9 мая

Утром 8 мая 1945 года с Центрального аэродрома Москвы взлетел самолёт Ли-2 и взял курс на Берлин.

На борту находились работники Наркомата иностранных дел СССР. Экипаж возглавлял подполковник Алексей Иванович Семенков.

Маршрут пролегал над Белоруссией и Польшей. В районе Познани к самолёту пристроилась девятка краснозвездных истребителей — на тот случай, если в воздухе встретятся вражеские самолёты. Но нацистские истребители не появились, зенитки противника молчали. Полёт прошел спокойно, и вот внизу показался Берлин: руины и многочисленные пожары, а над рейхстагом — Знамя Победы.

Приземлились на аэродроме Темпельхоф. Здесь самолёт и его пассажиров уже ожидали. Семенкову приказали: никуда не уходить, всем находиться в самолёте. Готовность к взлёту в любую минуту. Через несколько минут на аэродром сели самолёты с опознавательными знаками США, Англии и Франции. Среди встречавших Семенков узнал генерала армии В.Д. Соколовского и коменданта Берлина генерал-полковника Н.Э. Берзарина.

С наступлением темноты экипаж расположился отдыхать прямо в самолёте. А тем временем в 23 часа 45 минут в Карлсхорсте — восточной части Берлина, в здании бывшего немецкого военно-инженерного училища, в кабинете представителя советского Верховного Главнокомандования маршала Г.К. Жукова собрались представители верховного командования США, Англии и Франции.
В ночь с 8 на 9 мая 1945 года здесь состоялось повторное подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии (первое прошло в Реймсе 7 мая, но процедура не устроила Сталина). Капитуляция нацистской Германии вступала в силу 8 мая в 23:01 по среднеевропейскому времени (9 мая в 01:01 по московскому времени).

Маршал Жуков приказал немедленно отправить Акт, а также фотоснимки заседания и корреспонденцию об этом событии в Москву — Верховному Главнокомандующему.
📷 Ли-2

...И вдруг небо над Берлином озарилось вспышками ракет, началась беспорядочная стрельба из всех видов оружия. Семенков, все члены экипажа вскочили на ноги. А к самолёту подъехала легковая машина.

— Победа! - крикнул приехавший полковник. — Поздравляю с окончанием войны! А вам приказ маршала Жукова — немедленный вылет! Возьмёте на борт двух пассажиров. С ними документы о капитуляции Германии и материалы для московских газет. Счастливого пути!

Около двух часов ночи Семенков поднял в небо свой тщательно закамуфлированный Ли-2 по направлению к Москве. Начинался первый рейс в мирном небе. Пролетая над родной Витебщиной, подполковник Семенков не удержался и радостно прокричал: "Скоро свидимся, мать и отец!"

Рано утром 9 мая 1945 года командир транспортного авиаполка Алексей Семенков доставил Акт о капитуляции Германии в Кремль. А в полдень маршалу Жукову из Москвы сообщили, что вся документация уже вручена Верховному Главнокомандующему.

До выполнения этого особого задания у Алексея Семенкова были сотни тысяч километров воздушных дорог войны. Только в 1941 году он, тогда ещё старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи, совершил 120 боевых вылетов в блокадный Ленинград, доставляя продовольствие и медикаменты. Под Москвой Семенков сбрасывал десанты в тыл противника. А в первый день 1942 года получил срочное задание Ставки — вылететь на оккупированную территорию и разбросать листовки, сообщавшие о разгроме германских войск под Москвой.
📷 Алексей Семенков (второй слева) с боевыми товарищами на военном аэродроме, 1942 год

В 1943 – 1944 годах Семенков, уже в должности командира 2-го авиаполка 1-й авиатранспортной дивизии, совершил около 150 боевых вылетов к белорусским партизанам. За это время лётчики его полка 2000 раз летали в партизанские зоны. Обратными рейсами вывозили раненых, больных, детей и стариков. Полёты выполнялись круглосуточно, зимой и летом, под огнём вражеских зениток и "мессеров". Участвовал его полк и в боях за освобождение Севастополя. Затем были бои в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, в небе Берлина...
После войны Алексей Иванович стал командиром отдельной авиагруппы Международных воздушных сообщений. В 1953 году он стал начальником одного из управлений ГВФ СССР, вскоре стал начальником Госавианадзора там же. В 1957 году на самолёте Ту-104 он первым в СССР совершил трансатлантический перелёт Москва — Нью-Йорк и доставил на сессию Генеральной ассамблеи ООН белорусскую делегацию во главе с министром иностранных дел Белоруссии К.В. Киселевым. Затем Семенков находился на руководящих должностях в гражданском воздушном флоте, вплоть до первого заместителя министра гражданской авиации СССР, стал генерал-лейтенантом, заслуженным пилотом СССР.

Комментарии

  • 9 мая 13:45
    На таких людях держится земля русская. Современная молодежь должна равняться на них.