Притч.

XV, 20 - XVI, 9.
20Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
22Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.] 29Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
Глава 16.
1Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
5Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] 6Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
7Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
профессор Александр Павлович Лопухин
Толковая Библия
Толкование на книгу притчей Соломоновых
Глава 15
Притч.15:20. Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
Притч.15:21. Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
Притч.15:22. Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
Притч.15:23. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
Притч.15:24. Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
Притч.15:25. Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
Притч.15:26. Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
Притч.15:27. Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
Притч.15:28. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.–
Притч.15:28a. –[Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]
Притч.15:29. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
Притч.15:30. Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
Притч.15:31. Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
Притч.15:32. Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
Притч.15:33. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16–17, сн. Пс 36.16); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. Притч 26.21), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные – источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн. Притч 10.1, 17.25), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. Притч 11.14) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. Притч 11.7, 14.32), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32–32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25, 27, 30).
Глава 16
1–3. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4–9. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10–15. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16–26. Правда Божия – в отношении к мудрым и к глупым. 27–33. Неодинаковая судьба праведных и неправедных.
Притч.16:1. Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
Притч.16:2. Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
Притч.16:3. Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер 10.23), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс 21.9, 36.5).
Притч.16:4. Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
Притч.16:5. Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]
Притч.16:6. Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
Притч.16:7. Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
Притч.16:8. Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
Притч.16:9. Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).

Комментарии

Комментариев нет.