Русский художник-пейзажист Федосов Никита Петрович. Федосов Никита Петрович (1939, Москва- 1992, д. Вешки).Лауреат Государственной Премии России.В 1962 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И.Сурикова по мастерской профессора Д.К. Мочальского. Дипломная работа Никиты Федосова «На Двине» до сих пор хранится в собрании Института как пример мастерства высочайшего уровня. Когда картину вынесли в зал для защиты, зрители встали и продолжали аплодировать стоя.В 1964 г. принят в Творческие мастерские Академии Художеств СССР, (руководитель Б.В.Иогансон).Пройдет еще не одно десятилетие прежде, чем в России появится живописец равный по силе дарования Никите Федосову. Он стал легендой русской реалистической живописи второй половины ХХ века. Созданные им произведения ставят его имя в ряд великих русских пейзажистов Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Станислава Жуковского.В 2000 и 2006 гг. в ЦДХ в Москве прошли персональные выставки памяти Никиты Федосова.Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Тверской картинной Галерее, Тульском и Серпуховском художественных музеях.Он ушел из жизни в расцвете своего таланта и мастерства 17 мая 1992 года.Никиту Петровича Федосова можно отнести к редко встречающимся талантливым людям, испытавшим прижизненное признание коллег, искусствоведов и зрителей и не выпавшим из контекста истории искусства после своего ухода из жизни. Более того, начав свою творческую карьеру тематическими картинами, он к концу своего пути окончательно сосредоточился на жанре пейзажной живописи, создав настоящие шедевры психологического пейзажа. В наши дни его произведения занимают принципиально важное место в российской пейзажной живописи, соединяя творческий опыт шестидесятников с достижениями следующего поколения. Произведения Никиты Федосова представляют нам выдающегося живописца русской реалистической школы. Его пейзажи удивительно глубоки по звучанию образов, по авторскому ощущению настроений и тонких переходов в состоянии природы. Федосов писал: «Для меня живопись – это когда созвучие цветов на холсте производит на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестаёт быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение». Он всегда привносил в произведения свое авторское настроение и переживание, умел это сделать с высочайшим мастерством, ненавязчивостью и особой пронзительностью. Простые виды сельской природы, в которых не происходило никаких видимых действий, наполнялись в его холстах волнующими чувствами, вовлекая эмоции зрителя в переживание тех или иных состояний: весны, поздней осени, летних сумерек... Все средства живописи в его картинах многократно усиливают звучание созданного образа. Зрелое мастерство опытного художника, достигнутое трудолюбием и беззаветной любовью к искусству, большое художественное дарование сделали его блестящим мастером русского пейзажа - подлинной легендой в среде художников. Глубокие по содержанию полотна, наполненные авторскими переживаниями, такие, как: «Солнце встало» (1981), «Вечерняя заря» (1981), «Тишина» (1981), «В полях вечерних» (1980), «Моросит» (1980), «Осенний ветер» (1978), «Тихая весна» (1979), «Теплые вечера в апреле» (1986), «Вечерний покой» (1988), «Дыхание зимы» (1991), «Раннее утро»(1983) поставили творчество Н.П. Федосова в ряд лучших достижений пейзажного жанра конца 1970-х начала 1990-х годов С начала 1970-х годов большую часть года художник с семьей проводил в небольшой живописной деревушке Вели, близ Дома творчества «Академическая дача». Неподалеку, в деревне Городок, еще в 1950-е годы обосновалось семейство Юрия Петровича Кугача. Его супруга, известная московская художница Ольга Григорьевна Светличная приходилась родной сестрой матери Н.П. Федосова, а вместе с их сыном Михаилом, Никита учился и рос. Поэтому с ранних лет он стал «завсегдатаем» Академички. Все здесь располагало к спокойному творческому труду: близость родных, возможность широкого общения с коллегами, редкой красоты северная природа. Именно в этих местах и были созданы почти все последующие произведения Никиты Петровича, в том числе и те, за которые он получил Государственную премию, и многие другие, что ныне хранятся в коллекциях ведущих музеев страны. Никита Петрович Федосов был очень цельным человеком. В нем сочетались не только дар живописца, но и замечательное владение словом. Он талантливо писал – прочтите его опубликованные письма к матери, включая юношеские! Никита Петрович был очень образован, блестяще знал историю мирового искусства, литературу, историю. О живописи мог говорить часами. Его отличало хорошее знание своей страны, и не по географическим атласам, а по собственным впечатлениям. Н.П. Федосов с детства много ездил, поскольку не одно десятилетие в экспедициях на Русском Севере целыми сезонами работала его мать Вера Григорьевна Брюсова, известный искусствовед и реставратор, всю свою жизнь спасавшая и защищавшая памятники русской культуры. Вместе с нею Никита узнал и полюбил север, Кижи, где часто жил и работал.
от РЕМЕСЛА к ИСКУССТВУ
ИСКУССТВО.
Русский художник-пейзажист Федосов Никита Петрович.
Федосов Никита Петрович (1939, Москва- 1992, д. Вешки).Лауреат Государственной Премии России.В 1962 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И.Сурикова по мастерской профессора Д.К. Мочальского. Дипломная работа Никиты Федосова «На Двине» до сих пор хранится в собрании Института как пример мастерства высочайшего уровня. Когда картину вынесли в зал для защиты, зрители встали и продолжали аплодировать стоя.В 1964 г. принят в Творческие мастерские Академии Художеств СССР, (руководитель Б.В.Иогансон).Пройдет еще не одно десятилетие прежде, чем в России появится живописец равный по силе дарования Никите Федосову. Он стал легендой русской реалистической живописи второй половины ХХ века. Созданные им произведения ставят его имя в ряд великих русских пейзажистов Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Станислава Жуковского.В 2000 и 2006 гг. в ЦДХ в Москве прошли персональные выставки памяти Никиты Федосова.Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Тверской картинной Галерее, Тульском и Серпуховском художественных музеях.Он ушел из жизни в расцвете своего таланта и мастерства 17 мая 1992 года.Никиту Петровича Федосова можно отнести к редко встречающимся талантливым людям, испытавшим прижизненное признание коллег, искусствоведов и зрителей и не выпавшим из контекста истории искусства после своего ухода из жизни. Более того, начав свою творческую карьеру тематическими картинами, он к концу своего пути окончательно сосредоточился на жанре пейзажной живописи, создав настоящие шедевры психологического пейзажа. В наши дни его произведения занимают принципиально важное место в российской пейзажной живописи, соединяя творческий опыт шестидесятников с достижениями следующего поколения. Произведения Никиты Федосова представляют нам выдающегося живописца русской реалистической школы. Его пейзажи удивительно глубоки по звучанию образов, по авторскому ощущению настроений и тонких переходов в состоянии природы. Федосов писал: «Для меня живопись – это когда созвучие цветов на холсте производит на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестаёт быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение». Он всегда привносил в произведения свое авторское настроение и переживание, умел это сделать с высочайшим мастерством, ненавязчивостью и особой пронзительностью.
Простые виды сельской природы, в которых не происходило никаких видимых действий, наполнялись в его холстах волнующими чувствами, вовлекая эмоции зрителя в переживание тех или иных состояний: весны, поздней осени, летних сумерек... Все средства живописи в его картинах многократно усиливают звучание созданного образа. Зрелое мастерство опытного художника, достигнутое трудолюбием и беззаветной любовью к искусству, большое художественное дарование сделали его блестящим мастером русского пейзажа - подлинной легендой в среде художников. Глубокие по содержанию полотна, наполненные авторскими переживаниями, такие, как: «Солнце встало» (1981), «Вечерняя заря» (1981), «Тишина» (1981), «В полях вечерних» (1980), «Моросит» (1980), «Осенний ветер» (1978), «Тихая весна» (1979), «Теплые вечера в апреле» (1986), «Вечерний покой» (1988), «Дыхание зимы» (1991), «Раннее утро»(1983) поставили творчество Н.П. Федосова в ряд лучших достижений пейзажного жанра конца 1970-х начала 1990-х годов
С начала 1970-х годов большую часть года художник с семьей проводил в небольшой живописной деревушке Вели, близ Дома творчества «Академическая дача». Неподалеку, в деревне Городок, еще в 1950-е годы обосновалось семейство Юрия Петровича Кугача. Его супруга, известная московская художница Ольга Григорьевна Светличная приходилась родной сестрой матери Н.П. Федосова, а вместе с их сыном Михаилом, Никита учился и рос. Поэтому с ранних лет он стал «завсегдатаем» Академички. Все здесь располагало к спокойному творческому труду: близость родных, возможность широкого общения с коллегами, редкой красоты северная природа. Именно в этих местах и были созданы почти все последующие произведения Никиты Петровича, в том числе и те, за которые он получил Государственную премию, и многие другие, что ныне хранятся в коллекциях ведущих музеев страны.
Никита Петрович Федосов был очень цельным человеком. В нем сочетались не только дар живописца, но и замечательное владение словом. Он талантливо писал – прочтите его опубликованные письма к матери, включая юношеские! Никита Петрович был очень образован, блестяще знал историю мирового искусства, литературу, историю. О живописи мог говорить часами. Его отличало хорошее знание своей страны, и не по географическим атласам, а по собственным впечатлениям. Н.П. Федосов с детства много ездил, поскольку не одно десятилетие в экспедициях на Русском Севере целыми сезонами работала его мать Вера Григорьевна Брюсова, известный искусствовед и реставратор, всю свою жизнь спасавшая и защищавшая памятники русской культуры. Вместе с нею Никита узнал и полюбил север, Кижи, где часто жил и работал.