18 апр

Батюшки рассказывают.

🍃Обязательно ли причащаться, если присутствуешь на литургии? 🙍‍♂Протоиерей Андрей Ткачёв.
Схиархимандрит Серафим говорил следующее. Кто придя на литургию, не приложился ко кресту, тот все равно что не был на литургии. Действительно ли это так? Смотрите, что я бы сказал по этому вопросу. Схиархимандрит Серафим наверное имел в виду, что нужно быть до конца на службе. Крест выносится в конце службы, и уже когда отпуст произнесся, и дали крест, поцеловал, то ты был на службе.
Тогда надо говорить так. Нужно прийти на часы, третий, шестой прослушать, потому что литургия без часов - это как птица без крыльев. Третий час, шестой час, и ты уже давно на службе. Ты уже прочистился и уже готов, воспламенился твой дух, и ты готов Богу молиться. И потом вся служба идет до конца, и крест вынесли, Аминь. И Богу слава. И когда читают причастные молитвы благодарственные, ты уходишь. Да, это правильно, это правильно.
А если ты пришел, служба уже шла, а ты только пришел, потом служба еще не закончилась, ты уже ушел, то это ерунда какая-то получается. Так нехорошо. Но я вам вот что скажу еще. Ну немногие, например, приходят на службу, когда закрываются врата, уже священник начинает принимать святые тайны, дробить святые тайны для причастников, они в это время уходят. Надо стоять на службе до конца, до креста.
Да, это правда. Но я вам вот что скажу еще, очень важную вещь, что по духу церковных канонов и правил церковной жизни, по духу решений Соборов Вселенских присутствующий на литургии должен причащаться. Считается, что ты как бы и не был на литургии не тогда, когда ты крест не поцеловал, а тогда, когда ты не причастился. То есть ты пришел на службу, отстоял ее, ушел и не принимал причастие.
Литургия без причастников не имеет смысла. Это как бы такое глубокое попрание правды Божией, когда люди в храме есть и литургия есть, а причастников нет. Это вообще жесточайшее издевательство над Иисусом Христом и смыслом церковной жизни. Поэтому по духу церковных законов, если ты на службе есть, и у тебя нет формальных причин не причащаться, ты должен это сделать. Но некоторые, например, позавтракали, потом в храм пришли. Ну конечно, он не может причащаться, извиняюсь, нельзя завтракать, когда ты в храм идешь.
Надо натощак в храме находиться. Или ты там, скажем, спал с женой в эту ночь и не можешь причаститься. Ну, бывает. Или ты там совершил смертный грех, и ты под епитимьей, ты не можешь причащаться, тебя отлучили на месяц, два, три, на полгода, то понятно.
А в остальных случаях, почему ты не причащаешься? А я не готов. Что значит, не готов? А кто мешал подготовиться? Ты же пришел на службу, ты натощак пришел, ты с бодрым сердцем пришел. Ты любишь Господа, ты каешься в грехах. Что такое не готов? Да никто не готов. Можно всю жизнь готовится и так всю жизнь не быть готовым. Тут нужно разобраться вообще, что такое готов. Поэтому по духу церковных канонов не причащающийся - это человек, который добровольно не причащающийся по неизвестным причинам. Я пока не хочу. Что значит не хочу? Ты же в церкви стоишь, ты же христианин.
На Руси такого никогда не было, потому что у нас плохо знали каноны, поэтому у нас могли на службах стоять годами, причащаться только один раз в год, два раза в год. Но это неправильно, это против духа самих канонов Церкви. Поэтому, конечно, начинать нужно с маленького. Приходить нужно на литургию на часы до возгласа "Благословенно Царство!" Так чтобы этот возглас ты слышал, что бы ты пришел на службу к началу, а не к середине. Если ты Евангелие не слышал, то ты на службе не был.
Нужно прийти как бы перед Евангелием, перед апостолом прийти нужно на службу, да и вообще перед возгласом начальным. Там всего-то лишь на 15 минут раньше. И нужно стоять на службе до выноса креста. Согласен. Но нужно дальше идти и идти нужно к тому, чтобы причащались на службе все.
Ну не все конечно, так не будет, чтобы все причастились. Кто-то заболел, у женщин обычное женское, кто-то значит епитимью имеет. Но нужно, чтобы большинство причащались, потому что литургия она освещается и завершается приступанием людей к Чаше. Надо обязательно приступать людям к Чаше Господней и принимать Святые Тайны. Вот это и есть действительно подлинная церковность. И конечно нужно крест поцеловать. Это все тоже надо конечно делать.
Протоиерей Андрей Ткачёв.

Комментарии