КТО ТАКИЕ КОЭНЫ и ЛЕВИТЫ?

Лорн Розовски
У евреев тоже существует своя аристократия. Возможно, ее представители не живут в замках и к ним не обращаются со словами «ваша светлость» или «мой господин» — зато они обладают особыми титулами, привилегиями и обязанностями. В представлении евреев аристократами являются коэны (коаним) — священники, когда-то служившие в Иерусалимском Храме. Коэн для евреев в каком-то смысле подобен барону, маркизу или графу. А еще у него есть помощники — левиты.
В Торе сказано, что у Яакова было двенадцать сыновей. Каждый из них стал родоначальником одного из двенадцати колен Израиля. Всем коленам, кроме колена Леви, полагалась своя территория.
Когда после Исхода из Египта евреи изваяли золотого тельца, поклоняться ему отказались только левиты. В результате именно они были названы слугами Б-га: все представители колена Леви — потомки Аарона, брата Моше — стали коаним. Аарон же был назван первым коэном и первым еврейским первосвященником.
На протяжении многих веков и до сегодняшнего дня многие евреи считали себя коэнами (коаним) или левитами (левиим) — по той лишь причине, что коэнами или левитами были их отцы. Но может ли современная наука доказать их принадлежность к колену Леви? Или это не более чем элемент еврейского фольклора и дань древней традиции?Оказывается, доказать свое происхождение от коэнов и левитов можно с помощью ДНК-теста. Принцип таков: если все коэны являются потомками Аарона, то они должны быть носителями схожих генов. По итогам различных исследований, проведенных по всему миру с участием еврейских мужчин как сефардского, так и ашкеназского происхождения, более 98% из тех, кто считал себя коаним, оказались носителями Y-хромосомного Алу-полиморфизма (YAP-мутации). Y-хромосома передается из поколения в поколение по мужской линии и остается неизменной.
Израильская газета The Jerusalem Post приводит цитату профессора Карла Скорецки, возглавляющего кафедру молекулярной медицины в израильском университете Технион: «Самое простое объяснение заключается в том, что все эти мужчины являются носителями Y-хромосомы Аарона». Профессор добавляет, что «по предположению исследователей, 3000-летняя традиция абсолютно себя оправдывает и имеет соответствующее биологическое обоснование». Заключение профессора подтверждает и доктор Генри Острер, ведущий генетик Нью-Йоркского университета.
Сегодня любой из нас может пройти генетическую экспертизу и выяснить, является ли он носителем генов коэна. Этот научный прорыв случился в 1997 году и стал итогом совместного исследования ученых из медицинского центра Рамбам (Хайфа), Университетского колледжа Лондона и Университета Аризоны. Сегодня в базе Международного сообщества коэнов зарегистрированы тысячи потомков коаним, проживающих по всему миру. База постоянно расширяется и дополняется списками левитов.
В 2007 году в Иерусалиме была проведена первая встреча потомков коэнов и левитов. Организовал ее Иерусалимский центр коаним, который возглавляет раввин Яаков Клейман, автор книги «ДНК и традиции: Генетическая связь с древними евреями».Особый интерес представляет открытие, согласно которому ашкеназские и сефардские коэны являются обладателями схожего набора генетических мутаций. Этот факт свидетельствует о том, что до разделения двух общин, начавшегося примерно в 1000 году новой эры, они представляли единое сообщество с общими генетическими признаками. Таким образом, традиция, согласно которой человек определяет себя как коэн, имеет реальное научное обоснование и связывает всех коаним с их общим предком. Точность этих данных не подвергается сомнению еще и потому, что на протяжении веков процент браков между евреями и неевреями был довольно низким. К тому же, неевреи, принявшие иудаизм, не могли стать коаним: этот статус передавался исключительно по мужской линии, от отца к сыну. Следовательно, набор мутаций Y-хромосом, известный как «модальный гаплотип коэнов», остался практически неизменным и действительно указывает на наличие общего предка.
(Впрочем, стоит отметить, что «модальный гаплотип коэнов» был также обнаружен среди народов Северной Африки и представителей курдской общины*).
Что значит быть коэном?
Во время чтения Торы у коэнов есть преимущество перед остальными евреями: именно их вызывают для первого благословения на чтение недельной главы. Они также произносят Биркат Коаним — благословение коэнов. В Израиле и в сефардских общинах мира оно читается раз в день (или раз в неделю), в ашкеназских общинах — в дни главных еврейских праздников.Тем не менее у каждой привилегии есть своя цена — на коэнов распространяется немало ограничений и запретов. Многие из этих ограничений напрямую связаны с тем, что мы называем ритуальной чистотой, поскольку коэн в Иерусалимском Храме считался духовным саном. Однако и после разрушения Храма в 70 г. новой эры многие связанные с обязанностями коэнов законы и обычаи сохранились (за исключением тех, что имели непосредственное отношение к храмовой службе).
Например, коаним запрещено касаться тел умерших, принимать участие в похоронах и даже находиться в одном доме с покойником, кроме случаев, когда речь идет о смерти близкого родственника. Сюда же относится запрет посещения кладбища и любого места, где находится тело умершего. Коэн ни в коем случае не должен брать в жены женщину, ранее состоявшую в браке, или нееврейку, принявшую иудаизм. Несоблюдение брачных запретов не аннулирует брак, но в этом случае коэн теряет свой статус на время брака, а дети, родившиеся в таком союзе, уже не считаются коэнами.
Жена или незамужняя дочь коэна в определенном смысле также обладает этим статусом, несмотря на то что на нее не распространяются связанные с ним обязанности, права, законы и запреты.
Евреями считаются те, чьи матери — еврейки. Однако принадлежность к тому или иному колену, в том числе к колену Леви, определяется по отцовской линии. Выходя замуж, женщина принимает на себя статус мужа (коэн, левит или Израиль), вне зависимости от того, к какому колену принадлежит ее отец.
Дети, рожденные в браке, относятся к колену, потомком которого является их отец, но не мать, которая, выходя замуж, переходит в колено мужа. Если же семейная пара усыновляет детей, они не считаются евреями по матери или потомками того или иного колена еврейского народа по отцу.
Для того чтобы был построен новый Храм, нужны образованные, знающие свое дело и обязанности, осознающие важность своей роли священнослужители. Для некоторых евреев понимание этого служит хорошей мотивацией для выявления истинных коаним.
Поскольку статус коэна и левита в иудаизме передаётся по мужской линии, то соответствующий термин стал восприниматься окружающими евреев народами в качестве фамильного прозвища. Соответственно, когда евреи стали (добровольно или по предписанию закона) обзаводиться фамилиями, то многие коэны и левиты получили фамилию Коэн или Леви, причём это происходило как в Европе, так и в странах ислама.
В результате переселений из одной местности в другую, а также просто с течением поколений произношение иногда изменялось, и фамилия Коэн дала такие варианты, как Cohen, Cohn, Conn, Kohn, Coen, Kahn в Западной Европе или Коген, Коган, Когон, Кон, Кан и т. п. в Российской империи. Иногда вместо ивритского варианта использовался арамейский («каhана», в идише «каhанe»), так соответственно возникли варианты Cahane, Kahane, Кагана, Кагане, Каган и т. п. В момент создания официальной фамилии к этим формам могли добавляться германские форманты «-ман» и «-ер» (Когенман, Каганман, Каганер), славянские форманты «-ович», «-ов» или «ский» (Коганович, Каганович, Коганов, Каганов, Каганский) или слово, означающее «сын» (арамейское «бар», немецкое «Sohn») (Баркаган/Баркан, Коганзон). У грузинских евреев фамилия, указывающая на статус «коэна», встречается в варианте Каганашвили/Каханашвили. Иногда использовался вариант с ивритским определённым артиклем «hа-», особенно в странах ислама, так возник вариант фамилии hа-коhэн (записываемый по-русски как Акоэн или Гакоген).
Иногда титул коэна продолжали добавлять к уже существующей фамилии, взятой из других источников, и через несколько поколений такое сочетание воспринималось как двойная фамилия. Так, например, возникли ашкеназская фамилия Коган-Бернштейн и сефардская Коэн-Таннуджи.Ещё одной группой фамилий, содержащих указание на коэнский статус носителя, являются фамилии-аббревиатуры, расшифровка которых содержит ивритское слово «коэн». Таковы фамилии Кац (аббревиатура от «коhен-цедек», то есть «праведный коэн»), Каждан (изначально было Кашдан, аббревиатура арамейского выражения «Каhанэй шлухэй ди-рахамана нинhу», то есть «Коэны — (они) посланники Милосердного») и некоторые другие.
Поскольку коэны считаются потомками первосвященника Аарона, то часто для указания на коэнский статус использовали выражения со значением «потомок Аарона», в частности, Бар-Аарон, Бен-Аарон, а также Ааронсон и т. п. Такие сочетания тоже иногда становились фамилиями, иногда видоизменяясь со временем (так, из варианта Бар-Аарон возникла еврейская фамилия Барон). Однако не у всех носителей такая фамилия указывает на коэнское происхождение, так как она могла быть образована и как патронимическая, то есть как фамилия человека, отца которого звали Аарон. Есть и фамилии-аббревиатуры такого рода, например, фамилия Мазе («ми-зера Аhарон hа-коhен», то есть «из семени Аарона-первосвященника») и встречающаяся у евреев Ирака фамилия Зилха («зера ле-коhен Аhарон», почти с дословно тем же значением). Эти фамилии-аббревиатуры, конечно, являются исключительно коэнскими.
Распространённая фамилия Каплан (Каплун) тоже указывает на коэнское происхождение — слово «каплан» по-польски и по-белорусски означает «священник, капеллан» и представляет собой перевод (кальку) ивритского слова «коэн».
У левитов фамилия, образованная от их титула, могла принимать вид Леви, Левит, Левита (польская и латинская форма слова), а также с артиклем hа-Леви (по-русски записывалась как Галеви). От этих базовых вариантов могли позднее образовываться фамилии Левитин, Левитан, Левин, Левинский, Левинсон, Левитес, Левитанский и т. п. У среднеазиатских и кавказских евреев эта фамилия чаще принимала форму Левиев, а у грузинских такая фамилия бытует в варианте Левиашвили. Есть и фамилии-аббревиатуры, указывающие на происхождение от левитов: Брилль («бен рабби Иеhуда-Лейб hа-Леви», «сын раввина Иеhуды-Лейба hа-Леви»), Сегал (с вариациями Шагал, Сагал, Сигал и производными Сагалович, Шагалов и т. п. — это аббревиатура от «сеган левия», то есть «помощник-левит», в смысле «левит − помощник коэна») и некоторые другие.
Фамилии, образованные от титулов коэн и леви, являются самыми распространёнными среди евреев. Так, фамилия Левин является самой распространённой среди евреев бывшего СССР, а фамилия Коган — второй по распространённости. Среди евреев Израиля фамилия Коэн является самой распространённой (2,52 % от всего населения), а фамилия Леви — второй по распространённости (1,48 %). Среди евреев Германии начала XX века фамилия Кон (с производными Кан и др.) была самой распространённой (3 % всех евреев), а фамилия Леви — второй по распространённости (2,3 %). Среди крымчаков носителей фамилии Коген (в такой форме она зафиксирована в этой общине) сравнительно мало, зато фамилия Леви является самой распространённой (8,2 % носителей в начале XX века.) С другой стороны, существуют еврейские субэтнические группы, в которых исторически отсутствовали левиты и коэны. Соответственно, в этих еврейских общинах нет и фамилий, образованных от этих титулов — таких фамилий нет, например, у горских евреев (за исключением небольшого числа влившихся в эту общину уже в XIX веке потомков раввинов, приглашённых из Персии и Османской империи).

Комментарии

Комментариев нет.