагруппы СВГК, действующей в подчинении командования ВВС Юго-Западного фронта.
16.09.1941 Одержана первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне: парой Як-1 (ведущий Силин А.М.) в воздушном бою в районе г. Лебедин сбит немецкий бомбардировщик Ю-88.
15.02 1942 Летчик, мл. л-нт ВАСИЛЬЕВ М.Н. в воздушном бою на поврежденном самолете таранил истребитель противника. Произвел посадку на самолете.
29.05.1942 Введен в состав Маневренной авиагруппы Юго-Западного направления, действовавшей в подчинении штаба ВВС Юго-Западного фронта.
12.06.1942 Включен в состав 268 истребительной авиадивизии 8 Воздушной армии Юго-Западного фронта.
22.06.1942 Принял 6 Як-1 от 248 иап
12.07.1942 Вместе с 268 иад 8 ВА вошел в состав войск Сталинградского фронта (образован на базе полевого управления войск Юго-Западного фронта)
14.07.1942 Командир звена, лейтенант ЖЕРДИЙ Е.Н. выполняя разведку в районе Купянск-М.Николаевка-Журавка атакован пятью Ме-109. Сбил один с-т противника, на поврежденном самолете таранил второй. Командир наземной части прислал в полк письмо: " Я наблюдал бой вашего летчика Жердия с фашистскими истребителями Ме-109 и восхищен его поступком. Он сбил одного Ме-109 и тут же вступил в бой со вторым. Когда фашист занял господствующее положение, Жердий пошел на таран. Он ударил в правое крыло фашистскому стервятнику, тот разлетелся на куски и камнем полетел вниз. Кабина летчика и крыло от фашистского самолета упало ко мне на позицию. Лейтенант Жердий, будучи тяжело ранен, выбросился из самолета, но парашют не раскрылся, и он погиб. Я лично прошу представить его посмертно к званию Героя Советского Союза..."
22.11.1942 За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 374 273 иап преобразован в 31 гвардейский истребительный авиационный полк
25.11.1942 Заместитель командира аэ, старший лейтенант СУГАК В.Н. возвращаясь после разведки в районе Сталинграда был атакован тремя Ме-109. В воздушном бою сбил один истребитель противника. Исчерпав боекомплект на высоте 500 м тараном уничтожил другой истребитель. Выбросился с парашютом из горящего самолета.
19.12.1942 Переведен на штат 015/284, 3 эскадрилья укомплектована за счет расформированного 11 иап.
03.01.1943 В составе 268 иад 8 ВА переведен на Южный фронт.
18.03. 1943 268 иад преобразована в 6 гвардейскую истребительную авиадивизию
20.10.1943 Южный фронт переименован в 4 Украинский фронт
23.01.1944 Переформирован по штату 015/364
13.02.1944 За отличие в боях за ликвидацию Никопольского плацдарма немцев приказом ВГК « 029 31 гиап присвоено почетное наименование «Никопольский»
13.05.1944-13.07.1944 Боевой работы не вел. В составе 6 гиад находился в резерве СВГК, доукомплектовываясь личным составом и самолетами и проводя обучение и тренировку молодого пополнения. В дополнении к имевшимся в боевом составе Як-1 и Як-7б получил истребители Як-9.
24.05.1944 За образцовое выполнение заданий командования в боях за освобождение города Севастополь и проявленные при этом геройство, доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 31 гиап награжден орденом Красного Знамени
14.07.1944 В составе 6 гиад вошел во 2 Воздушную армию и возобновил боевую работу на 1 Украинском фронте
03.09.1944 В составе 6 гиад переведен на 2 Украинский фронт в 5 Воздушную армию.
Апрель 1945 В середине месяца получил 4 Як-9У и эксплуатировал их до конца войны.
11.05.1945 Исключен из действующей армии.
17.05.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Вена и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 31 гиап награжден орденом Суворова ІІІ степени
ИТОГИ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛКА
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Участие на фронтах
Фронт Период Соединение Боевые вылеты Потери
Самолеты Летчики
Юго-Западный 15.09.1941-29.05.1942 РАГ-4 979 36 18
Юго-Западный 29.05.1942-12.06.1942 МАГ ЮЗН 255 10 3
Юго-Западный 12.06.1942-29.07.1942 268 иад 828 14 7
Сталинградский 29.07.1942-02.02.1943 268 иад 1621 41 20
Южный 02.02.1943-20.10.1943 6 гиад 5478 26 16
4-й Украинский 20.10.1943-01.06.1944 6 гиад 3625 23 14
4-й Украинский 13.07.1944-01.09.1944 6 гиад 1386 6 -
2-ой Украинский 01.09.1944-01.06.1945 6 гиад 2505 18 5
Боевая работа
Вид задания Всего 1941 1942 1943 1944 1945
На штурмовку противника 330 144 149 24 13 -
На сопровождение 1761 96 725 352 310 278
На разведку 11643 14 1607 5660 3728 304
На прикрытие войск 2260 154 400 182 474 1050
На перехват 507 77 182 205 43 -
На свободную охоту 114 - - - 47 67
На корректировку 28 - - 28 - -
На спецзадание 34 - - - 22 12
Итого 16677 485 3063 6781 4637 1711
Количество уничтоженных самолетов противника
По типам Всего 1941 1942 1943 1944 1945
Истребители
сбито в воздушных боях 146 7 55 22 26 37
Бомбардировщики
сбито в воздушных боях 33 1 15 8 6 3
уничтожено на аэродромах 6 5 1 - - -
Прочих типов
сбито в воздушных боях 33 4 12 13 4 -
Итого 219 17 83 43 36 40
сбито в воздушных боях 213 12 82 43 36 40
уничтожено на аэродромах 6 5 1 0 0 0
Уничтожено при штурмовках:
Орудия -45 Автомашины -465
Повозки-179 Танки -49
Свои потери самолетов
По видам потерь Всего 1941 1942 1943 1944 1945
Боевые
Сбито в воздушных боях 86 5 43 23 11 4
Сбито ЗА 37 4 10 8 12 3
Не вернулись с боевого задания 26 3 18 4 1 -
Уничтожено на аэродромах 6 - 6 - - -
Итого 155 12 77 35 24 7
Не боевые
Авиакатастрофы 4 2 2 - - -
Аварии 15 2 2 2 6 3
Итого 19 4 4 2 6 3
ВСЕГО 174 16 81 39 30 10
Списано по износу 25 3 4 5 10 3
По типам самолетов
158 Як-1; 14 Як-9; 1 Як-7; 1 По-2
Свои потери личного состава
По видам потерь Всего Летчики ИТС Примечание
Погибло в воздушных боях 29 29 -
Сбито ЗА 12 12 -
Не вернулось с боевого задания 34 34 -
Умерло от ранений 2 2 -
Погибло в авиакатастрофах 5 5 -
Погибло при налетах 6 - 6
Прочие не боевые 10 1 9
Итого 98 83 15
По годам
1941 – 7 (летчиков)
1942 – 48(летчиков – 41; ИТС - 7)
1943 – 21(летчиков – 19; ИТС - 2)
1944 – 19(летчиков – 14; ИТС - 5)
1945 – 3 (летчиков – 2; ИТС - 1)
КОМАНДИРЫ ПОЛКА
24.08.1941– 04.04.1942 к-н Ровнин Андрей Никифорович
10.05.1942 – 29.05.1942 м-р Кошевой Илья Тимофеевич (погиб)
29.05.1942 – 06.09.1942 м-р Суворов Иван Павлович
__.11.1942 – 04.11.1942 ст.б/к Трощенко Яков Андреевич (погиб)
21.11.1942 - 29.12.1943 м-р, п/п Еремин Борис Николаевич
29.12.1943 - 06.10.1950 м-р, п/п Куделя Свирид Харитонович
06.10.1950 - 25.07.1951 п/п Полушкин Н.А
25.07.1951 - 01.09.1953 п/п Буразов Б Ф
01.09.1953 - 29.11.1955 п/п Сабчяк В М
29.11.1955 - 29.01.1957 п/п Белавин Н И
29.01.1957 - 26.07.1958 п/п Пустовит П О
26.07.1958 - 27.03.1962 п/п Минаев Г С
27.03.1962 - 07.12.1963 п/п Малиог Ю М
07.12.1963 - 03.06.1967 п/п Лантрат М М
03.06.1967 - 31.01.1969 п/п Усов А П
31.01.1969 - 31.12.1970 п/п Трибшток В В
31.12.1970 - 11.11.1971 п/п Носов Л П
11.11.1971 - 19.07.1973 п/п Судин Владимир К
19.07.1973 - 22.10.1975 п/п Цыбулько Валерий Петрович
22.10.1975 - 11.10.1977 п/п Григорук Николай Николаевич
11.10.1977 - 20.12.1978 п/п Зотов Борис Константинович
20.12.1978 - 12.05.1981 п/п Хтей Богдан Петрович
12.05.1981 - 25.02.1982 п/п Костуев Х-М М
25.02.1982 - 01.10.1982 п/п Шугалей А Т
01.10.1982 - 19.07.1985 п/п Мельничук Г В
19.07.1985 - 27.07.1988 п/п Бакушкин В В
27.07.1988 - 26.02.1990 п-к Петерсон В В
26.02.1990 - 06.06.1995 п-к Чопохян Ю Т
06.06.1995 - 31.05.2004 п-к Малыхин А Н
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОСЛЕВОЕННОЙ СУДЬБЕ ПОЛКА
17.08.1945 в составе 6 ГИАД перебазировался из Чехословакии в Одесский ВО (аэр Бельцы)
Июнь 1946 Полк приступил к переучиванию на самолеты «Кингкобра»
23.10.1951 -
28.10.1951 В составе 6 гиад перебазировался из 48 ВА ОдВО в состав 24 ВА ГСВГ на аэродром Мерзебург.
16.11.1951-
07.03.1952 Переучился на самолеты МиГ-15
1956 год Полк перебазирован на аэродром Фалькенберг
с 21 августа
1968-1969 Участие в операции Дунай на территории ЧССР. Несение дежурства в системе ПВО на аэродроме Добржаны.
Июнь 1970 При выполнении полета на полигон произошла катастрофа самолета МиГ-21 ПФ пилотируемого штурманом полка майором Акбулатовым. Пытаясь добиться прямого попадания, летчик выполнил атаку с большим углом пикирования, пуск НАР С-5 произвел с минимальной дальности, на выводе столкнулся с землей.Руководитель полетов на полигоне, к-р полка п/п-к Трибшток.
1972 За высокие показатели достигнутые в боевой и политической подготовке полк награжден Вымпелом Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».
Осень 1973 Полк, первым в ВВС ГСВГ, получил 12 самолетов МиГ – 23УБ (к-р полка п/п-к Цыбулько В.П.)
1973 Группой захвата под руководством Николая Злобина, при ведении разведывательной деятельности (фото и киносъемка), была задержана группа офицеров английской разведки.
1974 Из за реконструкции аэродрома полк работал с двух аэродромов(1 и 3 аэ летали на аэродроме Альтенбург)
1975 Полк переучился на самолеты МиГ-23М (к-р полка п/п-к Цыбулько В.П.)
Май 1975 Личный состав полка участвовал в учениях «Удар 75».
Осень 1975 Личный состав полка получил оценку «отлично» на учениях в Астрахани
1975 При полете на пилотаж летчик к-н Юрин заметил неправильную выработку топлива. Прекратил задание и произвел посадку. На земле обнаружена трещина крыла. Самолет забрали на исследование. В результате была выявлена причина разрушения крыльев в полете. После проведенных доработок(удаления атомарного водорода из металла), крылья в полете перестали ломаться. Летчик награжден ценным подарком главного конструктора КБ фирмы Микояна.
1976 При полетах ночью, летчик ст.л-нт Шпак. В результате рассоединения тяги управления двигателем, двигатель вышел на режим работы "максимал". По команде РП, командир полка Н.Н. Григорук, летчик выключил двигатель и произвел посадку с выключенным двигателем. Летчик награжден орденом.
1977 При полете на перехват на потолке самолета капитаном Н. Садовниковым, произошел "подхват" самолета с выходом на перегрузку > 12 единиц. Самолет отправлен на обследование. Летчик награжден ценным подарком главного конструктора КБ за испытание самолета на предельных режимах.
03.09.1977 При перелете на авиабазу Мары, в районе Махачкалы, произошла авария самолета МиГ-23, начальник штаба аэ, к-н Островерх В.Н.( разрушение рабочего колеса турбины)
сентябрь
1977 Личный состав полка получил оценку «хорошо» на авиабазе Мары
1983 За высокую боевую готовность и отличные действия на учениях полк вторично награждён Вымпелом Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть»
1987 Полк переучился на самолеты МиГ-29
15.06.1993 Выведен из ЗГВ в Северо-Кавказский ВО (г. Зерноград, Ростовской обл)
Осень 2009 31 ГИАП расформирован в ходе реформы Вооруженных сил Российской Федерации
1 декабря 2013 года Миллеровская авиагруппа стала 31-м гв. ИАП с вручением боевого знамени полка!
31-й гвардейский опять в строю!
Данные по материалам https://ru.wikipedia.org/wiki/31 Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 79 - 83. — 944 с. — ISBN 978-5-9955-0707-9. 08:23 https://books.google.ru/books?id=Cm45AwAAQBAJ&pg=PA83&lpg=PA83&dq=273+иап&source=bl&ots=ro9ARui0PQ&sig=ws7mHIAX_c7zkFGVDb5f-7aX1jo&hl=ru&sa=X&ei=xa3VVJ6rMo7taICsgYAM&ved=0CDIQ6AEwBA#v=onepage&q=273 иап&f=false
Б.Н. Ерёмин Воздушные бойцы. - Москва: Военное издательство, 1987
Зайцев А.Д. Герои воздушных таранов. Москва - 1980, Мо СССР. ВВС. Выпуск ІV (172) https://www.youtube.com/watch?v=WidKDLxGaXA Из воспоминаний сослуживцев.

Комментарии

  • 7 апр 2015 14:14
    Современная посадка на автостраду. Только это делали лётчики 31 полка в далёких 70-х http://www.ok.ru/video/63340619202662-1
  • 9 мая 2015 18:35
    С Днем Победы!!!  https://youtu.be/NS3KhE5UfJk С Днём ПОБЕДЫ, всех ФАЛЬКЕНБЕРЦЕВ!!!
  • 10 мая 2015 14:06
  • 3 авг 2015 22:20
    Мои извинения, но после командира полка Мельничук Г.В. полком командовал Жуйков Е.А. почти три года, а потом уже Бакушкин В.В. И полк переучился на МиГ-29 в 1988-89 гг., потому что первые полёты на этом типе состоялись 09-10 августа 1989г. ( запомнил , так как девятого августа отправлял контейнер,а десятого августа убывал к новому месту службы)
  • 20 янв 2017 22:18
    с августа 1943 в полку воевал гв,лейтенант Пономарев Иван Алексеевич,мой дедушка, ордена БКЗ,Отечественной войны 1ст, медали за Будапешт,Вену,Прагу,за победу в ВОВ ,3ранения и ожоги вечная память
  • 7 июл 2017 21:58
    Ларин Иван Иванович

    Родился в 1914 году.

    Житель города Апрелевка.

    Воевал с 1941 по 1943 год на Юго-Западном, Сталинградском фронтах в составе 8-й воздушной армии, служил в 31-м гвардейском истребительном авиационном полку в должности старшего врача полка. Участник Сталинградской битвы. Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, Медалями.

  • 7 июл 2017 22:10
    Фотография
  • 8 мая 2018 18:21
    Фотография
  • 8 мая 2018 18:23
    ФотографияФотография
  • 11 авг 2021 10:44
    Добрый день, однополчане 31 гв. ИАП. Ознакомившись с историей полка, обнаружил одну неточность. После командира полка Геннадия Васильевича Мельничука командиром в 1985 г.. стал Евгений Александрович Жуйков. В 1986 г. я заменился в Новосибирск в ЗЦ ЕС УВД и в 1990 г. помогал группе во главе с Жуйковым Е.А. в пролёте Сибирской воздушной зоны на восток для перегонки МиГ-29.
  • 11 авг 2021 10:47
    С 1984 по 1986 гг. я был замполитом полка, а после списания с лётной работы досрочно заменился в СибВО, где и проживаю  до сиг пор.
  • 4 ноя 2021 08:13
    К счастью полковник Мельничук Г.В. живёт и здравствует в Москве, а вот полковник Жуйков Е.А. после замены из ГСВГ в Москву на ЦКП умер.
  • 31 янв 2022 21:38
    Гена, я ведь тоже служил вместе с тобой, только до 1976 года и тоже горжусь!
  • 28 мар 23:26
    С 1972г по 1977г служил и летал в 31 гвардейском, после окончания Харьковского ВВАУЛ.Так как мы летали и крепли наши крылья в 31 иап, больше я уже нигде не летал. Принимали участие в учениях "ЩИТ" и "ЗАПАД" Очень рад ,что служил с такими командирами как: Судин В.К.,Цыбулько В.П. ,Григорук Н.Н.,Зотов Б.К. Хорошо помню инженера полка Погромского А.Ф. Он с уважением относился к летному составу, мы ему платили темже. Никогда не забуду подготовку и отработку взлета полком со взлетной полосы, в короткое время и в режиме радиомолчания. Сорок боевых самолетов на полосе: первое звено управления полка взлетает на МиГ 23 М с середины ВПП. За несколько минут полк в воздухе. Главком ВВС Кутахов П.С. поднял полк по тревоге и был в шоке от увиденного. МО СССР всему летному составу вручил именные часы и поблагодарил за службу. Но если бы не профессионалы техники самолетов и инженерный состав полка , вряд ли это удалось бы. Коэфициент готовности авиатехники был 100%. Больше такого за свою службу, я не встречал нигде. Горжусь что служил в этом полку и рад , что 31 гвардейский иап возродился. Очень хочу своими глазами увидеть сегодняшний31 иап. В конце 70-х - начале 80-х,в мирное время холодной войны , наш 31 гвардейский дал ВВС страны 7 генералов и одного космонавта. До сих пор со многими однополчанами поддерживаю связь. Многие ушли в мир иной. Земля им пухом....