Знаете ли Вы откуда на пассажирских вагонах появились окна спереди и сзади?

Существует мнение, что виной тому одна криминальная история, произошедшая в Англии, а точнее - знаменитое судебное дело по процессу некоего Франца Мюллера.
Итак, 9 июля 1864 года в четверть одиннадцатого ночи двое банковских служащих сели в пустовавшее купе первого класса на станции Хекни Северо-Лондонской железной дороги. Один из них случайно опустил руку на сидение и почувствовал, что оно покрыто неприятной липкой субстанцией. В неясном свете масляных ламп он сумел разобрать только, что это вещество красного цвета. Охрану успели вызвать до того, как поезд тронулся. Вагон обыскали и обнаружили, что следы жидкости, напоминающие кровь, имеются также на диванных подушках, окне, одной из дверных ручек и прогулочной трости. Картину завершали маленькая черная сумка и бобровая шляпа с биркой ее изготовителя Дж. Х. Уолкера. Если липкая красная жидкость - это действительно кровь, то откуда она взялась, и куда делся ее "источник"?
Свидетелей происшествия в вагоне не было. В то время между железнодорожными вагонами не было ни переходов, ни окон. Ограбления, зачастую с применением насилия, были отнюдь не редким явлением, особенно ночью. Подозревая подобный случай, полиция приказала опечатать вагон, отцепить его и отправить сначала в городок Чалк-Фарм, а затем на станцию Боу для дальнейшего осмотра. Шляпу, трость, сумку и подушки отдали в столичную полицию, чтобы пятна изучили и по возможности установили, являются ли они кровавыми.
Приблизительно в то же время, когда вагон обыскивали, машинист поезда, следующего в противоположном направлении, увидел, как на двухметровый участок земли между рельсами упала тёмная фигура. Остановив поезд, машинист выбрался из него и обнаружил лежащего без сознания мужчину, которого, по-видимому, жестоко избили. Его отнесли в ближайший кабак, где по содержимому карманов установили, что это Томас Бриггс, семидесятилетний главный клерк банковского дома Роберте на Ломбард-стрит. Среди прочих повреждений у мистера Бриггса была трещина черепа, и он умер на следующее утро, не приходя в сознание. Его безутешный сын, вызванный в полицию, опознал сумку и прогулочную трость, как принадлежавшие его отцу, но сказал, что никогда не видел шляпу, обнаруженную в вагоне. Цилиндр мистера Биггса исчез так же, как и золотые часы с цепочкой.
Инспектор Дик Теннер пришел к выводу, что преступление было непреднамеренным грабежом, и нападавший, находясь в состоянии аффекта, по ошибке унес с собой чужой головной убор. Он составил описание забытой в вагоне шляпы, цепочки и часов. Поскольку нападение на мистера Бриггса стало первым убийством в Британии, произошедшим в железнодорожном вагоне, общественный резонанс этого события был огромен. Благодаря этому следствие продвигалось очень быстро. Вскоре в полицию обратился ювелир по фамилии Диз (в английском произношении созвучной слову "смерть" - "death"), который и принес пропавшие ценности. Он рассказал, что клиент обменял их на похожий комплект той же стоимости.
Услышав об этом, некий Мэттьюз, кучер кэба, рассказал полиции о том, что друг семьи Франц Мюллер давал его десятилетней дочери поиграть со шкатулкой, на которой была выгравирована фамилия "Диз". Кроме того, у Мюллера была шляпа, сделанная Дж. Х. Уолкером. Семейство Мэттьюз предоставило полиции фотографию Мюллера, и Диз опознал его как своего покупателя.
Однако в Англии обнаружить Мюллера не удалось. Допрашивая его домовладелицу, инспектор Теннер выяснил, что тот отбыл в Нью-Йорк на парусном судне "Виктория". Теннер сел на борт парохода "Манчестер" и оказался в Нью-Йорке на несколько недель раньше, чем парусник "Виктория". При задержании у Мюллера обнаружили цилиндр
мистера Бриггса, который он укоротил, чтобы убрать имя его предыдущего владельца. Полиция быстро провела экстрадицию подозреваемого, и его вернули в Англию для процесса, состоявшегося 27 октября.
Доктор Генри Лезеби давал показания относительно улик, связанных с кровью. Он осматривал кровавые пятна на месте преступления лишь 26 июля, а прогулочная трость попала в его распоряжение только 6 октября. К тому времени пятна окончательно засохли и с трудом поддавались идентификации.
Доктор Лезеби применял несколько методик для того, чтобы определить, в каких именно пятнах присутствует кровь. Он свидетельствует: "Я измерил кровяные шарики и теперь уверен, что эта кровь принадлежит человеку... на стекле также были видны следы крови... Она обладает характеристиками человеческой крови, и благодаря присутствующему в ней сгустку я могу сказать, что человек был жив, когда она попала на стекло. Кровь содержит мозговую ткань. Два пятна вещества головного мозга напоминают брызги размером с шестипенсовик. Такой эффект имел бы место в случае удара, если бы человек сидел в этой части вагона и его били бы в левую часть головы; из-за скольжения головы по стеклу мы бы и получили такой результат".
Доктор Лезеби заявлял: "Для того, чтобы определить природу пятен, я использовал микроскоп (из записей Лезеби становится понятно, что микроскопу был прикреплен спектроскоп для анализа спектра веществ с целью идентификации крови) и некоторые химические тесты".
В своих показаниях по делу доктор Лебези опирался на точное расположение пятен крови и в деталях описал то, как мистер Бриггс встретил смерть. Присяжные признали Франца Мюллера виновным, и он был публично повешен перед Ньюгейтской тюрьмой в 1864 году.
Вы спросите: "Какое же отношение имеет Франц Мюллер к окнам в вагонах?"
Просто дело Мюллера послужило причиной ряда реформ в Англии. Опасную изоляцию пассажиров поездов смягчили установкой маленьких окон спереди и сзади вагона - их иногда называли "глазами Мюллера". В связи с этим нашумевшим делом руководством железной дороги было распространено распоряжение, и до 1868 года во всех поездах должны были установить стоп-краны.
Как ни странно, укороченный Мюллером цилиндр жертвы привел к появлению новой модной тенденции среди молодых щеголей, оставив в истории портновского искусства память о казненном преступнике.
С этого же момента в мире криминалистики начала возрастать важность спектроскопа.
(Вагнер Э. Дж. "Шерлок Холмс: наука и техника")
На рисунке показан пассажирский вагон на линии Ливерпуль-Манчестер образца 1830 года

Комментарии

Комментариев нет.