Часть вторая: Самой развивающей "игрой" в этом возрасте является участие в домашних делах. Кроме собственно освоения действий и использования знакомых предметов эта деятельность дает ребенку ощущение своей нужности в этом мире: если я делаю то же, что и большие папа и мама, значит, я важный и нужный. Это особенно важно в преддверии кризиса трех лет, когда ребенок должен подсознательно понимать свое место в мире. Роль в домашних делах показывает ему участие в жизни семьи, во взрослой деятельности, стремление к результату (манипуляционнная деятельность чаще всего безрезультатна), визуальное подкрепление своего существования. Кроме того, что участие в бытовых делах дает ребенку освоить множество действий, это дает ему стимул для восприятия (ведущее — двигательное!) и, соответственно, для мышления. В быту ребенка окружает много интересных вещей, фактур и объемов (простая игра овощами во время маминой готовки — это бездна возможностей для развития восприятия). Когда он учится использовать окружающие предметы и соотносит их с областью применения, это дает развитию мышления намного больше, чем все мертвые "развивающие пособия". И наоборот: если мама стремится переделать все дела, "пока ребенок спит", а с ним играет в "специальные игры", он погружается в искусственную среду и искусственную деятельность, что, разумеется, не дает такой прочной платформы для ощущения себя нужным в этом мире, нежели бытовые настоящие дела. То есть "специальные занятия" ставят ребенка в положение "инвалида", которому недоступна настоящая деятельность, который не нужен в системе обычной жизни и которого отталкивают от самых важных дел. (С точки зрения ребенка те действия, которые производит мама, имеют большую ценность — ведь она большая, взрослая, значит, занята ужасно важными делами, пусть это простое подметание пола.) Соответственно ребенок подсознательно впитывает это отношение и "особое положение", которое отвергает его вхождение в повседневную жизнь семьи. Но раннее детство — это как раз тот период, когда развивается представление о своей роли в этом мире, и ребенок потихонечку понимает свою никчемность. Этому же учит и неправильная реакция родителей на стремление ребенка к участию в бытовых делах: "Ты еще маленький!", "Ты разольешь!", "Тебе не достать!", "Ты этого не умеешь!". Ребенок сейчас действует методом проб и ошибок, и ему нужно дать такую возможность. Именно тогда, когда он своим постоянством проходит через череду ошибок и в конце концов получает результат, растет будущая уверенная в себе личность. Да, лучше пусть ребенок перебьет половину посуды, пытаясь ее помыть, нежели примет установку "У тебя не получится, ты еще маленький, дай бабушка сделает!".
Интернет магазин детского питания NanBaby
Как развивать ребенка от 1 до 3 лет.
Часть вторая:
Самой развивающей "игрой" в этом возрасте является участие в домашних делах. Кроме собственно освоения действий и использования знакомых предметов эта деятельность дает ребенку ощущение своей нужности в этом мире: если я делаю то же, что и большие папа и мама, значит, я важный и нужный. Это особенно важно в преддверии кризиса трех лет, когда ребенок должен подсознательно понимать свое место в мире. Роль в домашних делах показывает ему участие в жизни семьи, во взрослой деятельности, стремление к результату (манипуляционнная деятельность чаще всего безрезультатна), визуальное подкрепление своего существования.
Кроме того, что участие в бытовых делах дает ребенку освоить множество действий, это дает ему стимул для восприятия (ведущее — двигательное!) и, соответственно, для мышления. В быту ребенка окружает много интересных вещей, фактур и объемов (простая игра овощами во время маминой готовки — это бездна возможностей для развития восприятия). Когда он учится использовать окружающие предметы и соотносит их с областью применения, это дает развитию мышления намного больше, чем все мертвые "развивающие пособия".
И наоборот: если мама стремится переделать все дела, "пока ребенок спит", а с ним играет в "специальные игры", он погружается в искусственную среду и искусственную деятельность, что, разумеется, не дает такой прочной платформы для ощущения себя нужным в этом мире, нежели бытовые настоящие дела. То есть "специальные занятия" ставят ребенка в положение "инвалида", которому недоступна настоящая деятельность, который не нужен в системе обычной жизни и которого отталкивают от самых важных дел. (С точки зрения ребенка те действия, которые производит мама, имеют большую ценность — ведь она большая, взрослая, значит, занята ужасно важными делами, пусть это простое подметание пола.) Соответственно ребенок подсознательно впитывает это отношение и "особое положение", которое отвергает его вхождение в повседневную жизнь семьи. Но раннее детство — это как раз тот период, когда развивается представление о своей роли в этом мире, и ребенок потихонечку понимает свою никчемность.
Этому же учит и неправильная реакция родителей на стремление ребенка к участию в бытовых делах: "Ты еще маленький!", "Ты разольешь!", "Тебе не достать!", "Ты этого не умеешь!". Ребенок сейчас действует методом проб и ошибок, и ему нужно дать такую возможность. Именно тогда, когда он своим постоянством проходит через череду ошибок и в конце концов получает результат, растет будущая уверенная в себе личность. Да, лучше пусть ребенок перебьет половину посуды, пытаясь ее помыть, нежели примет установку "У тебя не получится, ты еще маленький, дай бабушка сделает!".